«Авторская система игровых упражнений как условие стабилизации психоэмоционального состояния детей с ЗПР на занятиях по ФЭМП»
методическая разработка по математике

Симонцева Дарья Александровна

Опыт работы по оздоровлению детей дошкольного возраста с использованием игр с водой на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

В период дошкольного детства закладываются основы здоровья и интеллекта. Использование игр с водой на занятиях по ФЭМП является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей, способствует усвоению математических категорий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Мастер – класс в рамках областного марафона педагогического опыта «Современные подходы к организации

физкультурно-оздоровительной работы с детьми»

 «Авторская система игровых упражнений

как условие стабилизации
психоэмоционального состояния
детей с ЗПР на занятиях по ФЭМП»
.

Мастер класс подготовлен:                                                                                      

 учителем-дефектологом

 МБУ г. Мурманска                                                                                      

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»  

                                                                                                                                                                                           

Семеновой Дарьей Александровной

 

                                                                                 

                                                   

г. Мурманск

2017 г

     Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Семенова Дарья Александровна, я- учитель-дефектолог. Работаю с детьми дошкольного возраста, имеющих задержку речевого, психоречевого и психического развития. Учитывая психофизиологические особенности дошкольников с ЗПР, а также ослабленное состояние детей Кольского Севера, в своей работе применяю следующие здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, самомассаж, динамические паузы, оздоровительные мероприятия с водой, валеологическое просвещение родителей.

Сегодня, я бы хотела представить вашему вниманию свой опыт по оздоровлению детей дошкольного возраста с использованием игр с водой на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

В период дошкольного детства закладываются основы здоровья и интеллекта. Использование игр с водой на занятиях по ФЭМП является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей, способствует усвоению математических категорий.

Игры с водой- эффективный метод коррекции психоэмоциональной сферы детей. Воздействие воды значительно деликатнее, чем традиционные психотерапевтические методы, а также не вызывает сложности в понимании форм и методов работы с детьми.

     Ребенку, испытывающему нагрузки, а особенно в период полярной ночи, психологические разгрузки особенно нужны.

     Идея использования игр с водой как оздоровительного, так и обучающего метода возникла именно при отборе «быстродействующих» и успокаивающих методов стабилизации эмоционального состояния дошкольников. На занятиях по ФЭМП я использую релаксационные паузы – это пребывание малой подгруппы детей в течение 3-4 минут в специально организованном месте, где  находятся: столик для игр с водой, наборы игрушек, фонтанчики, салфетки.

         В играх водная среда выступает значимым компонентом развивающих условий:

- физических (закаливание);

- эмоциональных (снятие психоэмоционального напряжения);

- познавательных (практическое усвоение математических представлений, простые эксперименты с водой).

Принимая во внимание сниженную познавательную мотивацию дошкольников с ЗПР, необходимо отметить, в ходе игр с водой заинтересованность дошкольников достаточно возрастает по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

Организация работы:

- занятия проводятся в малых подгруппах с дошкольниками с ЗПР на занятиях по формированию элементарных математических представлений;

- подбор игр осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием;

- задания сопровождаются небольшими авторскими стихотворениями.

         Позвольте представить вам подборку используемых игр, главной целью которых является: оздоровление дошкольников, стабилизация эмоционального состояния, совершенствование прямого счета в пределах пяти.

№1

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинам мы играть.

Спрячем ручки мы в воде

И найдем друзей себе.

Один - наш верный господин,

Два- гУся у бабули Дуси,

Три – малышки-мартышки,

Четыре - котика в квартире,

Пять - зайчиков не прочь поскакать.

Один – мама Утка приплыла,

Два- и утенка позвала,

Три – лягушонок прыг да скок

Итак..на старт, внимание, прыжок!

№2

Капля раз, капля два,

Зажурчала как вода!

Капля три, посмотри,

Больше нет сухой земли,

Вот четыре, вот и пять,

Не дает вода скучать

№3

Мы на озеро пришли,

На дне камешки нашли.

Будем в озеро нырять,

Со дна камни собирать.

Первый раз нырнем - 1 камешек возьмем.

Второй раз нырнем -2 камешка возьмем

и т.д.

№4

Мы на озере гуляли,

в воду шишки опускали.

Тонет шишка или нет?

Разгадали мы секрет!

Даже если бросим две-

Будут плавать на воде.

№5

Что в воде у нас лежит,

Плавниками шевелит?

Ну-ка дети, посмотрите,

Этих рыбок изловите.

Надо рыбок сосчитать

Сколько их? 1, 2, 3, 4, 5.

№ 6

Мы по речке погуляли

Воду ручками мешали

Ты водичка с гор текла и прохладу принесла

А вот в лужице вода

Из-за солнышка тепла

№7

В море шторм бушевал,

На дне камни разбросал.

Надо дно расчищать,

Камни в кучку собирать.

Шишки вынуть из воды.

Кто быстрее? 1. 2. 3!!!!!

№8

Лодка по воде плывет,

Матрос песенку поет.

Теплое море,

Холодный океан.

Повсюду я самый

Отважный капитан!

№ 9

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем капельки считать

Сколько синих?

Сколько красных?

Это скоро станет ясно!

№10

Мимо тучка проплывала,

Бутылочку пустую увидала

В тучке был запас воды -

«На, бутылочка, возьми!»

Для осушения рук детям предлагается поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.

№ 11

Мы с водичкой поиграли,

Наши ручки покупали.

Будем руки вытирать,

Их салфеткой промокать.

№12

Жила-была волшебная салфетка.

Она любила вытирать ручки деткам!

Сначала она вытирала ладошки,

Потом каждый пальчик понемножку.

Потом она собиралась в комочек

И превращалась в массажный клубочек!!

Регулярное использование игр с водой на занятиях по ФЭМП, способствовало повышению заинтересованности дошкольников, дети стали более спокойные, уверенные. Повысилась продуктивность занятий.

     Надеюсь, что представленный опыт работы найдет отклик у заинтересованных и творческих коллег.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов

Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

Разработка системы игровых упражнений по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР

Разработанная  система заданий предлагает развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, ф...

Рекомендации по стабилизации эмоционального состояния детей для родителей и педагогов

Описание конкретных рекомендаций по стабилизации эмоционального состояния детей, находящихся в состоянии эмоционального перевозбуждения, негативных поведенческих реакций. Рекомендуются для педагогов и...

Сенсорная комната как условие нормализации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты

В моей работе описано использование ресурсов тёмной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста....

Инновационный творческий проект «Стабилизация психоэмоционального состояния педагогов и профилактика СЭВ через создание благоприятной комфортной среды в коллективе».

 На фоне возникающих психических расстройств, нарастающего эмоционального истощения, появления новых требований в сфере образования происходит профессиональное выгорание педагога.  Он...