1.Опыт работы воспитателя
материал по математике на тему

Гладких Анжела Анатольевна

ОПЫТ  РАБОТЫ: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В  ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

 

В соответствие с современными тенденциями развития образования опираясь  на  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), мы должны  выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего  живое,  обладающего  способностью  решать  интеллектуальные  задачи

Идея  опыта  заключается  в  создании  необходимых  условий для  развития  активного  познания  окружающего  мира,  логического  мышления  старших  дошкольников   посредством   использования   в   образовательном   процессе  занимательного  материала.  Развитие  логического  мышления  имеет  особое  значение для подготовки детей к школьному  обучению. Ведь важно не только,  какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он  к  получению  новых  знаний,  умеет  ли  рассуждать,  фантазировать,  делать  самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ:

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

 МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В  ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»,

воспитателя МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка» Гладких А.А.

Педагогическая идея опыта

            В соответствие с современными тенденциями развития образования опираясь  на  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), мы должны  выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего  живое,  обладающего  способностью  решать  интеллектуальные  задачи.  

          Развитие логического  мышления –это  залог  успешности  выпускника  детского  сада  в  школе.  От  уровня  состояния  компетентности,  успешности,  логичности  зависит наше будущее.

        Идея  опыта  заключается  в  создании  необходимых  условий для  развития  активного  познания  окружающего  мира,  логического  мышления  старших  дошкольников   посредством   использования   в   образовательном   процессе  занимательного  материала.  Развитие  логического  мышления  имеет  особое  значение для подготовки детей к школьному  обучению. Ведь важно не только,  какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он  к  получению  новых  знаний,  умеет  ли  рассуждать,  фантазировать,  делать  самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

     

         И самый эффективный метод - использование дидактической (обучающей) игры как  одной из форм  обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников.

       Проследив эффективность использования игры в развитии математических  способностей,  мною  было  принято решение  более  углубленно  изучить  влияние  игры  на развитие  способностей  детей,  а  именно  на  логическое  мышление,  на  развитие умственных способностей.

        Осознав актуальность вопроса развития способностей, я пришла к выводу, что не достаточно развивать способности только на специально организованных  занятиях. А нужно создать такие условия, которые будут способствовать росту  уровня  интеллектуальной  культуры  в  целом  и  логического  мышления  в частности.

        Благоприятные  условия  для развития  интеллекта  ребёнка  складываются                       в  игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры обеспечивает  ребёнку высокий уровень развития мыслительных процессов.

       На  протяжении  долгого  времени  я  изучала  новинки  психолого- педагогической   литературы,   с   целью   выявления   возможностей   детей определённого  возраста,  собирала  в  различных  информационных  источниках  игры,  игровые  упражнения, методики  и  методические  приёмы,  применение  которых  помогут    мне  в  реализации  моей  темы:    

" Развитие  логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр  в процессе  реализации ФГОС "

        Свой педагогический опыт стала разрабатывать в 2016 году. Очень хотелось  чтобы  мои воспитанники пошли  в  школу  подготовленными.  Умели  рассуждать,  логически  мыслить, анализировать. И эта мысль натолкнула меня создать этот опыт.

         Итак, в чём заключается суть моего опыта? 

Это  поэтапное,  постепенно  усложняющееся,  с  учётом  возраста,  внедрение  в  воспитательно-образовательный  процесс,  различных  игр,  игровых  приёмов  на  развитие  логического  мышления,  способствующих  росту  интеллектуальной  культуры, а так  - же применение в работе современных методик.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ:

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

 МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В  ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»,

воспитателя МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка» Гладких А.А.

Новизна представляемого педагогического опыта.

          ФГОС  ДО  в качестве  основного  принципа  дошкольного  образования  рассматривает  формирование  познавательных  интересов  и  познавательных  действий  ребёнка  в  различных  видах  деятельности.  Кроме  того  стандарт  направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

          Новизна моего  опыта  состоит в создании системы использования занимательных дидактических  игр, упражнений, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и  обучения на современном уровне.

          Новизна  педагогического  опыта,  опираясь  на  ФГОС, заключается:

- в разработке планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности  по  формированию  внимания,  памяти,  восприятию  детей  дошкольного  возраста  путём  комбинации  развивающих  игр  в  рамках  комплексно-игрового  метода, в  подборе   и   систематизации   разного   рода   игр,   пособий,   литературы;

-в  комплексном  использовании  занимательного  дидактического  материала  (математического  содержания)  через  организацию  игровой  деятельности  (или организацию разнообразных форм детской деятельности;

- подбор  и разработка картотек математических игр для развития логического мышления детей дошкольного возраста;

- активного использования  в работе  с детьми различного вида  современных игр: игры и упражнения с блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера,  игры                                           с использованием материалов Ф. Фребеля,  Игры на развитие внимания, Кроссворды для логического мышления у детей дошкольного  возраста, Лабиринты для логического мышления у детей дошкольного  возраста, Картотека математических задач в стихах и в картинках, Игровые упражнения для развития логического мышления дошкольников и др.

         Новизна  опыта состоит  в  создании  системы  работы  по  ФГОС, с использованием занимательных заданий, направленных на развитие логического мышления    и  творческих  способностей  дошкольников  в  ходе  обучения  их самостоятельному  поиску  решений,   выбору  вариантов  выполнения  заданий    в процессе разнообразных видов деятельности.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ:

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

 МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В  ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»,

воспитателя МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка» Гладких А.А.

Научность в предоставляемом педагогическом опыте

          Большинство  маленьких детей полны изумления и интереса к исследованию  

окружающего мира.

         В соответствии с ФГОС, в ходе своих «исследований» дети знакомятся                                     с  различными  материалами  и  информацией,  размышляют  и  генерируют новые идеи. В процессе исследования своей среды они изучают об  окружающем их мире и с энтузиазмом совершают новые открытия.

          При  изучении  когнитивного  (познавательного)  процесса,  более  всего  интересует  то,  как  дети  познают, организуют и применяют свои знания, а не то, какой объем информации они приобретают.

         В раннем развитии  основы математики перекрещиваются с  другими  областями  знания,  особенно  с  языком  и  логикой.  Знание  логики  способствует      культурному      и      интеллектуальному      развитию личности.

        Повышение  качества  дошкольного  образования  на  современном  этапе  подтверждается  заинтересованностью  со  стороны  государства  вопросами  воспитания и развития детей дошкольного возраста.

        Примером является принятие  Федерального  государственного  образовательного  стандарта   дошкольного  образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской  Федерации».

Для  когнитивного  развития  важны  три  основных  процесса,  связанных  с  обработкой  информации,  а  именно:   внимание, восприятие и память Внимание лежит  в  основе  многих  когнитивных  задач.  Внимание  в  форме концентрации  требует  того,  чтобы  ребенок  овладел  двумя  противоположными навыками:

 во-первых,  способностью  концентрировать  внимание  на  значимых аспектах  среды,  которые  более  всего  влияет  на выполняемые  задания,  и,  

во  –вторых,  способностью  игнорировать  множество  второстепенных  и  неважных стимулов.  Развитие    избирательного  внимания  начинается  при  рождении  и продолжает совершенствоваться на протяжении всего раннего возраста.

Восприятие–это процесс интерпретации того, что мы воспринимаем пятью органами  чувств.  Рецептивные  способности  зависят  от  сенсорных  систем осязания,  вкуса,  обоняния,  слуха  и  зрения.  Рецептивные  системы  обычно развиваются в утробе матери и позволяет новорожденному начать обрабатывать информацию уже при рождении.

Все  люди  воспринимают  информации  по –разному.  Некоторые  воспринимают информацию  зрительно,  в  то  время,  как  другие  могут  воспринимать  больше информации по средством слуховой системы.  

Память–это  процесс,  при  котором  информация,  получаемая  посредством внимания  и  восприятия,  хранится  в  центральной  нервной  системе.  Память –процесс организации и сохранения прошлого опыта, позволяющий его повторно использовать  в  деятельности или  возвращаться  в  сферу  сознания.  Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ:

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

 МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В  ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»,

воспитателя МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка» Гладких А.А.

Цель, задачи педагогического опыта

Цель педагогического опыта- способствовать  развитию  познавательной  активности,  логического  мышления, стремления к   самостоятельному   познанию   и   размышлению,   развитию умственных способностей через математические игры.

Задачи педагогического опыта:

1.  Активизация  мыслительной  деятельности  детей  дошкольного возраста  в  развивающих  математических играх,  логических  задачах.

2. Развитие логического мышления с использованием дидактических  игр,  смекалок,  головоломок,  решение  различных  логических  игр  и лабиринтов.

3.  Формирование  важных  качеств  личности:  самостоятельность,  находчивость, сообразительность,  вырабатывать  усидчивость,  развивать конструктивные                                     умения.

4.  Научить  детей  планировать  свои  действия,  обдумывать  их, догадываться  в  поиске  результата,  проявляя  при  этом  творчество.

5.  Формировать  у  детей  интерес  к  разнообразной  интеллектуальной деятельности.

6. Воспитание   готовности   к   обучению   в   школе,   развитие самостоятельности,   ответственности,   настойчивости   в   преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений контроля и самооценки.

Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:

1. создана  соответствующая  развивающая  среда  (в  группе  создан математический  Центр,  где  расположены  развивающие  игры математического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);

2.разработана  модель  педагогического  процесса:  перспективный  план

по данной теме для детей старшего дошкольного возраста (подготовительной группы);

3.составлена картотека логико-математических игр;

4.оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей и др.

При проведении математических игр я использую  следующие методы и приёмы:

Игровые методы:

1.вхождение в воображаемую ситуацию;

2.выполнение практических действий по получению необходимой информации.

3.ситуации.

Диалогические методы:

1.беседа;

2.формулировка выводов;

3.проблемные вопросы.

Методы обучения:

1.показ способа действия;

2.проблемная ситуация;

3.упражнения.

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:

1.  Словесные:

вопросы,  побуждающие  к  мыслительной  деятельности, указание,  пояснение, объяснение,  педагогическая  оценка  ( поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение);

2. Наглядные:  демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;

3.Практические: игровые  действия,  внезапное  появление  объектов, выполнение  воспитателем  игровых  действий,  загадывание  и  отгадывание загадок,  введение  элементов  соревнования,  создание  игровой  ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Дидактические средства:

1. наглядный материал (книги, компьютер, мультимедийное устройство),

2. модели.

3.дидактические игры.

Также необходимым является соблюдение требований к методическому

обеспечению:

1.  Оборудовать  педагогический  процесс  играми  и  игровым  материалом                                 в  соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

2. Осуществлять  грамотное педагогическое руководство развивающими играми в

соответствии с этапами их освоения.

3. Использовать  различные  виды  развивающих  игр  (авторские,  настольно- печатные, с использованием предметов, пособий, словесные) .

4.Обеспечить  взаимосвязь  учебной,  совместной  и  самостоятельной  игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

5.  В  процессе  совместной  игровой  деятельности  формировать  у  детей  игровые

умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность,

поощрять проявление инициативы.

6. Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.

В процессе работы были задействованы современные методики:

1.«Логические блоки Дьенеша»,

2.«Счетные палочки Кюизенера».

3.Материал Фридриха Фребеля.

В своей работе я  придерживаюсь следующих принципов:

  • Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным  возможностям дошкольников);
  • Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
  • Актуальность    дидактического    материала (актуальные    формулировки

математических  задач,  наглядные  пособия  и  др.)  собственно  помогает  детям

воспринимать  задания  как  игру,  чувствовать  заинтересованность  в  получении

верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

  • Коллективность (позволяет  сплотить  детский  коллектив  в  единую  группу,  в  единый  организм,  способный  решать  задачи  более  высокого  уровня,  нежели   доступные одному ребенку, и зачастую  – более сложные);
  • Соревновательность (создает  у  ребёнка  или подгруппы стремление  выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение  задания  с  одной  стороны,  и  добиться  реально  приемлемого результата с другой);
  • Элемент  новизны (внесение  новых  атрибутов,  схем,  образцов,  возможность проявления творчества, изменение правил).

При организации работы с детьми по развитию логического мышления

Предъявляю к себе следующие требования:

-собственным   примером   демонстрировать   интерес,   увлечённость, настойчивость в деятельности, в том числе – в интеллектуальной;

-проявлять интерес к каждому проявлению ребёнком любознательности;

-создавать  спокойный  доброжелательный  характер  деятельности  путём неторопливого темпа, голоса, одобрения, похвалы, прикосновения;

-не допускать статичную позу детей более 5 –7 минут;

-постоянно поддерживать обратную связь с ребёнком, чтобы знать, что не понятно, кому нужна помощь;

-находить повод похвалить каждого ребёнка;

-не сравнивать детей друг с другом, находить в каждом особенное;

-обеспечить  возможность  каждому  ребёнку  работать  в  свойственном  ему темпе;

-давать возможность ребёнку самостоятельно прийти к решению проблемы, не спешить подсказать и указать на ошибки;

- хвалить детей за ошибки и их преодоление;

- предлагать творческие задания, проблемные ситуации.

         Вся моя работа строится  в тесном содружестве с коллегами, с педагогом-психологом, узкими специалистами, родителями.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ:

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

 МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В  ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»,

воспитателя МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка» Гладких А.А.

Возможность творческого применения

представляемого педагогического опыта

        Опыт      может   быть   использован   воспитателями   дошкольных образовательных  учреждений  любого  вида,  педагогами  дополнительного образования, родителями в условиях семьи с детьми от 4 до 7 лет.

       Для внедрения системы работы не требуется специального оборудования, подойдут  иллюстрации  из  печатных  изданий,  поощряется  использование разнообразных игрушек, безопасных предметов обихода, доступных детям.

       Данные  формы  работы  с  дошкольниками  наиболее  эффективны  для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

         Главный  аспект - желание  взрослого  интеллектуально  развивать дошкольника  в  игре,  помогать  ему  реализовывать  и  совершенствовать  свои творческие способности и искать варианты решений.

         Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного  детского  сада  не  только  сегодня,  но  и  в  будущем,  поскольку  обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ:

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

 МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В  ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»,

воспитателя МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка» Гладких А.А.

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)

          Для  того, чтобы  были  реализованы  задачи  развития  детей  средствами занимательного  материала, нами  организован  в  группе педагогический  процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Для эффективного решения образовательных задач, в соответствие ФГОС, мы  оснастили группу  детей  необходимыми  игровыми  пособиями.  В игровой комнате  отвели специально  оборудованное  место  (стол,  стулья,  свободный доступ), где концентрируются все игры и пособия.

         Организовали «Центр занимательной математики», в котором находятся игры,  пособия  и  материалы. Созданию  центра предшествовал подбор  игрового материала, согласно возрастными  возможностями  и  уровнем  развития  детей группы.

           В  центре разместили разнообразный  занимательный  материал,  с  тем, чтобы  каждый  из  детей  смог  выбрать  для  себя  игру.  Это  настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления; головоломки (на палочках  и  механические);  логические  задачи  и  кубики,  лабиринты;  игры  на составление  целого  из  частей,  на  воссоздание  фигур-силуэтов  из  специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

           В нашей  группе  созданы такие  условия  для  математической деятельности  ребёнка,  при  которых  он может  проявлять самостоятельность  в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов.  В  ходе  игры,  возникающей  по  инициативе  самого  ребёнка,  он приобщается                           к сложному интеллектуальному труду.

             Организуя  центр  занимательной  математики, мы придерживались Основной образовательной  программы дошкольного образования «От рождения до  школы»  Н.Е.  Вераксы.  Мы исходили из  принципов  доступности  игр детям  в данный момент, поместили в центр такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

          Для  стимулирования коллективных игр, творческой деятельности в уголке имеются:  магнитная доска, фланелеграф с  набором  фигур, мультимедийное  устройство, счётных  палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур и др.

           В течение года по мере освоения детьми игр мы разнообразим их виды, вводим более  сложные  игры  с  новым  занимательным  материалом.

         Художественное оформление нашего центра отвечает назначению, привлекает и заинтересовывает детей. Для этого мы использовали геометрические орнаменты или сюжетные  изображения  из  геометрических  фигур.

         В  оформлении использовали фотографии, увеличенные иллюстрации из книг  по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.

        К организация центра привлекали детей, что создавало у них  положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

         Руководство  самостоятельной  математической  деятельностью  в  центре занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.

        Всю работу в центре мы организуем с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлагаем ребёнку игру, ориентируясь  на  уровень  его  умственного  и  нравственно -волевого  развития, проявления  активности.  Привлекаем мало активных  детей,  заинтересовываем  их игрой и помогаем освоить её.

        Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство с нашей стороны направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ:

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

 МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В  ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»,

воспитателя МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка» Гладких А.А.

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников МДОУ

          Успех в работе по развитию детей может быть достигнут, в соответствии с ФГОС,  только  при  тесном  взаимодействии  с  родителями  воспитанников,  поскольку  те  знания, которые  ребенок  получает  в  детском  саду,  должны подкрепляться в условиях семьи.

          Всю свою работу я веду в тесной взаимосвязи с родителями.

Взаимодействие с ними строю на основе:

-установления  доверительных  отношений  с  родителями;  

- открытия  перед  ними  неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;

-обеспечение общей готовности к школьному обучению.

         В ходе работы использую следующие формы работы с семьей:

-индивидуальные (беседа, консультирование, анкетирование)

-групповые (групповые консультации)

-коллективные (собрание, дни открытых дверей, квесты – математические, крыглые столы, КВН, совместные праздники и др.)

-наглядно –информационные  (буклеты,  ширмы, информационные вестники,  выставка  творческих  работ  детей и родителей, выставка книг по вопросам обучения и воспитания детей).

            Родители  часто обращаются  за советом  и рекомендациями.  Входе бесед, консультирования даю конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр, о создании домашней игротеки;                   о том как важна увлеченность играми такого рода  всех  членов  семьи,  что  является  одним  из  условий  развития  детского интереса к умственному труду.

          Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей.  Это в полной мере относится и к обогащению  содержания  семейного  воспитания.

        Приобщение  детей дошкольного  возраста  в  условиях  семьи  к  занимательному  математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

         Прежде  всего, я  стараюсь направить  внимание  родителей  на  осознание необходимости  повышения  их  роли  во  всестороннем  развитии  детей  в  период дошкольного детства в связи с взросшими требованиями школы, осуществлением постепенного  перехода  к  обучению  детей  в  школе  с  шестилетнего  возраста.  

           Знакомлю родителей  с  педагогическими  положениями  о  развивающем воздействии  игр  с  занимательным  математическим  материалами  на  детей, раскрывая это на конкретных примерах.

           Работу  с родителями  веду одновременно  с  включением  занимательных упражнений и игр в жизнь детей группы.

         Формы и методы работы с родителями по данной проблеме я использую разнообразные: тематические родительские собрания, беседы и информационные вестники, просмотр  занятий  и  игр  детей,  оформление  уголков  для  родителей  по соответствующей математике,  пропаганда  знаний  о  роли  занимательного материала и др.

          Знакомя родителей с занимательным материалом(в общих чертах), подчёркиваю его  игровой  характер,  вызывающий  интерес  к  нему  детей  и  взрослых.  Перечисляю виды   занимательных   игр,   упражнений,   доступных   детям дошкольного  возраста.  Говоря об  играх  с математическим  содержанием,  даю рекомендации по их изготовлению вместе с детьми или советы, по приобретению игр. Даю конкретные  рекомендации  по  руководству  отдельными  видами  игр: головоломок   с   палочками,   логических   упражнений   и   др.   Учитывая индивидуальные  возможности  ребёнка, даю советы  родителям  по  организации той или иной игры. При этом напоминаю цель руководства:  побуждение ребёнка к  деятельности,  осуществлению  последовательных действий  и  развитие  умения планировать их в уме, приучение к умственному труду и др.

         Знакомя родителей с приёмами  руководства  играми,  методикой  их  проведения, организую просмотр игр,  в  которых  используется занимательный  материал,  а  также  наблюдение  за самостоятельными играми детей.

          В  уголке  для  родителей  периодически  вывешиваю  материал  по освещению  этапов  развития  у  детей  логического  мышления,  познавательного интереса,  советы  в  помощь  родителям,  сопровождающиеся  фоторепортажем, иллюстрациями,  литературой.  

       В  результате  совместная  работа  с  родителями помогла  расширить  познавательные интересы  детей;  папы  и  мамы  стали активными участниками наших игр, бесед, экскурсий, их интересовали и методы, и  приемы,  и  тематика  занятий,  и  результаты  тестирования,  и,  конечно,  успехи детей.  

      Теперь  это  уже  наши  союзники,  сотрудники,  с  которыми  можно  легко решать  последующие  этапы  обучения.  У  родителей  появилось  внимание  к интересам детей, они стали глубже понимать их, стремятся быть другом своему ребенку, а не только старшим наставником, и в этом немаловажную роль играли подобранные нами игры. Это была одна из главных задач, которую мы ставили перед собой, работая с родителями наших воспитанников.

        Разработала рекомендации для родителей по формированию познавательного интереса к предметному миру:

1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов –э то будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;

2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно;

3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него;

4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое -важное и ценное качество;

5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию;

6. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать;

7. Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ:

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

 МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В  ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»,

воспитателя МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка» Гладких А.А.

Пояснительная записка

«Математика ... выполняет порядок,

симметрию и определённость.

А это важнейшие виды прекрасного»

       ФГОС  ДО  в качестве  основного  принципа  дошкольного  образования  рассматривает  формирование  познавательных  интересов  и  познавательных  действий  ребёнка   в  различных  видах  деятельности.  Кроме  того  стандарт  направлен  на  развитие   интеллектуальных качеств  дошкольников.

        Следует  помнить,  что  бы  научить  детей  дошкольного  возраста  любить  математику,  поддерживать  у  них  интерес  к  интеллектуальной  деятельности,  побуждать  к  решению  поисковых  задач,  необходимо  творчески  и  с  интересом  подходить  к  организации  процесса  обучения,  использовать  разнообразие  и  вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

         На данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных  формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов  логического мышления и элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста.

         Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и  форм  организации  процесса  воспитания  детей  в  дошкольных  учреждениях,  а  также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе  с  детьми  по  ФЭМП.  И  здесь  на  первый  план  выходит  игра,  как  основной  вид  деятельности  детей  дошкольного  возраста.  

           В  развивающих  играх  происходит  целенаправленное  интеллектуальное  развитие  ребенка  неразрывно  связанное  с  развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу,  дошкольнику  необходимо  сравнивать  признаки  предметов,  устанавливать  сходство  и  различие,  обобщать,  делать  выводы.  Это  развивает  в  свою  очередь  способность  к  суждениям,  умозаключению,  умению  применять  свои  знания  в  разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у  дошкольников  интерес  к  решению  умственных  задач:

успешный  результат  умственного  усилия,  преодоление  трудностей  приносит  им  удовлетворение  и  желание  постичь  новое.  Все  это  делает  развивающую  игру  важным  средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного  умственного  развития.  Игра –это  огромное  светлое  окно,  через  которое  в  духовный  мир  ребёнка  вливается  живительный  поток  представлений,  понятий. Игра –это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности»

           Мышление  – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже  к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше      всего      делать      это      в      игровой      форме. В  результате  освоения  практических  действий  дети  познают  свойства  и  отношения объектов,  чисел,  арифметические  действия,  величины  и  их  характерные   особенности,   пространственно  – временные   отношения,  многообразие  геометрических фигур.      В дошкольной дидактике имеется огромное  количество  разнообразных        дидактических        материалов. От  уровня  развития  логического  мышления  во  многом  зависит  успешность  овладения  ребенком  некоторыми  видами  учебной  деятельности.

        Как  известно,  особую  умственную  активность  ребенок  проявляет  в  ходе  достижения игровой  цели,  как  в  непосредственной  образовательной  деятельности,  так  и  в  повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода  увлекательном  математическом  материале.

         Работая в детском саду, я наблюдала следующее, что у детей старшей группы  слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач,  не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким  признакам. И всё это сказывается  на дальнейшем развитии и обучении детей в  школе.

          Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра  является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней  возможно  найти  резервы,  позволяющие  осуществить  необходимое  развитие  мышления  ребенка.

           Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются  математические игры и упражнения.

        Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей  дошкольного  возраста,  важно  ребенка  не  только  научить  сравнивать,  вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои  ответы,  находить  путь  решения  той  или  иной  задачи.  

         Используя  в  играх  геометрический материал, у детей развиваются не  только логика, но и творческое  воображение, конструктивные навыки, зрительная память. Поэтому  целью  моей  работы  стало  развитие  познавательной  активности,  логического   мышления,   стремление   к   самостоятельному   познанию   и  размышлению, развитие умственных способностей через математические игры.

           Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому, первоначально, при подборе и проведении математических игр ставила   перед   собой   задачу   развивать   наряду   с   математическими представлениями  и  творческие  способности детей направленные на  умственное развитие  в  целом.  Для  выработки  определённых  математических  умений  и навыков  необходимо  было  развивать  логическое  мышление  дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению математических связей.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ:

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

 МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В  ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»,

воспитателя МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка» Гладких А.А.

Литературный обзор состояния вопроса.

       Основоположники  системы  дошкольного  образования,  математического образования  дошкольников  Я.А.Каменский  и  И.Г.Песталоцци считают,  что  основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут  считать  до  пяти,  а  впоследствии  до  десяти  или,  по  крайней  мере,  начнут  ясно  выговаривать  эти  числа.  Если  на  четвёртом,  на  пятом,  на  шестом  году  они  научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5, 15  меньше 30, то этого будет достаточно.

       Основы геометрии они будут в состоянии  усвоить  на  втором  году,  различая,  что  мы  называем  большим  и  что  малым,  впоследствии они легко поймут, что такое короткое, длинное, широкое, узкое. На четвёртом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо станет им  более  известным,  само  собою  они  сами  попытаются  измерить,  взвешивать  и  сопоставлять одно с другим.

        И.Г.Песталоцци в книге "Как Гертруда учит своих детей", говорит о том, что арифметика- это искусство, целиком возникающее из простого соединения и  разъединения  нескольких  единиц.  Его  первоначальная  форма,  по  существу,  следующая:  один  да  один -два,  от  двух  отнять  один -остаётся  один.  

          Таким образом,  первоначальная форма всякого счёта глубоко запечатлевается детьми, и  для  них  становятся  привычными  с  полным  сознанием  их  внутренней  правды  средства, служащие для сохранения счёта, то есть числа. Было бы хуже, писал  Песталоцци,  если  бы  дети  сделали  успехи  в применении  их,  не  имея  перед глазами  оснований  для  наблюдения.  Независимо  от  того  преимущества,  что  благодаря  этому  вычисление  можно  сделать  основанием  для  чётких  понятий,  невероятно, до чего облегчается это искусство даже для детей, благодаря такому  верному применению наглядности: опыт показывает, что начало бывает трудным  потому, что это психологически необходимое правило используется не в полном  объёме, как полагалось бы.

          В  педагогических  сочинениях  отца  русской  дидактики  К.Д.Ушинского  говорится,  что  прежде  всего  следует  выучить  детей  считать  до  десяти  на наглядных  предметах:  на  пальцах,  орехах,  и  т.д.,  которые  не  жаль  было  бы  и  разломать,  если  придется  показать  наглядно  половину,  треть,  и  т.д.  Считать  следует учить назад и вперёд так, чтобы дети с одинаковой лёгкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их  парами, тройками, пятёрками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти  и  т.д.  Ушинский  говорил,  что  надо  просто  "приучить  дитя  распоряжаться с  десятком совершенно свободно - и делить, и умножать, и дробить... "

          В истории педагогики достаточно широкое применение получила система  математического  развития  детей  М.Монтессори.  Суть  её  в  том,  что  когда  трёхлетние  дети  приходят  в  школу,  они  уже  умеют  считать  до  двух  или  трёх.

        Потом они легко научаются нумерации. Одним из способов обучения нумерации  М.Монтессори использовала монеты. "...Размен денег представляет первую форму  нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребёнка ..."  Далее она обучает с помощью методических упражнений, применяя, как дидактический материал одну из систем, уже использованную в воспитании  чувств, то есть серию из десяти брусков различной длины. Когда дети разложат бруски  один  за  другим  по  их  длине,  им  предлагают  считать  красные  и  синие отметки. Теперь к упражнениям  чувств для распознавания более длинных и более  коротких  брусков  присоединяются  упражнения  в  счёте.  Так  происходило  обучение математическим представлениям в "Доме ребёнка" М.Монтессори.  Из  множества  различных  взглядов  на  возникновение  у  детей  понятия  о  числе  можно обозначить три наиболее характерных.

          Немецкий  педагог  В.А.Лай  утверждает,  что  понятие  числа  возникает  у  детей  путём  непосредственного  восприятия,  т.  е.  если  ребёнку  дать  несколько  предметов  (от  10  до  12),  расположенных  правильными  фигурами, то  он  может  узнать число этих предметов сразу, не считая их. И сообразно с этим, сторонники  непосредственного  восприятия  чисел  первоначальное  обучение  арифметике  обосновывают на так называемых числовых фигурах, т.е. на группе одинаковых  значков или тел, расположенных в определённом порядке. Другой взгляд о том,  что числовое понятие возникает только посредством счёта. Третий, что "понятие  числа психологически получается, как результат измерений. И сообразно с этим в  начале  обучения  на  первое  место  выдвигается  изучение количественной  изменяемости величин и их функциональной зависимости". Нам думается, что в каждом из этих мнений есть доля истины. Совершенно  верно,  что  понятие  о  числе  может  возникнуть  путём  непосредственного  восприятия. Точно также справедливо, что представление числа может возникать путём счёта.

           Известный психолог Прейнер  в одном из своих исследований говорит, что  "имея перед глазами группу предметов в числе трёх, мы можем непосредственно  узнать  это  число,  не  производя  счёта,  и  называет  такой  процесс  условным выражением  "  бессознательный  счёт". Если  же  число  предметов,  находящееся  перед  глазами,  превосходит  этот  ограниченный  предел  и  если  предметы  размещены  в  ряд,  то  такое  узнавание-схватывание  числа  их  становится  затруднительным  и  да же  невозможным,  вследствие  чего  мы  ощущаем непреоборимую потребность прибегнуть к счёту". Счёт необходим как один из процессов изучения чисел. Это видно из того, что его не отвергают и сторонники непосредственного  восприятия  чисел.  Сказанное  даёт  нам  основание  полагать, что  оба  метода  должны  целесообразно  дополнять  друг  друга.  В  пользу нашего

мнения  говорит  и  то  психическое  явление,  что  непосредственное  восприятие  числа опирается преимущественно на пространственные элементы, а счёт  -на  временные элементы числа и действий над числами.

          Что  касается  взгляда  на  число  как  результат  измерения,  то  это  тоже правильный взгляд, но он не исключает собою понятия о числе, как результате счёта, а лишь расширяет и углубляет понятие числа. Но как более трудный вид для понимания  детей,  чем  предыдущий,  он  должен  не  предшествовать  ему,  а следовать за ним.

Вопрос о  числовых  фигурах  считается  одним  из спорных  вопросов  в  методике  арифметики. Больше всего этот вопрос, как большинство методических вопросов,  обсуждался  в  немецкой  литературе -родине  числовых  фигур.  По  их  мнению, числовые фигуры могут иметь четыре различных назначения. Одно из них то, что числовые фигуры способствуют возникновению у детей числовых представлений. Второе по важности назначение числовых фигур -это облегчение производства действий  над  однозначными  числами.  Третье  назначение  числовых  фигур заключается  в  том,  что  они  могут  служить  предметом  для  счёта.  Четвёртое назначение -они могут облегчать переход от числа к цифре, ибо числовая фигура, подобно цифре, является знаком для числа, явно показывающим число единиц в данном  числе.  Картинки  должны  быть  одним  из  наглядных  пособий,  хотя  и важным, но не главным при обучении арифметике. Главным наглядным пособием должны быть действительные, вещественные предметы, ибо они, как подлежащие осязанию,  а  не  указыванию  только  как  картинки,  могут  быть  действительно отнимаемы  и  прибавляемы  по  одному  и  по  группам,  чего  нельзя  сказать  про картинки,  где  подобные  действия  можно  производить  только  мысленно,  в воображении.  Почему  необходимо  знакомить  детей  с  сравнением  величины предметов?  

Существует  мнение,  что  дети  приходят  в  школу  с  готовыми понятиями о величине предметов. На практике получается совсем другая картина. Прежде чем научить детей сравнивать величину предметов, их надо научить эти предметы видеть и рассматривать - Л.В.  Глаголева  использовала  разные  методы  при  обучении  сравнению величин   предметов,   а   именно -лабораторный,   иллюстрированный, исследовательский,  наглядный  методы  и  игру, как  метод  обучения  сравнению величин.

          Учить  детей  дошкольного  возраста  грамоте  нельзя,  но  естественное усвоение  грамоты  должно  совершиться  в  дошкольном  возрасте.  Учить  их счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десяток, конечно, до семи лет. Все числовые представления, доступные для его возраста, он должен извлечь из жизни, среди которой он живёт и в которой он принимает деятельное участие. Его участие в жизни при нормальных условиях должно выражаться лишь в  одном -в  работе-игре.  Играя,  работая,  живя,  он  непременно  самолично научится  считать,  если  мы,  взрослые,  будем  при  этом  его  незаменимыми пособниками. Наблюдая окружающий его вещественный мир, воспринимая его и расчленяя при посредстве своих органов чувств, действенно участвуя в его жизни, ребёнок постепенно и незаметно для себя увеличивает запас своих представлений;  он учится М. Морозова и Е.Тихеева в книге "Счёт в жизни маленьких детей"  описывают примерную программу для детей от 2 до 8 лет: "Объёмы числовых представлений нормальных детей":

2 года -распознавание понятий: один -много, большой -маленький.

3 года -счёт до трёх, количественное восприятие предметов в пределе трёх, выбор по называнию: большой и маленький, распознавание и выбор поназыванию форм: шар и куб.          

 4 года -счёт до четырёх, распознавание понятий: низкий -высокий, широкий -узкий, длинный -короткий, толстый -тонкий, тяжёлый -лёгкий.

5  лет -счёт  до  пяти,  употребление  названий:  глубокий -мелкий,  высокий -низкий, распознавание форм: цилиндр, круг.              

6лет -счёт до десяти, сложение и вычитание в пределах восьми на конкретном материале, понятия: прибавить, отнять, решение и составление соответствующих задач.

           То,  что  составляет  предмет  математики  дошкольника,  нашло  своё  выражение  в  Программе  детского сада,  впервые  разработанной  и  изданной  Наркомпросом  в  1932  году.  Эта  программа  охватывала  широкий  круг  математических ориентировок, знаний и навыков, намеченных для детей, начиная                         с младшей группы детского сада.

Сюда относятся:

а) понятие количества и знакомство с числами; счёт предметов; простейшие операции над числами;                                                                                                                                                                                         б) понятие о величине предметов и сравнение величин;                                                                                             в) ориентировка во времени;                                                                                                                                           г) ориентировка в пространстве;                                                                                                                                     д) знакомство с геометрическими формами и умение находить их в окружающей  обстановке;                                                                                                                                                                                     е) некоторые меры и измерение ими Ф.Н.Блехер   предложила   общие   пути   работы   по   формированию  математических  представлений.  

Она  выделила  два  основных  пути  в  работе  с  детьми:

1. Использование всех многочисленных поводов, которые в изобилии доставляет  повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности.

2. Путь, тесно связанный с первым - игры и занятия со специальным заданием по

счёту. Если в первом случае усвоение счёта происходит попутно, то во втором -

работа по  счёту носит  самостоятельный  характер.  В  работе  с  детьми  указанные  пути  перекрещиваются и применяются в каждой возрастной группе детского сада.

         Так  же  Ф.Н.Блехер  разработала  основной  дидактический  материал,  необходимый  на  занятиях  по  формированию  элементарных  математических  представлений для всех возрастных групп.

         Таким образом, на основе изученного материала, можно сделать вывод, что  наука по проблеме формирования математических представлений у детей имела  довольно долгий путь развития.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ:

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

 МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В  ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»,

воспитателя МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка» Гладких А.А.

Теоретическая база опыта

       Теоретической базой опыта является рассмотрение основных закономерностей  развития    мышления  у  детей  дошкольного  возраста  и  раскрытие  содержания  понятия математические игры.

      Самым  благоприятным  периодом  для  развития  способностей  является  раннее  детство  и  дошкольный  возраст.  Доказано,  что  каждый  ребенок  от  рождения  наделен  огромным  потенциалом,  который  при  благоприятных  условиях  эффективного  развития  и  дает  возможность  ребенку  достичь  больших  высот  в  своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная  активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке.                     У  него  развита  интуиция,  яркость,  конкретность  представляемых  образцов  и  легкость манипулирование ими.

         Развитие  мышления  имеет  особое  значение  для  подготовки  детей  к  школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок  ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы  сочинений, рисунков, конструкций Получение  знаний  является  обязательным  условием  развития  мышления детей. Усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой  решение  мыслительных  задач.  Ребенок  попросту  не поймет  объяснений  взрослого,  не  извлечет  никаких  уроков  из  собственного  опыта,  если  не  сумеет  выполнить  мыслительные  действия,  направленные  на  выделение  тех  связей  и  отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности.

         Когда  новое  знание  усвоено,  оно  включается  в  дальнейшее  развитие  мышления  и  используется  в  мыслительных  процессах  ребенка  для  решения последующих задач. П.П. Блонский подчеркивал: «Мышление-та функция, интенсивнейшее развитие  которой является одной из самых характерных особенностей детей»

       Изучение  теоретических  основ  умственного  развития  детей    дошкольного  возраста позволило выделить положения, являющиеся основными для работы:  

      Положение  Л.С. Выгодского  о  том,  что  обучение  может  дать  развивающий эффект лишь при условии, что ребёнок усваивает новые знания не пассивно,                а активно  в  процессе  практической  деятельности;  о  том,  что  при  обучении, направленном  на  развитие  мыслительной  деятельности,  ребёнок  становится способным   самостоятельно   добывать   и   систематизировать   знания,   т.е. саморазвиваться.

     Положение  П.  Гальперина  о  том,  что  обучение  должно  строиться                         в  соответствии  с  закономерностями  поэтапного  формирования  умственных действий.  Когда  происходит  постепенный  переход  действия  из  практического (внешнего) плана в умственный (внутренний) план.

       Положение  Ж.  Пиаже,  П.  Гальперина,  Л.  Венгера  о  том,  что  под  развитием  логического мышления в дошкольном возрасте рассматривается развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, сериации, абстрагированию.

        Положение Д. Эльконина, О. Дьяченко о ведущей роли игровой деятельности в  развитии детей дошкольного возраста.

       Основной принцип Ф. Фребеля - Жизнь для детей. Несмотря на то что школе воспитания Фридриха Фребеля уже более 250 лет, ее  помнят и почитают во  всем мире. Именно этот выдающийся немецкий педагог  создал  общественную  систему  обучения  дошкольников  под  названием  детский  сад (Kindergarten). Он же и ввел это понятие, которым мы пользуемся и сегодня, в обиход. Фребель  одним  из  первых  воспитателей  своего  времени  понял,  что  именно  в  играх дети наиболее полно реализуются. Для своего детского сада он разработал  целый  набор  игр  и  игрушек,  которые  малыши  получали  в  подарок,  например  кубики  или  мячи.  Кроме  играли  ил и  слушали  истории,  которые  рассказывали  воспитатели.

Из вышеизложенного можно сделать вывод:

  • Психолого - педагогические  исследования  ученых  доказали,  что  основные  логические  умения  формируются  у  детей,  начиная  с  5-6 летнего  возраста.
  • Концепция   развивающего   обучения   Д.Б.   Эльконина,   В.В.   Давыдова,  педагогические   эксперименты   психологов   и   педагогов   убедительно  продемонстрировали огромный потенциал детских  способностей и доказали, что  основным  условием  развития  мышления  детей  является  их  целенаправленное  воспитание и обучение посредством игровой  деятельности.

            Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности  в целом  свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального  развития  дошкольников  остается  во  многом  нерешенной  и  выявляет  ряд  противоречий.  Наличие  противоречий  и  большая  практическая  значимость  их  разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ:

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

 МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В  ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»,

воспитателя МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка» Гладких А.А.

Педагогическая идея опыта

            В соответствие с современными тенденциями развития образования опираясь  на  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), мы должны  выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего  живое,  обладающего  способностью  решать  интеллектуальные  задачи.  

          Развитие логического  мышления –это  залог  успешности  выпускника  детского  сада  в  школе.  От  уровня  состояния  компетентности,  успешности,  логичности  зависит наше будущее.

        Идея  опыта  заключается  в  создании  необходимых  условий для  развития  активного  познания  окружающего  мира,  логического  мышления  старших  дошкольников   посредством   использования   в   образовательном   процессе  занимательного  материала.  Развитие  логического  мышления  имеет  особое  значение для подготовки детей к школьному  обучению. Ведь важно не только,  какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он  к  получению  новых  знаний,  умеет  ли  рассуждать,  фантазировать,  делать  самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

     

         И самый эффективный метод - использование дидактической (обучающей) игры как  одной из форм  обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников.

       Проследив эффективность использования игры в развитии математических  способностей,  мною  было  принято решение  более  углубленно  изучить  влияние  игры  на развитие  способностей  детей,  а  именно  на  логическое  мышление,  на  развитие умственных способностей.

        Осознав актуальность вопроса развития способностей, я пришла к выводу, что не достаточно развивать способности только на специально организованных  занятиях. А нужно создать такие условия, которые будут способствовать росту  уровня  интеллектуальной  культуры  в  целом  и  логического  мышления  в частности.

        Благоприятные  условия  для развития  интеллекта  ребёнка  складываются                       в  игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры обеспечивает  ребёнку высокий уровень развития мыслительных процессов.

       На  протяжении  долгого  времени  я  изучала  новинки  психолого- педагогической   литературы,   с   целью   выявления   возможностей   детей определённого  возраста,  собирала  в  различных  информационных  источниках  игры,  игровые  упражнения, методики  и  методические  приёмы,  применение  которых  помогут    мне  в  реализации  моей  темы:    

" Развитие  логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр  в процессе  реализации ФГОС "

        Свой педагогический опыт стала разрабатывать в 2016 году. Очень хотелось  чтобы  мои воспитанники пошли  в  школу  подготовленными.  Умели  рассуждать,  логически  мыслить, анализировать. И эта мысль натолкнула меня создать этот опыт.

         Итак, в чём заключается суть моего опыта? 

Это  поэтапное,  постепенно  усложняющееся,  с  учётом  возраста,  внедрение  в  воспитательно-образовательный  процесс,  различных  игр,  игровых  приёмов  на  развитие  логического  мышления,  способствующих  росту  интеллектуальной  культуры, а так  - же применение в работе современных методик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...

Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается сво...

ПРОЕКТ (опыт работы воспитателей средних групп в работе с родителями)

Совместный с родителями проект по ФЭМП у детей средней группы....

Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития ...

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми  раннего возраста"...

Опыт работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» Ширяевой Л.А. По теме: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в группе через досуговую деятельность».

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим усло...