Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Храмова Елена Валерьевна

1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Веселое путешествие» с использованием социо-игровой технологии
для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Храмова Е.В.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10;
  2. Закрепить умение называть соседей числа;
  3. Закрепить умение соотносить количество и цифру;
  4. Совершенствовать умение отвечать на вопросы: «Какой по порядку?», «Сколько?»;
  5. Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева, посередине, вверху, внизу, в левом нижнем углу, в правом верхнем углу);

Развивающие:

  1. Развивать начала логического мышления;
  2. Развивать умение работать в парах, группах: договариваться, выступать в роли лидера, исполнителя; выслушивать других, говорить по очереди, отвечать от лица группы;
  3. Развивать умение обсуждать и анализировать совместную деятельность;
  4. Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к математике;
  2. Воспитывать желание прийти на помощь;
  3. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: беседа на тему «Животные жарких стран и крайнего севера»; чтение сказки К. Чуковского «Айболит»; отгадывание загадок; решение логических задач; решение простых арифметических задач.

Демонстрационный материал: картинки «Животные крайнего севера и жарких стран»; цифры от 1- 10; карточки с точками от 1-10, изображения домиков с числами и карточки с числами - «соседями», кукла «Айболит», заготовки из бумаги варежек, носков, валенок и шарфа, черные фломастеры.

Форма проведения: НОД с использованием социо – игровой технологии.

1. Вводная часть. Настрой на предстоящую деятельность. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми. (5 минут).

Воспитатель:

Собрались ребята в круг,

Слева-друг и справа-друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Давайте подарим свои улыбки друг другу, чтоб весь день было прекрасное настроение.
Мне очень нравится, что вы такие вежливые! А сейчас внимательно послушайте меня.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Я получила письмо от Айболита. Вот что он пишет: "Здравствуйте, ребята! Я получил телеграмму от животных Крайнего Севера. Они заболели и просят меня приехать к ним на помощь. Но злой Бармалей запер всех животных в пещере. Животные жарких стран и Крайнего севера испугались, перепутались и от страха забыли, где живут. Помогите мне вызволить их из пещеры и вылечить!" Вот такое письмо написал Айболит. Поможем ему, ребята? Айболит живет далеко, а на чём можно ехать на далекое расстояние? (предложения детей: вертолет, велосипед, лодка, поезд, аэроплан, подводная лодка).

Так как мы поедем очень далеко, я вам предлагаю поехать ... Угадайте, на чем? Слушайте загадку до конца!

Я стучу, стучу, стучу,
В дальний путь вас покачу.
Мимо леса, мимо гор
Я гоню во весь опор.
А над речкой на мосту
Просигналю вам: ту-ту!
А потом в тумане скроюсь,
Называюсь скорый ….(поезд)

2. Основная часть. Воспроизведение имеющихся знаний в новой ситуации. (17 минут).
Воспитатель: Чтобы ехать на поезде, вам нужен билет. Подойдите ко мне и возьмите билеты. Чтобы найти свой вагон, сосчитайте точки на билете. Сколько точек на вашем билете, такой и номер вашего вагона.

(Воспитатель раздаёт карточки с точками от 1 до 8. Дети считают точки и находят стул с этой цифрой).

Воспитатель: Я сейчас буду кондуктором и проверю, все ли сели на свои места. Покажите свои билеты. Я была уверена, что вы справитесь!

Воспитатель: Ребята, сейчас внимательно посмотрите на свой билет. Сколько точек на твоем билете? В каком вагоне по порядку ты едешь? (Дети отвечают-пять точек, в пятом вагоне и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, а теперь нужно назвать своего соседа - Оля, в каком вагоне ты едешь? Какой вагон впереди (сзади) твоего?

Воспитатель: Поезд наш разогнался, а чтобы нам не скучать, мы поиграем:

Игра: «Да-нет»
Воспитатель: Вам нужно отвечать на вопросы: да или нет.
- У кошки 6 лап? А сколько?
- У квадрата есть углы?
- В неделе 7 дней?
- 5 больше 6? А что больше?
- День рождения 1 раз в году?
- Сейчас зима? А какое время года?
- Сегодня пятница?
- На руке семь пальцев? А сколько?

Воспитатель: Я рада, что вы так много знаете!

Воспитатель: Вот мы и приехали. Вас встречает Айболит. «Здравствуйте, ребята! Я вас очень ждал! А почему вы так долго не приезжали?»

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Айболиту, почему нас так долго не было, чем мы занимались.  Поднимайтесь со своих мест. Давайте вспомним дни недели. Я буду читать стихотворение, а вы показывать движениями, что вы делали.

Физкультминутка.

В понедельник я купался (машут руками)

А во вторник – рисовал (руками вверх-вниз)

В среду – долго умывался (моют лицо)

А четверг – в футбол играл (пинают мяч)
В пятницу – я прыгал, бегал,

Долго, долго танцевал (кружатся)
А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал (хлопают)

Айболит: Ребята, животных запер в пещере Бармалей. А чтоб открыть замок в пещеру, вам нужно разгадать секретный код.

Воспитатель: Чтобы быстрее найти секретный код и помочь животным, поделимся на 2 команды. Команда Солнышек и  команда Снежинок (дети берут бейждики с соответствующими изображениями).

Воспитатель: Давайте вспомним правила работы в командах.

А теперь мы выберем капитана в каждой команде. Чтобы никто не обижался, по считалочке капитана сегодня выберу я.  (с помощью считалочки капитана выбирает воспитатель).
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Пчелы в поле прилетели,
Сели пчелы на цветы.
Капитаном будешь ты.

Воспитатель: Внимательно слушайте задание.
Перед каждой командой 3 картинки с домиками (
игра «Найди соседей») и наборы с цифрами. У каждого числа есть два соседа. Вы должны их найти и поселить в соседние домики (цифры разложены на столах).  Приступаем.

Воспитатель: Капитан команды Солнышек проверяет ответы у команды Снежинок и наоборот.  

Воспитатель: Ребята, вы меня порадовали тем, что хорошо справились с заданием. А вы догадались, какая цифра будет нашим секретным кодом? (Подсказка - это цифра синего цвета, которая повторяется 2 раза). Правильно, это цифра 5. Замок открыт-открывается доска. На ней 8 изображений животных.

Воспитатель: - Животные жарких стран и животные Крайнего севера перепутались.  Давайте разбираться.

- Где находится слон? (посередине)

- Где находится верблюд? (справа от него)

- Где находится пингвин? (слева от него)

- Кто находится в левом верхнем углу? (морж)

- В каком углу находится белый медведь? (в левом нижнем углу)

- Где находится лев? (в правом нижнем углу)

- Где находится жираф? (в правом верхнем углу)

- Где находится северный олень? (сверху)

Воспитатель: - Молодцы, всех животных нашли. Теперь, нужно их разделить по месту обитания. Возьмите каждый по одной карточке с животными и разделите их на животных жарких и северных стран. (Каждый ребенок берет 1 карточку).

Воспитатель: - Вика, сосчитай животных.
- Какое число получилось? (8)
- Сколько животных жарких стран?
- Сколько животных северных стран?
- Что мы можем про них сказать? (их поровну, одинаковое количество)

Айболит: Спасибо вам, ребята! Вы очень мне помогли и освободили животных. Теперь мне пора собираться в дорогу-на Крайний Север, чтоб вылечить больных зверей.
Воспитатель: Айболит, ты лечил животных в Африке, там тепло и солнечно. А на Крайнем Севере погода совсем другая. Ребята, какая погода на Крайнем Севере?
Дети: холодная, морозная, снежная.
Айболит: Ой, а у меня и вещей теплых нет, чтоб туда поехать.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Айболиту собрать теплые вещи. Разделитесь на пары по желанию. Следующее задание будет трудное, но интересное. Каждая пара выбирает себе пару рукавичек, носков, валенок или шарф.
Перед вами 3 образца узора. Ваша задача – украсить узорами одежду для Айболита. Для этого надо договориться, какой узор вы выбираете, и нарисовать на одежде одинаковый узор.
Дети: рисуют на заготовках рукавиц, носков, валенок или на концах шарфа узор из геометрических фигур.

Воспитатель: Покажите нам теплые вещи, на которых вы рисовали узор. Ребята, можно ли назвать эти рукавички парой? Почему? (одинаковый узор на обеих рукавичках).

Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания и помогли Айболиту. Давайте отдадим ему вещи. Он готов отправиться на север, а нам нужно возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в вагонах и отправляемся в путь!

  3. Заключительная часть. Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. (4 минуты).

Игра «Интервью».
Воспитатель: Сегодня журналистом будет тот, кто едет в 6 вагоне. О том, какое задание понравилось вам больше всего, что показалось сложным, расскажите журналисту.

Ребенок-журналист:

- Что нового вы сегодня узнали?
- Что понравилось?

- Что показалось трудным?

- С кем понравилось работать в паре?

Дети: отвечают на вопросы журналиста.

Воспитатель: Ребята, какое большое дело мы сегодня сделали? Ребята, вы меня сегодня очень порадовали. Каждый чем-то отличился. Вы правильно выполняли задания, прошли все трудные испытания. А помогло вам то, что вы умеете слушать ответы друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

Выводы об эффективности подбора наглядного материала:

Вся наглядность, соответствовала задачам обучения на данном занятии, уровню знаний и умений детей.

Работа с карточками-билетами, с карточками с изображением животных севера и жарких стран, числовыми карточками закрепляла навыки количественного и порядкового счета.

Предметы для счета и их изображения известны детям.

Наглядный материал динамичен и в достаточном количестве; отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Продумано, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП

Занятие построено в форме путешествия, что снижает физическую и умственную утомляемость детей. Учтены психилогические и индивидуальные особенности детей с задержкой психического развития. Цели даны в ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП и продуктивной деятельности(аппликация) средняя группа

Цель: формировать умение детей составлять группы из однородных предметов по сенсорным признакам (цвет, форма, величина) . Задачи: Развивающие: • формировать представление о равенстве и неравенстве ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» (ФЭМП) и опытно-экспериментальной деятельности «В гостях у Сказки» (во второй младшей группе)

В ходе занятия дети знакомятся  с геометрической фигурой овал и цифрой 5.  Формируются  представления о порядковом значении чисел в пределах 5; закрепляются  умения отвечать на воп...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в группе старшего дошкольного возраста (с 5 – 6 лет) Образовательная область «Познание» Тема: «В гости к елочке»

КонспектНепосредственно  образовательной  деятельностипо ФЭМП в группе  старшего  дошкольного  возраста(с  5 – 6 лет)Образовательная  область  «Познание»Т...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП и познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие».

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Активизировать знания детей о диковинных морских рыбах. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10...