Диагностический материал детей старшего дошкольного возраста по разделу "Формирование элементарных математических представлений"
тест по математике на тему

Игнаткина Елена Николаевна

Карты педагогической диагностики для старшей и подготовительной группы по разделу ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 6

Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» старшая группа

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1. Умение счи-тать (отсчиты-вать) в пределах 10, пользоваться количественными порядковыми числительными

1.        Дидактическое упражнение
«Скажи сколько».

Материал:  предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек).

2.        Дидактическое упражнение
«Скажи, который по счету
предмет».

Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)

1. Ребенок считает количество предметов в любой группе.

Вопросы:

- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?

 - Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.

2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п.

3 балла - ребенок правильно считает                        (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?».

1 балл — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов

2. Умение срав-нивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов

Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал

Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов.

- Сколько всего солдатиков?

- Сколько матрешек?

  • Кого больше (меньше)?
  • На сколько?
  • Сделай так, чтобы их стало поровну.
  • Как еще можно это сделать?

3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).

2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.

1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может

3.Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями

Диагностическая игра «Часть и целое».

Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов

Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания:

  • Сосчитай количество частей «Группы игрушек».
  • Сколько их? (Три.)

- Какие это части? (Первая часть — куклы, вторая часть — мишки, третья — машины.)

  • Посчитай количество игрушек каждой части.
  • Чего больше?
  • Значит, какая часть больше?

- В какой части игрушек меньше?

-        Что можно сказать об этой части игрушек?
(Она самая маленькая.)

Примечание. Можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм

3 балла - ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого).

2 балла - ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях.

После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть.                                                                  

1 балл - ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями

Умение сравнивать предметы различной величины

1. Дидактическая игра «Построй солдат».

Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.

2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».

Материал:   ленточки   разной длины и ширины, 7-10 штук

Вопросы:

-        Что ты видишь на столе?

-Посмотри, все ли солдатики одинаковы?

-        Чем они отличаются?
Задание:

Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».

3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).

2 балла — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.

1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок

Знания о форме предметов

Дидактическая игра «Что где лежит?».

Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Предметные картинки -мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос

Задания:

- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.

- Какие геометрические фигуры ты видишь?
Назови их.

-Чем отличаются круг и овал от других фигур?

- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.

-Разложи фигуры в ряд, под каждой из них
положи картинку похожей формы

3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.

2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами.

1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок

Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям

Игра «Встань там, где я скажу»

Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:

  • Что ты видишь справа (слева) от себя?
    -Что ты видишь впереди (сзади) от себя?
  • Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа
    от себя и т. п.

3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя.

2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям.

1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно

Знания о днях недели, последовательности частей суток

1.        Дидактическая   игра  «Наш день».

Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

2.        Дидактическое упражнение
«Назови соседей»

1.        Ребенок рассматривает картинки,

изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня:
уборка постели, гимнастика, умывание, зав
трак, занятие и т. д.

Задание:  разложи картинки по порядку,

начиная с утра.

Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)

2.        Вопросы:

  • Если вчера было воскресенье, какой день
    недели сегодня?
  • А какой день недели следует за четвергом?  И т. п.

3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.                                              2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает  1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.

1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов

Высокий уровень – 18-21 балл;       средний уровень- 11-17 баллов;        низкий уровень- 7-10 баллов.                    


Приложение 6

Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» подготовительная группа

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1. Знания о составе числа первого десятка (из отдельных единиц)

Дидактическое упражнение «Что будет, если...»

Задание: подумай и дай правильный ответ:

  • Что будет, если к 7 прибавить 1?
    (Получится число 8.)
  • К 9 прибавить 1?
  • Как получить число 8, если есть
    число 9? (Убрать одну единицу.)
  • Что будет если сложить три единицы? (Получится число 3.)
  • А если сложить 5 единиц? (Число 5.)

3 балла - ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

2 балла - ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц), затрудняется при выполнении заданий, касающихся знаний о получении числа путем вычитания единицы из следующего за ним в ряду.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при выполнении заданий

2. Знания о цифрах от 0 до 9; знаках «=», «-»,«+». Умение составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметичес-кими знаками действий

Арифметические задачи

(2-3).

Материал: цифры от 0 до 9, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки

Задания:

  1. Рассмотри картинки (ваза с тремя
    тюльпанами и ваза с тремя розами)
    и составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи.
  2. Покажи картинку, где изображено
    6 шаров надутых и 4 лопнувших.
    Составь условие и с помощью цифр
    и знаков покажи решение задачи

3 балла - ребенок самостоятельно составляет условия задач с помощью картинок и показывает решения при помощи цифр и знаков.

2 балла - ребенок составляет условия задач с помощью взрослого, правильно считает, но не всегда правильно пользуется знаками (путает значение знаков «+» и «-»).

1 балл - ребенок не может составить условие задачи даже при активной помощи взрослого, ошибается в подсчетах, не понимает значения арифметических знаков

3. Умение называть числа в прямом и обратном
порядке,

соотносить цифру и количество предметов

Дидактическая игра
«Вкусные конфеты».
Материал: лист бумаги
с нарисованными

цифрами 0,3, 5, 8. 10

Задания:

  1. Посчитай в пределах 10 в прямом
    и обратном порядке.
  2. Посмотри на цифры, написанные

на листе бумаги, и нарисуй рядом с каждой цифрой соответствующее количество конфет

3 балла - ребенок безошибочно считает в прямом и обратном порядке до 10, правильно выполняет задание 2.

2 балла - ребенок правильно считает в прямом порядке до 10, делает пропуски при счете в обратном порядке; допускает не более одной ошибки при выполнении задания 2.

1 балл - ребенок допускает ошибки во время счета в прямом и обратном порядке до 1.0, допускает более одной ошибки при выполнении задания 2

4. Умение считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20. Пользоваться порядковыми и количествен-ными числительными

Дидактическое упражнение «Веселые игрушки». Материал: 15 (18) разных мелких игрушек

Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.

  • Посчитай все игрушки.
  • Сколько всего игрушек?
  • Который по счету мишка?
    - А мячик? И т. п.

3 балла - ребенок не допустил ни одной ошибки.

2 балла - ребенок ошибается в порядковых числительных.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок

1. Умение делить круг, квадрат, на две и четыре равные части

Дидактическая игра «День рождения Винни - Пуха».

Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на четыре части поровну

Задание:

Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на четыре равные части. Подумай и ответь: Часть круга, квадрата больше или меньше целого?

3 балла - ребенок самостоятельно делит круг и квадрат на четыре равные части и объясняет, что часть меньше целого.

2 балла - ребенок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части.

1 балл - ребенок не может разделить круг и квадрат на равные части. Не понимает значение понятий «часть» и «целое»

2. Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки

Дидактическое   упражнение «Дорожки».

Материал: три дорожки разной  длины,  полоска бумаги длиной 3 см - условная мерка

Задание: рассмотри дорожки.

  • Как ты думаешь, какая из этих до
    рожек самая длинная, а какая самая
    короткая? Как это проверить?

3 балла - при выполнении задания ребенок самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод.

2 балла - при измерении длины ребенок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно.

1 балл - ребенок не имеет представления о понятии длины, не умеет пользоваться условной меркой

Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку

Игра «Волшебная точка». Материалы: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш

Задание: от заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево

3 балла - ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки.

2 балла - ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо).

1 балл - ребенок не справился с заданием, допустил более трех ошибок

Знания о месяцах и последовательности дней недели, умение определять время по часам с точностью до 1 часа

1.        Дидактическая игра
«Живая неделя».
Материал: карточки с цифрами от 1 до 7.

2.        Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц»

3. Д/и «Время»

Задания:

1. Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует. Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их.

2. Назови, какой сейчас месяц? Как называется первый (второй) месяц весны?

3 балла - ребенок справляется с заданиями, не делает ни одной ошибки; знает не только текущий месяц, но и все остальные.

2 балла - ребенок знает последовательность дней недели, затрудняется в выкладывании дней недели в соответствии с цифрами, но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц.

1 балл - ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов

Высокий уровень - 20-24 балла;    средний уровень- 13-19 баллов;   низкий уровень- 8-12 баллов.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений "Считаем с колобком"

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучен...

Конспект родительского собрания «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений»

Цель: Дать родителям представление о том, как развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и задач. Задачи:Расширить знания родителей о развити...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений на тему: «Число и цифра 3»

Познакомить с образованием и составом числа 3. Закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера.

Цель: Расширить представления детей о дробях, используяпалочки Кюизенера.Задачи:Обучающие:Учить детей делить целое на равные части, показывать и называть части;Выполнять простейшие арифметические...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений на тему "Цветы весны"

Возрастная категория: 6-7 лет. Цель: знакомство с составом числа 10. Задачи:Образовательные: - Познакомить с составом числа 10 из единиц.- Уточнить представление о цифре 0. - Продо...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «Экскурсия по родному городу».

Цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей старшей группы.Задачи:Образовательная:Дать понятие что такое малая родина, познакомиться с её богатствами.Закре...