методическая разработка
методическая разработка по математике (старшая группа)

Проблемно-игровые ситуации в маематике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 32

Пушкинского района Санкт - Петербурга

Методическая разработка

«Проблемно-игровые ситуации в математике»

           Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории

Разгуляева Елена Валерьевна

2019 год

Санкт-Петербург

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие ребёнка не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает развитие самостоятельно и творчески мыслить.

Сегодня, а тем более завтра математика нужна огромному числу людей разных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гумманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Особая роль математики-в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

Известный психолог Выготский говорил

«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

Поэтому научить ребёнка думать можно лишь в ситуации требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация, с которой начинается процесс осмысления.

В моей работе представлены проблемные ситуации с множествами и числами, ситуации с точками и фигурами.

Умение быстро пересчитывать предметы является необходимой предпосылкой для изучения математики.

Предлагаемые проблемные ситуации, давая волю фантазии ребёнка, порождают у него потребность в быстром пересчёте. Благодаря пс ребёнок осваивает счёт как бы между прочим.

Когда мы учим ребёнка действию с числами и чтобы ребёнок понял, как складывать и вычитать числа, объясним ему это на педметах, создавая так же интересные предметные ситуации.

При знакомстве с геометрическими понятиями использую уже сложившееся в реальной жизни представления:

-постоянное обращение к хорошо знакомым понятиям

-самостоятельное рассуждение и решение проблемной ситуации

-психологическую установку на положительный результат

Старшая группа

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Педагогическое наблюдение

. Формирование умений выявлять и сравнивать свойства предметов (по признакам сходства и различия-цвету, форме, размеру, назначению)

. Представление о формах геометрических фигур

. Формировать умение объединять предметы в группы (по сходным признакам и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку)

. Формировать представление о сравнении групп предметов при помощи пар

. Познакомить с понятием таблица

. Представление о различных свойствах

.Умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения или увеличения размера

.Знакомство с понятием равенство

. Знакомство с числом 1

. Знакомство с понятием сложение

. Пространственные отношения: над, на, под

. Уточнение отношений: справа, слева

.Взаимосвязь целого и частей

. Формирование пространственных отношений: между, посередине

. Формирование представлений о понятиях один, много

. Закрепление представлений о взаимосвязи целого и частей, действии сложении

ПС

«День рождения кота Леопольда»

«Помоги малышам найти маму»

«Чем отличаются треугольники»

«Какая фигура лишняя?»

«О чём спорили четырёхугольники»

«Кого больше»

«Почему дети грустят и улыбаются»

«Сколько ребят в группе»

«Как зовут солдатиков»

«Забавные человечки»

«День-ночь»

«Почему поссорились мультяшки»

«Как Том и Джерри играли в числа»

«Ученик»

«Который гном будет вратарём»

«Как лягушонок научился считать»

«Раздели на половины»

«Где больше сыра»

Февраль

Март

Апрель

Май

. Пространственные отношения: внутри, снаружи

. Познакомить с образованием и составов числа 2

. Формировать представление о точке, линии прямой и кривой

. Образование числа 3

. Закрепить представление о сравнении

. Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии

. Формировать навыки счёта

. Познакомить с понятиями: ломаная линия, многоугольник

. Познакомить с образованием числа 4, цифрой 4

. Формировать умение разбивать группу фигур на части по различным признакам

.Сформировать понятие о числовом отрезке, приёмам пересчитывания единиц с помощью числового отрезка

. Понятие: многоугольник

. Пространственные отношения: впереди, сзади

.Знакомство со знаками неравенства

. сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар

. Временные представления: раньше, позже

.Количественный и порядковый счёт предметов

«Игра Божьи коровки»

«Где живёт точка»

«Какие бывают линии"

«Как Том и Джерри играли в числа»

«Как растут дома из чисел»

«Угадай, как называется линия»

«Числовые домики»

«Числовые домики»

« Игры и упражнения с блоками Дьенеша»

«Путешествие Шагалкина»

«На полянке»

«Сколько ребят в группе»

«О чём говорят числа»

«Покажи, как растут числа»

«Как Белоснежка считала гномов»

Подготовительная группа

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

.Педагогическое наблюдение

. Познакомить с образованием числа 5, цифра 5

.Сравнение групп предметов при помощи составления пар

. Знаки –равно, больше, меньше

.Познакомить с образованием числа 6, цифра 6

. Формировать понимание взаимосвязи между частью и целым, геометрические представления

.Пространственные взаимоотношения: длиннее, короче

.Сравнение длины с помощью мерки

. единицы измерения длины: шаг, пядь, сажень

. Составление мини-рассказов по картинке

. Измерение длины при помощи мерки

. Познакомить с сантиметром и метром

.Сравнение групп предметов с помощью составления пар, взаимосвязь целого и частей

. Введение в речь термин «задача»

. Познакомить с образованием числа 7, цифра 7

. Понятие многоугольник

. Порядковый и количественный счёт в пределах 7

. Работа с планом и картой

. Отношения: тяжелее, легче

. Сравнение предметов по массе

. Формировать умение составлять задачи по рисунку и соотносить их со схемами

«День-ночь»

«Волшебный мешочек»

«Волшебные домики»

«Поезд»

«Составь фигуру»

«геометрическое лото»

«Забавные человечки»

«Измерь дорожки шагами»

«Путешествие Шагалкина»

«Волшебные превращения фигур»

«почему дети грустят и улыбаются»

«Найди пару»

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

. Познакомить с образованием и составом числа 8, цифра 8

. Сформировать представления об объёме, сравнение сосудов по объёму при помощи переливания, пересыпания

. Сравнение объёма, зависимость результата от величины мерки

. Познакомить с образованием числа 9, цифра 9

. знакомство с циферблатом

. Формирование представления об определении времени по часам

. Формирование представлений о площади фигур

. Формировать умение решать простые задачи

. Сформировать представление о числе 10, цифра 10

. Знакомство с пространственными фигурами: шар, куб

. Пространственные фигуры: пирамида, конус, цилиндр

. Использование символов для обозначения свойств предметов

. Умение ориентироваться по плану

. Формировать умение ориентироваться по плану

. Формировать умение работать с таблицами

«Как помочь повару»

«Числовые домики»

«Знакомимся со временем»

«Необычные превращения фигур»

«Необычные превращения фигур»

«Волшебный мешочек»

«Фотографы»

Игры (ПС) с разными героями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...