Конспект НОД по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Горяйнова Наталья Александровна

Конспект для старшей группы по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе

«Путешествие в страну Математики»

Подготовила воспитатель

ГБОУ лицей №1568, д.о.№1

Горяйнова Наталья Александровна

Программное содержание:

Закрепить умение ориентироваться на листе, закрепить знание геометрических фигур, классификация геометрических фигур по одному признаку, закрепить знание числового ряда (0-10), закрепить различия порядкового счета до 10, состав числа в пределах пяти.

Учить детей конструировать из геометрических фигур.

Учить детей давать развернутые ответы на вопросы (правильно строить предложения)

Развивать мышление, воображение, связную речь.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде.

Ход занятия:

Ребята! Сегодня детский сад получил письмо из волшебной страны Математики. Ее жители приглашают нас к себе в гости. Там много интересного, математического. В этой стране всегда лето, тепло и солнечно. Ну что, готовы отправиться в путь?

В волшебной стране Математике все цифры перессорились. Каждая считает себя самой важной, нужной и красивой. Давайте расскажем о них, где они встречаются.

-я цифра 1- одно солнышко, одна мама, один папа

-Я цифра 2- у человека все по паре: два глаза, два уха, две ноги, две руки;

-Я цифра 3- я встречаюсь в сказках «Три медведя»«три поросенка»;

-Я цифра 5- я отличная оценка в школе, на руке пять пальцев;

-Я цифра 4- у животных по четыре лапы, у квадрата четыре угла;

-Я цифра 7- у радуги семь цветов, в сказке «Волк и семеро козлят»«Белоснежка и семь гномов»;

А в неделе сколько дней? Перечислите их.

А какие четыре времени года вы знаете?

Ребята, назовите все цифры по порядку (хорошо)

Назовите цифры в обратном порядке (хор.)

-Полина, посчитай от трех до восьми

-Даша, посчитай от двух до шести

-Дима. Два, а ты считай дальше

-Степа, а ты считай обратно

-Матвей, назови соседей числа три

-Костя, назови соседей числа два

-Аня, назови соседей числа четыре

Состав числа 5 …. 2+3 1+4 3+2 4+1

Молодцы, ребята. Теперь цифры поняли, что они все для нас важны и нужны. Давайте мы их подружим, разложите цифры по порядку.

(Раскладываем цифры по порядку на магнитной доске.)

В волшебной стране Математике живут и геометрические фигуры.

Загадки о геометрических фигурах:

1. Нет углов у меня и похож на блюдце я, На тарелку и на кружку, на кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (Круг.)

2. Три угла, три стороны могут разной быть длины. (Треугольник.)

3. Четыре угла и четыре сторонки, похожи точно родные сестренки. В ворота его не закатишь, как мяч, и он за тобой не пустится вскачь.(Квадрат.)

На столах у вас лежит много геометрических фигур Сейчас мы с вами нарисуем свою страну математики. У каждого она будет своя.

1. На чистом листе бумаги: Выложите дом

Кто построил дом посередине листа? Кто вверху? Кто внизу?

2. Выложите елочку

У кого елка находится слева от дома? У кого справа? У кого спереди? У кого сзади?

3. Положите солнышко

У кого солнышко справа? У кого слева? У кого маленькое солнышко? У кого большое?

4. Выложите животного

Дети отвечают по поднятой руке. Ответы должны состоять из предложения (Мой дом справа).

А теперь жители страны математики хотят проверить, как вы умеете думать и рассуждать. Перед вами несколько фигур. (Детям предлагается карточка, с ромбом, шестигранником, квадратом, кругом). Я утверждаю, что здесь есть лишняя. Скажите какая? Почему?

А сейчас посмотрите на другую картину и скажите, что это за фигуры? (Детям предлагается карточка с ромбом, пятигранником, шестигранником). Правильно многогранники. Давайте посчитаем, сколько у каждой фигуры углов. Молодцы!

А теперь волшебные загадки.

1) Братьев этих ровно 7,Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний- Появляется передний (дни недели)

- Правильно! Давайте назовем их!

2) Петушок зарю встречает.Мама деток умывает.

Иней на траве, что пудра Что за время суток? (утро)

3) Солнце высоко и до ночи далеко, Коротка деревьев тень

Что за время суток? (день)

4) День прошел садиться солнце Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи Наступает добрый (вечер)

5) Село солнце. Свет погас.Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь, А за ним крадется (ночь).

-Молодца, ребята!

Ребята, мы немного устали. Давайте отдохнем и сделаем зарядку. Сейчас вы все будете зайчиками. Согласны?

Зайчикам не будет скучно, Сделаем зарядку дружно?

Зайка прыгал, прыгал, прыгал и устал. Хвостиком пошевелил, Ушки вверх поднял.

Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись. Лапки кверху, лапки в бок

И на месте скок-скок - скок. А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки! Замедляйте детки шаг,

Шаг на месте, стой! Вот так!

- Хорошо отдохнули. А теперь решим математические задачки.

1. На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок.

Подошел еще один И уселся рядом с ним. Сколько стало щенят? (2)

2. В гости к мишке на пирог Прибежал носорог,

Кот, лиса и белка, Серый волк и крот.

Сосчитайте- ка, ребята, Сколько гостей пришло на пирог. (5)

3. Ежик собрал 6 грибов 2гриба он потерял. (4)

Сколько осталось грибов у ежика?

4. На дереве сидели 3 вороны, прилетели еще 4 вороны. Сколько ворон сидят на дереве?

5. На полянке было 7 зайчиков. 3 зайчика убежали. Сколько зайчиков осталось на полянке?

6. У Белочки был праздник. Она позвала в гости Зайчика, Лису, Ёжика. Сколько всего зверей позвала Белочка на праздник?

Вы все молодцы!

Ребята, вам приятно, когда вам дарят подарки? А давайте, и мы сделаем подарки Жителям волшебной страны Математики.

Выложить цветок по образцу 

Молодцы, ребята! Я вами горжусь! А для вас тоже есть сюрприз! Жители волшебной страны Математики очень рады, что вы любите ее, знаете очень много о фигурах, числах, умеете считать и думать. Поэтому они дарят вам математическую игру для математического уголка в группу. На этом наше приключение закончилось. А пока, давайте вспомним, какие задания вам больше всего понравились и почему? А какое задание было самое сложное, почему? А какое самое простое?

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

«На помощь к жителям сказочного леса»

Подготовила воспитатель

ГБОУ лицей №1568, д.о.№1

Горяйнова Наталья Александровна

Задачи:

Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.

Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

Упражнять детей в подборе антонимов — слов с противоположным значением.

Продолжить знакомство детей с многозначными словами.

Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.

Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;

Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, почтальон принес нам телеграмму. Я не стала ее читать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. "Дорогие ребята, в нашем Сказочном лесу, происходит не понятное. ,звери разучились правильно общаться между собою. Мы надеемся, что вы придете и поможете нам. А еще я приглашаю вас к себе в гости на чай с медом. Ваш Мишутка".

Воспитатель: Что же случилось в лесу? Ребята, попробуем помочь жителям Сказочного леса (Ответы детей). Скажите, кто же живет в лесу?

Дети перечисляют животных, которые живут в лесу.

Воспитатель:Правильно. Нам надо спешить. Для этого надо выбрать самый быстрый транспорт. (Дети выбирают транспорт.)

Воспитатель: Давайте поедем на сказочном транспорте. Пусть это будут наши стульчики. Мы скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят на помощь животным.

Дети говорят волшебные слова: Раз, два, три, Стульчик мой лети. Дети закрывают глаза, имитируют движения, «приземляются» в лесу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает. Елочка, помоги нам с ребятами, к жителям леса пройти.

Елочка: Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку.

Воспитатель: Конечно, расскажем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете?

Дети: У сосны, швейную, у ежа, медицинскую.

Воспитатель: А какие ножки вы знаете?

Дети: У детей, у стола, стула, кресла.

Елочка: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, вам нужно идти дальше по той дороге (указывает направление)

Дети:(благодарят елочку).

Воспитатель: Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/ Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.

БелочкаПомогите мне справиться с моим трудным заданием, и я обязательно покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку. А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь, сахар – соль, чистота – грязь

зима – лето, потолок – пол, узкая – широкая /юбка/, длинное – короткое /платье/

сильный – слабый /спортсмен, /веселая – грустная /девочка/, высокий – низкий /человек/

смеется – плачет /ребенок/, лежит – сидит /человек/, закрыть – открыть /книгу/

взлетает – садится /самолет/, надевает – снимает /свитер/

Воспитатель: Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

Воспитатель: Ой, ребята, а здесь Ежик грибочки собирает, попросим его дорогу показать к мишутке.

ЕжикПомогите мне справиться с язычком, и я вам обязательно помогу.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как работать можно с язычком. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала; Ло-ло-ло – у сосны дупло;

Лу-лу-лу – дайте нам пилу; ля-ля-ля – вот моя земля;

ли-ли-ли – мы козу пасли; лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Ежик: Ребята, да с такими успехами вы все преодолеете. Спасибо. Дальше вам по той дороге. (указывает дорогу).

Воспитатель: Вперед, в дорогу! Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. Посмотрите. а вот и лисичка. -Лисичка! может помочь тебе чем?

Лисичка: Да, конечно, совсем уж запуталась в цветочках-загадках.

Воспитатель: А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? что они обозначают?

Дети: Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.

Воспитатель: Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. /дети называют/.

- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах.

Дети: бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек.

Воспитатель: Правильно ребята, теперь мы помогли и лисичке с загадками. Ребята, предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом, И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал.

Хотел он очень меда А где достать – не знал.

Лисичка: Спасибо вам ребята, вот какие вы умные, вам по той дороге (указывает дорогу).

Воспитатель: Опять выполнили задание, идем дальше. Теперь уже не далеко осталось до мишутки и нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот зайка сидит, давайте у него и спросим.

Воспитатель: Зайка, как нам пройти к Мишутке?. Ребята, оказывается, он может перекинуть нам палку выручалку, если мы выполним его задание.

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

/иллюстрации/

медведь, лиса, солнце волк, белка, окно лось, сорока, дерево аист, ворона, яблоко

Воспитатель: Ребята, мы опять справились с заданием, Зайке придется перекинуть нам палку выручалку. Идем дальше, уже недалеко находится мишуткин домик.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Барсучок. -Барсучок, покажи нам дорогу к Мишутке?

Барсук: Конечно помогу, но и вы мне помогите со словами, а  то совсем запутался.

Воспитатель: Ребята, Барсучок дает нам задание. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы«Какой?» и «Что делает?». А подбирать слова мы будем к слову «Мишка».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Мишка /какой?/ – большой, добрый, коричневый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый.

Мишка /что делает?/ – спит, ходит, бегает, кувыркается, пляшет, радуется, лапу сосет, играет, и т. д.

Настроение у мишки/какое?/ — радостное, веселое, счастливое.

А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т. д.

6. – Ребята, а как вы думаете, Мишутка уже накрыл стол к приходу гостей. /Да/

- Интересно, куда Мишутка положит хлеб?- Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.

- Для сахара? / Cахарница/. - Для конфет? /Конфетница/.

- Для салата? /Салатница/. - Для салфеток? /Салфетница/.

- Для масла? /Масленка/. - Для соли? /Солонка/.

Воспитатель: Молодцы! Справились с очередной задачей. Ребята мы помогли лесным жителям справиться с заданиями. Так славно потрудились.

Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?

«Терпение и труд все перетрут»; «За всякое дело берись умело»; «Жизнь дана на добрые дела»; «Какие труды, такие и плоды» и др.

Воспитатель: А вот и Мишуткин домик. Теперь Мишутка приглашает вас за стол.

Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе

«Снежинка»

Подготовила воспитатель

ГБОУ лицей №1568, д.о.№1

Горяйнова Наталья Александровна

Цели: учить симметрично изображать снежинку. Учить рисовать кончиком тонкой кисти, используя различные способы изображения.


Задачи: Научить детей замечать красоту зимнего пейзажа. Развивать творческое воображение. Воспитывать желание рисовать, создать обстановку, помогающую отразить образ зимнего чуда – снежинки.


Демонстрационный материал: снежинки 5 штук, разные по размеру и рисунку, картины с зимним пейзажем.


Раздаточный материал: шестиугольник, тонированный синий гуашью, кисть белка №2 – 3 и №5, белая гуашь, непроливайка.


Ход занятия.
- Ребята, скажите, а сейчас какое время года? (Зима).
- Правильно ребята. Сейчас у нас зима. (показываю иллюстрации с зимним пейзажем). А какие изменения в природе у нас происходят зимой? (На улице холодно, лежит снег, солнышко не греет, дуют холодные ветра, птицы улетели в теплые края, некоторые животные в зимней спячке)
-  Мы с вами тоже подготовились к зиме. Одели свои теплые шубы, шапки, сапоги.
- А какие краски преобладают? (ответы детей)
- Ребята, а ещё зимой бывает снегопад, когда много красивых, пушистых, сверкающих, хрупких снежинок летит с неба.
- Скажите, что ещё бывает белым зимой? (снег, сугробы, узоры на стекле, деревья в снегу, снежинки). 
- Послушайте, как музыка передаёт красоту белых, пушистых снежинок. (дети слушают музыку). 
- А теперь отгадайте загадку:
Покружилась звёздочка В воздухе немножко, 
Села и растаял На моей ладошке. 
( Снежинки) 
Показываю много разных снежинок.
- Ребята, какие снежинки вы видите? Какие у них лучики? Сколько лучиков у снежинок? Кто из вас увидел больше лучиков? Снежинки одинаковые? 
А еще я приготовила стихотворение Г. Абелян «Снежинка»:
– Опустись, снежинка На мою ладошку:
Кружишься давно ты, Отдохни немножко!
– Ишь, какая хитрая ! Думаешь, не знаю:
На ладошке теплой Сразу я растаю!

– О чем это стихотворение? (О снежинке.)
– Почему снежинка не хотела опускаться на ладошку? (От теплоты рук она тает.)
Давайте немного отдохнём перед тем как начнём трудится!
Физминутка «Снежинка»
С неба падают снежинки, (машем руками)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками (хлопаем в ладоши)
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (присели)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы , (шагаем на месте)
Поднимаем выше ноги.

Самостоятельная работа.
Ну, что ребята отдохнули? А теперь давайте мы сядем за столы и начнем рисовать. У вас у каждого на столе лежит геометрическая фигура, что это? (шестиугольник). Как вы думаете на что это похоже, о чем мы сегодня с вами говорили? (на снежинку). И две кисти (тонкая и толстая). Толстую кисть мы будем использовать, как способ примакивания, на концах лучиков и в серединке снежинки, все остальное выполняется кончиком тонкой кисточки. Объясняю поэтапное выполнение рисования.
Итог занятия. Ой , какая красота получилась, все вы молодцы! Все рисунки выкладываю на один стол. Дети аккуратно выходят из-за столов и любуются снежинками других детей.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Играем с осликом.»

Подготовила воспитатель

ГБОУ школа №1568, д.о.№1

Горяйнова Наталья Александровна

Цель. Закреплять умение ориентироваться во времени. 


Задачи:
Образовательные
• Упражнять в знании порядка следования частей суток, дней недели, времён года.
• Упражнять в понятиях раньше – позже.
• Упражнять в умении определять время по часам.
• Упражнять в умении решать задачи на время
• Упражнять в счёте в пределах10.
• Закреплять и уточнять знания детей о животных.
Развивающие
• Развивать слуховое и зрительное внимание.
• Развивать мышление, речь, память.
• Развивать конструкторские способности.
• Развивать смекалку.
Воспитательные
• Воспитывать целеустремлённость.
• Воспитывать умение работать в подгруппах..

Материалы: Наборы цветных палочек по количеству детей. Картинка -схема ослика, игрушечный ослик, картинки по сказкам: «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Муха –Цокотуха», « Заюшкина избушка», «Репка» - по 4 картинки к каждой сказке, игрушечные часы.

Ход НОД
Дети сидят по 4 человека за столом.
Воспитатель:
-Сегодня к нам в гости кто-то пришёл.
А кто, догадайтесь. Говорят, что я упрям,
Что характер вздорный. Не упрямый я, друзья,
Просто непокорный !Я иду, когда хочу,
И стою, когда хочу, Я ''иа-иа'' кричу И копытцами стучу. 
(Ослик)
Воспитатель:
-А вот и наш ослик. (Показ игрушки, за ослика говорит воспитатель)
Ослик здоровается с детьми и просит выложить его портрет из цветных палочек.
(картинка - схема выставляется на доску) 


Дети выкладывают.
Ослик:
-Я пришёл сюда играть и загадки загадать.Будете со мной играть?
Ослик: 
Отгадайте время года
Ни проехать, ни пройти, Мы сидим как взаперти. 
Вся деревня - пленница: За окном - метелица. 


Дети:
-Зима.

Стали дождиком метели, На дворе звенят капели. 
На реке растаял лёд. Воробей из лужи пьёт,
И снегурочка по небуБелым облаком плывёт
 Степанов.

Дети-Весна

Что бывает раньше зима или весна?
Дети:-Зима
Ослик: 
-А сейчас я хочу проверить, внимательные ли дети. Будем играть в игру «Заметь ошибку»
-Времена года сменяются а таком порядке:
Зима, лето, весна, осень. 

Дети:
-После зимы наступает весна.
Дни недели сменяются в следующем порядке:
Понедельник, среда, вторник.

Дети: После понедельника, вторник, а потом среда

Воспитатель:
-Ослик любит сказки, я приготовила для него целую коробку картинок по сказкам. 
Ослик: 
-Сказки! Сказки, где картинки!. (Опрокидывает коробку.)
Ну, вот всё перепуталось!
Воспитатель: 
Ребята, помогите ослику отобрать картинки по сказкам. (Игра «Что сначала, что потом»
От каждого стола подходит один ребёнок и отбирает картинки по заданной сказке. Ребёнок относит картинки на свой стол. Где дети выкладывают их в нужной последовательности. Ослик проверяет правильность выполненного задания и хвалит детей)
Ослик:
-Спасибо, что помогли разобрать картинки. Хочу пошутить с вами.
Посчитайте , сколько я назову дней недели Вторник, пятница, среда. Осень, лето и весна, А в четверг была гроза.(4)
Ослик:
-Вы молодцы, но я ещё хочу спросить вас
Ослики – это хищные или травоядные животные?
(травоядные)
Мы гуляли, мы гуляли, Травку сочную щипали. Зебры, лошади, ослы,
Волки, лисы и козлы.Сколько же видов травоядных животных я назвал
?(4)
А теперь я с ребятами поиграю в игру - имитацию «Слушай и делай» 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Дети выполняют движения по тексту)

Во саду ли, в огороде У Ивана ослик бродит.
Выбирает, выбирает, Что сначала съесть — не знает. 
Наверху созрела слива, А внизу растет крапива. 
Мучается бедный ослик! Что сначала съесть? Что после?
Впереди крыжовник зреет Позади малина спеет.
Ослик головою крутит: Слева свекла, справа брюква 
Снизу — свежая трава. Сверху — сочная ботва. 
Закружилась голова, А ему уж спать пора... [4]
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас.
(часы)
Воспитатель:
-Дети ослик выходит пастись в шесть часов утра. Покажите это ослику на наших игрушечных часах.
(Дети выставляют стрелки на часах)
Ослик:
-Я на водопой хожу в девять часов, покажите на часах.
(Дети выставляют стрелки на часах)
Хозяйка угощает меня хлебушком в двенадцать часов.
(Дети выставляют стрелки на часах)
Ослик:
-Дети, дети решите задачу?.
Я вышел гулять, травку щипать в четыре часа, когда вернулся часы показывали пять часов. Сколько времени я гулял? (один час)
Ослик:
-Мне очень нравится играть с такими умными ребятами.
Давайте поиграем теперь в игру «Кто кем был раньше?»
• Овца – раньше была -ягнёнком• Коза -………………….козлёнком
• Корова-…………………телёнком• Курица-………………цыплёнком
• Ворона -…………………воронёнком• Свинья-……………………поросёнком.• Собака-……………………щенком
Итог
Ослик:
Молодцы ребятки, но мне пора домой возвращаться.
Воспитатель:
• Вам понравилось играть с осликом.?• В какие игры вы играли с ним?
Попрощайтесь с осликом.(Дети прощаются)

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

«Путешествие по стране «АБВГДейка»»

Подготовила воспитатель

ГБОУ школа №1568, д.о.№1

Горяйнова Наталья Александровна

Задачи:

Образовательные:

• совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

• совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Воспитательные:

• создать хорошее настроение;

• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

• поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа:

звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Ход занятия:

- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.

- Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.

- Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание, находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.

- Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).

- Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

- Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

- На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?

(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)

- Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.

- Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные).

- Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).

- Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

- А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».

- Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).

- Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.

(река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

- Я приготовила для вас необычные шарики, что вы на них видите? (буквы). Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.

С, О, Л, Н - СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС.

«Много с буквами хлопот  Уж, такой они народ,

Но когда с умом толково Их построить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят».

- СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).

- Назовите ещё короткие слова (кот, дом, сыр).

- Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор).

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.

- Помогите мне найти свой домик.

- Молодцы, займите свои места за столами.

«Всему название дано – И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно, А безымянных нету!

И все, что видит только глаз – Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас, Означено словами».

- Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).

- «ЗИМА» - давайте разберём это слово.

- Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)

- А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)

- Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).

- Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).

Звук З – согласный, звонкий, мягкий.

Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.

- Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)

- Какие это звуки? (и, а).

- Какой гласный находится в середине слова? (И)

- Где находится звук «а»? (в конце слова)

- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).

- Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

- Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА).

- На какой слог падает ударение? (МА).

- Назовите безударный слог? (ЗИ)

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

- Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.

СО ВЫ ВО

СЫ РО ЛО

НА ТА КА

КО ВА РО

(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы).

- У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.

ГРУ. ША МА. ЛЫШ

МЕД. ВЕДЬ КУКУШ. А

 

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

- Перед вами картинки, нужно разгадать слово по первым буквам. (ШКОЛА).

- Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова).

- Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения).

- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

- Сейчас составьте из слов, которые вы здесь видите предложение: ШКОЛУ. В. ИДУ. Я (Я ИДУ В ШКОЛУ).

- Какой знак ставится в конце предложения? (точка).

- А еще какие знаки ставятся в конце предложения?!)

- Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (.,,)

Решение ребуса :

К Л О В В О Л К В А С О С О В А

4 3 2 1 1 2 3 4 3 4 1 2 1 2 3 4

Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог и прочитать это слово.

СО. КА МА. НА

DE ДО КИ БА РЕ КО РЕ КУ БА ШИ

- Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какое занятие показалось трудным?

 «Как хорошо быть грамотным на свете, Всё знать и много так читать.

Ведь грамота - ступенька к свету, Которую не нужно пропускать» Спасибо вам за работу!

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе

«Занимательная математика»

Подготовила воспитатель

ГБОУ школа №1568, д.о.№1

Горяйнова Наталья Александровна

Программное содержание:

Закрепить у детей правила поведения на занятии.

Развивать внимание, память, мышление; умение оценивать себя.

Развивать воображение, память, мышление.

Воспитывать у детей самоконтроль и самостоятельность при выполнении заданий

Цели:Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10; упражнять в счёте в пределах 20;уметь называть соседей числа; ставить знаки между числами; уметь ориентироваться на листе бумаги; уметь соединить точки и заштриховать.

Материал:

Карточки с заданиями; наборы цифр, знаков, на каждого ребёнка.

Ход НОД:

Организационный момент:

Дети, давайте с вами встретим сегодняшний день, поприветствуем друг друга.

Встаньте, пожалуйста, в круг. Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг! Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся! Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Здорово! Теперь, благодаря вашим улыбкам, наш день обязательно будет хорошим, принесёт нам много нового и интересного

А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте их подружим.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

1,2,3,4,5 начинаем счёт опять 5,4,3,2,1 дружно мы в кругу стоим!

Встали ровненько ребята, Слушайте внимательно

Вы к занятию готовы? (Дети«Да!») Здравствуй, математика!

- А как вы считаете Математика предмет – интересный или нет?

- Почему вы считаете, что интересно?

- А кто думает, что математика не интересный предмет?

- А давайте мы сегодня это проверим!

Разминка (с мячом)

- Сейчас день или вечер? - Какие части суток ещё есть?

- Сколько дней в неделе? - Какой сегодня день недели?

-Какой был вчера? - Какой будет завтра?

- Сколько в неделе выходных? - Назови дни недели по порядку, начиная с понедельника;

- Сколько ушей у двух кошек?

- Сколько глаз у светофора? - Какое сейчас время года?

- Назовите все времена года; - Сколько пальцев на двух руках?

- Сколько лап у двух собак? - Какой сейчас месяц?

- Сколько месяцев в году? - Назовите их по порядку;

- Назовите зимние месяцы (весенние, летние, осенние);

- Сколько солнышек на небе ночью?

-А теперь передаём мяч друг другу по очереди и называем цифры по порядку от 1 до10;

- Сейчас наоборот от 10 до 1; - Попробуем назвать цифры от 1 до 20

А сейчас время садиться за столы. На своё место идёт тот, кто назовёт число на 1 больше, числа, которое назову я.

1. Разложить карточки с цифрами по порядку от 1 до 10; 2. Назвать соседей чисел 6, 4, 9, 3, 7; 3. Сравнить числа 5 и 6, 4 и 5, 8 и 9, 7 и 3, 3 и 1, 4 и 4

Решение примеров по карточкам (нарисовать нужное количество точек на спине у божьей коровки, затем записать пример цифрами)

Физминутка:

Дети выполняют движения по тексту стихотворения:

Мы считали и устали. Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали – раз, два, три, Ножками потопали – раз, два, три

Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровней!

Сели, встали, встали, сели. И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём И опять считать начнём!

Весёлые задачки (показать решение задачи на доске).

• 6 весёлых медвежат за малиной в лес спешат.

Но 1 малыш устал: от товарищей отстал.

А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (6 -1= 5)

• 5 ворон на крышу сели, 3 ещё к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело: Сколько всех их прилетело? (5+3=8)

Задачи на смекалку:

• На поляне у дубка Ёж увидел 3 грибка,

А подальше, у осин Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов, сколько ёж нашёл грибов? (3+1=4)

• 10 мальчишек в футбол играли

Одного домой позвали, Он глядит в окно, считает

Сколько их теперь играет? (10-1=9)

- Игра«По порядку стройся!»

На столе лежат перевёрнутые цифры, каждый проходит, берёт одну и по команде строятся по порядку друг за другом начиная от 1до 10:

Раз, два, три, четыре, пять, По порядку надо встать!

А теперь проходим на своё место, последнее задание:

Соединить точки от 1 до 20 и заштриховать

Молодцы, все задания выполнили правильно!

Итог занятия

- Вот и подошло к концу наше занятие.

- Кто ответит мне на главный вопрос нашего занятияМатематика предмет – интересно или нет?

- Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?

- Какое было самым легким? - Какое трудное?

- Кто считает, что он занимался хорошо?

- Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось показать нашим гостям, что математика интересный предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы».

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет  на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы»....

Технологическая карта для НОД по ФЭМП; Конспект НОД по ФЭМП

Технологическая карта для НОД по ФЭМП "Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо"...