НОД по ФЭМП для детей средней группы "количественный состав числа 3"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Мухаметдинова Айгуль Айратовна

Тема НОД актуальна,цель поставлена с учетом особенностей учебного материала и уронем подготовки детей, задачи реализуемы, выполнимы. присутствует сюрпризный момент, используется ТСО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_samoanalizom.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений.

Самоанализ

Время

Тема: Количественный состав числа 3 из единиц.

Тип НОД: изучение нового материала.

Вид НОД: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Цель: Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

Задачи:

Образовательная – формирование представления о количественном составе числа; обучение созданию множества (групп предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета); разбиванию множества на части и воссоединения их; определение равенства множеств; совершенствование счёта в пределах 10;  обучение установлению размерных отношений между предметами разной высоты, систематизации предметов, располагая их возрастающем (убывающем) порядке по величине.

Развивающие – развитие математических и логических способностей; развитие глазомера, умения находить предметы длиннее заданного образца; развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве; понимания смысла пространственных отношений (вверху - внизу, впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа); развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Воспитывающая – воспитание интереса и увлеченности занятиями математикой.

Методы обучения: игровой, исследовательский, словесный,  наглядный, практический.

Приёмы: наглядный показ, объяснение, практические действия, активизация внимания, речи, вопросы, двигательная деятельность, загадки.

Дидактическое обеспечение НОД: 

Демонстрационный материал: Игрушки ворон, заяц, белка, большая карта, конверт с письмом, коврик – река, цветы: 3 красных, жёлтый, зелёный, синий – по одному, разноцветные части для мостика разной длины, ширма для кукольного театра, украшенная под замок, куклы би-ба-бо Король, трёхглавый змей, сундучок.

Раздаточный материал: шоколадные монеты (по количеству детей).

Ход НОД

Организационный момент.

Дети играют. Раздаётся стук в дверь и громкое карканье (в записи).

Воспитатель: Ребята, вы слышали, кто-то стучался. Идёмте, посмотрим кто же к нам пришёл?

Дети подходят к двери, открывают. На пороге сидит ворон. Рядом с ним лежит конверт.

Воспитатель: Ребята, кто-то прислал нам письмо. Но его передал нам не обычный почтальон, а ворон. Как вы думаете, почему?

Ребёнок: потому что письмо из леса.

Ребёнок 2: Письмо нам прислали из сказки.

Ребёнок 3: Это не простой ворон, а волшебник.

Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, что написано в письме?

Дети: Да.

Воспитатель вскрывает конверт, достаёт письмо и читает:

        «Дорогие ребята, пишет вам король Тридевятого Царства. Я прошу вас поскорее прибыть в наше сказочное королевство и помочь нам справиться с нашей бедой. Поселился в нашем королевстве страшный трёхглавый змей и не даёт нам покоя. Если есть среди вас смельчаки, то скорее спешите к нам. А чтобы вам было проще добираться, я посылаю вам карту с маршрутом «Д/с №7 «Малыш» - Тридевятое Царство».

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, стоит ли нам отправиться на помощь в Тридевятое Царство?

Дети: Да, нужно помочь королю сказочной страны!

Мы должны победить трёхглавого змея!

Воспитатель: Ну что же, раз вы все смелые и храбрые, тогда отправляемся в путь.

Основная часть.

Воспитатель: Давайте рассмотрим карту. Найдите на ней наш детский сад. Кто может показать его и рассказать где он находится на карте?

Ребёнок: Он обозначен домиком, рядом с которым дети.

Ребёнок 2: Он в нижнем левом углу карты.

Воспитатель: Где на карте находится Тридевятое Царство? Как оно обозначено?

Ребёнок: Оно вверху карты, справа.

Ребёнок 2: Это большой красивый замок.

Дети совместно с воспитателем рассматривают карту.

Воспитатель: Куда нам нужно идти, чтобы попасть в Тридевятое Царство?

Ребёнок: Нам нужно идти вперёд к лесу.

Ребёнок: Нужно идти к ёлкам, которые нарисованы на карте.

Дети и воспитатель проходят несколько шагов вперёд. Перед ними лежат в произвольном порядке 10 ёлок разной высоты.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, путь закрыт, все ёлки свалены в кучу! Что же здесь могло произойти?

Ребёнок: Был ураган.

Ребёнок 2: Медведь сломал.

Ребёнок 3: Это трёхглавый змей специально завалил дорогу.

Воспитатель: Ребята, сколько ёлок преграждает нам путь?

Дети пересчитывают ёлки.

Воспитатель: Ребята, нам нужно помочь ёлкам. Как мы можем это сделать?

Ребёнок: Можно расставить их в один ряд.

Воспитатель: Ребята, мне нравится эта идея. Давайте мы снова посадим ёлки вдоль дороги. В какой последовательности можно посадить ёлки?

Ребёнок: В убывающей (от самой большой до самой маленькой).

Ребёнок 2: В возрастающей (от самой маленькой до самой большой).

Дети выбирают в какой последовательности они посадят ёлки и освобождают дорогу.

Вдруг раздаётся жалобный плач (магнитофонная запись).

Воспитатель: Ребята, вы слышали, кажется кто-то плакал! Давайте остановимся и узнаем, что случилось. Дети оглядываются по сторонам и находят маленькую белку. Рядом с белкой сидит заяц. Перед ними по букету цветов.

Дети здороваются со зверями.

Воспитатель: Давайте узнаем, почему белка плачет?

Дети: Что случилось? Тебя кто-то обидел?

Белка: Мы с зайцем собирали цветы и сделали красивые букеты. Но заяц начал меня дразнить и говорить, что в его букете цветов больше, чем в моём.

Воспитатель: Как можно узнать, кто из зверей прав?

Ребёнок: Можно сосчитать цветы в каждом букете.

Ребёнок 2: Можно приложить к каждому цветку из букета зайца по цветку из букета белки.

Дети рассматривают букеты и пересчитывают их.

Воспитатель: Есть ли в букетах какие-то различия?

Ребёнок: Да, у зайца букет одного цвета, а у белки разноцветный.

Ребёнок 2: В букете зайца только красные цветы, а в букете белки цветы зелёного, синего и жёлтого цвета.

Воспитатель: Ребята, букеты по количеству цветов одинаковые или разные?

Ребёнок: Одинаковые.

Ребёнок 2: В букетах зайца и белки по 3 цветка.

Воспитатель: Правильно. В обоих букетах цветов поровну.

Как белка составила свой букет? Сколько она сорвала жёлтых цветов?

Дети: Один.

Воспитатель: Зелёных цветов?

Дети: Один.

Воспитатель: Сколько синих цветов?

Дети: Один.

Воспитатель: Значит, если одному прибавить один, а потом ещё один получится три. Ребята, вы запомнили?

Дети: Да.

Воспитатель: тогда давайте объясним это белке и зайцу, чтобы они больше не ссорились.

Дети выкладывают разноцветные цветы по одному в линию под выложенными в линию красными цветами, проговаривая свои действия.

Воспитатель: Пора нам ребята отправляться дальше.

Дети прощаются со зверями.

Все вместе рассматривают карту ещё раз и определяют маршрут – мост через реку.

Воспитатель уточняет у детей, в каком направлении нужно идти.

Дети: нужно идти вперёд направо.

Все вместе идут в названном направлении.

Доходят до реки.

Воспитатель: Ребята, как нам переправиться через реку? Моста нигде нет!

Ребёнок: Можно сделать мост самим.

Ребёнок 2: Рядом с рекой какие-то разноцветные прямоугольники, может это части моста?

Воспитатель: Да, наверное, мост был разрушен. Как вы думаете, как можно починить мост?

Ребёнок: Перекинуть прямоугольники через реку.

Ребёнок 2: Нужно сложить несколько прямоугольников в ряд.

Воспитатель: Для того чтобы починить мост,  нам нужно выбрать только те прямоугольники, которые шире реки. Как это сделать?

Ребёнок: Приложить каждый к реке.

Дети выбирают те детали, длина которых больше ширины реки.

Воспитатель: Каких цветов детали мы выбрали?

Дети: Красного, синего, жёлтого.

Сколько всего деталей нам мы выбрали?

Ребёнок: Три детали.

Воспитатель: Как вы посчитали?

Ребёнок: Мы к одной красной детали прибавили одну синюю, а потом прибавили одну жёлтую.

Ребёнок 2: Сложили все разноцветные детали.

Дети кладут все выбранные ими детали таким образом, чтобы получился мост.

Воспитатель: Ребята, скорее в путь. За рекой я вижу замок короля Тридевятого Царства!

Дети переходят через реку. Перед ними замок (украшенная ширма для кукольного театра).

Из замка выглядывает трёхглавый змей.

Змей: Вы кто такие? Зачем явились в мой замок?

Ребёнок: Мы ребята из детского сада «Малыш»!

Ребёнок 2: Это не твой замок, а короля! Мы победим тебя и выгоним!

Змей: Победить меня сможет только тот, кто отгадает все мои загадки!

Воспитатель: Ребята, вы готовы отгадать загадки змея?

Дети: Да!

Воспитатель: Наши ребята очень умные и сообразительные. Загадывай свои загадки!

Змей (Первая голова):

Испугались медвежонка

Ёж с ёжихой и ёжонком.

Сколько было всех ежей?

Посчитай-ка поскорей! (3)

(1+1+1=3)

Змей (Вторая голова):

У Ильи есть братик Миша

И сестреночка Ириша.

Сосчитайте поскорей,

Сколько же в семье детей? (3)

(1+1+1=3)

Змей (Третья голова):

Погулять пошла Маринка,

А за ней Аринка,

А потом Игнат.

Сколько гуляет ребят? (3)   (1+1+1=3)

Змей (грустно): Вы ребята, очень умные и внимательные. Все мои загадки разгадали и победили меня. Ну что же, придётся мне уходить и королю его замок вернуть.

Змей прячется за ширму. Из-за ширмы показывается король (кукла).

Король благодарит ребят за помощь.

Рефлексия:

Король: Ребята, расскажите мне, как вы добрались до моего замка?

Дети рассказывают маршрут своего путешествия.

Король: Какие трудности у вас были в пути.

Дети рассказывают про ёлки, которым они помогли, про букеты белки и зайца и как они их считали и сравнивали и про мостик.

Король: Ребята, я вам очень благодарен за помощь! А в награду я одарю вас своей золотой королевской казной! (Король отдаёт воспитателю сундучок с шоколадными монетами).

Воспитатель и ребята благодарят короля и прощаются.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в Тридевятое Царство подошло к концу, но я предлагаю вам на память о нём нарисовать замок короля или построить его.

Детям, желающим построить замок,  предлагается различный строительный материал для постройки замка («Лего», кубики, строительный набор, подручные материалы).

Дети, желающие рисовать, садятся за столы и самостоятельно выбирают способ рисования (красками, карандашами, мелками, фломастерами).

Тема актуальна.

Тип и вид НОД продуман, логическая последовательность прослеживается.

Цель актуальна, поставлена с учетом особенностей учебного материала и уровнем подготовки детей.

Задачи реализуемы, выполнимы.

Методы и приёмы соответствуют содержанию учебного материала, соответствуют поставленным целям.

Выбрано и размещено рационально, соответствуют целям и задачам НОД.

Активизация внимания детей.

Мотив к действию.

Активизация речи, памяти.

Проблемный вопрос.

Активизация внимания, речи детей.

Проблемный вопрос.

Активизация внимания детей.

Мотив к действию.

Проблемный вопрос.

Активизация мышления детей через наглядный показ способов решения.

Активизация внимания детей.

Двигательная деятельность детей. Снимается утомляемость.

Проблемный вопрос.

Активизация внимания, речи детей.

Проблемная ситуация.

Окончание занятия посвящено подведению итогов.

Плавный выход из НОД.

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе "Состав числа 9"

Познакомить с составом числа 9, закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе, местоположение «слева от мен...

НОД Познавательное развитие ФЭМП Тема занятия «Количественный состав числа 7.».

Тема занятия «Количественный состав числа 7.».Цель: формировать интеллектуальные способности у детей, активизировать мыслительную деятельность. Задачи:1.     Развивать умение ...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Состав числа 8 из двух меньших"

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Состав числа 8 из двух меньших"...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе "Состав числа 4""

Тема: «Состав числа 4»Программное содержание• Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.• Закреплять навыки порядковог...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа 6»

В этом разделе я разместила конспекты занятий, проектов, презентации, развлечений и досугов. Используя основные методы, формы и средства организации деятельности детей стараюсь чтобы они проходили инт...