Программа допобразования по математике
рабочая программа по математике (младшая группа)
Вашему вниманию предлагается программа по математике для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 924.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Рабочая программа составлена на основе программ:
- Е.В.Колесниковой «Математические ступени»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Л.С. Метлина «Занятия по математике в детском саду».,М.: Просвещение, 1985
- Колесникова Е.В. Математика для детей: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
3. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е.В. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).
Основные задачи программы
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
Выработать у детей привычку максимально полно включаться в урок (в процесс обучения), что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
Привить любовь к конкретному предмету – математике.
Дать необходимые современному дошкольнику знания в области математики и развить соответствующие способности детей.
- Формирование представлений о числе и количестве:
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5.
- Познакомить с цифрами от 0 до 5.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
- Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 5, на наглядной основе). - Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
Занятия проводятся 1 раз в неделю: четверг.
Время занятий:15.30 – 15.45
Календарно- тематическое планирование занятий
дата | Тема занятия | Программное содержание | оборудование | литература |
2 -09 .09 | Диагностика | |||
12 .09 | Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними | Закреплять умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много, считать предметы | Раздаточный материал по количеству детей, цветные карандаши | Е.В.Колесникова С.15 |
19.09 | Число 1. Счет и количество. | Закрепить умение находить много предметов и один предмет. | Наглядный материал: зайчик, куколка, велосипед, матрешки | Л.С.Метлина, с. 45 |
26.09 | Числа 1, 2. Много, мало | Научить определять, в какой из двух совокупностей больше – меньше предметов или в них равное число предметов | На каждого ребенка карточка с двумя полосками, раздаточный материал: матрешки | Л. С. Метлина, с. 46 |
03.10 | Числа 0…2 ∙ Счёт (количество-число и число-количество). Прямой и обратный счет. | Познакомить с числом 2, учить соотносить количество и число, выстраивать числовой ряд, учить прямому и обратному счету. | Игрушки мишки, белочки, зайчата или картинки, картинка с улем и пчелами | Кузнецова Е.В., с. 25 |
10 .10 | Числа 0…2 ∙ Число 3 ∙ Размер ∙ Счёт (число-количество) | Познакомить с числом 3, учить соотносить количество и число, выстраивать числовой ряд, закреплять умение считать в пределах трех | Картинки зверей, иллюстрации к сказке «Три медведя». | Кузнецова Е.В., с. 33 |
17.10 | Закрепление понятия и цифре 3. Времена года | Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов, учить отгадывать загадки, учить определять характерные признаки осени | Тетради в клетку с прописанными цифрами 3 | Колесникова Е.В., с. 34 |
24.10 | Число 3 ∙ Прямой и обратный счёт∙ Счёт (число-количество) ∙ | Закреплять навык счета в пределах 3, продолжать учить соотносить количество и число; учить называть числительные по порядку, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе. | Подставка с двумя полочками, набор игрушек шести видов (по 3 шт.) | Л. С. Метлина, с. 49 |
31.10 | Числа 0… 3 ∙ Счёт (количество-число) ∙ Число 4 ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Пространственные отношения ∙ Временное соотнесение (времена года) | Познакомить детей с образованием числа 4, учить считать до 4; продолжать учить называть правильно порядковые числительные, учить обратному счету (с 4…) | Сказка «Три поросенка» с иллюстрациями, четырехэтажный дом, изображение времен года | Кузнецова Е.В., с. 47 |
07.11 | Число 4 ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Пространственные отношения ∙ Временное соотнесение (времена года) | Закреплять навык счета в пределах 4, соотносить количество с числом. Закреплять представление о временах года. | Игрушка коза, 4 божьи коровки, сказка «Колобок» с иллюстрациями | Кузнецова Е.В., с. 53 |
14.11 | Счет от 0до 4. Сравнение чисел в пределах 4. Пространственные соотношения. | Продолжать учить считать предметы; упражнять в сравнивании двух групп предметов, учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет. | Рабочие тетради, цветные карандаши, раздаточный материал на каждого ребенка. | Колесникова Е.В., с. 22 |
28.11 | Числа 0...4 ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Множества ∙ Счёт (количество-число) ∙ Порядковый счёт ∙ Пространственные отношения | Закреплять навык счета в пределах 4, соотносить количество с числом. Закреплять представление о временах года. | Кукла Барби, мебель разная, игрушки – зверушки (черепаха, петух, корова, лягушка, олень; птицы: воробей, ворона, орел, сорока, чиж, клест. | Кузнецова Е.В., с. 65 |
05.12 | Числа 0…4 ∙ Сравнение количественное ∙ Счёт (количество-число) | Закрепить умение вести счет в пределах 4, учить детей находить те игрушки, которых столько же, сколько кружков на карточке, учить связно рассказывать, какие игрушки и сколько их, отражать в речи равенство количества игрушек и кружков на карточке. | Набор игрушек 3-4 видов по 4-5 штук, 4 карточки с кружками в количестве от 1 до 4, раздаточные карточки с кружочками на каждого ребенка | Метлина Л.С., с.51 |
12.12. | Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Высокий, низкий, развитие внимания | Закрепить знания о числах и цифрах до 4, закреплять умение писать цифры, развивать внимание при сравнении двух похожих картинок | Тетради в клетку с прописанными цифрами, картинки с домами, картинки с похожими собаками | Колесникова Е.В., с. 34 |
19.12 | Число 5 ∙ Порядковый счёт ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Сравнение количественное ∙ Пространственные отношения ∙Временное соотнесение (сутки) | Познакомить с составом числа 5, его образованием, учить обратному счету в пределах 5, учить соотносить понятия суток, пространственному соотношению (слева, справа) | Картинки транспорта наземного, фруктов, игрушки зверей, картинки с изображениями деревьев. | Кузнецова Е.В., с. 73 |
26.12. | Число 0…5. Пространственные соотношения. Прямой и обратный счет | Закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5 и навыки счета в пределах 5, учить согласовывать числительные с существительными, к которым они относятся, запоминать число предметов, упражнять в определении направления расположения предметов от самого себя (впереди, сзади) | Наборное полотно с двумя полосками, изображения фруктов, раздаточный материал на каждого ребенка. | Метлина Л.С., с. 52 |
16.01 | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел. | Учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, учить отсчитывать предметы по образцу, учить устанавливать равенство и неравенство, развивать зрительное внимание. | Рабочие тетради по количеству детей, цветные карандаши. | Колесникова Е.В., с. 38 |
23.01 | Числа 0...5 ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Временное соотнесение (дни недели) ∙ Пространственные отношения ∙ Счёт (количество-число) | Учить образованию числа 5, прямому и обратному счету, учить запоминать дни недели, продолжать учить соотносить количество предметов и число предметов | Игрушка зайчика, шесть морковок, игрушки лисы и лягушки, барабан, два пенечка, игра «Разрезные картинки» | Кузнецова Е.В., с.151 |
30.01 | Числа 0…5 ∙ Порядковый счёт ∙ Множества ∙ Качественное соотнесение ∙ Счёт (число-количество и количество-число) | Продолжать учить считать до 5, продолжать учить соотносить количество предметов и число предметов | 5 утят с одной уткой, муляжи бананов и мандаринов, раздаточный материал на каждого ребенка. | Кузнецова Е.В., с.157 |
06.02 | Числа 0…5 ∙ Порядковый счёт ∙ Счёт (число-количество и количество-число) | Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до 5 и обратно, соотносить цифру 5 с количеством, тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать память, логическое мышление, воображение | Карточки с цифрами 1-5, 5 кругов разного размера, раздаточный материал на каждого ребенка | Кузнецова Е.В., с.191 |
13.02 | Числа 0...5 ∙ Счёт (количество-число и число-количество) ∙ Порядковый счёт ∙ Цвет ∙ Работа по образцу ∙ Пространственные отношения ∙ Прямой и обратный счёт | Продолжать учить считать до 5, продолжать учить соотносить количество предметов и число предметов | Матрешки по 5 штук на каждого ребенка, набор из геометрических фигур на каждого ребенка | Кузнецова Е.В., с.199 |
20.02 | Числа 0…5 ∙ Множества ∙ Взаимно-однозначное соответствие ∙ Счёт (количество-число) ∙ И-или ∙ Пространственные отношения ∙ Прямой и обратный счёт | Продолжать учить соотносить количество и число, учить прямому и обратному счету в пределах 5 | Геометрические фигуры разные, игрушки, тетради в клетку, цветные карандаши. | Кузнецова Е.В., с.206 |
27.02 | Числа 0…5 ∙ Число 6 ∙ Счёт (количество-число) ∙ Внимание ∙ Память | Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до 5, тренировать память, внимание, речь, логическое мышление | Набор из геометрических фигур на каждого ребенка, тетрадь в клетку, простой карандаш на каждого ребенка | Метлина Л.С., с. 59 |
06.03 | Числа 0...5 ∙ Множества ∙ Счёт (количество-число) ∙ Порядковый счёт Прямой и обратный счёт ∙ Качественное соотнесение | Закрепить представление и составе числа 5, продолжать учить обратному счету, соотносить количество предметов с обозначаемой цифрой. | Фланелеграф и с изображениями зверей, карточки разного цвета с изображениями бабочек, раздаточный материал на каждого ребенка. | Метлина Л.С., с. 61 |
13.03 | Числа 0...5 ∙ Множества ∙ Счёт (количество-число) ∙ Порядковый счёт Прямой и обратный счёт ∙ Качественное соотнесение ∙ Размер ∙ И-или | Закрепить представление и составе числа 5, продолжать учить обратному счету, соотносить количество предметов с обозначаемой цифрой, тренировать мыслительные операции, развивать память, внимание, речь, фантазию, воображение. | Карточки с пропущенными цифрами, раздаточный материал по количеству детей | Метлина Л.С., с. 62 |
20.03 | Числа 0…5 ∙ Множества ∙ Порядковый счёт ∙ Работа по образцу ∙ Прямой и обратный счёт | Закрепить представление и составе числа 5, продолжать учить обратному счету, соотносить количество предметов с обозначаемой цифрой, тренировать мыслительные операции, развивать память, внимание, речь, фантазию, воображение. | Теплица, карточки картинки овощей, игрушки животных (взрослые и животные), игрушечные тарелки. | Кузнецова Е.В., с.238 |
27.03 | Числа 0...5 ∙ Множества ∙ Счёт (количество-число и число-количество) | Учить детей устанавливать соотношения между 3 предметами по ширине, раскладывать предметы в ряд, в порядке возрастания ширины, ориентируясь на образец. Учить видеть равное количество предметов, расположенных по-разному, закрепить навыки счета | Полоски разного цвета, геометрические фигуры для каждого ребенка | Метлина Л.С., с 64 |
03.04 | Числа 0...5 ∙ Временное соотнесение (времена года) ∙ Счёт (количество-число) ∙ Порядковый счёт ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Пространственные отношения ∙ Игра «Разрезные картинки». | Закрепить представление и составе числа 5, продолжать учить обратному счету, соотносить количество предметов с обозначаемой цифрой, тренировать мыслительные операции, развивать память, внимание, речь, фантазию, воображение. | Семь домиков с их обитетелями, игрушки – зверюшки, яблоки, план с дорогой к зайцу и ежу, на плане дорога со схемой ведущей к разным зверям. | Кузнецова Е.В., с.253 |
10.04 | Числа 0...5 ∙ Множества ∙ Счёт (количество-число и число-количество) ∙ Внимание ∙ Память | Закреплять навык устного счета до 5, развивать внимание, память. | Бумажные муляжи овощей и фруктов на каждого ребенка, кукла | Кузнецова Е.В., с.261 |
17.04 | Счет по образцу в пределах 5. | Упражнять детей в счете предметов по названному числу и запоминании его, учить находить равное количество предметов | Набор игрушек 4 видов (по 8-10 штук), барабан, металлофон, атрибуты игры «Самолеты» цветные шнуры, пропеллеры. | Метлина Л.С., с. 69 |
24.04 | Счет по образцу в пределах 5. Сравнение группы предметов | Упражнять детей счету в прямом и обратном порядке, правильно произносить порядковые числительные | Раздаточный материал на каждого ребенка | Колесникова Е.В., с. 38 |
08.05 | Счет по образцу в пределах 5. Внизу, вверху, слева, справа, под. Времена года | Продолжать закреплять знания детей об определении количества с числом, формирование пространственных отношений, закрепление знаний о временах года | Карточки с изображениями предметов, набор из геометрических фигур, картины времена года. | Колесникова Е.В., с.45 |
15.05. | Числа 0…5 ∙ Счёт (число-количество и количество-число) ∙ Прямой и обратный счёт∙ Пространственные отношения ∙ Внимание ∙ Память ∙ | Закреплять навыки прямого и обратного счета, соотносить количество и число, развивать зрительную память, внимание | Картина к сказке «Теремок», игрушки персонажей к сказке, раздаточный материал | Кузнецова Е.В., с. 267 |
22.05 | Итоговое занятие |
Список литературы
- Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
- Колесникова Е.В. Математика для детей: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
6. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.(Электронный вариант в формате
А4, 406 с.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-317003-1383312291.jpg)
Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
программа интеллектуального математического развития детей 4-5 лет...
Рабочая программа кружка "Волшебная математика"
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.Организация ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-629902-1430740536.jpg)
Конспекты занятий по программе «Радуга» раздел «Математика»
Тема «Что внутри? Формирование пространственных представлений».Программное содержание:1. Знакомить детей со словами, выражающими пространственное расположение предметов «в» (внутри).2. Учить детей уст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/05/picture-619015-1428228848.jpg)
Программа по обучению математике для детей 5-6 лет "Занимательная математика"
Цеью программы "Занимательной математике" является комплексное познавательное развитие детей с помощью занимательного игрового материала (блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, игр Воскобовича)....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-965931-1705324123.jpg)
Рабочая программа кружка по математике "Юный математик"
Программа дополнительного образования по математике, разработанная для детей старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746461-1454231418.jpg)
Рабочая программа допобразования "Мастерская народного промысла"
Программа расчитана на дошкольников 5-6 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/27/picture-1028883-1598555406.jpg)
Программа допобразования "Бумажные фантазии"
Развитие творческих способностей детей наша общая задача. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. В процессе продуктивной деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется к...