Математическая сказка «Теремок»
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Математическая сказка «Теремок»
Цель. Учить определять на ощупь геометрические тела: (куб, шар, призма, цилиндр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи пространственное расположение предметов: вверху, внизу, слева, справа, в левом верхнем (правом нижнем) углу и т.п. Совершенствовать навыки порядкового и обратного счёта. Закреплять умение делить бумагу на две и четыре равные части путём сгибания. Уточнять знание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб, треугольник) и их элементов (вершина, угол, сторона). Развивать навыки работы в тетради.
Материал. Чудесный мешочек с геометрическими телами (куб, шар, призма, цилиндр). Геометрические фигуры (квадраты, овалы, ромбы, прямоугольники, треугольники, круги) разного цвета и размера. Листы белой бумаги для математического диктанта. Простые карандаши. Карточки для счёта дней недели. Индивидуальные тетради. Геометрические фигуры для постройки Теремка. Плоскостные изображения сказочных персонажей (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-весельчак, Лисичка-сестричка, Серый волк, Мишка косолапый). Бумажные круги и квадраты - «пироги». Карточки для счёта с нарисованными предметами (от одного до десяти). Плоскостные изображения цветов («цветочная клумба»).
Предварительная работа. Индивидуальная работа с детьми. Игры с использованием дидактического материала «Танграм».
Групповая комната разделена на две зоны. В одной зоне расставлены полукругом детские стулья. На расстоянии 1,5-2 м от стульев стоят мольберт и стол воспитателя с плоскостными изображениями персонажей сказки и дидактическим материалом.
В учебной зоне стоят детские столы со стульями. На столах лежат тетради в клетку с домашним заданием, листы бумаги для математического диктанта, раздаточный материал (геометрические фигуры и карточки для счёта).
Дети входят в комнату и садятся на расставленные полукругом стулья.
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в математическую сказку. Там нас ждут испытания, с которыми, я уверена, вы справитесь. Чтобы попасть в сказку, нужно отгадать, что лежит в чудесном мешочке.
Вызванный ребёнок достаёт из чудесного мешочка заданные геометрические тела (куб, шар, призму, цилиндр) и выставляет их на стол.
Воспитатель. Как можно назвать всё это вместе? (Геометрические тела.) Чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур? (Геометрические тела - объёмные, а геометрические фигуры - плоские.) Чтобы запомнить названия геометрических тел, повторите их.
Указывает на каждое геометрическое тело, дети называют его.
Для закрепления материала проводится дидактическая игра «Чего не стало».
Воспитатель незаметно для детей убирает из расставленных в ряд геомет-рических тел по одному предмету, дети говорят, чего не стало.
Воспитатель (составляет из геометрических тел домик). Посмотрите, если я поставлю призму на куб, на что будет похожа эта постройка? (На домик.)
Верно, этот домик - Теремок. Давайте «построим» сказку «Теремок».
Стоит в поле Теремок,
Он не низок, не высок.
Воспитатель выкладывает на мольберте изображение Теремка: стена - прямоугольник, окна - 6 квадратов, крыльцо - ромб, крыша - треугольник, окно под крышей (чердак) - круг. При «заселении» в Теремок каждого персонажа прикрепляет его плоскостное изображение к одному из окон.
Воспитатель. Бежала мимо Мышка-норушка, подбежала к Теремку, встала на крылечко и спрашивает:
- Пи-пи-пи! Кто в Теремочке живёт? Теремок отвечает:
- Никто здесь не живёт. Впущу тебя, если выполнишь математическое задание: назови геометрические фигуры, из которых меня построили.
Мышка-норушка и рада бы ответить, да не знает, как называются геометрические фигуры.
Помогите ей. Подойдите к столу и выберите из геометрических фигур те, которые были использованы при строительстве Теремка.
Дети (по желанию) выбирают из разложенных на столе геометрических фигур нужные и объясняют: «Прямоугольник - стена, треугольник - крыша, круг - окно под крышей (чердак), квадраты - окна, ромб - крыльцо».
Воспитатель. Вы правильно назвали геометрические фигуры, помогли Мышке-норушке. Слушайте сказку дальше.
Забежала Мышка в Теремок и стала жить-поживать.
Скакала мимо Лягушка-квакушка. Остановилась и спрашивает:
- Ква-ква! Кто в Теремочке живёт?
- Пи-пи-пи! Я, Мышка-норушка.
- Ква-ква! Впусти меня к себе жить.
- Выполнишь математическое задание Теремка - впустим тебя. Теремок говорит:
- Назови, Лягушка-квакушка, дни недели.
Лягушке эта загадка показалась очень трудной.
Чтобы помочь Лягушке-квакушке, нужно подойти к столу, взять карточку с цифрой и назвать соответствующий день недели.
Каждый ребёнок берёт карточку с цифрой (1-7), называет соответствующий день недели и говорит, какой он по счёту.
Воспитатель. Вы правильно назвали дни недели, помогли Лягушке-квакушке. Слушайте сказку дальше.
Теремок и Мышка-норушка впустили Лягушку-квакушку.
Живут Мышка-норушка и Лягушка-квакушка в Теремке. А тут скачет Зайка-ве-сельчак:
- Кто в Теремочке живёт?
- Пи-пи-пи! Я, Мышка-норушка.
- Ква-ква! Я, Лягушка-квакушка.
- Пустите меня к себе жить. А Теремок говорит:
- Развеселишь нас, пустим к себе жить. Чтобы развеселить Теремок и зверушек, решил Зайка рассказать о своих друзьях. Давайте и мы повеселимся. Проводится разминка.
У медведя дом большой,
(Тянут руки вверх.)
А у зайки маленький.
(Опускают руки, приседают.)
Наш медведь пошёл домой,
(Идут вперевалку.)
Поскакал и заинька.
(Прыгают на двух ногах.)
Шёл медведь тропой широкой,
(Разводят руки в стороны.)
Зайка узкой поскакал
И медведя обогнал.
(Соединяют ладони перед собой.)
Воспитатель. Весело стало Теремку и зверушкам, впустили они Зайку.
Проходила мимо Теремка Лисичка-сестричка, увидела зверей и попросилась к ним жить. Теремок и для неё приготовил математическое задание:
- Испекла Мышка пироги, а разделить их поровну на жителей Теремка никак не может. Помоги ей, Лисичка, раздели пироги, да так, чтобы и ты смогла угоститься.
Призадумалась Лисичка.
Давайте и мы посчитаем, на сколько частей нужно разделить каждый пирог. О скольких зверях - героях сказки я вам уже рассказала? (О четырёх.)
Посмотрите (указывает на круги и квадраты, разложенные на столе), пироги какой формы испекла Мышка-норушка? Один пирог... (круглый), а другой... (квадратный). Помогите Мышке и Лисичке разделить пироги.
Дети сначала складывают вчетверо круг и квадрат, затем разворачивают их. Воспитатель проверяет.
Воспитатель. Сколько частей круга получилось? (Четыре.) А сколько частей квадрата? (Четыре.) Всем жителям Теремка хватит по кусочку от каждого пирога? (Да.) Какие получились кусочки? (Одинаковые. Равные один другому.) Молодцы, помогли Мышке-норушке и Лисичке-сестричке.
Не успела Лисичка запрыгнуть в Теремок, как Серый волк тут как тут:
- Кто в Теремочке живёт?
Звери ему ответили. А Серый волк просит:
- Пустите меня к себе жить. Теремок и говорит:
- Впустим тебя, Серый волк, если ты посчитаешь, сколько у меня окон.
Вызванные дети берут указку и считают окна в прямом и обратном порядке.
Воспитатель. Впустили звери Серого волка. А тут Мишка косолапый пожаловал и просит:
- Пустите меня пожить в Теремке. Говорит Теремок:
- Справишься с моим заданием, пустим тебя.
Испугался Мишка косолапый, что не справится.
Ребята, но ведь вы ему поможете? (Да.) Тогда садитесь за столы.
Дети проходят в учебную зону групповой комнаты и садятся за столы.
Проводится дидактическая игра «Сосчитай хлопки».
Перед каждым ребёнком три карточки для счёта.
Воспитатель. Сосчитайте предметы, нарисованные на ваших карточках. Считайте
негромко, чтобы не мешать друг другу. Теперь закройте глаза. Я буду хлопать в ла-доши, а вы считать, сколько раз я хлопнула. У кого количество предметов на кар-точке совпадёт с количеством хлопков, тот поднимет карточку.
После каждой серии хлопков воспитатель спрашивает: «Почему ты (имя ребёнка) поднял свою карточку?» Ребёнок отвечает: «Потому что вы хлопнули в ладоши 6 раз и на моей карточке 6 предметов».
По окончании проводится разминка (с музыкальным сопровождением) - по выбору воспитателя.
Воспитатель. Итак, все справились с заданиями Теремка. Все звери поселились в домике. Они решили украсить его стены цветной мозаикой. Поможем им. Мозаику нужно расположить на стенах в определённом порядке.
Проводится математический диктант.
Воспитатель. В левом верхнем углу листа нарисуйте квадрат. В правом нижнем углу - овал. В левом нижнем углу - прямоугольник. В правом нижнем углу - круг. А посередине листа - треугольник. Красивые стены получились!
А ещё придумали звери нарисовать на заборе красивые узоры. Хотите посмотреть ка-кие? Тогда открывайте свои тетради, найдите лист с образцами узоров. Ваша задача -продолжить их. Чтобы узоры получились красивыми, не стоит спешить. Возьмите тет-ради домой и, не торопясь, дорисуйте узоры.
Нам пора прощаться с Теремком и его жителями. Но прежде чем сказать сказке «до свидания», я попрошу вас подойти к мольберту с «цветочной клумбой», со-рвать любой цветок и рассказать, почему вы его выбрали и какое у вас настроение в конце нашего занятия.
Дети поочерёдно (по желанию) «срывают» понравившиеся цветы и объясняют свой выбор.
Воспитатель. Я тоже сорвала цветок -жёлтый. Мне кажется, жёлтый цвет - цвет солнца. Солнце доброе, ласковое, его тепла хватает на всех. Дети, вы тоже были сегодня очень добрыми и внимательными ко всем обитателям Теремка, помогли им справиться со всеми трудностями. Спасибо вам за помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект математической сказки "Теремок".
В игровой ситации отрабатываются счетные навыки....
Математическая сказка "Теремок"
НОД по математике и аппликации в средней группе...
Математическая сказка "Теремок".
Сказка о геометрических фигурах....
Авторская математическая сказка "ТЕРЕМОК"
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, счете в пределах пяти....
Математическая сказка "Теремок"
Сказка для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»
Цель. Учить определять на ощупь геометрические тела (куб, шар, призма, цилиндр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...