Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП Старшая группа
методическая разработка по математике (старшая группа)

Мохова Валентина Николаевна

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие»  ФЭМП Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие» /  ФЭМП

Старшая группа

№ п/п

месяц

Тема недели

Тема занятия

Задачи психолого-педагогической работы (по образовательным областям)

Пути достижения цели

Оборудование,

материалы

1.

сентябрь

Грибы,

ягоды

Занятие №1.

Познавательное развитие: 

-Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5;

-совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);

- уточнить представления о последовательности частей суток.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1. Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».

2. Игровое упражнение «Сосчитай грибы, ягоды».

Физкультминутка.

3. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».

4. Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».

Демонстрационный материал: набор объёмных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Раздаточный материал: наборы: грибы, ягоды, плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольник для каждого ребёнка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

  2.

сентябрь

Овощи, фрукты

Занятие №2.

Познавательное развитие: 

- Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух);

-Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями;

-Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении

Речевое развитие:  обозначать результаты словами: вперед, назад, направо, налево.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

2. Игровое упражнение «Раскрась столько же».

3. Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».

4. Игровые упражнения «Правильно пойдёшь, клад найдёшь».

Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счётная лесенка, 6 яблок, 6груш, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты(красная – длинная и широкая, зелёная - короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звёздочками по количеству детей.

Раздаточный материал. Рабочие тетради, цветные карандаши.

3.

сентябрь

Мой город

Занятие № 3.

Познавательное развитие: 

- Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвет, формы, величины);

-Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке;

Речевое развитие:  обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче, самый короткий. Уточнять понимания слов вчера, сегодня, завтра.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1. Игровое упражнение «Поручение».

2. Игровое упражнение «Построим лесенку для матрёшки».

3. Выполнение аналогичного задания на раздаточном материале.

4. Игровое упражнение «Когда это было?»

Демонстрационный материал: магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зелёные круги (по 6 штук), матрёшка, 5 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины. Раздаточный материал:  разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук для каждого ребёнка).

4.

октябрь

Осень

Занятие №1.

Познавательное развитие: 

- Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями;

-Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина);

-Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперёд назад, слева, справа, вверху внизу

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1. Игровое упражнение «Соберём игрушки для куклы».

2. Игровое упражнение «Не ошибись».

3. Эстафета «Кто быстрее?».

4. Дидактическая игра «Весёлый круг».

Демонстрационный материал: кукла, мишка, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика, колокольчик, коробка с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трёх цветов, фигура каждого цвета представлена в двух размерах). Раздаточный материал: три коробки с таким же набором геометрических фигур.

5.

октябрь

Одежда, обувь

Занятие №2.

 Познавательное развитие: 

- Учить  считать в пределах 6,показать образование числа 6,на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами  5 и 6;

 -Продолжать развивать умение  сравнивать до 6 предметов  по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;

-Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умения раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).  

Речевое развитие:  Результат сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, ещё короче......самый короткий и наоборот.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1. Игровое упражнение «Учись считать».

2. Выполнение аналогичных заданий детьми.

3. Игровое упражнение «Исправь ошибку».

4. Выполнение аналогичных заданий на раздаточном материале.

5. Игровое упражнение «Не ошибись».

Демонстрационный материал: наборное полотно, красные и жёлтые цветы (по 6 штук), фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка. Раздаточный материал: двухполосные карточки, бабочки и листочки (по 6 штук на каждого ребёнка), наборы полосок разного цвета (один набор на двоих детей), 4 наборы с объёмными геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр; каждая фигура представлена в двух размерах).

6.

октябрь

Перелетные птицы

Занятие №3.

Познавательное развитие: 

- Учить  считать в пределах 7,показать образование числа 6, на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами  6 и 7.  

 -Продолжать развивать умение  сравнивать до шести  предметов  по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;

-Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя

Речевое развитие:  Результат сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, ещё короче......самый короткий и наоборот; впереди, сзади, слева, справа

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1. Игровое упражнение «Считаем дальше».

2. Выполнение аналогичных заданий на двухполосных карточках с геометрическими фигурами.

3. Игровое упражнение «Разложи дощечки в ряд».

4. Дидактическая игра «Кто где стоит».

Демонстрационный материал: двухступенчатая лесенка, ласточки и лебеди (по 7 штук) фланелеграф (магнитная доска), 7 полосок-«дощечек» одного цвета и разной ширины. Раздаточный материал: двухполосные карточки, квадраты и прямоугольники (по 7 штук для каждого ребёнка); наборы полосок-«дощечек» одного цвета и разной ширины (по 6 штук для каждого ребёнка).

7.

октябрь

Дикие животные

Занятие №4.

Познавательное развитие: 

- Продолжать учить  считать в пределах 6, 7 и знакомить с порядковым  значением  числа 6 и 7,правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счёту?»,  «на каком месте?»;

 -Продолжать развивать умение  сравнивать до 6 предметов  по высоте  и  раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;

-Расширять представление о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток

Речевое развитие:  Результат сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, ещё ниже… и наоборот

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

2. Игровое упражнение «Посадим зайчиков в ряд».

Физкультминутка «дикие животные»

3. Игровое упражнение «Разложи по порядку»

4. Игровое упражнение с мячом «Назови соседей» (утра, ночи и т.д.)

Демонстрационный материал: корзина, муляжи овощей, 2 корзины с набором овощей и фруктов, иллюстрации с изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток, мяч.

Раздаточный материал: наборы зайчиков разной высоты (по 6 штук на каждого ребёнка).

8.

ноябрь

День народного единства.

Занятие №1.

Познавательное развитие: 

-Учить  считать в пределах 8,показать образование числа 8,на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами  7 и 8;  

 -Упражнять в счёте и отчёте в пределах 7  по образцу и на слух;

-Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении

Речевое развитие: обозначать результат словами: вперед, назад, направо, налево

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Выполнение аналогичной работы на раздаточном материале.

4. Игровое упражнение «Правильно пойдёшь, клад найдёшь».

Демонстрационный материал: волшебный куб, на каждой грани которого изображено от 2 до 7 кругов, барабан, бубен, ширма, фланелеграф, наборы кругов и квадратов (по 8 фигур), 3 игрушки.

Раздаточный материал: двухполосные карточки, наборы кругов и квадратов.

9.

ноябрь

Домашние животные

Занятие №2.

Познавательное развитие: 

- Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.

-Закреплять представления о геометрических фигурах, развивать умение видеть и находить в окружающей  обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. -Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов.

 Речевое развитие: обозначать результаты словами: впереди, сзади, между, рядом

 Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1. Игровая ситуация «Играем в школу».

2. Выполнение аналогичной работы на раздаточном материале с использованием кругов разного цвета.

3. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

4. Игровое упражнение «Что где?»

Демонстрационный материал: письмо с заданиями, наборное полотно, плоскостные изображения лисиц и зайцев (по 9 штук); предметы, имеющие форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника (по 3-4 штуки), кукла. Раздаточный материал: двухполосные карточки, наборы кругов двух цветов (по 9 штук для каждого ребёнка), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; по 3-4 штуки на каждого ребёнка).

10.

ноябрь

Посуда

Занятие №3.

Познавательное развитие: 

- Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»;

-Упражнять в умении сравнивать предмет по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке;

-Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов

Речевое развитие: обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… 

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1. Игровое упражнение «Считаем по порядку».

2. Игровое упражнение «Разложим бантики».

Физкультминутка «Сделай так же».

3. Игровое упражнение «Собираем бусы для куклы (работа парами).

Демонстрационный материал: веер, состоящий из 8 лепестков разного цвета, 2 картинки с изображением кукол (картинки имеют 9 различий), фланелеграф, чашек красного цвета, 1 чашка зелёного цвета. Раздаточный материал: чашки красного цвета (по 9 штук для каждого ребёнка) чашки зелёного цвета (по одному на каждого ребёнка), 7 кругов-бусинок разного цвета и величины (по одному набору на двоих детей), ниточка (одна на двоих детей).

11.

ноябрь

Моя семья

Занятие №4.

Познавательное развитие: 

-Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»;

-Закреплять представления о частях суток и их последовательности.

-Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1. Игровое упражнение «Считай дальше».

2. Игровое упражнение «Отсчитай фигуры».

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Игровое упражнение «Составь сутки».

Демонстрационный материал: мяч, фланелеграф, треугольники и квадраты (по 10 штук), полоски разной и одинаковой длины. Раздаточный материал: наборы треугольников разного вида, картинки с изображением разных частей суток (по 4 штуки для каждого ребёнка), счётные палочки, полоски разной длины.

12.

декабрь

Наш быт. Продукты питания

Занятие №1.

Познавательное развитие: 

- Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

-Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности;

-Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур;

-Упражнять в умении двигаться в заданном направлении

Речевое развитие: обозначать результат сравнения словами: самый высокий, ниже, ещё нижесамый низкий и наоборот;  вперёд назад, налево, направо

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

1. Игровое упражнение «Считай дальше».

2. Игровое упражнение «Отсчитай фигуры».

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Игровое упражнение «Составь сутки».

Демонстрационный материал: мяч, фланелеграф, треугольники и квадраты (по 10 штук), полоски разной и одинаковой длины. Раздаточный материал: наборы треугольников разного вида, картинки с изображением разных частей суток (по 4 штуки для каждого ребёнка), счётные палочки, полоски разной длины.

13.

декабрь

Здравствуй зимушка зима. Как зимуют звери.

Занятие №2.

Познавательное развитие: 

- Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстоянии между ними (счет в пределах 10);

-Познакомить с цифрами 1и 2;

-Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника;

-Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, спереди, сзади.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

1. Игровое упражнение «Сравни фигуры».

2. Игровое упражнение «Найди четырёхугольники».

3. Игра с кругами.

4. Игровое упражнение «Не ошибись».

Демонстрационный материал: фланелеграф, набор квадратов и прямоугольников разного цвета и величины, полоски-модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук).

Раздаточный материал: наборы плоских геометрических фигур

14.

декабрь

Зимующие птицы

Занятие №3.

Познавательное развитие: 

- Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах;

-Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений);

-Познакомить с цифрой 3;

-Познакомить с названиями дней недели.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

1. Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает?»

2. Игровое упражнение «Сосчитай птиц».

3. Игровое упражнение «Дни недели».

4. Дидактическая игра «Пифагор».

Демонстрационный материал: музыкальный инструмент, ширма, мешочек с желудями, 4 картинки с изображением частей суток; квадрат, разделённый на части, и картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов. Раздаточный материал: наборы квадратов и треугольников

15.

декабрь

Новогодний калейдоскоп

Занятие №4.

Познавательное развитие: 

- Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношение между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое меньше?»;

- Познакомить с цифрой 4;

-Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения;

-Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

1. Игровое упражнение «Строим лесенку».

2. Работа с раздаточным материалом.

3. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь!»

4. Дидактическая игра «Поможем зайчишке найти свою маму».

Демонстрационный материал: наборное полотно с 5 полосками, 15 квадратов одного цвета, 4 квадрата другого цвета, матрёшка, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов двух цветов, план пути с указанием ориентиров и направлений движения.

Раздаточный материал: пятиполосные карточки, прямоугольники одного цвета (по 15 штук на каждого ребёнка).

16.

январь

Быть здоровыми хотим

Занятие№1.

Познавательное развитие: 

- Продолжать  учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «На сколько число…больше числа…», «На сколько число…меньше числа…»;

-Познакомить с цифрой 5;

-Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу;

-Совершенствовать умение различать и называть объемные и плоские геометрические  фигуры;

-Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1.Игровое упражнение «Строим снежную крепость»

2. Игровое упражнение «Играем с льдинками»

3. Игровое упражнение «Найди пару лыж»

4. Игровое упражнение «Одеваем перчатки на прогулку»

5 Игровое упражнение «Стром ледяной дом»

6. игра-эстафета «Кто быстрее Разложит «льдинки»».

Демонстрационный материал. Трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета (снежные комки), домик, составленный из полосок, фланелеграф, 2 корзины, набор плоских и объемных фигур-«льдинок», силуэты лыж разной длины (3 штуки).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, «льдинки» разной формы (по 20 штук для каждого ребенка), наборы счетных палочек, силуэты лыж (по количеству детей).

17.

январь

Транспорт

Занятие №2.

Познавательное развитие: 

- Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

-Познакомить с цифрой 6;

- Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу;

-Закреплять пространственное представление;

-Упражнять в последовательном назывании дней недели.

Речевое развитие: совершенствовать умение использовать слова слева, справа, впереди (перед), сзади (за),между, рядом.  

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1.Игровое упражнение «Отвечаем на вопросы Незнайки»

2.Игровое упражнение «Подбираем краски для Карандаша»

3. Игровое упражнение «Рисуем с Карандашом разноцветные дорожки»

4. Игровое упражнение «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

5.подвижная игра « Дни недели, стройтесь».

6 Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи».

Демонстрационный материал. Фланелеграф, макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, письмо Незнайки, «шарфики»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, снежинки (по 20 штук для каждого ребенка), «шарфики»-полоски, по ширине равные одному из образцов «шарфика»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка).

18.

январь

Азбука безопасности. ПДД

Занятие №3.

 Познавательное развитие: 

-Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом;

-Познакомить  с цифрой 7;

-Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу;

-Учить ориентироваться на листе бумаги.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

  1. Игровое упражнение «Отсчитай столько же «
  2. Игровое упражнение «Расположи правильно»
  3. Игровое упражнение «Рисуем узор»
  4. Игровое упражнение «Найдем елочку такой же высоты.

Демонстрационный материал. Трехступенчатая лесенка, магнитная доска, лисички, медвежата и зайчики (по 9 штук), круги красного, желтого, зеленого и синего цветов (по 1 штуке), 4 елочки разной высоты.

Раздаточный материал. Трехполосные карточки, листы бумаги, елочки (по количеству детей), наборы цветных карандашей, круги, квадраты, треугольники (по 9 штук для каждого ребенка).

19.

февраль

Инструменты

Занятие №4.

Познавательное развитие: 

- Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

-Познакомить с цифрой 8;

-Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат);

-Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

  1. Игровое упражнение «Составим число»
  2. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».
  3. Игровое упражнение «приготовим снежинки для салфеток»
  4. Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно»

Демонстрационный материал. Счетная лесенка, лисенок, медвежонок, зайчонок; предметы разной формы (по количеству детей).

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, плоские или объемные геометрические фигуры (по количеству детей), разноцветные листы бумаги квадратной формы, снежинки (по 10 штук для каждого ребенка).

20.

февраль

Наша Родина

Занятие №1.

Познавательное развитие: 

-Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц;

-Познакомить с цифрой 9;

-Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа;

-Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Физическое развитие: сохранять и

 укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

1.Игровое упражнение «Составим число»

2. Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду»

3.дидактическая игра «Запомни и повтори»

4. Игровое упражнение «Назови день недели»

5.игра «Живая неделя»

Демонстрационный материал. Предметы посуды (4 предмета), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки).

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов.

21.

февраль

Город мастеров (прфессии)

Занятие№2.

Познавательное развитие: 

- Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц;

-Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9;

-Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках;

 Речевое развитие:  Развивать умения обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (спереди, сзади, справа, слева)

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

  1. Игровое упражнение «Собери веер»
  2. Игровое упражнение «Игра с веером»
  3. Игровое упражнение « Составим число»
  4. Дидактическая игра «Танграм»
  5. Игровое упражнение «Что где находится»

Демонстрационный материал. Веер с 5 лепестками разного цвета, картинка с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников.

Раздаточный материал. Наборы картинок с изображением птиц (6–7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, наборы треугольников и четырехугольников.

22.

март

        

Наши мамы. Женский день

Занятие №3.

        

Познавательное развитие: 

- Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц;

-Познакомить со счётом в прямом и в обратном порядке в пределах 5;

- Формировать представления о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть;

-Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

1.Игровое упражнение «Угостим гостью»

2. Игровое упражнение « Составим число»

3. дидактическая игра «Я знаю 5 имен…»

4. Игровое упражнение «Прятки»

5. Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку»

6.Игровое упражнение «Поставь столбики в ряд»

демонстрационный материал. Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру.

Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 7–8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей).

23.

март

Весна шагает по планете

Занятие №4.

Познавательное развитие: 

- Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу;

-Познакомить со счётом в прямом и обратном порядке в пределах 10;

- Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть;

-Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских);

-Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

  1. Игровое упражнение «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью»
  2. Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики»
  3. Игровое упражнение «Салфетки для кукол»
  4. Дидактическая игра «Геометрическое лото»
  5. Подвижная игра «Автомобили и гаражи»

Демонстрационный материал. Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4–5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов.

Раздаточный материал. Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов.

24.

март

Народная культура и традиции

Занятие №1.

Познавательное развитие: 

- Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5;

-Познакомить с цифрой 0;

-Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица(справа, слева, спереди, сзади);

-Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

  1. Игровое упражнение «Кто быстрее составит число».
  2. Игровое упражнение «Составим число».
  3. Дидактическая игра «Кто ушел».
  4.  Игровое упражнение «Расскажи о длине полосок».
  5. Игровое упражнение «Где лежит предмет».

Демонстрационный материал. Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4–5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов.

Раздаточный материал. Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов.

25.

март

Встречаем птиц

Занятие №2.

Познавательное развитие: 

- Познакомить с записью числа 10;

-Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть;

-Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов;

- Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

  1. Игровое упражнение «Строим дорогу для машины».
  2. Игровое упражнение «Игрушки для котенка».

Подвижная игра «Живая неделя».

Демонстрационный материал. Грузовик, 10 брусков, 2–3 полоски (условные меры), круг из цветной бумаги, котенок-игрушка, фланелеграф.

Раздаточный материал. Круг из цветной бумаги, ножницы, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов.

26.

апрель

Деревья. Лес .

Занятие №3.

Познавательное развитие: 

- Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть;

-Совершенствовать навыки счета в пределах 10

-Умение обозначить число цифрами;

-Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления;

-Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперёд- назад, направо - налево)

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

  1. Игровое упражнение «Строим лодочки».
  2. Игровое упражнение «Кораблики уходят в море».
  3. Игровое упражнение «Маршрут корабликов».

Демонстрационный материал. Цветной ватман, 2 квадрата, 10 корабликов разного цвета, фланелеграф.

Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, клей, кораблики.

27.

апрель

День космонавтики

Занятие №4.

Познавательное развитие: 

- Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть;

-Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов;

-Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

  1. Игровое упражнение «Раздели круг на части».
  2.  Игровое упражнение «Раздели круг и покажи его части».
  3. Игровое упражнение «Определи сколько».
  4. Подвижная игра «Найди свой аэродром».

Демонстрационный материал. Фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов красного и зеленого цветов; коробка с 3 кругами разного цвета, разрезанными на 4 равные части; геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники (разносторонний и равносторонний).

Раздаточный материал. Круги, ножницы, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники, по 1 фигуре для каждого ребенка).

28.

апрель

Насекомые. Рыбы

Занятие №1.

Познавательное развитие: 

- Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть;

-Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов;

- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа;

-Закреплять знание цифр от 0до 9

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

  1. Игровое упражнение «Раздели квадрат на части».
  2. Игровое упражнение «Раздели квадрат и покажи его части».
  3. гровое упражнение «Построим ворота для машины».
  4. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Демонстрационный материал. Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.

Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, полоски-образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (одна на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.

29.

Апрель

Праздник весны и труда. Сельхозработы поле. Откуда хлеб пришел.

Занятие №2.

Познавательное развитие: 

- Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения между рядом стоящими числами: 6 и7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10;

-Закреплять умение обозначать  их цифрами;  

-Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа;

-Продолжать формировать умение видеть в окружающих  предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских)

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

 1.Дидактическая игра «Считай дальше».

2. Игровое упражнение «Найди свой сувенир».

3. Игровое упражнение «Соберем ракеты».

4.Игра «Найди свой космодром».

Демонстрационный материал. Картинка с изображением космического пространства и космического корабля, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур, соответствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки.

Раздаточный материал. Геометрические фигуры-эмблемы (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги.

30.

май

День победы

Занятие №3.

Познавательное развитие: 

- Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 10;

- Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению;

- Закреплять умение делить квадрат и круг на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

  1. Дидактическая игра «Отсчитай-ка».
  2. Дидактическая игра «Найди соседей».
  3. Дидактическая игра «Составь целое по его части».
  4. Игровое упражнение «Определи правильно».

Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке – числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей).

31.

май

Цветы

Занятие №4.

Познавательное развитие: 

- Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц;

-Упражнять в умении двигаться в заданном направлении;

-Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к правилам безопасного для человека поведения

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности

  1. Игровое упражнение «Составь число правильно».
  2. Игровое упражнение «Найдем секрет по плану».
  3. Игровое упражнение «Назови дни недели».
  4. Игровое упражнение «Найди выход из лабиринта».

Демонстрационный материал. Три плана-схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой.

Раздаточный материал. Картинки с изображением ромашек и одуванчиков, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами (по 4 штуки для каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые карандаши.

32.

33.

май

диагностика

Работа по закреплению пройденного материала

 

Приложение I

Дидактические игры и игровые упражнения

Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Количество и счет

• Совершенствование умения считать в пределах 10: «Считай дальше», «Игры с пальчиками», «Рыбаки и рыбки», «Летающие колпачки», «Отсчитай столько же», «Найди пару» (счет по образцу), «Найди свой аэродром» (счет по образцу), «Наведи порядок» (счет по образцу), «Динь-динь» (счет на слух), «Посчитай, сколько» (счет на слух), «Больше, меньше», «У кого больше пуговиц», «Сделай столько же» (счет движений), «Исправь ошибку».

• Закрепление навыков порядкового счета: «Который по счету?», «Угадай, что изменилось», «Исправь ошибку», «На котором месте стояла?», «Стройся по порядку», «Кто ушел и на котором месте стоял?»

• Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10): «Найди на один меньше (больше)» (лото), «Найди соседей числа» (лото), «Найди пропущенное число»; игры с мячом: «Назови число на один меньше (больше)», «Назови следующее число», «Назови соседей».

• Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5: «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю пять названий цветов» (игра с мячом).

Величина

• Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке: «Наведи порядок», «Сломанная лестница», «Исправь ошибку», «Найди недостающее», «Матрешки» (лото), «Расставь по порядку».

• Развитие глазомера: «Сколько шагов», «Дополни предложение», «Найди такой же по величине», «Поручение».

Форма

• Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: «Найди пару», «Найди (назови) предмет такой же формы», «Подбери предмет», «Дорисуй предмет», «Кто больше увидит предметов такой же формы?», «Не ошибись» (составление плоских и пространственных фигур).

Ориентировка в пространстве

• Упражнения в умении двигаться в заданном направлении: «Правильно пойдешь, секрет найдешь», «Поручение», «Где спрятались игрушки?»

• Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги: «Найди пару», «Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Составь узор».

Ориентировка во времени

• Расширение представлений о частях суток и уточнение понятия «сутки»: «Наш день», «Назови соседей», «Когда это бывает?», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь», «Наоборот».

• Формирование представлений о последовательности дней недели: «Живая неделя», «Дни недели, стройтесь», «Исправь ошибку», «Вчера, сегодня, завтра…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Комнатные растения – спутники жизни»

Познавательное развитие с элементами трудовой деятельности. Основной целью занятия является: формировать экологическую культуру у детей по уходу за комнатными растениями. Задачи: расширять и системати...

Конспект ООД Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП в старшей группе «Путешествие в сказку»

Закрепление знаний о временах года, совершенствование умений различать и называть геометрические фигуры.Счет, сопоставление числа с количеством, выстраивание числового ряда, группировка предметов по о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «Пришла весна».

Цель: уточнить знание детей о весне (и временах года) и весенних месяцев. Задачи: Уточнить и расширить представление детей о признаках весны и её приметах, формирова...

Конспект НОД В образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» в старшей группе на тему: "В стране геометрических фигур".

Совершенствовать и обобщать знания детей о геометрических фигурах и форме предметов....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП в старшей группе.

Совершенствовать умения в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядкеЗакрепить умение определять место предмета в числовом ряду и отвечать на вопрос:Который по счету?,Закрепить умение последовател...