"Путешествие в подводный мир"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Сулейманова Ольга Сергеевна
План-конспект занятия в ДОУ 
в подготовительной группе
ФКЦМ 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл more.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

 

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект занятия в ДОУ 

в подготовительной группе

ФКЦМ  по теме  "Путешествие в подводный мир"

 

Разработал:  Сулейманова

Ольга Сергеевна

слушатель курсов

профессиональной

 переподготовки  

«Воспитание детей

дошкольного возраста»

Проверил: Иванова  И.Н.                                  

Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" в подготовительной группе

дата проведения занятия 25.04.2018 г

Автор НОД: Сулейманова Ольга Сергеевна, воспитатель МДОБУ ДСКВ№ 61 Медвежий стан, п Мурино, Всеволожский р-он, Ленинградской обл.

Программное содержание:

− расширение представлений о строении и жизни морских рыб, о пользе, приносимой рыбами;

− выработка общего темпа работы;

− развитие памяти, воображения, речи.

Тип урока:  групповой.

Продолжительность урока : 30-35 минут

Участники урока: воспитанники подготовительной группы.

Предварительная работа

− рассматривание картинок с изображением моря, водного пространства на земле;

− знакомство с несколькими видами рыб;

− рисование рыб.

Методы и приёмы:

− показ;

− вопрос;

− объяснение;

− рассказ;

− физкультминутка.

Материал и оборудование:

− глобус;

− магнитная доска;

− указка;

− экран для показа презентации к НОД;

- использование ИКТ;

− книги с иллюстрациями моря, морских обитателе;

− краски(акварель), кисти, карандаши;

− листы бумаги, баночки для воды;

 Занятия комплексное - реализация основной задачи, рассказ по теме, переходящий в рисование , рисование как закрепление основного материала.

Цели:

- расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;

- закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.

Задачи:

- развивать у детей интерес к живой и неживой природе;

- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;

- развивать самостоятельность, активность.

Планируемый результат-

Развить умение детей   внимательно слушать предмет, развивать усидчивость и интерес к данной теме.  Самостоятельно отвечать на задаваемые вопросы.

Развить четкое представление об окружающем мире (море, океан, морские обитатели, питание).

Создание детьми  выразительных  композиций, передаваемых тему средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Умение использовать разные материалы (гуашь, акварель, кисти, карандаши) и способы создания изображения.

Умение различать оттенки цветов, создавать их на палитре.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (глобус  и слайд с картинкой Земля)

- А вот наш помощник. Ребята, что это?

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

Дети: - Разноцветным.

Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель:  - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на стульчик и представляют , что они на берегу моря, воспитатель включает слайд с берегом моря).

Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб. (включаю запись звуков моря.)

Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей), (слайд корабля).

Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю слайд с картинкой батискафа)

Все девчонки и мальчишки,

Знаю, очень любят книжки.

Любят сказки про моря,

Про подводного царя.

Там где солнце не сияет,

Мир подводный обитает.

Но о нем никто не знает,

Всяк попасть туда мечтает.

Воспитатель: - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся. (картинка с подводной лодкой)

1 -2 -3 – все замрём!

В мир подводной попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Надо только открыть глаза.

Детский сад наш изменился,

В дно морское превратился.

Мы отправимся гулять.

Дно морское изучать!

- Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце.(слайд с картинкой верхнего слоя моря)

 Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ слайда кита). Кто же это? (Синий кит).

Воспитатель: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.

- Молодец! Очень интересно!

- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ  слайда  дельфина). Да это же. (Дельфин).

Воспитатель: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные  и быстрые животные.

- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

Воспитатель: – Молодец!

- Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся  поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?(слайд  с средним этажом водного пространства)

Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт? (Показ слайд акулы).

- Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Воспитатель: - Чем питается акула?

Дети: - Рыбами, морскими животными.

Воспитатель: - Акулы могут напасть на человека?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы  дышат жабрами. Питаются  животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.

Воспитатель: - Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. (слайд морского дна)

Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: - Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.(слайд акваланга)

Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А  вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения

пальцами рук)

Гостей встречает осьминог.

В.: - Смотрите, вот и осьминог! (слайд осьминога)

Воспитатель: - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Воспитатель: -  Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ слайда с   рыбами). Кто это?

Дети: - Рыба.

Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.

Игра «Вопросы - ответы»

Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

- Чья голова? (Это рыбья голова).

- Чей хвост? (Это рыбий хвост).

- Чьи жабры? (Это рыбьи жабры).

- Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).

- Чьи плавники? (Это рыбьи плавники).

- Чьи кости? (Это рыбьи кости).

- Чья чешуя? (Это рыбья чешуя).

- Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).

- Чьё туловище? (Это рыбье туловище).

- Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!( слайд с кораллами)

Воспитатель: - Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Именно поэтому коралловые рифы обитают в водах Тихого и Атлантического океанов. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом  и составляет 1-3 см в год. Из кораллов изготавливают украшения.

В.: - Молодец! Очень интересно! Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы. (слайд с медузами)

Воспитатель: -  Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля.  Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть — малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы  мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.

Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

1 -2 - 3 – все замрём!

В детский сад мы попадём!

Воспитатель: - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Один - много»

Цель: - учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.

Описание игры:  Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.

- Море – моря;

- Рыба – рыбы;

- Акваланг – акваланги;

- Батискаф - батискафы;

- Лодка – лодки;

- Водолаз – водолазы;

- Кит – киты;

- Осьминог - осьминоги;

- Дельфин – дельфины;

- Медуза – медузы;

- Акула – акулы;

- Коралл – кораллы.

Итог:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.

- Какие трудности возникли у вас на занятии?

- Что бы вы хотели повторить?

После окончания тематического занятия, детям предлагается посетить комнату гигиены и приготовить свои рабочие места для перехода к занятию по художественному рисованию на тему " Морские жители"

Цель: закрепление пройденного материала.  Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту. Формировать эстетический вкус.  Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Предоставить свободу в отражении - доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

Самоанализ проведенного занятия в подготовительной группе на тему"Путешествие в подводный мир"

дата проведения занятия 25.04.2018 г

Автор НОД: Сулейманова Ольга Сергеевна, воспитатель МДОБУ ДСКВ№ 61 Медвежий стан.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Программные задачи:

− расширение представлений о строении и жизни морских рыб, о пользе, приносимой рыбами;

− выработка общего темпа работы;

− развитие памяти, воображения, речи.

Образовательная область: «Физическое  развитие»        

Программные задачи:

- развивать физические качества;

- совершенствовать умение участвовать в подвижных играх;

- формировать сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

- обеспечить двигательную активность в ходе проведения подвижных игр;

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи:

- развивать  игровую деятельность;

- воспитывать уважение  и бережность к воде и  водным обитателям;

- воспитывать бережное отношение  и любовь к природе.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Программные задачи:

- развивать связную речь у детей.

- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.

Словарная работа: батискаф, коралл, глобус.  

Оборудование и материалы: − глобус;

− магнитная доска;

− указка;

− экран для показа презентации к НОД;

- использование ИКТ;

− книги с иллюстрациями моря, морских обитателе;

− краски(акварель), кисти, карандаши;

− листы бумаги, баночки для воды;

Предварительная работа:

  1. Беседа об морских обитателях;
  2. Знакомство с морскими обитателями;
  3. Беседа  о пользе морских обитателей;

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в подготовительной группе «№ 6». Занятие  состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, рассказ, вопросы к детям);

2. Наглядно - демонстрационный ( картинки с иллюстрациями по теме)

3. Игровой (игры, загадывание вопросов);

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. В ходе всей занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач.

Анализ занятия открытия нового знания.

В  начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено отправиться в .морское путешествие, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует  возрастным и индивидуальным особенностям детей. Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели. (Было предложено представить себя на морском берегу, с прослушиванием звуковой записи - бриз моря ).  «Детская» цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен  демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве - беседа – стоя на ковре, с удобным просмотром слайдов на экране, разглядывание глобуса. В работе с детьми использовала беседу, вопросы  на сообразительность и логическое мышление, разгадывание кроссворда,

игры  - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Анализ образовательной деятельности.

Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. Использовала сочетание методов самооценки и оценки меня  детьми. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-групповая.

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие»,  которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Занятие  состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности  на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, фантазию, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Для закрепления пройденного материала использовала переход к художественному творчеству (рисование на листе морских обитателей, с использованием красок) , чтобы в ходе его проведения проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.

Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением, и сохранением рисунков нарисованных детьми самостоятельно. 

Данная структура занятия вполне оправдана, за исключением некоторых моментов.  В связи с тем , что группа является подготовительной и посещаемость детей - 100% , то при проведении занятия  в определенной игре возникли трудности , игра "Ответ-вопросы" временные показатели этого задания были нарушены т к тема интересная и познавательная, многим детям хотелось дать ответ, в связи с чем временные показатели  НОД были отклонены. В дальнейшем при проведении такого занятия, буду уделять внимание групповым самостоятельным работам (каждому столу отдельный вопрос и общий ответ решением той или иной группы детей находящейся за этим столом).

Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.

Считаю, что поставленные в  занятии задачи были выполнены. Занятие  своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6 - 7 лет на тему "Путешествие в подводный мир"

Развивая познавательный интерес дошкольников через различные виды деятельности, в том числе изобразительную, можно достичь значительного роста уровня представлений об окружающем детей мире. В ходе зан...

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие в подводный мир"

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие в подводный мир". В занятии интегрируются различные виды деятельности: познавательная, изобразительная (лепка из соленого теста)...

Конспект занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики руки на тему: "Путешествие в подводный мир"

Занятие направлено на развитие мелкой моторики через исследовательскую деятельность детей по подводному миру....

Конспект интегрированного ООД с детьми подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»

Конспект интегрированного ООД  с детьми подготовительной группы "Путешествие в подводное царство"...

Презентайия "Путешествие в подводное царство"

Дополнительный материал к занятию...

Путешествие в подводное царство

Конспект   непосредственно-образовательной деятельности   по образовательной области «Познание» в старшей группе детского сада...

Открытое занятие "Путешествие в подводный мир Байкала"

Знакомство детей с разновидностью рыб  озера Байкала, учить количественному счету до 5. Развивать интерес к экспериметнальной деятельности....