Дидактическая игра «Книжка-игрушка»
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Коноваленко Елена Николаевна

МДОУ детский сад №1 комбинированного вида п.Вейделевка

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Книжка-игрушка»

Для детей младшего и среднего возраста

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Коноваленко Е.Н.

 

 

 

п.Вейделевка

 

 

Описание игры.

Пособие представляет собой книжку из восьми листов, размером альбомный лист, изготовленных из плотного цветного картона. Рисунки выполнены в виде аппликации. На каждой странице – отдельное дидактическое упражнение. Все детали игры прикрепляются с помощью липучей ленты, что дает возможность детям действовать с пособием, как с игрушкой. К упражнениям подобраны стихи, потешки, русские народные сказки.

 

Предназначение дидактического пособия.

Дидактическая «Книжка – игрушка» предназначена для детей младшего и среднего возраста. С ее помощью у детей закрепляются элементарные математические навыки в счете, определении формы и цвета, величины. Развиваются коммуникативные навыки, умение читать выразительно потешки, стихи. «Книжку – игрушку» рекомендуется использовать на занятиях, в самостоятельной деятельности, а также в диагностировании.

 

Цель игры.

Формирование элементарных математических представлений через игровые приемы с использованием художественных произведений и малых форм фольклора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

image

 

 

Дидактическое упражнение№1

Тема: «Помоги зайке» к сказке «Заюшкина избушка».

Цель : формировать творческое воображение.

Описание упражнения. Воспитатель читает сказку «Заюшкина избушка». Детям предлагается изображение зайчика с узелочком. Воспитатель предлагает успокоить зайчика и подарить ему узелочки с подарками. Отдельно изготовить еще несколько мешочков разной формы, чтобы их можно было накладывать на изображение. Тогда мешочки у зайки будут меняться. Мешочки по форме могут походить на самые разные предметы.

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое упражнение№2

Тема: «Наряди елочку» к песенке «Маленькой елочке холодно зимой».

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах и цвете.

Описание упражнения. Воспитатель вместе с детьми исполняет песенку «Маленькой елочке холодно зимой». И предлагает украсить елочку теми игрушками, которые похожи на разные геометрические формы и назвать их.

Например: «Я украшу елочку синим колокольчиком – он похож на треугольник. А тебе, Валера, какая игрушка нравится?»

Ребенок: «Я хочу украсить елочку зеленым флажком, он похож на прямоугольник» и т.д.

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое упражнение№3

Тема: «Подбери лесенку» по сказке «Снегурушка и лиса».

Цель: закреплять умение различать предметы по высоте, сравнивать их путем приложения, активизировать в речи детей слова: низкая, повыше, самая высокая.

Описание упражнения. После чтения сказки «Снегурушка и лиса» предложить детям помочь Снегурушке спуститься с дерева самой.

Воспитатель: « Давайте поможем Снегурушке спуститься с дерева. У нас есть лесенки. Сколько их? Разложите их по порядку. Катя назови их». Ребенок называет: низкая, повыше и самая высокая.

Предложить детям выбрать нужную лесенку по высоте, используя прием приложения и помогают спуститься Снегурушке.

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое упражнение№4

Тема: «Найди отличия» по сказке «Маша и медведь»

Цель: развивать зрительное внимание.

Описание упражнения. Предложить детям послушать сказку «Маша и медведь». Побеседовать по содержанию и рассмотреть иллюстрации. Затем дать задание сравнить две картинки по этой сказке и найти отличия.

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое упражнение№5

Тема: «Сосчитай цыплят» по сказке «Курочка ряба»

Цель: закреплять умение сравнить две группы предметов путем наложения и приложения, счет до пяти.

Описание упражнения. Вспомнить вместе с детьми сказку «Курочка ряба» и придумать новую концовку. Дети предлагают варианты: «Курочка снесла много яиц». Воспитатель предлагает детям сосчитать, сколько яиц снесла курочка и подумать, сколько вылупится у нее цыплят. Используя прием наложения и приложения, дети делают вывод: яиц и цыплят поровну, одинаково, по 5.

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое упражнение№6.

Тема: «Подбери дорожку» по стихотворению А.Барто «Бычок».

Цель: закреплять умение сравнивать предметы по ширине, пользуясь приемом приложения.

Описание упражнения. Прочитать стихотворение А.Барто «Бычок». Воспитатель предлагает детям помочь бычку и подобрать ему нужную дощечку по ширине, путем приложения.

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое упражнение№7

Тема: «Найди пару» по потешке «Дядюшка Ежок».

Цель: развивать зрительное внимание. Учить подбирать предметы с одинаковым  рисунком.

Описание упражнения. Воспитатель читает потешку «Дядюшка Ежок»

Дядюшка Ежок,

 Не ходи на бережок!

Там растаял снежок,

 Заливает лужок-

Ты промочишь ножки,

 Желтые сапожки .

Создается проблемная ситуация. Воспитатель: «Не послушался дядюшка Ежок, пошел на бережок и потерял сапожок». Воспитатель предлагает несколько сапожков, а дети должны подобрать пару по узору.

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое упражнение№8

Тема: «Когда это бывает» (части суток).

Цель: учить различать части суток по потешкам предложенным воспитателем, обозначать части суток определенным значком (символом).

Описание упражнения. Воспитатель показывает детям кружки : желтый, голубой, черный. Объясняет, что голубой это утро, желтый – день, а черный – ночь. Воспитатель читает потешку: «Петушок, петушок…». Предлагает детям определить часть суток (утром) и обозначить условным значком (голубой кружок). Для определения следующей части суток использовать потешку «Пошел котик на Торжок» (день). Потешку «Спят медведи и слоны…» можно использовать для определения части суток (ночь) и также обозначить условным значком.

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1.А.Барто Сборник «Игрушки». Издательство Москва 1998 г.

2. Энциклопедия детского фольклора. Издательство «Белый город»,2008 г.

3.Авторская разработка дидактического пособия «Книжка-игрушка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knizhka-_malyshka.doc384 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №1 комбинированного вида п.Вейделевка

Дидактическая игра

«Книжка-игрушка»

Для детей младшего и среднего возраста

Разработали воспитатели:

Поныровская И.В.

Коноваленко Е.Н.

Белгородская область

п.Вейделевка 2012г

Описание игры.

Пособие представляет собой книжку из восьми листов, размером альбомный лист, изготовленных из плотного цветного картона. Рисунки выполнены в виде аппликации. На каждой странице – отдельное дидактическое упражнение. Все детали игры прикрепляются с помощью липучей ленты, что дает возможность детям действовать с пособием, как с игрушкой. К упражнениям подобраны стихи, потешки, русские народные сказки.

Предназначение дидактического пособия.

Дидактическая «Книжка – игрушка» предназначена для детей младшего и среднего возраста. С ее помощью у детей закрепляются элементарные математические навыки в счете, определении формы и цвета, величины. Развиваются коммуникативные навыки, умение читать выразительно потешки, стихи. «Книжку – игрушку» рекомендуется использовать на занятиях, в самостоятельной деятельности, а также в диагностировании.

Цель игры.

Формирование элементарных математических представлений через игровые приемы с использованием художественных произведений и малых форм фольклора.

Дидактическое упражнение№1

Тема: «Помоги зайке» к сказке «Заюшкина избушка».

Цель : формировать творческое воображение.

Описание упражнения. Воспитатель читает сказку «Заюшкина избушка». Детям предлагается изображение зайчика с узелочком. Воспитатель предлагает успокоить зайчика и подарить ему узелочки с подарками. Отдельно изготовить еще несколько мешочков разной формы, чтобы их можно было накладывать на изображение. Тогда мешочки у зайки будут меняться. Мешочки по форме могут походить на самые разные предметы.

Дидактическое упражнение№2

Тема: «Наряди елочку» к песенке «Маленькой елочке холодно зимой».

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах и цвете.

Описание упражнения. Воспитатель вместе с детьми исполняет песенку «Маленькой елочке холодно зимой». И предлагает украсить елочку теми игрушками, которые похожи на разные геометрические формы и назвать их.

Например: «Я украшу елочку синим колокольчиком – он похож на треугольник. А тебе, Валера, какая игрушка нравится?»

Ребенок: «Я хочу украсить елочку зеленым флажком, он похож на прямоугольник» и т.д.

Дидактическое упражнение№3

Тема: «Подбери лесенку» по сказке «Снегурушка и лиса».

Цель: закреплять умение различать предметы по высоте, сравнивать их путем приложения, активизировать в речи детей слова: низкая, повыше, самая высокая.

Описание упражнения. После чтения сказки «Снегурушка и лиса» предложить детям помочь Снегурушке спуститься с дерева самой.

Воспитатель: « Давайте поможем Снегурушке спуститься с дерева. У нас есть лесенки. Сколько их? Разложите их по порядку. Катя назови их». Ребенок называет: низкая, повыше и самая высокая.

Предложить детям выбрать нужную лесенку по высоте, используя прием приложения и помогают спуститься Снегурушке.

 

Дидактическое упражнение№4

Тема: «Найди отличия» по сказке «Маша и медведь»

Цель: развивать зрительное внимание.

Описание упражнения. Предложить детям послушать сказку «Маша и медведь». Побеседовать по содержанию и рассмотреть иллюстрации. Затем дать задание сравнить две картинки по этой сказке и найти отличия.

Дидактическое упражнение№5

Тема: «Сосчитай цыплят» по сказке «Курочка ряба»

Цель: закреплять умение сравнить две группы предметов путем наложения и приложения, счет до пяти.

Описание упражнения. Вспомнить вместе с детьми сказку «Курочка ряба» и придумать новую концовку. Дети предлагают варианты: «Курочка снесла много яиц». Воспитатель предлагает детям сосчитать, сколько яиц снесла курочка и подумать, сколько вылупится у нее цыплят. Используя прием наложения и приложения, дети делают вывод: яиц и цыплят поровну, одинаково, по 5.

Дидактическое упражнение№6.

Тема: «Подбери дорожку» по стихотворению А.Барто «Бычок».

Цель: закреплять умение сравнивать предметы по ширине, пользуясь приемом приложения.

Описание упражнения. Прочитать стихотворение А.Барто «Бычок». Воспитатель предлагает детям помочь бычку и подобрать ему нужную дощечку по ширине, путем приложения.

Дидактическое упражнение№7

Тема: «Найди пару» по потешке «Дядюшка Ежок».

Цель: развивать зрительное внимание. Учить подбирать предметы с одинаковым  рисунком.

Описание упражнения. Воспитатель читает потешку «Дядюшка Ежок»

Дядюшка Ежок,

 Не ходи на бережок!

Там растаял снежок,

 Заливает лужок-

Ты промочишь ножки,

 Желтые сапожки .

Создается проблемная ситуация. Воспитатель: «Не послушался дядюшка Ежок, пошел на бережок и потерял сапожок». Воспитатель предлагает несколько сапожков, а дети должны подобрать пару по узору.

Дидактическое упражнение№8

Тема: «Когда это бывает» (части суток).

Цель: учить различать части суток по потешкам предложенным воспитателем, обозначать части суток определенным значком (символом).

Описание упражнения. Воспитатель показывает детям кружки : желтый, голубой, черный. Объясняет, что голубой это утро, желтый – день, а черный – ночь. Воспитатель читает потешку: «Петушок, петушок…». Предлагает детям определить часть суток (утром) и обозначить условным значком (голубой кружок). Для определения следующей части суток использовать потешку «Пошел котик на Торжок» (день). Потешку «Спят медведи и слоны…» можно использовать для определения части суток (ночь) и также обозначить условным значком.

Используемая литература

1.А.Барто Сборник «Игрушки». Издательство Москва 1998 г.

2. Энциклопедия детского фольклора. Издательство «Белый город»,2008 г.

3.Авторская разработка дидактического пособия «Книжка-игрушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональная книжка - игрушка "Говорушечка"

Это пособие можно использовать как для автоматизации звуков, так и для развития мелкой моторики....

проект "Формирование интереса к книге у детей раннего возраста посредством книжки- игрушки"

Актуальность проблемы литературного образования  у детей дошкольного возраста  на современном этапе  обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой  пр...

Книжки-игрушки для сенсорного развития малышей

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирова...

«Мягкие развивающие книжки - игрушки»

Мягкая книжка универсальеое развивающее пособие. они способствуют развитию тактильных ощущнений, мелкой моторики, речи, пространственного воображения, вниманию, памяти....

Методическая разработка к многофункциональному дидактическому пособию "Книжка-игрушка"

Многофункциональное дидактическое пособие "Книжка-игрушка"...

Книжка-игрушка "Ягоды, овощи, фрукты"

Название: Книжка-игрушка «Ягоды, овощи, фрукты»Возраст: 3 – 7 летЦель: формирование целостной картины мира, расширение кругозораОбразовательные задачи:Знакомить детей с растениями са...

Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"

Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...