Педагогический совет "ФЭМП"
методическая разработка по математике

Унгуру Наталья Михайловна

Материал педагогического совета по ФЭМП поможет провести мероприятие с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_femp_noyabr_2018.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №159 «Журавушка» общеразвивающего вида

(МБДОУ «Детский сад №159 «Журавушка»)

28.11.2018 г.                                                                                   № 4

педагогический совет №4 по теме:   «ФЭМП у  детей  раннего и дошкольного возраста»

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета, заведующий ДОУ Т.Ю.Пикарева;
  2. Актуальность, ст.воспитатель Н.М.Унгуру;
  3. Эмоциональный настрой на работу, педагог-психолог А.Н.;
  4. Ознакомление со справкой по тематической проверке «Состояние воспитательно-образовательной работы по ФЭМП в ДОУ», ст.воспитатель Н.М.Унгуру;
  5. Деловая игра «Методический пробег», ст.воспитатель Н.М.Унгуру;
  6. Итоги смотра конкурса «Создание ПРС по ФЭМП в  группах ДОУ», заведующий Т.Ю.Пикарева;
  7. Выставка - презентация дидактического, раздаточного  и наглядно-информационного материала по ФЭМП, ст.воспитатель, воспитатели;
  8. Подведение итога. Принятие решения.         

ХОД ПЕДСОВЕТА:

        Сообщение на тему «Актуальность проблемы» старшего воспитателя Н.М.Унгуру:

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: общение ребенка со взрослыми и сверстниками в режимные моменты и организованная образовательная деятельность.

Самое главное, чтобы грамотно осуществлять образовательную деятельность по ФЭМП воспитатель сам должен быть грамотным в этой области.

А именно:

  • Хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;
  • Знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;
  • Уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;
  • Знать методические основы развития у детей математических представлений;
  • Постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.

Вопросы есть?

Вопросов и предложений не  поступило.

Ознакомление с тематической справкой по теме «Состояние воспитательно-образовательной работы по ФЭМП в ДОУ»:

   С 15.11.2018 г. по 27.11. 2018г. в МБДОУ №159   был проведён тематический контроль по теме «Состояние воспитательно-образовательной работы по ФЭМП в ДОУ» в соответствии с годовым планом, на основании приказа заведующего ДОУ   от 15 октября 2018 года  № 147/1.          

Практические задания на основании проведенных ранее материалов семинаров:

  • Совместно с педагогами определить:

Цель математического развития дошкольников

Всестороннее развитие личности ребенка.

Формирование элементарных математических представлений

Подготовка к успешному обучению в школе.        

  • Принципы обучения математике

Наглядность

Систематичность и последовательность

Повторяемость

Научность

Доступность

Связь с жизнью

Развивающее обучение

Индивидуальный и дифференцированный подход

  • Методы, используемые на занятиях по ФЭМП

Словесный

Наглядный

Слуховой

Практический

Игровой

Словесный метод в основном заключается в вопросах к детям, т.е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

  • Требования к речи воспитателя:

эмоциональная;

грамотная;

доступная;

четкая;

достаточно громкая;

приветливая;

в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…

  • Требования к речи детей:

грамотная;

понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

с нужными математическими терминами;

достаточно громкая…

  • Требования к вопросам воспитателя:

точность, конкретность, лаконизм;

логическая последовательность;

разнообразие формулировок;

избегать подсказывающих вопросов;

давать детям время на обдумывание…

От чего зависит характер постановки вопроса? (от возраста и от содержания конкретной задачи).

— в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

— в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

  • Требования к ответам детей:

краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

самостоятельные и осознанные;

точные, ясные;

достаточно громкие;

грамматически правильные…

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность — не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

— Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)

  • Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?

Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным

Быть в достаточном количестве.

Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.

И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям.

  • Какие приемы применяются на занятиях по ФЭМП?

Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).

Инструкция, установка (используется при подготовке к самостоятельной работе).

Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).

Вопросы к детям.

Словесные отчеты детей.

Предметно-практические и умственные действия.

Самостоятельная работа детей

Контроль и оценка.

  • Средства ФЭМП

Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма и др.).

Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал и др.).

Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)…

  • Разделы по ФЭМП каждой возрастной группы

«Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

«Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе).

«Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

«Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

«Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Итоги смотра-конкурса «Создание ПРС по ФЭМП в  группах ДОУ»:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по ФЭМП»

Организация  математических   центров  в группах  отвечает возрастным требованиям основной образовательной программы ДОУ и современным требованиям ФГОС ДО.  Воспитателями  групп  проведена большая  работа по оформлению математических центров,  подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием. Можно отметить достаточную наполняемость центров различными математическими пособиями, играми и игрушками.   Изготовлено много дидактических игр своими руками.  В  группах  математические центры размещены  так, что каждый ребёнок имеет доступ к пособиям. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей.  Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.

Имеющиеся центры, уголки сенсорного развития, способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развития психических процессов. Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с программой, реализуемой в ДОУ и возрастными особенностями воспитанников. Анализируя созданные условия для развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию можно сделать вывод, что в 1 и 3 группах РППС отвечает всем предложенным критериям.

В каждой возрастной группе создана среда по ФЭМП, в группах организованы центры, где находится весь материал: готовый и изготовленный самими воспитателями.

Организация среды отвечает возрастным требованиям программы. Воспитателями групп проведена большая работа по оформлению математических центров, подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием. Комиссия отметила почти везде достаточную наполняемость центров различными математическими пособиями, играми.

В группах математические центры размещены так, что каждый ребёнок имеет доступ к пособиям. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.

Результаты:

Номинация «Завтра лучше, чем вчера!» присвоена группе №2,

Номинация «Мастерство и изобретательность в организации РППС по ФЭМП» присвоена группе №1,

Номинация «Самая насыщенная и разнообразная РППС по ФЭМП» присвоена группе №5,

Номинация «За грамотное комплектование и разнообразие РППС по ФЭМП» присвоена группе №4,

Номинация «Асы в организации РППС по ФЭМП» присвоена группе №3.

Рекомендации: нет предела совершенству – продолжаем пополнять РППС.

За что в основном снижались баллы или были прочерки? Систематизация в соответствии с разделами, картотеки и работа с родителями. Особенно обратите внимание на то, чтобы имелось все, чего требует программа, по которой работаете.

        

Заключительное слово:

Математика — один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика — трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.

Для успешной работы по ФЭМП педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:

-поощрять все усилия ребёнка и стремление узнать новое;

-избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

-сравнивать результаты ребёнка только с его же собственными.

Примерные решения педагогического совета:

1. Усилить контроль за планированием воспитательно-образовательного процесса (отслеживать и планировать предварительную работу, разные виды игр, особенно сюжетно-ролевых, как для подгруппового использования, так и для индивидуальной работы с детьми, совместную деятельность в режимные моменты математического характера)

2. Педагогам ДОУ следить за рабочим состоянием познавательного уголка, а также желательно составить картотеку математических игр. Отв.ст.восп., воспитатели.

3. Включить в годовой план на следующий уч.год. мероприятия с детьми и с родителями: математические вечера, викторины, КВН. Срок: июль 2019г.

4. Подготовить консультации для родителей по развитию математической деятельности дошкольников, советы « Играйте с детьми в математические игры», «Как учить ребёнка считать», «Математика для Ваших детей дома» и т.п. Срок: до конца марта 2019г. отв.воспитатели.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...