Методическая разработка Тема: «Буратино задумался»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кипрушенкова Анастасия Дмитриевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, с использованием элементов технологии ТРИЗ

Для детей старшего возраста

Тема: «Буратино задумался»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -buratino.docx29.93 КБ
Файл prez_npr_buratino.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

С использованием элементов технологии ТРИЗ

Для детей старшего возраста

Тема: «Буратино задумался»

Составила и провела воспитатель Кипрушенкова Анастасия Дмитриевна.

Санкт-Петербург

2019


Цель:развитие интеллектуально-творческих способностей детей.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять умение детей считать в пределах 10;
  2. Закреплять умение отсчитывать предметы из большого количества согласно заданному образцу;
  3. Поспособствовать формированию количественных представлений: пара, две пары, сколько в 1 паре предметов;
  4. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости: располагать предметы на плоскости в определенном виде и направлении;
  5. Закрепить навык высказывания предположительного решения, умения догадываться, через решение проблемной ситуации.
  6. Закреплять умение сравнивать предметы по длине.

Развивающие:

  1. Поспособствовать формированию у детей активной позиции при поиске решений интеллектуально-творческих задач;
  2. Продолжать развивать умение определять алгоритм деятельности при решении интеллектуальных задач;
  3. Поспособствовать развитию элементов исследовательской деятельности;
  4. Создать условия для развития воображения, фантазии и находчивости у детей.

Воспитательные:

  1. Вовлечь детей в коллективное решение творческой задачи;
  2. Воспитывать у детей бережное отношение к раздаточному материалу, усидчивость, нравственные качества;

Организация детских видов деятельности: игровая: д/и «Счетные палочки: составь картинку»; «Волшебный мешочек», двигательная: динамическая пауза «Удивились», коммуникативная: беседа «Чем мы можем помочь Буратино?»,проблемная ситуация «Поможем Буратино подобрать пару носков», познавательно-исследовательская, музыкальная, конструирование «Составь картинку из счетных палочек», восприятие художественной литературы.

Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей: игровая (игра-фантазирование, игры со строительным материалом и др.), коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, чтение и др.), трудовая (труд).

Пособия:демонстрационный материал –носки 2 цветов, электронные – аудио, презентация, раздаточные материалы–счетные палочки.

Материалы: 12 носков синего цвета, 12 носков жёлтого цвета, коробка имитирующая ящик,доска для записи предложений детей, схемы носков (3 шт).

Приемы: стимулирующие познавательный интерес детей: новизна, использование ИКТ, занимательный сюжет, развивающие задания.


Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть

(Организационный момент)

Дети входят в зал, стоят свободно рядом с воспитателем.

Воспитатель предлагает поздороваться с гостями.

В.:Ребята, я знаю, что вы все любите сказки! Предлагаю вам отправиться в одну из сказок.

Дети входят в зал и здороваются с гостями. Дети беседуют с педагогом.

Вводная часть(мотивационный момент)

Дети встают свободно рядом с воспитателем.

Воспитатель подготовил оборудование: куклы, игровой материал: 3 носка различной длинны.

Буратино (Б.):(раздается громкий чих) – Ой, как же я простыл!

В.:Бедненький деревянный мальчик – Буратино! Мы с ребятами можем тебе чем-нибудь помочь?

Б.: Даже не знаю, а чем поможете?

В.: Давайте-ка подумаем, ребята, что нужно делать, если ты простудился?

(Воспитатель задает наводящие вопросы)

В.: Правильно! Надо надевать теплые носки! У меня как раз с собой есть пара – два носка, надень, Буратино!

(Буратино начинает натягивать носки на нос. Дети смеются)

В.:Куданадо надеть носки?

(Дети отвечают)

Б.: Как это на ноги?! У меня же насморк, а значит, носки нужно надевать на нос!

В.:Это же какой длины нужны носки?

(Дети предполагают несколько вариантов)

В.Ребята, Буратино все перепутал и то, куда надо надевать носки и сами носки. Давайте мы с вами измерим длину носа Буратино и узнаем, какой длины нужен носок больному деревянному мальчику.

В. Теперь у Буратино не будет проблем с насморком и носками.

Дети отвечаю на вопросы, сочувствуют кукле и эмоционально ему симпатизируют.

Дети смеются.

Дети предполагают варианты и размышляют о возможной длине носков для носа Буратино.

Дети подходят к столу и с помощью глазомера стараются определить и выбрать наиболее подходящий носок.

Основная часть

1.Проблемная ситуация

2.Практическое ориентирование на счетных палочках.

3.Игра с волшебным мешочком.

Дети стоят у стола, воспитатель радом.

Ведет беседу с детьми.

Побуждает к решению проблемной ситуации.

Подводит к пониманию «минимального количества» носков одинакового цвета.

Назначается один ребенок для наглядного выполнения задания на экране, остальные складывают носки за столами.

Выбирает и назначает ребенка для записи количества на доске.

Описание хода игры:

  1. Проверка числа (написанного на доске) обозначающее НАИБОЛЬШЕЕ количество предметов;
  2. Проверка числа, следующего (в порядке уменьшения);
  3. Предложить вариант с 1 палочкой;
  4. Предложить с 2-мя и проверить на вероятность совпадения у 3-4 детей.
  5. Проверить следующий вариант – 3 палочки.

Подвести детей к пониманию того, что самое наименьшее кол-во предметов, которые необходимо достать это 3. Меньше – не совпадет, а большее вызовет неудобства.

1.Проблемная ситуация:

Б.:Как это не будет?! Вчера утром я стал собираться в школу, знал, что в мешке лежали 6 пар носков синего цвета и 6 пар желтого цвета. Но, я забыл, лежат они в порядке: 12 штук синих сверху и 12 штук желтых снизу, или в беспорядке - все 24 перемешаны по цвету. Как же мне выбрать 2 носка одного цвета? Ведь нельзя же идти в разных носках!

В.:Ребята, мы можем помочь Буратино решить эту задачу? (Дети предлагают несколько вариантов).

Игра «разложи носки» (в презентации)

Б: Можно, конечно, все взять и потом на улице под фонарем выбрать два одинаковых, но, мне кажется, можно взять не все, а как можно меньше, но, чтобы среди них обязательно было два одинаковых.

В: Вот так задача! Сколько же взять носков?

(дети предлагают варианты).

Наводящие вопросы:

-Сколько носков в одной паре, в 2х, а в шести?

-Сколько нужно взять носков?

-Почему именно столько?

-Что было бы, если бы мы взяли на 1,2,3 носка больше?

-А меньше?

(По ходу обсуждения ответы детей фиксируются на доске).

2. Практическое ориентирование на счетных палочках.

Б: Ого, сколько вы всего придумали! Это очень сложно, я ничего не понимаю.

В: Буратино, а давай мы тебе покажем на счетных палочках как можно выбрать носки. Ребята, давайте возьмем мешочек со счетными палочками. На нашей доске уже есть несколько вариантов, будем их проверять.

В: Пробуем 1 вариант, например 5 палочек.

Можно ли было взять меньше палочек?

Проверяем остальные варианты

Что получилось? (ответы детей)

3. Игра с волшебной коробкой.

Б.:Теперь мне все понятно, но необходимо проверить и на деле. Несите мне мою коробку с носками!

(Воспитатель несет коробку).

В: Попробуй, Буратино, достать 3 носка.

Б: Ура получилось! А вдруг это только случайность?

В: Пусть и ребята попробуют вытащить по 3 носка.

В: Непростая задача у нас была, но мы справились. Теперь проблем с носками у нас не будет.

В.: Вы, наверное, устали, давайте немного повеселимся!

Дети предлагают варианты решения проблемной ситуации.

Дети садятся за столы.

Считают счетные палочки, складывают в мешок, достают определенное количество.

Индивидуально, по назначению воспитателя, фиксируют на доске опробованные варианты.

Побуждает детей продемонстрировать полученный опыт, используя счетные палочки.

Помогает детям проанализировать и сопоставить количество носков с их цветом.

 

Физкультминутка

(динамическая пауза)

Дети встают свободно рядом с воспитателем.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Он носочки не нашел!

Чтоб носки нам отыскать

Всем нам нужно поскакать!

Потянулись

Нагнулись влево и вправо

Развели руки в стороны

Прыгают на месте

Заключительная часть

(продолжение)

Игра с палочками.

На экране расположена схема с носочком.

На столах у детей по одной схеме.

Б: Уф! Вот это мы повеселились! А давайте теперь из счетных палочек выложим пару носочков, как у меня (показывает схему с изображением пары носочков).

Дети садятся за столы и выкладывают носочки.

Каждый ребенок определяет цвет самостоятельно.

Рефлексия:

итог НОД. Оценка деятельности детей

Дети стоят свободно перед воспитателем

В.:Ребята, кто к нам в гости приходил? Какую помощь просил Буратино? Мы смогли ему помочь?

Что вам больше всего понравилось? Что было самым легким? Какое задание оказалось самым тяжелым?

Молодцы! И Буратино говорит вам «Большое спасибо ребята, без вас бы я не справился!»

Дети прощаются с Буратино.

Участвуют в обсуждении своей деятельности.

Дети озвучивают результат своего опыта.

Используемая литература:

  1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
  2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Просвещение-1990 г.
  3. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. Методическое пособие. ФГОС. – Мозаика-синтез., -2018 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буратино и носки..

Слайд 2

Помоги Буратино выбрать желтые и синие носки..

Слайд 3

Ура! Спасибо!

Слайд 4

Давай сложим одну пару носков из счетных палочек?

Слайд 5

Спасибо ребята! Вы мне очень помогли! Теперь я буду знать, как отыскать нужную пару носков!

Слайд 7

Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей детей.

Слайд 8

Задачи: Образовательные : Закреплять умение детей считать в пределах 10; Закреплять умение отсчитывать предметы из большого количества согласно заданному образцу; Поспособствовать формированию количественных представлений: пара, две пары, сколько в 1 паре предметов; Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости: располагать предметы на плоскости в определенном виде и направлении; Закрепить навык высказывания предположительного решения, умения догадываться, через решение проблемной ситуации. Закреплять умение сравнивать предметы по длине .

Слайд 9

Развивающие: Поспособствовать формированию у детей активной позиции при поиске решений интеллектуально-творческих задач; Продолжать развивать умение определять алгоритм деятельности при решении интеллектуальных задач; Поспособствовать развитию элементов исследовательской деятельности; Создать условия для развития воображения, фантазии и находчивости у детей. Воспитательные: Вовлечь детей в коллективное решение творческой задачи; Воспитывать у детей бережное отношение к раздаточному материалу, усидчивость, нравственные качества;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...

Методическая разработка. Тема: «Сказки Пушкина»

Старший дошкольный возраст Разработано Моисеевой А.А.. в дошкольном отделении ГБОУ школы  № 297 Пушкинского р-нагорода Санкт-ПетербургаЦель: Познакомить с  А.С. Пушкиным и созданными им сказ...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Методическая разработка"Тема недели "Дары осени" Тема дня"Овощи" "

 Календарно – тематический план (на материале решения задачи ФЭМП).  Конспект совместной деятельности педагога и детей (образовательная деятельность).  Проект пре...

Методическая разработка "Как Буратино стал учеником"

Методическая разработка для детей подготовительной группы с использованием . интерактивных технологий Smart....

Методическая разработка Тема: «Возможности интеллект - карт»/ в рамках темы комплексно – тематического планирования «По следам космических достижений»

Данная методическая разработка будет полезна педагогическим работникам, применяях в работе с дошкольниками метод   интеллект - кар Тони Бьюзена....