Перспективный план по ФЭМП в средней группе с использованием сказок.
методическая разработка по математике (средняя группа)

Тренева Елена Львовна

Все дети любят сказки. Все занятия построены на основе известных и любимых сказок. Дети помогают сказочным героям, выручают их из беды. А в ходе наших путешествий по сказкам мы решаем задачи по ФЭМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_srednyaya_gruppa.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по ФЭМП в средней группе с использованием сказки

НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

МАТЕРИАЛ

1и 2 недели  сентября

Проводится мониторинг

Занятие №1

«Маша и медведь в гостях у детей»

- Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.

- Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

- Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Демонстрационный: персонажи сказки «Маша и медведь», корзинка.

Раздаточный: грибы, осенние листья по количеству детей, большие и маленькие шишки.

Занятие №2

«Домики для поросят»

- Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.

-Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

Персонажи сказки «Три поросенка»

(настольный театр); большой напольный строитель, сюжетные картинки с изображением разных частей суток.

Занятие №3

«Красная Шапочка идет к бабушке»

- Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по цвету, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

- Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче, широкий – узкий, шире – уже.

- Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Демонстрационный: Красная Шапочка (магнитный театр), две картинки с изображение клоунов, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению, 5-7 листочков разного цвета, 2 дорожки разной длины, 2 ручейка разной ширины, магнитная доска, аудиозапись «Звуки осеннего леса».

Раздаточный: двухполосные счетные карточки, листья красного и желтого цветов (по 5 шт. на каждого ребенка), конфеты.

Занятие №4

«Коза с козлятами»

-Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

- Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

-Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.

Демонстрационный: магнитный театр по сказке «Волк и семеро козлят», платочки одинакового цвета круглой, квадратной и треугольной формы (по 5 штук).

Раздаточный: круги и квадраты, разделенные на 2 части (по 2 фигуры для ребенка), карточки с контурным изображениями фигур, кирпичики (по 10шт. для каждого ребенка)

Занятие №5

«Прогулка в сказочный лес»

- Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».

- Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно – двигательным путем.

- Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

Демонстрационный: 3 козленка (из сказки «Волк и семеро козлят»), пенек, три медведя (из сказки «Три медведя»), Красная Шапочка, домик, цветок, елка  (фигуры настольного театра), «волшебный» мешочек, шар, куб, квадрат, круг, треугольник.

Занятие №6

«Три поросенка»

- Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

- Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче, широкий - узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше – ниже.

- Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Демонстрационный: фланелеграф, картинки с изображением трех поросят, волк, 3 желудя, 3 домика, 2 двери, сюжетные картинки с изображением частей суток.

Раздаточный: дорожки из бумаги разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), елочки разной высоты (по 2 шт. для ребенка)

Занятие №7

«Путешествие в сказку «Теремок»

- Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

- Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

- Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

Демонстрационный: «Ковёр-самолёт», магнитная доска, персонажи сказки «Теремок»: заяц, мышка, лягушка, 3 корзинки, колокольчик.

Раздаточный: двухполосная карточка,

3 корзинки, 3 гриба (для каждого ребенка),  геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) - «заплатки» (по одной фигуре для ребенка)

Занятие №8

«Красная Шапочка идет в школу»

- Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по счету?»

- Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный длиннее, короткий, короче, широкий, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

- Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

Демонстрационный Красная Шапочка, корзинка, игрушки: мишка, зайчик, ежик; карточка с изображением трех бантиков разного цвета; квадрат, прямоугольник (1:2); веревочки разной длины, ленты разной ширины, грибы разной высоты; мяч.

Раздаточный: бантики по 3 штуки; красный, зеленый, желтый.

Занятие №9

«Раз, два, три, двери всказку отвори»

- Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 4; учит считать в пределах 4.

- Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

- Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Демонстрационный: герои сказки «Рукавичка»: мышка, лягушка, заяц, лиса (театр би-ба-бо), скатерть из бумаги с отверстиями и «заплатки» в виде треугольника, квадрата, прямоугольника, 4 блюдца, 4 чашки; 2 полоски – модели, контрастные по длине (одна полоска равна длине сторон квадрата и короткой стороне прямоугольника, другая – равна длинной стороне прямоугольника).

Раздаточный: двухполосные карточки, пирожки и конфеты (по 4 шт.), конверты; предметы посуды, разрезанные на части (по 2 на ребенка); конфеты

Занятие №10

«Гуси – лебеди»

- Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

- Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

- Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Демонстрационный: Магнитный театр по сказке «Гуси лебеди», пирамидка с колечками разного цвета (красного, желтого, зеленого, синего), пирожки квадратной, круглой, треугольной, прямоугольной формы, тарелочки, на дне которых геометрические фигуры, соответствующие пирожкам, 4 яблока(красное, желтое, зеленое, красное с желтым бочком)

Раздаточный: цветные «досочки» (красная, зеленая, желтая, синяя) по 4 для ребенка.

Занятие №11

«Петушок и бобовое зернышко»

- Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».

- Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

- Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Демонстрационный:персонажи магнитного театра по сказке «Петушок и бобовое зернышко»; 5 курочек, 5 цыплят; домики с окошками в виде круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, козлята, телята, жеребята, овечки по 5 штук, аудиозапись «Танец утят».

Раздаточный: двухполосные карточки, полоскостные изображения цыплят и зернышек (по 5 штук для ребенка), карточки с изображением четырех частей суток (по 4 шт.)

Занятие №12

«Путешествие в сказку «Репка»

- Продолжать учить считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

- Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».

- Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Демонстрационный материал: театр фланелеграф по сказке «Репка»; большая и маленькая куклы, красная длинная и широкая лента, зеленая узкая и короткая лента.

Занятие №13

«В гости к сказке»

- Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.

- Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине),обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».

- Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Демонстрационный: разрезные картинки по сказке «Волк и козлята», Коза, 5 козлят, 5 картинок с изображением кочанов капусты; 2 коробки: на одной изображен круг, на другой – квадрат.

Раздаточный: двухполосные карточки, тарелочки, пирожки (по 5 шт. для ребенка), шары и кубы по количеству детей, дорожки разной длины и ширины (по 2 для ребенка).

Занятие №14

«Кто, кто в теремочке живет?»

- Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

- познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

- Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Демонстрационный: настольный театр по сказке «Теремок»; мешочек, шар, цилиндр.

Раздаточный: шары по количеству детей, цилиндры разных цветов (по 5 шт.), парные предметы по количеству детей разного цвета и величины (например: зеленый и синий куб (шар, цилиндр, мяч, пирамидка и др.); большой и маленький мяч (куб, шар, цилиндр, пирамидка и др.)

Занятие №15

«Поможем Красной Шапочке»

- Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

- Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

- Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Демонстрационный: домик, Красная шапочка, волк,бабушка

( настольный театр); картинки с изображение разного времени суток; 3 коробки, двухступенчатая лесенка, наборы игрушек (4-5 видов).

Раздаточный: наборы фигур  (шар, куб, цилиндр); карточки – «чеки» с 3-5 кругами.

Занятие №16

«Снегурочка в гостях у детей»

- Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

- Познакомить со значением слов далеко – близко.

- Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Демонстрационный: кукла Снегурочка, две корзины.

Раздаточный: карточки с двумя окошками: в одном изображен предмет (елочки, снежинки, снеговики), а другое пустое, простой карандаш, снежки (по 1 шт. для ребенка), 2 снеговика, разделенных на части, угощение для детей.

Занятие №17

«Три медведя на прогулке»

- Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

- Уточнить представления о значении слов далеко – близко.

- Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Демонстрационный: персонажи сказки «Три медведя»; домик, речка; музыкальные инструменты: ложки, барабан, дудочка; 3 дорожки разной длины и одинакового цвета; шапочка медведя.

Раздаточный: круги (по 6-7 шт. для каждого ребенка)

Занятие №18

«Помогаем Колобку»

- Упражнять в счете звуков в пределах 5.

- продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

- Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Демонстрационный: настольный театр «Колобок»; мешочек, набор геометрических фигур разного цвета и величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; веревки, физкультурные палки; 3 дорожки разной длины одного цвета; бубен, барабан, ложки.

Раздаточный: трехполосные карточки; морковка(по 3 шт.), капуста (по 4 шт.), яблоки (по 5 шт.), геометрические фигуры (по 1 шт. для ребенка).

Занятие №19

«Поможем Маше спасти братца»

- Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

- Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.

- Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо).

Демонстрационный материал: иллюстрация, театр фланелеграф по сказке «Гуси-лебеди»; 10 «пирожков», салфетка.

Раздаточный материал: картинки «Аквариум» с пятью нарисованными рыбками, плывущими в разные стороны; красный и синий карандаши; угощение.

Занятие №20

«Три поросенка в гостях у детей»

-Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

- Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра

- Учит сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результат словами: широкий, уже, самый  узкий, узкий, шире, самый широкий.

Демонстрационный: три поросенка (магнитный театр), 3 шарфа и 3 «ледянки» в форме прямоугольника одного цвета, одинаковой длины и разной ширины.

Раздаточный: карточки с пуговицами в мешочках (1 – 5 пуговиц), наборы карточек с кругами (1 – 5 кругов)

Занятие №21

«Как на горке, на крутой, стоит терем расписной»

- Учить считать движения в пределах 5.

- Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

- Учить сравнивать 4 -5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результат сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

Демонстрационный: настольный театр «Теремок»; числовые карточки с кругами (от 1 до5), коврики разной ширины (4 шт.); шапочка медведя.

Раздаточный: шарфики разной ширины и одинаковой длины (по 4 шт.), музыкальные инструменты по количеству детей.

Занятие №22

«Красная Шапочка в гостях у детей»

- Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

- Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

- Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.

Демонстрационный: кукла Красная Шапочка, числовые карточки с кругами (от 1 до 5), вырезанные из бумаги скворечники с разными формами окошек (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), картинки с изображением разных частей суток, витамины.

Раздаточный: наборы кругов, квадратов, прямоугольников; геометрические фигуры для подвижной игры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Занятие №23

«Вспомни сказку»

- Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

-Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

- Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

Дидактический материал.

Демонстрационный: коза и козлята – настольный театр; 4 корзины.

Раздаточный: игрушки: кубики, машинки, резиновые игрушки, матрешки (по 1 шт. для ребенка), числовые карточки с кругами (от 1 до 5), картинки к русским народным сказкам, разрезанные на части: на 4 треугольника, на 4 прямоугольника, на 2 треугольника и 2 прямоугольника.

Занятие №24

«Путешествуем по сказкам»

- Закреплять названия геометрических фигур

- Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

- Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

- Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

Демонстрационный: карта – план с указанием дороги к волшебному сундучку; предметы для ориентирования по плану: елка, домик, пенек, дерево; картинки к сказкам «Маша и медведь», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята»; сундучок; пирамидка из 5 колец; корзина с большими и маленькими кубиками (по 5 шт.); круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; угощение.

Раздаточный: картинки – раскраски к сказкам.

Занятие №25

- Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

- учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результат сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

- Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Занятие №26

«В теремке живут друзья»

- Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

- Упражнять в умении сравнивать 4 - 5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше.

- Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Демонстрационный: магнитный театр «Теремок», 10 цветочков одного цвета, 2 корзины, матрешка

Раздаточный: елочки разной высоты (по 5 шт.), наборы шаров и кубов разного цвета и величины (по количеству детей)

Занятие №27

«Подарки от Снегурочки»

- Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами

 (в пределах 5).

- Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

- Закрепить знания цветов.

- Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Демонстрационный: сундучок, цилиндр, шар, куб, набор предметов в форме шара и цилиндра (мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка в виде цилиндра), цветы ( красный, желтый, голубой, оранжевый), угощение, план – карта.

Раздаточный: двухполосные карточки, в верхнем ряду которых на большом расстоянии друг от друга наклеены бабочки (4-5 штук), бабочки на каждого ребенка (4-5 штук), цветные бабочки по количеству детей.

Занятие №28

- Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

- продолжать знакомить с цилиндром на основе  сравнения его с шаром и кубом.

- Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.

Занятие № 29

- Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.

- Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

-Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Занятие №30

- Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

- Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром, кубом.

- Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Занятие №31

- Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

- Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:  самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

- Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

3-4 недели мая

Проводится диагностика

Литература:

Помораева И.А., Позина В.А.

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.- 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перспективный план по ФЭМП в подготовительной группе

В данной работе представлен перспективный план дидактических игр по математике по кварталам...

Перспективный план по ФЭМП в старшей группе

Перспективный план по ФЭМП в старшей группе по программе " От рождения до школы" под редакцией  Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой,М. А. Васильевой....

План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе с использованием ЭОР по теме: «Поможем друзьям»

План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по ФЭМП  в средней группе с использованием ЭОР по теме: «Поможем друзьям»...

Педагогическое мероприятие по ФЭМП в средней группе «В мире сказок»

Цель: создание условий для закрепления элементарных  математических представленийЗадачи: - закреплять знание цифр в пределах 5- закреплять знание геометрических фигур.- закрепить знания о величин...

Перспективный план по ФЭМП в старшей группе 2017 – 2018 уч. год

Перспективный план по ФЭМП в старшей группе. Колесникова...

Перспективный план занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием сказок.

 Успешность обучения математике зависит от содержания предлагаемого материала и формы подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Поэтому формиро...