Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Власова Наталья Витальевна

«Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша,  палочек Кюизенера и головоломок  Танграм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_femp_v_starshey_gruppe.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе

«Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша,  палочек Кюизенера и головоломок  Танграм.

Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная.

Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, головоломка «Танграм».

Программное содержание:

Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.

Задачи:

Образовательные:

· закрепить счет в пределах 10;

· умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;

· уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;

· закрепить умение ориентироваться в пространстве;

· закреплять знания названий дней недели, их последовательность;

· упражнять в порядковом счете.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные:

воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.

Материалы и оборудование:

-воздушный шар,

- конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника),

- корзина с мячами (на каждом мяче цифры от 1 до 6),

- шкатулка с призами,

- 6 конвертов с заданиями

- карточки с цифрами от 0 до 10,

- кубик с цифрами на каждой стороне 1,2,3,4,5,6;

- палочки Кюизенера,

- блоки Дьенеша;

- головоломки Танграм.

- слово « ПОБЕДА» на кругах.

- Дидактическая игра «Живая неделя».

Предварительная работа:

- игры с блоками Дьенеша,

- игры с палочками Кюизенера,

- изготовление головоломок Танграм.

Ход НОД:

Слайд 1. Волшебная страна математики.

Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания:

1. пустой – на нём дети будут собирать картинку.

2. Блоки Дьенеша на подносе, четыре прозрачные коробки, карточки – обозначения свойств блоков Дьенеша.

3. Палочки Кюизенера (индивидуально на каждого).

4. Д/И: «Живая неделя» - части лежат хаотично, цветной стороной вниз.

5. Карточки с цифрами, разложены хаотично.

6. Головоломки «Танграм»

Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математик».

Воспитатель: «-Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры. Воспитатель: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили. (открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо).»

Воспитатель: «-Что это? Чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам, надо собрать картинку.»

Дети собирают картинку.

 Воспитатель: «-Все ясно! Это написал нам Профессор-математик!»

Слайд 2. Профессор – Математик.

«-Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!»

 Воспитатель читает письмо:

« Здравствуйте, дорогие ребята! Я много наблюдал за вами, как вы занимаетесь  на занятиях. И я хотел бы вас поздравить с успешной учебой. Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к путешествию по городам математики. (ответы детей). Тогда удачи! Даю вам подсказку: «Мячики лежат в лукошке, А лукошко у окошка».

Дети находят корзину с мячами у окна. На каждом мяче  цифра, и соответствующие цифры, заранее расположены по всей группе. На столах лежат конверты с заданиями и раздаточный материал. За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить. За выполненное задание дети получают медальон с буквой.

Воспитатель: «- Ну что, ребята, начнем наше путешествие!? (один из детей достает мяч из корзины, на нем число «1»). Посмотрите, какая цифра здесь написана? Правильно, где эта цифра – здесь наше первое испытание.

Воспитатель открывает конверт.

 Воспитатель: «- Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Тогда начнём! Для начала, Профессор – математик предлагает вам математическую разминку.»

Слайд 3. Математическая разминка.

Математическая разминка.

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Какое сейчас время суток?

2. Построй сутки начиная с утра.

4. Какой сегодня день недели?

5. Какой день недели был вчера?

6. Какой день недели будет завтра?

7. Какое сегодня число?

8. Какое время года?

9. Назови осенние месяцы.

10. Назови первый зимний месяц.

 (После выполнения задания дети получают первый медальон).

 Воспитатель: Молодцы! Мы заработали первый медальон. Вперед за следующим заданием! А этот медальон поставим на доску. (Ребенок достает мяч с числом «2» и находят соответствующую цифру). Воспитатель: Назови, какая это цифра?

Ответ детей.

Слайд 4. Город геометрических фигур.

Воспитатель: «- И теперь мы отправляемся в город геометрических фигур. Вот какой красивый город! Из каких геометрических фигур построен город, назовите?»

Ответ детей

Воспитатель: «- А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат геометрические фигуры (на столе стоят четыре коробки (контейнера) и разные геометрические фигуры (блоки Дьенеша).

Воспитатель: Нужно разобрать эти фигуры по группам. По каким признакам можно разделить фигуры?

Дети за столом составляют группы и геометрические фигуры.

1.по форме

3. по цветам

4.по ширине

5. по величине.

Дети поочерёдно складывают блоки, а воспитатель меняет карточки.

Воспитатель: « Молодцы, навели порядок.»

Слайд 5. Блоки разложены по формам и цветам.

Воспитатель: «- Чтобы получить медальон, вы должны отгадать, какую геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»

Дидактическая игра: «Да-нет»

Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

Ход: Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:

- она желтая( синяя, красная)

- у нее есть углы (Да)

- у нее 3 угла (4 угла)

- она маленькая (Нет)

- она толстая.(Да)

Слайд 6. Загаданная фигура появляется на экране.

Медальон ставим на доску.

Слайд 7. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: «-А теперь немного поиграем нашими  пальчиками. Приготовьте свои ручки.

Пальчики уснули,

В кулачки свернулись.

Один, два, три, четыре, пять–

Захотели поиграть!

Разбудили дом, соседей–

Там проснулись шесть и семь.

Восемь, девять десять–

Веселятся все!

Но пора обратно всем–

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть– калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один–

Снова в домике мы спим.

Воспитатель: «- Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание!»

Берут следующий мяч под цифрой 3.

Воспитатель: «- Ребята! Сейчас мы отправимся в город палочек Кюизенера.»

Слайд 8.  Лесенка из палочек Кюизенера.

Работа с палочками Кюизенера

Воспитатель: «- И задание такое: постройте лесенку от самой длинной палочки, до самой короткой.»

Работа с палочками

Воспитатель: «- Какая палочка по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует?»

Ответы детей.

Воспитатель: «- Какая палочка по цвету находиться между 3 и 5, какому числу она соответствует.

Ответы детей.

Воспитатель: «-Какая по счету синяя палочка?»

Ответы детей.

Воспитатель: Какому числу соответствует жёлтая палочка?

Ответы детей.

Воспитатель: «- Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду!»

Медальон выставляют на доску и берут мяч с числом «4».

Воспитатель: «- А теперь мы с вами попадаем в город времени. Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки.

Слайд 9. Дни недели.

Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.

Материал: На столе части круга с цветами спектра. Семь частей. На каждой части изображены соответствующие цифры.

Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:

понедельник – красный – 1,

вторник – оранжевый – 2 ,

среда – желтый – 3 ,

четверг – зеленый – 4 ,

пятница – голубой – 5 ,

суббота – синий – 6 ,

воскресенье – фиолетовый – 7 .

Дети берут по одной карточке.

Воспитатель обращается к детям: «- Неделя, с понедельника стройся!»

Дети выстраиваются в указанном порядке.

Воспитатель: «-Назовите свой день недели!»

Ответы детей.

Воспитатель: «-Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);

- пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);

- воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);

- суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».

Воспитатель: «-Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете следующий медальон.

(ребенок берет мяч с числом 5.) Дети с воспитателем идут к 5-ому столу, открывают конверт с заданием.

Слайд 10. Город цифр и чисел.

Воспитатель: «-Мы с вами попали в город цифр и чисел! Чтобы получить наш следующий медальон - нам надо выполнить задание: выложите все цифры в порядке возрастания.»

Дети выкладывают числовую прямую.

Воспитатель: «-Проверьте себя. Посмотрите на экран.»

Слайд 11. Числовая прямая.

Воспитатель просит одного из детей посчитай от 1до 10.

ребёнок считает.

Воспитатель просит другого ребенка посчитать в обратном порядке.

ребёнок считает.

Слайд 12.Кубик.

Воспитатель: «-А сейчас поиграем в игру «Брось кубик и считай». Вы бросаете кубик, называете число и считают от неё до 10».

Воспитатель: «-И с этим заданием вы справились! Вот награда! (медальон выкладывают на доску )

Дети получают 5 медальон.

Слайд 13. Физкульминутка.

Воспитатель предлагает немного отдохнуть. Дети выполняют физкультминутку.

Шеей крутим осторожно –

Голова кружиться может.

Влево смотрим – раз, два, три.

Вправо – тоже посмотри. раз, два, три.

Вверх потянемся раз, два, три.,

Пройдёмся. раз, два, три.

И на место вновь вернёмся.

Слайд 14. Мировые головоломки.

Воспитатель просит детей взять последний 6-ой мяч. Дети идут к 6 столу. Воспитатель читает задание.

Игра «Собери  картинку из головоломку «Танграм»» .

Дети парами  собирают картинку .

Воспитатель: «-Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Из медальонов у нас получилось какое слово?»

Ответы детей.

Воспитатель: «-У нас получилось слово «ПОБЕДА»!» Но, прежде чем открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили медальоны (дети вспоминают все задания, которые они выполняли, воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук в котором медали профессора Математики и сладкое угощение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10» Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Возрастная группа: старшая

Разработка конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Путешествие по группе"

Цель: Создать условия для закрепления элементарных математических представлений....

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ЗНАКИ = И ≠»

Конспект НОД  по ФЭМП в старшей группе«СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ЗНАКИ  =  И  ≠»...

Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе «Сравнение групп предметов. Знаки == И =/=»

Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе «Сравнение групп предметов. Знаки == И =/=»...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Сравнение групп предметов»

. Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар.2. Закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Счёт в пределах 1-10».(Старшая группа.)

Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»Закреплять представления о ч...