"ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ФЭМП В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ"
методическая разработка по математике (средняя группа)

Собчук Надежда Алексеевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty._matematika.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по теме:

«Организация развивающей среды по формированию элементарных математических представлений как одно из условий умственного развития детей средней группы»

                 

Из опыта работы воспитателя «МБДОУ №20 «Белочка»
                                      Собчук Надежды Алексеевны
                                       город Инта Республика Коми

2018

Во многих авторских программах, методиках, технологиях, обучение детей основам математики начинается со счета. Можно отметить наличие разных педагогических подходов,  использование многообразных средств и приемов по ФЭМП в образовательных программах. Но все они сводятся к одной идее - научить малышей считать, пользуясь, в первую очередь, порядковым счетом.

Мне близок иной подход на вышеуказанную проблему.

Я считаю, что в обучении детей математике главное - научить их мыслить, логически рассуждать, находить скрытие для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т. д.
Именно поэтому начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения, когда младший дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длине, ширине, высоте), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно,  с помощью моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.

Замещение, кодирование, схематичность и моделирование  предполагаю использовать как средство решения  разнообразных математических задач.
Решение этих задач невозможно без сознания современной предметно - развивающей среды.

Я считаю, что игры детей вне занятий ничуть не менее важны, чем сами занятия.
Дети объединяются в совместной игре, осуществляется их всестороннее развитие, решаются задачи индивидуальной работы с ребенком, отстающим от сверстников в развитии, и с детьми, проявляющим повышенный интерес к материалу.

Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, но она может быть и другой насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся.

Ее правильная организация и умелое включение ребенка в процессе активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляет важную сторону педагогической работы в детском саду.

Существуют общепринятые принципы построения развивающей среды:

  • Учет потребностей и нужд ребенка
  • Учет мнения ребенка
  • Предоставление возможностей развиваться всем детям
  • Функциональность материала
  • Принцип динамичности- статичности среды
  • Принципы гибкого зонирования
  • Принцип опережающего характера содержания

Эти принципы учитывались и нами при организации развивающей среды группы и в частности, математической линии среды.
Для развивающей среды по ФЭМП мы специально отвели несколько уголков  в группе. Тематически оснастили играми, пособиями. Организовали их, используя для этого предметы мебели: стол, шкаф, стеллажи, тумбочки, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам.

Этим самым детям предоставляется возможность в свободных от занятий время выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Созданию математического уголка предшествовал подбор игрового материала, который соответствует возрастным возможностям детей средней группы.

В течение года, по мере освоения игр детьми, мы расширяем их ассортимент, вносим новые,  более сложные, разнообразные виды игрового занимательного материала.
При оформлении среды по ФЭМП я использовала картинки на коромысле Базарнова (карточки - геометрические фигуры, цвета  спектра.)

В организации уголков посильное участие принимают и дети, они создали коллективные аппликации с применением геометрических фигур «Домик для кукол», «Игровая площадка».
Для стимулирования творческой детальности мы поставили столик для обследования и исследования со счетными палочками для выкладывания фигур (см. Приложение 1), танграмы, головоломки, магнитные доски, головоломки, магнитные доски, фланелеграф  с набором фигур, альбомов для зарисовок, карточки с изображением геометрических фигур.

Работая на опережение развития детей, уже сейчас мы внесли доску школьного типа, мел.

Развивающая среда в нашей группе:
1. Комфортно
2. Безопасно
3. Рационально

Характеристика математической линии среды в средней группе
А) В нашей группе созданы условия для математической деятельности ребенка. Детям предоставлена возможность выбирать игровой материал.  Малышам предложено многообразие фишек, предметов- заместителей, моделей.
Это:
Геометрические фигуры разного цвета и размера.
Различные мерки (ленты, полоски бумаги, шнуры, бруски).
Фишки-заместители (кружки, треугольники, квадратики разных цветов) пуговицы, камешки.
Мелкие игрушки- матрешки, солдатики, уточки, деревья.

Все это раздаточный материал из учебных занятий, который потом остается в группе и используется в повседневной жизни, индивидуальной работе.

Б) Предлагая детям дидактические игры, я продолжаю воспитывать у них наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать различия в их признаках, определять изменения в расположении предметов. У малышей так же развивается умение составлять из частей целое:
складные кубики, мозаика, пазлы;
лото «Цвет», «Спрячь мышку », «Подбери кукле бусы» - эти игры на закрепление знаний цветов спектра;
«Зайцы и капуста», «Такси», «Бабочки на цветах», «Жуки и листочки», «Скворцы прилетели» - эти детские игры направлены на овладение действиями сравнения по количеству множеств предметов.
«Детский мир», «В лесу», «Овощи и фрукты»- играя в эти лото, дети учатся сравнивать по внешним признакам, группировать предметы
Геометрические фигуры Дьенеша для игры «Отгадай предмет», «Напиши письмо»  (см. Приложение 2)

В) Я стремлюсь к тому, чтобы развивающая среда способствовала самостоятельному обучению ребенка.

Заинтересовать         ребенок начинает действовать

Овладевает умственными действиями.        Получает информацию.

Этому очень способствуют развивающие игры по ФЭМП:

Игры «Что лишнее?», «Аналогии»- развивают мышление, учат анализировать, сравнивать, рассуждать.
«Что сначала, что потом?»- материал для развития логического мышления и , конечно, связной речи.
«Логический поезд», «Логическое лото»-  эти вариативные игры учат ребенка группировать и классифицировать кружащие предметы, эти игры помогут малышам познакомиться с основными признаками предметов.
Настольные игры «Конное поло», «Айболит», «Золотой ключик», в которых предлагается просчитывать количество «шагов» в соответствии с количеством точек на бросаемом по очереди кубике. Эти игры даются с опережением  развития детей.

Г) Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, обобщение).

Подбирая загадки для работы с детьми я, прежде всего, исходила из доступности содержания загадки, полноты точности характеристик, данных в них сложности художественного образа и опыта ребенка. Загадки предлагаются детям в определенной последовательности - от простых к более сложным.

Каждая загадка- это логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

Дети моей группы очень любят загадывать и разгадывать, поэтому в развивающую среду мы внесли альбомы, книги, картинки с загадками на математическую направленность        (см. Приложение 3).

Д) В свободное время мы с детьми играем не только в настольные игры, но и в словесные.
«Скажи наоборот», «Летает - не летает», «Посмотри вокруг», «Что далеко, что близко», «Да - нет»- все эти игры дают возможность выполнять очень много разнообразных заданий (см. Приложение 4.)

3) В нашей группе существует тесная взаимосвязь с родителями. Ведь для маленького ребенка очень важно, как родители относятся к его играм - занятиями.

Мы, воспитатели, рекомендуем родителям использовать занимательный математический материал в семье с целью всестороннего развития детей. Родители принимают участие в поиске и отпечатывании наглядных материалов, изготовляют сами, приобретают игры промышленного производства.

Благодаря родителям существует традиция «Игра пришла в гости». Кто-то из детей приносит свою любимую настольную игру. Целую неделю игра «гостит» в группе, и все желающие в свободное время могут поиграть в нее, после чего она возвращается к владельцу.
Иногда, чаще в пятницу, дети по очереди берут домой по одной игре из «Математической игротеки», а в понедельник возвращают. В выходные дни у ребенка появляется возможность поиграть с близкими. Отремонтировать при необходимости игровой материал, налаживается непринужденное общение с родителями.
Единство работы воспитателя и семьи по вопросу развития ФЭМП способствует развитию у детей интереса к математическому материалу, умственных способностей.

                   

                                             Приложение 1.

Счетные палочки для выкладывания геометрических фигур.

Цель: Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализа и обследовании их зрительно- осязательным способом.

Материал: счетные палочки длиной 5 см (15-20 штук)

Задания:

-Составить квадрат и треугольник маленького размера
-Составить маленький и большой квадраты
-Составить картинку

Вопросы для анализа:

-Покажи углы фигуры?
-Покажи левую, правую сторону квадрата?
-Из каких геометрических фигур состоит твоя картина? И др.

                                                Приложение 2.

Геометрические фигуры

Знаки:         -круг

        -квадрат

        -треугольник

                - овал

                                        - прямоугольник

Бесформенные пятна:

                голубое        желтое

        красное        зеленое

Раскрашенные карандашами пятна, передают цвет геометрических фигур.

        Нарисованный домик (с двумя окнами) означает большой.

        Нарисованный домик ( с одним окном) означает маленький.

        Нарисованный человечек означает – толстый.

        Нарисованный человечек означает – худой.

        

                                                      Нарисованная широкая лестница означает – широкий.

        

        Нарисованная узкая лестница означает – узкий.

С помощью этих знаков дети характеризуют признаки определенных фигур.

        Приложение 3

Загадки для средней группы можно условно разделить:

1)Загадки, раскрывающие  качественные признаки предмета и такие его свойства, как длина, ширина, высота, толщина.

Например:  

Расту в земле на грядке я
Красивая, длинная, сладкая

(Морковь)

Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки

(Горох)

 2)Загадки, в которых указывается форма предмета, раскрываются некоторые свойства геометрических фигур.


           Например:

Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
Как зовут его?

(Квадрат)

У колечка, у кольца
Нет начала и конца.
Знают все друзья вокруг:
У колечка форма

(Круг)

3) Загадки, характеризующие предмет или явление с пространственно- временной точки зрения.
Например:

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе

(Тучи)

Летом – серый,
Зимой – белый

(Заяц)

                                                   Приложение 4.

Словесная игра: «Да или нет»
Правила игры: ведущий задает вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет». Любые другие слова в качестве ответа означают, что играющий выбывает из игры.  В игре используются вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно: в  этом случае играющий молчит.

Примерные вопросы:
-Можно ли правой рукой достать левое ухо?
-Степашка- это волк?
-Зимой надо ходить в трусиках?
-У Чупа-Чупс одна ножка?
-Один меньше, чем много?
-На чем спала Принцесса-на- горошине?






                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды в младших и средних группах детского сада №11 «Звёздочка» города Старый Оскол

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствоват...

Организация развивающей среды в подготовительной к школе группе

Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развиваю­щей среды, что позволяет воспитателю предлагать детям интересн...

дизайн -проект предметно развивающей среды "Центр Познавайка" в средней группе

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном ...

Создание развивающей среды «Экологическое дерево» в средней группе

Создание развивающей среды «Экологическое дерево» в средней группеЕлена Кузнецова Создание развивающей среды «Экологическое дерево» в средней группеНа территории нашего детского сада пока нет...

Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение средней группы "Смешарики". Воспитатели: Матвеева А.С., Семенова Е.С.

В данном материале содержится организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение средней группы "Смешарики"...