Игра-ситуация для детей 6-7 лет "Научные сотрудники"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Гребенникова Елена Васильевна

Игра-ситуация для детей 6-7 лет "Научные сотрудники".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект игровой ситуации

 в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет

«Научные сотрудники»

   

 

 Цель: активизация познавательной активности детей, уточнение и расширение элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

      - активизировать мыслительную деятельность детей на протяжении всего занятия

      - учить  составлять и решать простые арифметические задачи на вычитание

- упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры

 Развивающие:

       - развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме

       - развивать навыки порядкового счета в пределах 10

       - развивать умение делить поровну на шесть равных частей

- развивать познавательные интересы детей, расширять  кругозор детей, представления детей  о людях разных профессий.

 Воспитательные:

      - формировать представления детей о здоровье, воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тип ООД: ФЭМП

Предварительная работа:  беседа,  рассматривание картинок, словарная работа: (наука, научный сотрудник; простуда, грипп, эпидемия, карантин).

Методы и приёмы:

Словесные:

  • математическая задача; вопросы; инструкция; объяснение;
  • дидактическая игра «исправь ошибку».

Наглядные:

  • просмотр видеозаписи;
  • сравнение, рассматривание.

Практически-игровые:

  • решение математической задачи;
  • измерение длинны с помощью  условной меры
  • практическое упражнение;
  • дидактическая игра;
  • логическая задача.

Материалы и оборудование:

  • мультимедиа аппаратура (ноутбук с видеозаписью);
  • по 1 счетной палочке (на каждого ребенка); листы бумаги, 1 карандаш (на каждого ребенка)
  • Карточки с цифрами от 1 до 9 из картона, на оборотной стороне которых написана  определенная буква: (1 - «О», 2-«В», 3 - «Т», 4 - «С», 5 - «Р», 6 - «А», 7 - «К», 8 - «Е», 9 - «Л»)
  • геометрические фигуры белого цвета без углов (9 кругов);
  • геометрические фигуры белого цвета в 3-мя углами (8 треугольников);
  • геометрические фигуры белого цвета с 4-мя углами (7 квадратов);
  • геометрические фигуры желтого цвета  без углов (6 овалов);
  • геометрические фигуры синего цвета с 4-мя углами (5 прямоугольников);
  • геометрические фигуры красного цвета с 5-ю углами (4 пятиугольника)
  • геометрические фигуры зеленого цвета с 3-мя углами (3 треугольника)
  • геометрические фигуры красного цвета без углов (2 круга)
  • геометрическая фигура синего цвета без углов (1 круг)
  • 6 кубиков, банки с витаминами (12 штук);
  • градусники (полоски бумаги)
  • магнитная доска.

Место проведения: групповое помещение

Участники: дети 6-7 лет

Организация детей:  подгруппа

Продолжительность: 30 минут

Дети – младшие научные сотрудники (с бэйджиками). Педагог – старший научный сотрудник (с бейджиком)

 

Ход игровой ситуации

Организационный момент:  Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Введение в ситуацию:

Педагог: Ребята, я предлагаю  вам посмотреть   видеофрагмент новостей Республики Саха Якутия. Внимание на экран! (Видеообращение главного врача):

«Уважаемые телезрители, взрослые и  ребята!  В Республике Саха Якутия и в городе Нерюнгри  началась  эпидемия гриппа. В Нерюнгри  находится 10 детских садов.  4 детских сада уже закрыты на карантин по гриппу. Мы не знаем, что нам делать, чтобы вылечить заболевших ребят. Как помочь не заболеть остальным ребятам? Кто-нибудь, помогите нам,  пожалуйста.

Педагог обращается к детям: Что же делать?  Ведь в нашем детском саду ребята тоже могут заболеть гриппом. Кто же сможет помочь в данной ситуации? (Ответы детей).  Где можно  исследовать грипп?  Кто занимается исследованиями? (Ответы детей).

Педагог: Ну что же, тогда я предлагаю  вам всем вместе отправиться в научную лабораторию и провести самостоятельные исследования, как это делают взрослые ученые. Вы будете «Младшие научные сотрудники» (педагог одевает детям бейджики), а я «Старший научный сотрудник». Рассаживайтесь по местам (дети садятся за парты).

Основная часть:

Актуализация:

Педагог: Ну, что ж, начнем работу… Итак коллеги, как вы думаете, что мы должны сделать вначале? (Ответы детей).  Что известно про детские сады (Ответы детей). Сколько в городе  всего детских садов? (Ответы детей). Сколько  детских садов закрыто на карантин? (Ответы детей). Педагог: Нам известно, что в Нерюнгри находится 10 детских садов, 4 детских сада закрыты на карантин по гриппу. Сколько детских садов осталось не закрытыми на карантин?  Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько детских садов не закрыто на карантин? Каким действием будем решать задачу? (Вычитанием: из целого нужно отнять часть). Почему поставим знак «минус»? (убрали, отодвинули, уменьшили). Как называется эта часть задачи? (Решение). Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (Дети проговаривают ответ полным предложением).

Один ребёнок повторяет задачу. Дети на листочках решают задачу.

Педагог рисует на доске модель решения задачи и комментирует ее: «Общий круг показывает, сколько всего детских садов в Нерюнгри. Четыре точки – сколько детских садов закрыто на карантин. Точки слева от черты – сколько детских садов не закрыто на карантин. Сколько детских садов осталось на закрытыми на карантин? (Ответы детей)

Затруднение в ситуации:

Педагог: Итак, коллеги, Мы с вами выяснили, что в шесть детских садов дети продолжают ходить, а в четырех детских садах дети уже заболели. Но, быть может, эти дети ошиблись,  и они вовсе не заболели?  Как это можно узнать? Какие симптомы заболевания вы знаете? (Ответы детей: кашель, насморк, боль в горле, высокая температура тела). Сейчас, уважаемые сотрудники, мы с вами попробуем определить, действительно ли  эти ребята больны. Перед вами лежат градусники (полоски прямоугольной формы), на какую фигуру они похожи (на прямоугольники). Как узнать, температура на градусниках высокая или в пределах нормы? С помощью чего можно ее измерить? (с помощью меры). Что можно использовать в качестве меры? (Полоску бумаги, счетную палочку…). Возьмите в качестве меры  одну счетную палочку,  ее длина  означает,  нормальную температуру тела на градуснике.  Если же мера счетной палочки несколько раз уложится на длине градусника, то это будет обозначать высокую температуру тела. Педагог уточняет правила измерения: начинать измерять нужно от начала градусника слева направо; у конца меры следует поставить отметку карандашом и продолжить измерение, приложив меру к отметке. Дети измеряют температуру на градуснике, считают количество мер и отвечают на вопросы: «Сколько раз мера уложилась на градуснике? На что указывает это число? Чему равна длина градусника? Значит к какому выводу мы можем придти? У детей есть температура или нет? (Да, есть. Дети действительно заболели.)

Открытие детьми нового знания

Что же делать ребятам, которые заболели?! (Ответы детей). Значит, что нам нужно узнать? (Чем им лечиться).  Мы это узнаем, когда выполним следующее задание. Проходите коллеги в другой кабинет научной лаборатории.

Проводится физминутка  «Руки кверху поднимаем»

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А теперь их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Топай, топай веселей.

Дети проходят в игровую зону группы (где на ковре разложены геометрические фигуры).

Педагог: Коллеги, посмотрите, у нас здесь перемешались какие-то таблетки, пилюли, микстуры. Они одинаковые или разные? Чем они отличаются? (Формой, цветом).  Как одним словом их можно назвать? (Ответ детей). А чтобы узнать  действительно ли все эти таблетки и пилюли лекарство, а ни какой-нибудь яд, мы их сейчас исследуем. А для этого каждому научному сотруднику необходимо собрать свои таблетки и пилюли.

1 ребёнок собирает все  таблетки (геометрические фигуры) белого цвета без углов (9 кругов);

2 ребёнок собирает все таблетки (геометрические фигуры) белого цвета в 3-мя углами (8 треугольников);

3 ребёнок собирает все  таблетки (геометрические фигуры) белого цвета с 4-мя углами (7 квадратов);

4 ребёнок собирает  все таблетки (геометрические фигуры) желтого цвета  без углов (6 овалов);

5 ребёнок собирает все  таблетки (геометрические фигуры) синего цвета с 4-мя углами (5 прямоугольников);

6 ребёнок собирает все  таблетки (геометрические фигуры) красного цвета с 5-ю углами (4 пятиугольника)

7 ребенок собирает таблетки (геометрические фигуры) зеленого цвета с 3-мя углами (3 треугольника)

8 ребенок собирает таблетки (геометрические фигуры) красного цвета без углов (2 круга)

9 ребёнок собирает таблетки (геометрические фигуры) синего цвета без углов (1 круг)

А теперь посчитайте  сколько каких таблеток у вас получилось и найдите карточку, которая соответствует количеству ваших таблеток.

После того, как каждый научный сотрудник собрал «свои таблетки», необходимо найти карточку (на магнитной доске) с условной цифрой своего задания, на оборотной стороне которой определённая буква.

Затем, разложить карточки с цифрами в ряд от 1 до 9 и перевернуть.

Педагог: Кто может прочитать получившееся слово? (ЛЕКАРСТВО.) Так, что же нужно делать ребятам, которые заболели? (Принимать лекарство, лечиться.)

Включение нового знания

Педагог:  А что же делать здоровым детям, чтобы не заболеть? Какие меры профилактики и укрепления здоровья вы знаете? (Ответы детей):

  • мыть руки;
  • сделать прививку от гриппа;
  • кушать полезные продукты;
  • гулять на свежем воздухе;
  • закаляться;
  • носить маску;
  • не ходить в людные места;
  • принимать витамины…

Младшие научные сотрудники высказывают свои варианты, старший– дополняет.

Педагог:  Конечно, очень полезно принимать витамины!  На  наши детские сады выделили витамины. Открывает коробку, достаёт банки с витаминами (12 банок).

- Кто помнит, сколько детских садов осталось открытыми? (6 детских садов)

Нам нужно разделить витамины на все детские сады поровну.

Я предлагаю, для удобства, обозначить детские сады кубиками. Сколько кубиков мы возьмём?

Дети расставляют 6 кубиков в ряд и распределяют банки с витаминами на 6 детских садов поровну.

- Поскольку банок с витаминами получит каждый детский сад? (По две.) 

 Итак, давайте подведём итог нашего заседания…

Какие же нужно проводить меры профилактики, чтобы не заболеть?

Дидактическая игра «Исправь ошибку»:

  • Больные люди для лечения принимают мороженое.
  • В период эпидемии гриппа часто мыть руки не обязательно.
  • Лук и чеснок вредны для здоровья.
  • Если у человека поднялась температура, нужно идти гулять.
  • Если ты пошёл в магазин в период эпидемии гриппа нужно надеть маскарадный костюм и маску обезьянки.
  • Врача всегда вызывают, когда у тебя День рождения.
  • Снег и сосульки можно есть только здоровым детям.
  • Дети подготовительной группы могут самостоятельно принимать лекарства и витамины.  

             Они же уже большие.

  • Если у тебя кашель, открой пошире рот и поделись им с друзьями.
  • Закаляться – значит ходить зимой без шапки.

 Осмысление:

Педагог благодарит всех сотрудников за работу. Ну что же, вот мы с вами и закончили нашу научную работу.  Только что к нам в лабораторию приехал корреспондент из новостей Республики Саха Якутия, который хочет взять у вас интервью и задать вам несколько вопросов, чтобы узнать, чем закончились ваши исследования.

Педагог предлагает корреспонденту (сотруднику детского сада) взять микрофон и ответить на вопросы корреспондента. Скажите, где  вы сейчас были? Чем занимались? Кому помогли? Почему Вам это удалось? (ответы детей).

  Дети прощаются с гостями, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – ситуации для детей раннего возраста на тему: «Прогулка в лес к друзьям»

Конспект игры – ситуации для детей раннего возраста На тему: «Прогулка в лес к друзьям»  Образовательные области: Познание, Здоровье, Коммуникация, Социализация...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Коммуникация» в группе общеразвивающей направлнности детей от 2 до 3 лет на тему игра – ситуация «В гости Машенька пришла»

Прог. сод.: Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать поэтическое восприятие; вовлекать в совместное пересказывание знакомой сказки, побуждать к игре с движениями. Ме...

ИГРА-СИТУАЦИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Мы- пешеходы»

Задачи:- закрепить правила поведения на улице;- уточнить знания о работе светофора;- воспитать чувство осторожности. Материалы к занятию:Схема перекрестка с пешеходным переходом, дорожные знаки, ...

Игры-ситуации для детей раннего возраста

Игры-ситуации для детей раннего возраста...

Развлечение для детей 2 - 3 лет игра - ситуация "Где наша мама?"

Развлечение для детей  2 – 3 лет. Игра – ситуация «Где наша мама?»Программное содержание: вызвать у детей доброе отношение к сюжету игры. Учить соответствовать образу роли...