Конспект Исследовательской деятельности «Измерение жидких веществ» для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Рогова Ольга Михайловна

Конспект Исследовательской деятельности «Измерение жидких веществ» для старшего дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №55 комбинированного вида «Чудесница»

Конспект

Исследовательской деятельности «Измерение жидких веществ»

 для старшего дошкольного возраста

Составила воспитатель:

 Горяинова О.М

Воркута

Цель: формирование умений измерять объем жидких тел с помощью условной мерки.

Задачи

Образовательные:

- познакомить детей с правилами измерения жидких веществ;

- закрепление названий цифр.

Развивающие:

- развитие познавательной активности, логического мышления, внимания, памяти, умение излагать результаты измерения.

- развитие культуры речевого общения.

Воспитывающие:

- воспитывать аккуратность в процессе работы с жидкостями;

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Словарная работа:

Обогащение: марка, объем, жидкость.

Активизация: щепотка, сосуд.

Оборудование: большие и маленькие стаканы, ложки, сахар, соль, два таза, воронка, бутылка, контейнер, иска, клубок, фишки 10шт, салфетки, полотенце, фартуки на каждого ребенка, тряпка для уборки, конфеты, линейка, рулетка метр, коробка.

Предварительная работа: измерение длинны различных предметов – лент, полосок с помощью условной мерки.

Часть

Деятельность

воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная часть

Аленушка сидит в центре группы, не обращая внимания на вошедших детей, приговаривает:

- Ой, а куда это я попала? Это же не моя сказка! Бедная я, бедный мой братец Иванушка, так и останется он козленочком. Ой, что же мне делать? Где же я? А вы кто такие?

- А вы помните, из какой я сказки?

- Ой, ребята, горе у меня, братец мой превратился в козленочка.

- Я точно знаю, что спасти Иванушку может только та вода, которой больше.

- Ребята, вы мне поможете?

- Здравствуйте.

- Из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

- Да мы поможем.

Сюрпризный момент.

Вопросы

Основная часть

- Как же мне узнать, где  больше воды?

- Ребята,  посмотрите на сосуды, как  вы считаете в какой емкости жидкости больше?

- А жидкость у нас необычная, она волшебная. Ребята, посмотрите какого цвета жидкость у нас в тазике?

- А какого цвета жидкость  в миске?

- Ребята, как вы думаете в каком сосуде жидкости больше: в миске или в тазике?

- А можно ли точно определить, сколько жидкости в сосудах только на взгляд?

- Нет, нельзя, так как сосуды разные и количество воды показывает разное.

- А как вы думаете, чем можно измерить объем жидкости

- Как можно проверить, сколько жидкости находятся в сосудах?

- Правильно, нужно измерить объем жидкости и сравнить результаты.

- Ребята, а вы знаете, что необходимо для измерение жидкости?

- Посмотрите, в моей коробочке столько всего, что я не знаю какой предмет можно взять для измерение жидкости, может измерить линейкой?

- А чем можно измерить жидкость?

- Правильно, а ложкой можно измерить?

- Чем удобнее измерять воду ложкой или стаканом?

- Молодцы, сегодня мы с вами будем измерять жидкость вот такими стаканами.

- При измерении очень важно наливать каждый раз одинаковое количество  жидкости, поэтому на каждом стакане есть специальная отметка. Это важное правило. Измерять мы будем условной меркой – воду нужно наливать до отметки, которая изображена на стакане.

- Ребята, как вы думаете, что нужно  сделать, чтобы не забыть сколько раз мы отмерили воду?

- Правильно каждый раз, когда мы выливаем вод из стакана в таз, нужно откладывать одну фишку.

- Измерять надо точно и аккуратно, наполняя стакан точно до отметки, иначе результат будет неверный.

- Ребята, а до каких пор мы будем продолжать измерение жидкости?

- Посмотрите, как это делаю я.

(Наливаю воду выше отметки)

- Ребята, я правильно налила жидкость?

А как правильно? Ровно до отметки?

- Давайте приступим к измерению жидкости. Нам нужно поделиться на две группы, первая группа будет измерять жидкость, которая находится в большой миске, вторая группа будет измерять жидкость, которая находится в тазу.

- Помним важные правила измерения, жидкость наливаем ровно до отметки и когда выливаем жидкость из стакана надо откладывать одну фишку. Можете приступать.

- Сколько у вас получилось воды желтого цвета?

- Сколько у вас получилось воды синего цвета?

- А как вы узнали, сколько получилось стаканов?

- Молодцы ребята.

А теперь давайте с вами немного отдохнем:

Мышка быстренько бежала

Мышка хвостиком виляла

Ой, яичко уронила

Посмотрите - ка разбила.

Вот ее мы посадим

И водой ее польем

Выросла репка, хороша и крепка

А теперь ее потянем

И из репы кашу сварим

И будем мы от репки здоровые и крепкие.

- Ой, ребята как же там мой братец поживает, все ли у него в порядке.

Посмотрите,  у меня есть  клубок не простой, а волшебный. Если прислушаться, то можно что-то услышать.

Включается аудиозапись:

Хорошо, что Аленушка не знает, как спасти своего братца Иванушку, а тоя Баба Яга умная, знаю как спасти Иванушку, а для этого нужно в пустой стакан налить стакан желтой воды и стакан синей воды, добавить два кусочка сахара и две щепотки соли.

- Ой, ребята, какое счастье теперь я точно спасу своего братца Иванушку.

- Вы мне поможете изготовить живую воду?

- Давайте вспомним с вами рецепт изготовление живой воды.

-(Дети выкладывают схему на столе)- Какого цвета сначала нужно взять воду?

- Затем туда же наливаем воду, какого цвета?

- Ребята, а что еще нужно добавить?

- Правильно мы добавляем два кусочка сахара и две щепотки соли и размешиваем все это аккуратно ложкой.

- Ребята, а что такое щепотка?

- Щепотка это нужно защипнуть тремя первыми пальцами соль.

- А теперь давайте присаживайтесь за столы и можно приступать к изготовлению живой воды.

- Посмотрите, у нас с вами получилась живая вода.

- Ребята, а чтобы мне удобно было отнести живую воду, давайте аккуратно перельем ее в бутылку.

-Как вы думаете, что можно использовать, чтобы было удобно переливать живую воду и не пролить драгоценные капли?

- Молодцы ребята, спасибо вам большое.

- Нужно ее измерить.

- Жидкость желтого цвета.

- Жидкость синего цвета.

- В тазу жидкости больше.

- Для измерения необходима мерка.

- Нужно измерить жидкость.

- Необходима мерка.

- Можно измерить стаканом, кружкой, банкой.

- Можно.

- Лучше измерить стаканом, так как жидкость много и ложкой измерять будет очень долго.

- Надо откладывать одну фишку.

- До тех пор пока не измерим всю жидкость, и она не закончится.

- Нет, не правильно, так как налили жидкости больше отметки.

Делятся на две группы.

- 4 стакана воды.

- 4 стакана воды.

- По фишкам, которые откладывали каждый раз, когда выливали воду.

Бег на месте

Наклонились

Подняли яичко

Показали яичко

Вытянули руки.

Наклонились

Развили руки в стороны

Имитация еды

Показать «силу»

- Да поможем.

- желтого цвета.

- синего цвета.

- Нужно добавить сахар и соль.

Выполняют самостоятельно.

- воспользоваться воронкой.

Вопросы

Опора на личный опыт

Вопросы

Пояснение

Вопросы

Указание

Вопросы

Похвала

Объяснение

Вопросы

Пояснение

Вопрос

Показ

Указание

Уточнение

Вопросы

Похвала

Физминутка

Просьба

Сюрпризный момент

Вопросы

Уточнение

Указание

Объяснение

Похвала

Заключительная часть-

-За руки умелые, за ум и смекалку сказать спасибо хочу. Тем, кто трудился, тем, кто старался. Подарок свой всем сейчас покажу.

- Ребята расскажите, что помогло правильно определить объем жидкости?

- Спасибо вам большое за то, что вы мне помогли спасти своего братца Иванушку.

В этом нам помогли мерки.

Подведение итогов

Поощрение

Похвала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной детско-родительской творческой познавательно-исследовательской деятельности "Приготовление винегрета с "изюминкой". Старший дошкольный возраст .

Конспект  преназначен для педагогов и родителей и содержит практический материал по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте, может быть использован в организаци...

Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...

Конспект исследовательской деятельности «Необычный кусочек мела» для старшего дошкольного возраста.

Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле. Опыты с мелом....

Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"

Задачи, методы и приемы для развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего возраста по программе "Детство"....

Конспект исследовательской деятельности «Необычный кусочек мела» для старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по краеведению. Цель:   Обеспечить познавательное развитие детей на основе природных особенностей  Белгородской области, с ...

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...