Главные вкладки

    Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
    методическая разработка по математике (старшая группа)

    Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_kl_matem.docx27.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для воспитателей

    «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

    «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

    Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

    ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

    Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

    В. А. Сухомлинский.

    Цель: Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.

    Задачи: 

    • Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
    • Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-6 лет.

    Игры: «Вылепи цифру»«Составь фигуру» (с использованием «Коломбово яйцо», счётные палочки), «Разложи фигуры» (с использованием блоков Дьенеша), «Ребусы», презентации с задачами.

    Задачи:

    • развитие логического мышления, воображение, умственные способности;
    • находить объект по заданным свойствам, развитие творческих и комбинаторных способностей, освоение классифицировать множества по двум-трём свойствам: цвет и форма, размер и форма;
    • закреплять знания геометрических фигур;
    • умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить.

    Материал и оборудование: обручи из бумаги; «Колумбово яйцо»; блоки Дьенеша; пластилин; дощечки для пластилина, магнитная доска.  

    Ход мастер – класса:

    Уважаемые коллеги!

    Математика – наука

    Хороша и всем нужна,

    Без нее прожить нам трудно,

    Без нее нам жизнь сложна.

    Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

    Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

    Начиная работу, было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.

    Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображение пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:

    1. «Математический домик» - украшен цифрами

    2. Домик для грамоты – буквами

    3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.

    4. Игрушка – здесь можно играть.

    Воспитатель спрашивает ребенка:

    «Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»

    Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.

    Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.

    Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

    Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.

    Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру». Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.

    Кто-то ночью старый стул

    Спинкой вниз перевернул.

    И теперь у нас в квартире

    Стал он цифрою. (4)

    Эта циферка с секретом.

    И зимой, и жарким летом

    Различишь едва-едва,

    Где в ней ноги, голова. (8)

    Цифру эту угадайка!

    Она большая зазнавайка.

    Единицу сложишь с двойкой,

    И получишь цифру. (3)

    Для детей это оказалось не так просто.

    А теперь мы разделимся на две команды. Одна команда будут дети возраста 5 лет, другая – 6 лет. Для этого вы должны вытянуть карточки с цифрами от 1 до 6. Те, кому попадутся цифры 1,2,3, будут дети старшей группы, а кому попадутся цифры 4,5,6, будут дети подготовительной группы.

    Вторая игра называется «Составь фигуру». Для этого мы будем использовать «Коломбово яйцо». Дети старшей группы задание -  «Ракета», а  для детей подготовительной группы - «Бабочка». Ваша задача: составить изображение по схеме.

    Следующая игра «Разложи фигуры» (проводится с блоками Дьенеша).

    Это задание для старшей группы: Кот Васька побывал в Городе Геометрических Фигур и перепутал все дома и улицы. Жители города так расстроились, что забыли, кто в каком домике живет. Вы должны помочь им расселиться в новом городе. (На стол кладутся два обруча так, что бы образовалось три части города и три отдельных области (пересечение).

    Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. («Дети» - педагоги должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселяться фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые). Дети отвечают на вопрос«Какие фигуры лежат вне обоих обручей?» (Все не красные и не круглые: синие, желтые, зеленые, треугольные, квадратные).

    А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой. Задания:

    1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6)

    2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (7)

    3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (8)

    8. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (13)

    9. Сколько очков, столько язычком щелчков. (14)

    11. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (16)

    Для детей подготовительной группы я предлагаю игры «Гараж». Игра подходит для отработки состава числа. (презентация.)

    Ну и на конец самое интересное для детей – это конечно же графический диктант. Для всех он будет одинаковый. (Зеркальное отражение).

    В свободной деятельности детям давала «Математические раскраски», «Посчитай предметы»«Найди правильную цифру».

    Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс

    Математика – наука

    Хороша и всем нужна,

    Без нее прожить нам трудно,

    Без нее нам жизнь сложна.

    И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

    Спасибо за участие.  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эстетическое воспитание в процессе формирования математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    Математика, в отличие от большинства других дисциплин предметом своего изучения имеет не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространствен...

    Презентация "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Материал к родительскому собранию в подг.гр.  "Формирование математических  способностей у детей старшего  дошкольного возраста через игровую деятельность"...

    Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

    Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....

    Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

    В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...

    Презентация "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста, с помощью ИКТ"

    Информационно- коммуникационные технологии отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. ИКТ сегодня все активнее использует...

    Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

    Образовательная деятельность по формированию математических способностей для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

    Образовательная деятельность по формированию математических способностей  для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Программное содержание- познакомить с количе...