"Мерка"
план-конспект занятия по математике

Шикова Валентина Николаевна
  • Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.
  • Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счетные умения в пределах.
  • Развивать логическое мышление, внимание.
  • Воспитывать любовь к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл merka.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Мерка»

Цель:

  • Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.
  • Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счетные умения в пределах.
  • Развивать логическое мышление, внимание.
  • Воспитывать любовь к математике.

Материалы к занятию:

Демонстрационный - коробка с кубиками; игрушечная посуда : ведро, чашка, чайник, кастрюлька; посуда с водой для демонстрации опытов; таблицы для закрепления знания состава чисел 6, 7, 8.

Раздаточный - на каждом столе по одному игрушечному ведерку и посуда с водой для проведения наблюдений, но и разные мерки - кружка, кастрюлька, чайник; линейки на каждого; кубики.

Ход занятия.

-У двух подруг - Иры и Светы - есть одинаковые стаканчики. Подружки живут в разных городах и часто разговаривают по телефону. Однажды они купили себе игрушечные ведерки и захотели узнать, в какое ведерко войдет больше воды. Могут ли они это сделать не приезжая друг к другу в гости? (ответы детей)

-Но вы дети помните что у девочек есть одинаковые стаканчики. Давайте разобьемся на две команды и каждая команда измерит сколько в каждое ведро поместится стаканчиков воды.

-А теперь возьмем другую мерку пусть это будет кружка, и измерим сколько кружек воды поместится в ведре.

-Почему результат получился другой? (ответы детей) Из этого можно сделать вывод: чем больше мерка, тем меньше результат измерения.

-Ира приглашает вас к себе на дачу.

-Хотите поехать? Ту-ту...Приехали!

-На веранде у Иры стоят два кувшина. В кувшин с одной ручкой вошло 7 стаканов молока, а в кувшин с двумя ручками - 8 таких же стаканов. Надо раскрасить красным цветом кувшин, объем которого больше. Дети высказывают свои версии.

Правильно дети, в кувшин с двумя ручками вместилось восемь стаканов, а в кувшин с одной ручкой семь стаканов, число 8 больше чем 7.Поэтому его надо раскрасить в красный цвет.

-Во дворе стоит бочка. Подумайте, каких ведер воды войдет в бочку меньше? Раскрасьте это ведро в свой любимый цвет.

Физкультминутка «Речка».

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре -

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе- раз, это- брасс.

Одной, другой-кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Игра «Кубики».

-Дети вы помогли разлить молоко в кувшины, полить огород, искупались, а теперь давайте поиграем.

-Дети посмотрите у меня коробка с игрушками, посмотрите на этот кубик и определите сколько кубиков можно выставить в один слой на ее дне. (ответы детей)

- А теперь подумайте сколько таких слоев в коробке? (ответы детей)

-Какими мерками мы измеряли объем коробки?

-Чему равен объем коробки в кубиках?

-Дети посмотрите у вас на столах кубики, кубики у всех одинакового размера. Дети постройте фигуру из четырех кубиков.

-Равны ли объемы ваших фигур? Почему? (ответы детей)

-Теперь составьте фигуру из 7 кубиков. Равны ли их объемы? Почему?

-А теперь составьте любую фигуру, какую захотите, и определите ее объем. -Как сравнить фигуры по объему? (сосчитать число кубиков)

Физкультминутка «Огородники».

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево-раз, вправо-два,

Потекла ручьем вода!

Раз, два, три, четыре- Все мы овощи помыли.

-Ребята решили поиграть в школу. Как вы думаете, какое задание им нужно выполнить? (Сравнить числа).

-Почему под первыми двумя мешками написаны числа 4 и 3? (Нарисовано 4 кружка и 3 треугольника.)

-Как сравнили эти числа? (Провели волшебные ниточки.)

-Какой вывод можно сделать? (4 на 1 больше, чем 3; 3 на один меньше, чем 4) Почему? (Один кружок остался без пары.)

-Итог занятия.

-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня поработали. А кто запомнил ,какими мерками мы измеряли объем?(Стаканчиками, чашками, для фигур- кубиками.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство детей с измерением при помощи условной мерки"

Конспект занятия по математике в старшей группе....

Проектно-исследовательская деятельность: «Измеряем все вокруг, мерка – наш первый друг или 38 попугаев».

Аннотация проекта   Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремлени...

Формирование навыков обучения простейшим измерениям у дошкольников с помощью условной мерки и линейки

Статья рассказывает об опыте работы с детьми по обучению измерениям с помощью линейки....

Конспект занятия в средней гуппе \'\'Условная мерка\'\'.

Открытое занятие по математике в средней группе ‘’Цвет, величина,форма. Условная мерка .\'\'Тема:  ‘’Цвет ,величина,форма. Условная мерка.’’...

Конспект НОД по ФЭМП "Условная мерка"

Материал поможет  воспитателям, работующим с детьми с ОНР, создать проблемные ситуации, в которых необходимо использовать, имеющиеся знания  у детей о применении условной мерки. На занятии и...

конспект непосредственно-образовательной деятельности (ФЭМП) в старшей группе "Измерение длины с помощью условной мерки"

конспект по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровых образовательных ресурсов....

Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно...