Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений «Путешествие фиксиков»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гусейнова Кристина Игоревна

Развитие элементарных математических представлений

5-6 лет, старшая группа

Открытие нового знания

«Путешествие Фиксиков» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_femp_puteshestvie_fiksikov.odt28.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

по развитию элементарных математических представлений

«Путешествие фиксиков»

                                                                                                                                                                               Гусейнова Кристина Игоревна,

воспитатель,

МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма

Надым,  2019 г

Образовательная область

Развитие элементарных математических представлений

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Путешествие Фиксиков»

Цель

Закрепление знаний о геометрических фигурах и цифрах от 1 до 7. Знакомство с цифрой 8.

Задачи

Образовательные:

  • способствовать закреплению представления детей о геометрических фигурах.
  • совершенствовать умение считать до 7 (прямой и обратный счет).    
  • закрепить с порядковым счетом в пределах 7
  •  способствовать формированию умения задавать вопросы: Сколько? Который? И правильно отвечать на них.
  • совершенствовать умения ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа; двигаться в заданном направлении, меняя его в соответствии с указателями направления движения.
  • совершенствовать умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: Что было раньше? Что позже? определять: Какой день сегодня? Какой вчера? Какой будет завтра?

Развивающие: 

  • продолжать упражнять в различении геометрических фигур;
  • развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление;
  • развивать умение устанавливать простейшие связи между количеством и цифрой.

Воспитательные:

-  воспитывать умение работать в команде (коммуникативное умения, отзывчивость) дружеские взаимоотношения между детьми;

-  воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать).

Материал

Демонстрационный материал: куклы Симка и Нолик (из м/ф «Фиксики»), карта путешествия.

домики «Состав числа», карточки к числовым домикам — машинки, цветочки, снеговики, предметные картинки - геометрические фигуры — круг, квадрат, овал, трапеция, треугольник.

Раздаточный материал:  гайки по цветам радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Музыкальное сопровождение: «Винтик», музыка из м/ф «Фиксики».

Предполагаемый результат

- знают прямой и обратный счет в пределах 7;

- закрепление знаний о геометрических фигурах.

Этапы

мероприятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..)

Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки девчонки и мальчишки! Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Подарите им свои улыбки.

Воспитатель: Вы проснулись?

Дети: Мы проснулись.

Воспитатель: Улыбнулись?

Дети: Улыбнулись.

Воспитатель: Вы оделись?

Дети: Мы оделись.

Воспитатель: В сад примчались?

Дети: В сад примчались.

Воспитатель: Подружились?

Дети: Подружились.

Все вместе: Вот теперь мы дружные в пути друг другу нужные!

Воспитатель: Ребята, когда я зашла утром в группу, то что-то увидела. Вы ничего необычного не замечаете на моем столе? (Письмо) От кого оно? Я не знаю ребята. Я ждала, когда вы все придете, и мы все вместе его прочитаем.  А здесь не просто письмо, а загадка (Читают письмо):

«Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом…»
(Фиксики)

Воспитатель: Из какого мультфильма гости, ребята? Как их зовут?

Детей: Фиксики: Симка и Нолик.

Воспитатель:

Да, действительно, этот мультфильм называется «Фиксики». А вот и наши гости.

Ребята знаете Симка и Нолик., что мне рассказали? Они знают, что вы любите смотреть мультфильмы о них, поэтому надеются на вашу помощь. Нолик растерял все винтики, которые нужны для ремонта телевизора, а помогатор сломался. Поможете Нолику и Симке отыскать винтики? А чтобы вы не сбились с пути, они нарисовали карту своего пути  с остановками».

Педагог:

- Поможем фиксикам? (Дети: Да!)

- Поедем на фиксикоавтобусе, так будет быстрее.

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

Педагог:

- Усаживайтесь поудобнее, пристегнитесь, фиксикоавтобус отправляется через 7 секунд. Считаем все вместе (обратный счет): 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0! Поехали!  

- У каждого из них есть задания. Кому мы сначала поможем:  Симке или  Нолику?

Нолик говорит, что надо помочь  Симке, т.к. она девочка, а девочкам надо уступать.

1остановка, задание 1: Симка рассыпала все гайки, так необходимые им в ремонте. У вас на столах лежат гайки с номерами. Вам необходимо разложить  гайки по порядку от 1 до 7 по цветам радуги. Давайте все вместе посчитаем. (Прямой и обратный счет) А теперь покажите самое наибольшее число (7). Самое наименьшее число (1). Какой по счету лежит голубая гайка? (5) Какой по счету лежит желтая гайка? (3)

Педагог:

- Молодцы, вы помогли фиксикам и отыскали первый винтик.

Кладет винтик на видное место.

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации (3-4 мин)

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

2 остановка, Задание 2. Симка хочет поиграть с вами, ребята, в игру.

Я вам буду задавать вопросы, а вы на них будете отвечать.

- Сколько носов у двух собак?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько хвостов у двух котов?

- Сколько пальцев на правой руке?

- Сколько глаз у светофора? 

Педагог:

- Молодцы, а мы отыскали еще один винтик. 

- Ребята, сейчас Симка приглашает нас отдохнуть, давайте станцуем танец фиксиков? Повторяйте за мной движения, но можете придумать и свои. (аудиозапись из мультфильма Фиксики «Винтик»).

Физкультминутка (музыка «Винтик») 

Педагог:

- Вот мы и размялись. Отправляемся дальше на поиски винтиков. Дети рассаживаются по местам.                                                                 3 остановка. Задание 3. А на какую геометрическую фигуру похожа пицца? (круг)                                                                                                              (Показываю картинки с предметами, дети называют геометрическую фигуру, на которую они похожи.)

- рюкзак (квадрат);

- конверт (прямоугольник);

- яйцо (овал);

- сумка (трапеция);

- дорожный знак  (треугольник);

- воздушный змей (ромб).

А теперь давайте найдем в группе предметы, которые похожи на геометрические фигуры.

Педагог:

- Молодцы, правильно ответили на все вопросы. Справились со всеми заданиями Симки. Вот мы и нашли еще один винтик.

Кладет винтик на видное место.

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания (способа действия)

(6-8 мин.)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

4 остановка. Задание 4.Ну а теперь давайте поможем Нолику. Он часто ходит в гости к цифрам, но забыл кто в каком домике живет. Давайте ему поможем найти каждой цифре свой домик. Знакомство с цифрой 8.

Педагог:

- Вот и помогли цифрам найти свои домики. Теперь они могут попасть каждый в свой дом в любое время, а мы отыскали еще один винтик.

5 остановка. Задание 5 Симка и Нолик построили «машину времени», а нас просят выполнить некоторые настройки.

- Какое сейчас время года? (зима)

- Какой месяц? (январь)

- Какая часть суток? (утро)

- Какой сегодня день недели? (четверг)

- Какой был вчера? (среда)

- Какой будет завтра? (пятница)

- Назовите выходные дни. (суббота и воскресенье)

- Сколько их? (2)

Педагог:

- Молодцы, ребята, правильно решили все задачи. Вот мы и отыскали еще один винтик.

Кладет винтик на видное место.

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете порядок чисел?

Закрепление последовательности времен года; части суток, дней недели.

Включение нового знания в систему знаний  и умений (5-6 мин)

Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами

6 остановка. Задание 6. Ребята Нолик очень любит сюрпризы, и напоследок он вам приготовил сюрприз. Чтобы его найти нужно: Встать спиной к двери спальни, сделать вперед 5 шагов, затем повернуть направо и сделать вперед ещё 5 шагов. Сюрприз в кубике внутри. Вот мы и нашли сюрприз. Молодцы!

 Педагог:

- Молодцы, ребята, правильно решили все задачи. Вот мы и отыскали еще один винтик.

Кладет винтик на видное место.

- Посчитайте, сколько всего винтиков мы нашли для фиксиков?

Дети: 6.

Педагог:

- А теперь посмотрите, куда нам двигаться дальше. Ребята, остановки  закончились. Давайте отдадим винтики нашим фиксикам, чтобы они смогли починить, что? (телевизор)

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление (3  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

Педагог:

- Скажите, ребята, кому вы сегодня помогали?

 -Мы смогли помочь Симке и Нолику?

- Как мы смогли помочь им?

- Все винтики мы нашли? Сколько всего?

- Для чего мы их искали? (починить телевизор)

- Что вам понравилось больше всего?

- Что было трудно?

- Вам понравилось решать задачи, считать?

Молодцы! Прекрасно справились! Очень за вас рада!Давайте скажем гостям досвидания!

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?

Создать ситуацию успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию элементарных математических представлений "Путешествие в Страну Математики"

Цели: воспроизвести в ролях все то, что дети видят в окружающей их жизни и действительности взрослых; развивать логическое мышление,комбинаторные способности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений «Путешествие в математическую галактику»

Вид деятельности: ОД – путешествиеОбразовательные области: Здоровье, Коммуникация, Познание, Чтение художественной литературы, ТрудЦели и задачи:БезопасностьФизическая культура:- форми...

Технологическая карта ННОД по развитию элементарных математических представлений использованием дидактического игрового пособия "Бизиборд".

Использование на занятии по математике в старшей группе игрового дидактического пособия "Бизиборд-дом". состав числа 5....

Технологическая карта образовательной деятельности Развитие элементарных математических представлений с элементами моделирования. «Фиксику нужна помощь» подготовительная к школе группа

Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.Продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.Совершенство...