Диагностика уровня математических представлений с использованием палочек Кюизенера.
учебно-методический материал по математике

Качина Вера Анатольевна

В данном материале представлены  диагностические упражнения, оценивающие уровень  математического развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика уровня математических представлений с использованием палочек Кюизенера.

Цель: Выявить степень сформированности математических представлений у дошкольников.

 Задачи: 

1. разработать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка раздаточного материала);

 2. дать оценку степени сформированности математических представлений у дошкольников.

 Для решения поставленных задач можно использовать методические рекомендации по развитию математических представлений, основанную на развивающих играх и занятиях с палочками Кюизенера.

В качестве основного метода исследования следует использовать диагностические упражнения, оценивающие уровень  математического развития ребенка.

Диагностические упражнения

1. «Составь число 5»       

Цель: выявить уровень развития активности детей (интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, вариативность поиска способов решения задачи) в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.

 Материал: цветные счётные палочки Кюизенера, 2 схемы.

 Методика предъявления: 2 мальчика решили составить число 5 разными способами, а главное, чтобы не получился ковёр. Один построил так (предъявление схемы №1), другой так (предъявление схемы №2), а как построишь ты?

                Схема № 1                                                   Схема № 2

2. «Двусторонняя лесенка»

  Цель: выявить уровень развития активности детей (целеполагание, планирование деятельности, самооценка, вариативность, адекватность решения задачи) в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.

 Материал: цветные счётные палочки Кюизенера

 Методика предъявления: Составь лесенку, чтобы с самой верхней ступеньки могли спуститься 2 человечка, но в разные стороны (один направо, другой налево)

3. «Помоги малышу»

  Цель: выявить умения детей в принятии на себя ведущей роли в играх и упражнениях с цветными счётными палочками Кюизенера.

 Материал: цветные счётные палочки Кюизенера

 Методика предъявления: Смог бы ты, ребёнку 4 лет помочь научиться считать, пользуясь цветными счётными палочками. Как? Расскажи и покажи.

4. «Придумай игру»

  Цель: выявить уровень развития творческой инициативы у детей в конструировании игровых упражнений.                                                        

 Материал: цветные счётные палочки Кюизенера

 Методика предъявления: Придумай игру, в которую ты смог бы поиграть с детьми группы.

  Результаты выполненных заданий анализировались по следующим показателям:

- активность ребёнка в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера (интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, поиск способов решения задачи (вариативность, адекватность), самооценка)

- творческие проявления детей в деятельности с  цветными счётными палочками Кюизенера (самостоятельное придумывание игровых упражнений развивающей направленности (или повторение известных) и вовлечение в них детей, оригинальность, аргументированность игровых замыслов)

- принятие ребёнком ведущей роли в играх и упражнениях.

В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.

8-10 баллов - высокий уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Самостоятельно и вариативно  придумывает игровые упражнения с палочками Кюизенера развивающей направленности и вовлекает в них детей. Проявляет творчество.

4-7 баллов - средний уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Недостаточно самостоятелен, требуются советы, указания, подключение взрослого к процессу. Повторяет известные способы составления игровых упражнений.

1-3 балла - низкий уровень – ребёнок не сразу приступает к деятельности.  Не принимает на себя ведущую роль в играх. Низкая самостоятельность, необходима прямая помощь взрослого. Творчество не проявляет.

Высокий уровень - дети, проявляют высокую активность в деятельности с палочками Кюизенера. Прослеживается интерес к деятельности, целеполагание, планирование и вариативность выполнения упражнений, оценка собственного результата. Легко принимают на себя роль (роль взрослого). Аргументируют свои игровые замыслы.  Дети проявляют высокую самостоятельность в выполнении упражнений, оригинальность и творчество, рационально используя имеющийся опыт.

  Средний уровень – дети активны в поисковой деятельности. Прослеживается наличие интереса к деятельности, но по ходу выполнения упражнений не сохраняется.  Планируют свою деятельность, оценивают свой результат. Принимают на себя роль (роль взрослого). Аргументируют свои игровые замыслы. Сниженная самостоятельность, требовалось подключение взрослого к процессу: повторное объяснение упражнения, советы, указания, наводящие вопросы. Сниженная творческая инициатива, дети в основном  опираются на имеющийся опыт при выполнении заданного, не проявляя творчества.

Низкий уровень - сниженная активность в деятельности с палочками Кюизенера, заменяют заданное манипуляцией с палочками. Интерес к деятельности не проявляют. Не принимают на себя роль (роль взрослого). На помощь педагога не всегда реагируют адекватно или вообще отказываются от выполнения упражнения, но при этом (в большинстве случаев) аргументируют свой отказ: «Я не знаю, как это делать. Ничего не понимаю», «У меня ничего не придумывается. Я не знаю что составить». Творчество не проявляют, на слово «придумай», не реагируют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятия по формированию элементарных математических представлений (с использованием палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша) в подготовительной к школе группе с ЗПР

особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении элементарными математическими представлениями. Использование в работе блоков Дьенеша ...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера во 2 младшей группе

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера во 2 младшей группе...

Технология развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера.

    Представляю вашему вниманию технологию развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера. Палочки можно пред...

Открытое занятие по формированию элементарного математического представления с использованием палочек Кюизенера «Приключение в Простоквашино».

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение, мышление, память, учить моделировать предмет,  развивать пространственные представления, используя вспомогательную наборную карточку.Воспи...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера»

Проблема: Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что математический опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Причины проблемы:Недоста...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.«Снежная королева»

Методическая разработка занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и  блоков Дьенеша....