Конспект НОД в подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических знаний Тема: «Морское путешествие»
план-конспект урока по математике (подготовительная группа)

Закрепление математических представлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novoe_otkrytoe_uchitelyam_.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группы

по формированию элементарных математических знаний

Тема: «Морское путешествие»

Приоритетная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное развитие

Цель. Закрепление математических представлений.

Задачи: 

Образовательные:

  • закреплять представления о последовательности чисел в пределах 20 и умения выполнять соответствующие действия с ними;
  • закреплять умение детей составлять и решать задачи в пределах 10;
  • способствовать формированию умения применять знания о составе числа из двух меньших при решении примеров в пределах 10;  
  • продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов;
  • упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • совершенствовать умение моделировать.

Развивающие:

  • способствовать созданию существенной основы вычислительной деятельности (прием сложения, вычитания);
  • развивать логическое мышление, пространственное восприятие, конструктивное мышление;
  • развивать речь.

Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности;
  • воспитывать усидчивость.

Виды детской деятельности: игровая

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Используемые технологии и методы обучения: создание проблемной ситуации, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физминутка, рефлексия).

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождение; поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, продуктивная деятельность, сюрпризный момент, самооценка, рефлексия.

Материалы и оборудование:                                                                                      

Оборудование: компьютер,  диски с записями «Звуки – природы: шум морских волн, крики чаек»

Демонстрационный материал: сюжетная картина для решения задачи, картины: с дельфинами, с крабом, с морской черепахой; открытка – приглашение, конверты с сюрпризом – 5 шт., карточка с наклеенными серебряными бусинками (жемчужинами);

цифры и арифметические знаки; макет часов; ракушки; игрушка осьминог; смайлики – солнышки для самооценки.

Раздаточный материал: тетради, карандаши, набор игры «Танграм», карточки – билеты.

Предварительная работа с детьми: 

1. Беседа о морских обитателях.

2. Беседа, презентация «Откуда берётся жемчуг»

2. Чтение рассказов Т. Унгере «Эмиль. Добрый осьминог», Ф. Конюхов «Как я стал путешественником», С. Ли «Волна».

3. Чтение стихов о морских жителях.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

1.Инициация (приветствие, знакомство)

Ритуал начала занятия

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

2. Постановка проблемной задачи, мотивация.

Воспитатель: Ребята, сегодня кто – то утром на столе оставил большую открытку. Откуда взялась эта открытка?

(В ходе обсуждения выясняем, его принес почтальон).

Воспитатель: (разворачиваю открытку, там приглашение и билеты). Это приглашение в морской круиз (показываю). Внизу подпись: команда моряков. А вы знаете, что такое круиз? (Это путешествие по морю). Вы любите путешествовать? (да)

Воспитатель: А на чём можно отправиться в путешествие по морю? (на пароходе, на теплоходе, на лайнере, на корабле) 

Воспитатель: Предлагаю вам сегодня совершить увлекательное путешествие на корабле, у которого необычный маршрут? Вы согласны?

3. Основная часть

Воспитатель: Наш корабль отправляется в путь в 9 часов утра. Но как нам определить время? (по часам).  

Воспитатель: Для чего человеку нужны часы? (чтобы не проспать в д/с, на работу, никуда не опаздывать, вовремя включать телевизор, и др.)

Воспитатель: Какое время показывают эти часы? (они показывают 8 часов).

Воспитатель: Переведите стрелки на часах, так чтобы часы показывали время 9 часов. (Ребёнок передвигает минутную (как она называется? (минутная)) стрелку, а дети называют минуты: 5 мин, 10 мин, 15 мин, … 60 мин).

Воспитатель: Говорят, прошёл 1 час. А за это время маленькая (как она называется? (часовая)) стрелка перешла с цифры 9 на цифру 10. Какое время показывают часы? (Часы показывают 10 часов). Пора на корабль.

Воспитатель: Здесь и билеты есть на корабль (показываю). Берите у меня билеты. Вы заметили, что билеты необычные? Как узнать по билетам, какой номер вашей каюты?  (найти пропущенное число).

Дети проходят и садятся на стулья с номерами (поставить стулья напротив магнитной доски)

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг у друга билеты, правильно ли вы заняли места? (да)

Молодцы! Вы справились с первым заданием. За это я вам даю конверт (на конверте №1, а в конверте буква М), а что в конверте мы узнаем, в конце нашего путешествия.

Гимнастика для глаз.  

Воспитатель: А теперь садитесь поудобнее, закройте глазки, и мысленно представьте себе, что вы стоите на палубе корабля, море синее кругом, вы слушаете шум морской волны, слышите голоса чаек.

Аудиозапись постепенно меняется от легкого шума прибоя до громкого шума шторма.

Открываем глаза

Глазки вправо, глазки влево,

Смотрим вверх и смотрим вниз.

И по кругу проведем.

Море синее кругом

Воспитатель:

А перед носом корабля. Дельфины как дети играют с мячом (открываю окошки магнитной доски.  А зачем дельфины выпрыгивают из воды? (Чтобы вдохнуть воздух). Подойдём к ним поближе.

Воспитатель: А что делают дельфины, чтобы человек не утонул? (Они свои спины подставляют и людей к суше доставляют).

Воспитатель: Помоги каждому дельфину допрыгнуть до своего мяча.  Вы, наверное, догадались, как это сделать? (Решить и найти правильный ответ).

(На спинах дельфинов написаны примеры). А помогут вам числовые домики.

Дети делятся на подгруппы (мальчики и девочки), карандашом проводят линию от примера до правильного ответа.  Организовать взаимопроверку. Попросить детей прочитать примеры.

7 + 2 = 9                        4 + 3 = 7  

6 – 4 = 2                        8 – 5 = 3  

3 + 7 = 10                      5 + 5 = 10  

 

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием, я вам даю второй конверт (на конверте №2, а в конверте буква О).

Воспитатель:

Ребята, а сейчас представим себе, что мы аквалангисты.  Опустимся на дно морское

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг! (приставляют пальцами колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в сторону)

А вот, расправив восемь ног

Гостей встречает осьминог (показать игрушку, дети окружают воспитателя)

Воспитатель: Осторожно, не напугайте осьминога. Когда на осьминога нападают, он выпускает чернильную струю, и под ее покровом скрывается.

А вы знаете, что осьминог может менять свой цвет. По песку прошел- желтым стал, в водоросли попал, зеленым стал.

Воспитатель:

Сколько щупалец, зачем они нужны осьминогу?

Дети: У осьминога 8 щупалец. Они нужны осьминогу для того, чтобы передвигаться.

Воспитатель: Осьминог умеет считать только до 8. А ему на день рождения подарили

11 жемчужин (показываю)

Сколько жемчужин он не сможет пересчитать? (3 жемчужины он не сможет пересчитать). Проверим.

Где образуется жемчуг? (Жемчуг образуется в ракушке)

Покажите самую большую жемчужину.

На каком по счёту месте находится большая жемчужина, если считать жемчужины слева направо (справа налево)?  (большая жемчужина находится на восьмом месте слева; на четвёртом месте справа)

 

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились, я вам даю ещё конверт (на конверте №3, а в конверте буква Л).

Воспитатель: В морской школе осьминогу дали задание, решить задачу. Поможем ему решить задачу. Тогда прогуляемся по морскому дну.

Дети встают напротив доски. Обратить внимание на картину (на доске). Решают задачу стоя у доски.

Воспитатель (рассказывает): Осьминог коллекционирует ракушки. Сколько ракушек у осьминога? (5). У него есть друг морской конёк. Сколько ракушек у морского конька? (3)

А теперь послушайте задачу: «У осьминога было 5 ракушек. Его друг морской конёк подарил ему ещё 3 ракушки. Сколько всего ракушек стало у осьминога?»

Воспитатель: Кто повторит задачу?

Ребёнок: У осьминога было 5 ракушек. Его друг морской конёк подарил ему ещё 3 ракушки. Сколько всего ракушек стало у осьминога?

Воспитатель: Кто повторит только условие задачи?

Ребёнок: У осьминога было 5 ракушек. Его друг морской конёк подарил ему ещё 3 ракушки.

(Магнитами ребёнок обозначает число ракушек на модели задачи)

Воспитатель:

Что обозначает круг с 5 кружками? (Количество ракушек, которые были у осьминога).

Что обозначает круг с 3 кружками? (Количество ракушек, которые подарил морской конёк).

Воспитатель: О чём спрашивается в задаче?

Ребёнок: Сколько всего ракушек стало у осьминога?

(воспитатель рисует общий круг)

Воспитатель: Что обозначает общий круг? (Сколько всего ракушек).

Воспитатель: Чтобы ответить на вопрос задачи, что мы должны сделать (решить её)

Воспитатель: Как мы решим задачу: сложением или вычитанием (сложением)

Воспитатель: Запиши решение задачи (с помощью цифр и арифметических знаков на магнитной доске)

Решение ребёнок проговаривает (5 + 3 = 8: к 5 прибавить 3 получится 8)

Воспитатель: Сколько всего ракушек стало у осьминога?

Ребёнок: Всего 8 ракушек стало у осьминога.

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием, я вам даю ещё один конверт (на конверте №4, а в конверте буква О).

Воспитатель: 

Физкультминутка

На морском дне морской конёк затеял игру.

Дети выходят и встают в круг.

Становитесь, ребята в круг

Раздвигайте круг пошире.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

 

Воспитатель: Морской конёк подарил вам ракушку.  А вы знаете кто в этом домике живёт? Это пустой домик моллюски. У неё есть маленький секрет. Если поднести к уху и прислушаться, можно услышать шум моря.

Воспитатель: А ещё он приготовил вам вопросы. Ответим?

1.        Назови предыдущее число числа 5 (Это число 4.)

2.        Назови последующее число числа 6. (Это число 7.)

3.        Назови число равное числу 8. (Это число 8.)

4.        Назови число, меньшее на 1числа 13. (Это число 12.)

5.        Назови число, большее на 1числа 15. (Это число 16.)

6.        Какое число получиться, если 18 увеличить на 1? (Это число 19.)

7.        Какое число получиться, если 18 уменьшить на 1? (Это число 17.)

8.        Назови числа, которые больше 7, но меньше 13. (Это числа 8,9,10,11,12)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием, я вам даю ещё один конверт (на конверте №5, а в конверте буква Д).

Воспитатель: Продолжим наше путешествие на морском дне.

Воспитатель: (показываю картинку).

Вы, конечно же, узнали того, кто изображен на этой картинке? (Да, это краб.). Крабы приносят пользу, очищают океан от вредных веществ. Они поедают гниющие останки морских организмов.

            Смотрите-ка, краб своей клешней нарисовал задание для нас (предлагаю садиться за столы)

Пальчиковая гимнастика 

Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

Ориентировка на листе в клетку. Рисование по клеткам (индивидуальная работа)

Воспитатель: Кого нарисовал краб? (рыбку). Нарисуйте такую же рыбку.

Не забывайте   правило:

                1. Пальчик показывает, карандаш рисует.

                2. Пальчик от рисунка не отрывай.

                3. Держи правильно карандаш.

(Следить за посадкой детей)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием, я вам даю ещё один конверт (на конверте №6, а в конверте буква Ц).

Воспитатель (показываю картинку): Вы, конечно же, узнали того, кто изображен на этой картинке? (Да, это морская черепаха).

Воспитатель: Где живут морские черепахи? (Они живут в тёплом море, а на сушу выползают, только для того, чтобы отложить яйца. А из яиц вылупляются малыши и тоже бегут к воде.)

Воспитатель: Морская черепаха приготовила вам ещё одно задание (игра «Танграм»). «Посмотри внимательно на разноцветные детали и сложи из них морскую фигуру по образцу. И ты узнаешь, кто ещё живёт в море.»

Дети собирают фигуры морских животных и называют их.

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием, я вам даю ещё один конверт (на конверте №7, а в конверте буква Ы).

4. Подведение итога.  

Воспитатель: Наше увлекательное путешествие заканчивается. Пора уже домой. Ребята, вспомним с какими морскими обитателями мы сегодня повстречались (дети перечисляют морских обитателей и рассказывают, как они им помогали)

5. Рефлексия

Воспитатель: А теперь пора и на корабль. Он нас ждёт (показываю на доску, где прикреплены, вырезанные из бумаги кораблик и солнце). Ребята, если вам понравилось наше путешествие к морским обитателям, сделайте так, чтобы солнце засияло ещё ярче (раздаю смайлики весёлые солнышки), а если вовремя путешествия вы испытывали трудности при выполнении заданий, то прикрепите другие солнышки (показываю смайлики с грустными солнышками)

6.  Сюрпризный момент.

Воспитатель: Сегодня за каждое правильно выполненное задание вы получили конверт.

Предлагаю вам открыть конверты и посмотреть, что за сюрприз нас ждёт. (Это буквы.) Составим слово и прочитаем, что за слово у нас получилось (на доске)

МОЛОДЦЫ

Воспитатель: Ребята, впереди вас ждут еще много таких путешествий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений.

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД в подготовительной группе по формированию злементарных математических представлений....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений на тему "Колобок спешит на помощь".

Конспект будет интересен тем, кто работает по программе "Развитие", разработанной в Учебном центре Л.А. Венгера....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений по ФГОС . « Математическое царство - государство»

Конспект НОДв подготовительной к школе группепо формированию элементарных математических представлений  по ФГОС .« Математическое царство - государство»...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений

Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке.Закрепление знаний о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги в клетку....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений

Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке.Закрепление знаний о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги в клетку....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. по формированию элементарных математических представлений тема: «Путешествие в космос»

Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.Задачи:- Совершенствовать навыки счета до 10 и обратно.- Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное ...