Что такое время
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

НОД "Что такое время" старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_chto_takoe_vremya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

«Что такое время».

(подготовительная группа)

воспитатель                                                                                      

                                                                                   Зибарова Елена Александровна

Цели:

Уточнение и расширение словаря по теме ( синонимы, глаголы, прилагательные).

Закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?).

Образование приставочных глаголов.

Уточнение и закрепление родовых понятий при помощи местоимений и числительных.

Формирование навыка составления простых предложений.

Закрепление диалогической речи с учетом интонационной выразительности.

Работа над смысловым значением пословицы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Доброе утро, звери и птицы!

И каждый становится добрым, доверчивым –

Пусть доброе утро длится до вечера!

2. – Доброе утро! Сядет тот, кто скажет, кто его сегодня разбудил и как? (Ответы детей).

– А кто еще может разбудить нас утром? (Сестра, бабушка, собака, кошка, попугай…)

–  А что нас может разбудить утром? (Будильник, радио, стук в дверь, шум машин, дождь…)

3. Посмотрите в окно – наступает утро! А как мы можем определить, что сейчас утро? (Небо светлеет, становится голубым, солнце всходит…)

–  Да, раз светает (светлеет), значит, рассвет.

–  Вы согласны, если обозначу утро этим цветом? (выставляю голубой экран)

– А что ожидает вас утром? (подъем, зарядка, дорога в детский сад, завтрак…)

4. Что приходит на смену утру? (День)

– Как изменится на улице с приходом дня?

– Каким цветом лучше определить это время? (Желтым, оранжевым).

– Да, потому что яркое солнце заливает своим светом все вокруг!

– Что вы делаете днем? (Играем, занимаемся, обедаем, спим, гуляем…)

– Спасибо солнышку. Пока оно светит, мы успеваем сделать много дел.

5. Давайте вместе сейчас расскажем, что мы знаем про солнце?

Слайд 2

Солнце, как и люди – (ходит)

Рано утром оно – (всходит)

Важно по небу – (проходит)

Как дозорный все – (обходит)

То за облако – (заходит)

То осветит, нас – (находит)

На ночь спать оно – (уходит)

Нам оно вполне – (подходит)

– Какая часть в вашем ответе изменялась, первая или вторая? (Первая)

– Да, мы подставляли только маленькие частички в начале слова, а они изменяли значение действия. «Приходит и уходит» –  это ведь не одно и то же, ребята?

6. Итак, ушло наше солнце и вместе с ним день. Как еще говорят про солнце, когда оно уходит? (Садится, скрылось, уснуло, закатилось…)

– Закатилось…, а иногда мы просто говорим: «Наступает закат».

– Что же наступает вместе с закатом? (Вечер, небо темнеет, становится серым…)

– Чем вы занимаетесь в это время? (серый экран) (Уходим из детского сада, еще немного гуляем, ужинаем, смотрим «Спокойной ночи, малыши», готовимся ко сну, ложимся спать).

Осень

7. И вот, все во власти ночи! Догадываюсь, какой экран вы мне сейчас подскажите поставить. Совершенно верно – черный, потому что наступает темнота, ночная мгла. Ночью все люди… (спят, отдыхают от трудового дня). Так заканчиваются сутки. Утро, день, вечер, ночь – сутки. Давайте вместе повторим и запомним пословицу: «День да ночь – сутки прочь». А сейчас послушайте, как День и Ночь между собой беседовали:

– Эй, Ночь, как тебя зовут?

– Меня зовут Ночь.

– А как будут называть тебя завтра?

– Завтра тоже будут называть Ночь.

– А как называли тебя вчера?

– Вчера меня тоже называли Ночь.

– А меня сегодня зовут Четверг, завра будут называть Пятница, а вчера…

– Ребята, как называли его вчера? (Среда). Какие дни недели вы еще знаете? (Понедельник, вторник, суббота, воскресенье).

– Сколько всего дней в неделе? Назовите их по порядку.

– Да, это про дни говорят: «Годами равные, а именами разные».

8. Вот смотрю я на наши цветные экраны, и мне от чего-то становится грустно. Таким ли мы видим небо в разное время суток? (Нет, на нем бывают звезды, солнце, луна, месяц…)

Слайд.3

Сколько в небе солнц? – (одно)

Днем засветится – (оно)

Сколько в небе лун? – (одна)

Вечером встает – (она)

Сколько месяцев? – (один)

Да и месяц он высоко

Светит тоже – (одиноко)

Ну, а звезд, их сколько – (много)

В небе звездная – (дорога)

9. А сейчас возьмите наши круги-схемы, я проверю, все ли ребята различают части суток (называю предложение-загадку, дети стрелочкой указывают, когда это бывает):

Слайд.4

– На завтрак мама сварила манную кашу.

– В окно заглянула желтая луна.

– Началась моя любимая передача «Спокойной ночи, малыши».

– После обеда дети вышли гулять.

– А теперь вы придумайте предложения, а я попробую угадать, когда это бывает.

10. Так и ходит время по кругу: утро, день, вечер, ночь. А помогают нам точно определять время – наши помощники часы.

Физминутка (муз. сопровождение, действие в круге)

Слайд. 5

 Говорят, часы – стоят

Говорят, часы – идут

Говорят, часы – спешат

Говорят, часы – бегут

Говорят, часы – летят,

То немного отстают.

Посмотрели мы все вместе,

А часы висят на месте!

11. Год, ребята, тоже принято делить на 4 части, 4 времени года. Назовите их (переворачивают круги-схемы): зима (белая лебедка), весна (все зеленеет), лето (красное), осень (золотая).

– Внимание, задание! Если весну называют утром года, то чем будет лето? (Днем). Осень – вечер. Зима – ночь.

Слайд. 6

12. Давайте пофантазируем: чем похожи весна и утро? (Все просыпается: и природа, и люди). Лето и день? (Солнце ярко светит, все в действии, в движении). Осень и вечер? (И природа, и люди готовятся ко сну). Зима и ночь? (Все отдыхает, спит).

13. А теперь все, о чем мы говорили сегодня, я вам напомню загадками (кроссворд):

Слайд 7

Утром, так заведено,

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. (Солнце)

Вдруг стемнеет – он придет:

Тоненький, смущенный.

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. (Месяц)

Срок прошел, плывет она

В пелене тумана.

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна. (Луна)

Небо вдруг порозовело,

Тихо-тихо и несмело

Солнце красное лучом

Что открыло, как ключом? (Утро)

Солнце ярко осветило,

Землю всю позолотило.

Он сияет и блестит,

Нам лениться не велит. (День)

Когда с темнотою земля вдруг сошлась?

И в небе луна со звездою зажглась? (Ночью)

Вдруг рассыпалось зерно – золотые точки.

Глянешь утром – ничего. Что же было ночью? (Звезды)

В отгадках из выделенных букв дети должны прочитать слово «МОЛОДЦЫ»

Слайд.8

– Да, ребята, вы сегодня на занятии были молодцы! Желаю вам доброго дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое время?»

Программное содержание: Дать представление о времени;Закрепить знание о  понятиях «ми­нута», «час», «время суток», «дни недели», «времена года»;Учить чётко и последовательно излагать с ...

Познавательно -исследовательский проект "Что такое время?"

Детям предлагается осуществить путешествие – исследование времени. Данный проект также может быть направлен на интеграцию разных образовательных областей или подразумевает доминанту – обогащение позна...

Проект "Что такое время?"

Детям предлагается осуществить путешествие – исследование времени. Данный проект также может быть направлен на интеграцию разных образовательных областей или подразумевает доминанту – обог...

Проект «Что такое время?».

Детям предлагается осуществить путешествие «исследование» времени. Данный проект может быть более «широким» - направленным на интеграцию разных образовательных областей, ...

Что такое время?

Консультация для родителей...

Мастер-класс: Лэпбук «Что такое время»

Мастер-класс: Лэпбук «Что такое время» Игры подбирала по всем разделам временных представлений для дошкольников. В свой лэпбук я внесла игры и упражнения от простых до ...

Конспект занятия по математике "Что такое время?"

quot;Волшебные часы" - тема изучения времени в подготовительной группе...