Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе с использованием логических блоков Дьенеша.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Трушлякова Елена Александровна

Цель - Формирование элементарных математических представлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 137»

                                                                Конспект

                    Непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП

                                           в подготовительной группе

                         с использованием логических блоков Дьенеша.

                                    Тема: «Поможем Фее Математики»

                                                                                                                                                  Воспитатель

первой квалификационной категории

                                                                                                           Трушлякова Елена Александровна

                                                       Нижегородская область

                                                                  г. Дзержинск

Этапы ОС

Содержание этапов

  1. Целеполагание

Форма образовательной ситуации

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная область

Познавательное развитие

Вид детской деятельности

Познавательная и игровая деятельность

Тема

«Поможем Фее Математики»

Цель

Формирование элементарных математических представлений

Задачи

1.Создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 10, обратного счета.

2.Формировать умение выявлять в блоках Дьенеша разнообразные свойства (форма, цвет, размер, толщина), называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно несколько свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого. Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги, в пространстве относительно себя и относительно других предметов.

3.Продолжать развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.

4.Развивать память, внимание, воображение, наблюдательность. Стимулировать познавательную активность. Развивать общую и мелкую моторику.

5.Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца. Воспитывать желание работать в коллективе, дружеские взаимоотношения, умение выслушать товарища, не перебивать его. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

  1. Предварительная работа

Заучивание слов физкультминутки, проведены дидактические игры и упражнения с блоками Дьенеша «Раздели блоки», «Цепочка», «Найди клад» и др.

  1. Дидактическое оборудование

Раздаточный материал: Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» на каждого ребенка; карточки с цифрами от 1-10, лист бумаги А4, поделенный на 9 клеток на каждого ребенка.

Демонстрационный материал: 2 обруча-красный и синий, «волшебная» палочка, сундучок.

  1. Обогащение словарного запаса детей

Закрепить в памяти детей, что блоки Дьенеша делятся по признакам (по форме, цвету, размеру, толщине)

  1. Методы и приёмы

Вопросы (прямые, поисковые), оценка ответов детей, указания, поощрения, наглядное моделирование (обручи), вводная беседа, физкультминутки, дидактическая игра, сюрпризный момент, напоминание.

  1. Способы организации детей

Подгрупповая, индивидуальная, групповая

7.Мотивационно-ориентировочная часть

Дети стоят в кругу на ковре вместе с воспитателем.

Воспитатель: Справа друг и слева друг сделали большой мы круг. Соня! Кто у тебя стоит справа? Илья! Кто у тебя стоит слева? и т. д (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь. (Сообщение темы и цели).

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня ответственное задание. Нас просит о помощи Фея (прослушивание аудиозаписи с обращением Феи-Математики…сломалась волшебная палочка, закончилась математическая энергия (педагог демонстрирует «волшебную палочку»«нажимает» на кнопку, палочка не светится). Для того, чтобы она вновь заработала, вы должны правильно выполнить все математические задания.

Воспитатель: Поможем Феи?

Дети: Да!

8.Организация детской деятельности

Воспитатель: Итак, приступим к выполнению ответственного поручения. Первое задание – разминка- Д/у. «Веселый счет»

- Нужно быстро ответить на вопросы:

Сколько носов у трёх котов(3),

Сколько ушей у двух мышей(4),

Какая цифра спряталась в слове семья(7),

Сколько пальцев на одной руке(5),

Сколько раз в году бывает день рождения(1),

Сколько глаз у любого из нас(2),

Сколько орехов в пустом стакане(0)

-Молодцы! Очень быстро соображаете!

Воспитатель: Пора приступить ко второму заданию. Приглашаю вас занять свои рабочие места за столами. Сели удобно, спинка прямая.

(У каждого ребенка на столе набор блоков Дьенеша, лист бумаги А4 в клетку (9 клеток). На доске продублирован лист в клетку с треугольной крышей – «дом» в три этажа, плоские геометрические фигуры нужных цветов).

Д/у «Засели домики»

Воспитатель: Ребята, Фея Математики попросила нас помочь заселить в этот дом необычных жильцов – логические блоки. Давайте вспомним, на что похожи эти блоки? …

Дети: На разные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель: Совершенно верно! Значит они различные по какому признаку? … (По форме)

Воспитатель: Абсолютно точно! А кроме формы у блоков есть отличия?

Дети: Да, по цвету, размеру, толщине.

Воспитатель: Даша, напомни нам цвет блоков

Дети: Они бывают красные, синие и желтые.

Воспитатель: Верно!

Воспитатель: Даня, какого размера логические блоки

Дети: Большие и маленькие.

Воспитатель: Да!

Воспитатель: Как блоки различаются по толщине, нам скажет Артем. 

Дети: Толстые и тонкие.

Воспитатель: Хорошо!

Воспитатель: Чтобы гости не заблудились, я напоминаю, что мы всегда читаем и ведем отсчет слева направо.

Воспитатель: Вот прибыл первый гость: большой, толстый, желтый треугольник (Дети находят в наборе логический блок с указанными признаками).

 

Воспитатель: Покажите мне его. …

Воспитатель: Он займет квартиру на 2 этаже третью по счету. … (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).

Воспитатель: Вторым приехал большой тонкий синий круг, его квартира 1-я на 3-ем этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).

Воспитатель: Ребята, появилась целая компания гостей. Маленький тонкий синий квадрат будет жить во второй квартире на 1 этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).

Воспитатель: Большой тонкий красный квадрат заселился в третью квартиру на третьем этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).

Воспитатель: Маленький толстый желтый прямоугольник будет жить на втором этаже в квартире №2. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).

Воспитатель: А большой толстый желтый квадрат заселился в первую квартиру на первом этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).

(клетки заполняются таким образом, чтобы осталось по одной свободной на каждом этаже, и чтобы прослеживалась закономерность по какому-либо признаку: размер, толщина, цвет, форма).

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились.

Зарядка для глаз:

Воспитатель: Наши глазки долго и внимательно смотрели, нам помогали, а теперь мы о них позаботимся – сделаем зарядку («рисуем» глазами геометрические фигуры, чередуя с быстрым морганием, зажмуриванием, в конце – «Утюжок»)

Физминутка «Как живешь?»

Воспитатель: Ребята, вставайте на ноги, покажите, как вы живете.

- «Как живешь? – Вот так! (Дети выставляют руку вперед, большой палец вверх).

Как идешь? – Вот так! (Шагают на месте).

Как стоишь? – Вот так! (Встать прямо, руки прижать к туловищу),

Как бежишь? – Вот так! (Бег на месте).

А как спишь? – Вот так! (Положить ладони под щеку, закрыть глаза).

Как шумишь? – Вот так! (Попрыгать, хлопая в ладоши).

А молчишь? – Вот так! (Приложить палец к губам. (Повтор 2 раза)

-Вижу, замечательно живете!

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на место.

Воспитатель: В доме остались свободные квартиры. Заселите их так, чтобы по горизонтали у всех жильцов был хотя бы один общий признак, т. е на каждом этаже жильцы должны быть чем-то похожи.

Воспитатель: Какие будут предложения? Даня?

Дети: Там тонкий блок, потому что остальные здесь тонкие.

Воспитатель: Даня, скажи точнее адрес: на третьем этаже. (Даня отвечает полным ответом).

Дети: На третьем этаже я поселю тонкого жильца, потому что остальные здесь тонкие. (Дети предлагают способы заполнения клеток. На втором этаже –желтые, на первом – квадратные).

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием! Особенно нам помогли…(говорит, кто особенно помог).

Воспитатель: Ребята, нравится вам помогать Фее? 

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда следуйте за мной!

(Дети с педагогом переходят на ковер. На ковре разложены карточки с цифрами от 1 до 10 картинкой вниз. (по количеству детей).

Воспитатель: Ребята, сейчас вам предстоит новое испытание. Игра называется «Цифры заблудились». Каждый возьмет себе карточку с цифрой, по команде нужно построиться по порядку, называя свой порядковый номер.

Воспитатель: Задание понятно? Начали! (Дети выбирают карточку, называют свой порядковый номер, находят свое место в числовом ряду. (пересчет от 1 до 10 - 2-3 ребенка)

Воспитатель: Молодцы! А теперь разойтись, построиться в обратном порядке! Дети выполняют задание, стоят в шеренге. (пересчет от 10 до1) -2-3 ребенка. (Ребенок называет свою цифру и поворачивается к детям)

Воспитатель: Правильно выполнено задание? (ответы детей)

Воспитатель: Шаг вперед тот, у кого число, которое больше 5 на 1. Смелее, решительнее, Даша, ты все верно делаешь. (Ребенок с цифрой 6 на карточке делает шаг вперед).

Воспитатель: Шаг вперед тот, у кого число, которое меньше 10 на 1. (Ребенок с цифрой 9 на карточке делает шаг вперед).

Воспитатель: Число, которое стоит между 7 и 9. (Ребенок с цифрой 8 на карточке делает шаг вперед).

Воспитатель: Соседи этого числа 3 и 5. Молодцы! (Ребенок с цифрой 4 на карточке делает шаг вперед).

Динамическая д/и «Роботы»

Воспитатель: Ребята, хотите стать роботами?

Дети: Да!

Воспитатель: А почему? 

Дети: Они непобедимые…роботы сильные. 

Воспитатель: Правильно, а еще они должны четко, быстро и правильно выполнять команды на раз – два.

Воспитатель: Встаньте прямо, слушайте мою команду: налево! (Дети выполняют команду на раз-два, поворачиваются через левое плечо, имитируя движения робота).

Воспитатель: Направо! Раз-два!

Воспитатель: Кругом! Раз-два!

Воспитатель: Два шага вперед! Раз-два!

Воспитатель: Один шаг влево! Раз-два!

Воспитатель: Налево! Раз-два!

Воспитатель: Справились неплохо, некоторых роботов просто неправильно запрограммировали. Это легко исправить. Пора приступить к следующему заданию.

Д/и «Игра с двумя обручами»

Воспитатель: На полу два обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. предлагаю выбрать блок, назвать его свойства и положить так, чтобы он оказался:

-Внутри синего, но вне красного обруча;

-Внутри красного, но вне синего;

-Внутри обоих обручей;

-Вне обоих обручей.

Воспитатель: Молодцы!

9.Рефлексивно-оценочная часть

Воспитатель: Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями. А помогли вам в этом ваши знания и то, что вы были дружными, внимательными, сообразительными. (Далее похвалить каждого ребенка за конкретное достижение).

Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания, как думаете, волшебная палочка загорится? Почему? (ответы детей) -Ой, ребята, смотрите! Волшебная палочка заработала!

Воспитатель: А что нам для этого пришлось сделать, чтобы палочка загорелась? (дети отвечают какие задания они выполняли)

Воспитатель: Что было для вас самым интересным? Даша? (Выслушать ответы всех детей).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по развитию сенсорных и математических представлений в форме игры с использованием логических блоков Дьенеша.

Тема занятия " Поможем мышонку найти свой дом".В ходе образовательной деятельности происходит интеграция областей познания , социализации и коммуникации ....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима» Программные задачи:1.  Развив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша на тему «В стране Математики» для детей старшего дошкольного возраста

непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего возраста через формирование элементарных математических представлений....

Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша (подготовительная группа)

Закреплять знания детей о свойствах предмета с помощью логических блоков Дьенеша....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы №2 по развитию сенсорных и математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша и робототехнического набора «Робомышь». Тема: «Поможем мышонку найти свой д

Цели: развитие сенсорных представлений. Задачи: развивать у детей логическое мышление, память, сообразительность; активизировать детское воображение; развивать умение обобщать объекты по трё...

Конспект занятия по математическому развитию «Путешествие по карте» (с использованием логических блоков Дьенеша)

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ логического мышления через создание игровой ситуации с блоками Дьенеша....