Мастер - класс с педагогами " Формы образовательной деятельности с дошкольниками в развитии личности"
методическая разработка по математике

Попова Валентина Николаевна
  • Мастер - класс с педагогами " Формы образовательной деятельности с дошкольниками в развитии личности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_1.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»

(ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП «Детский сад «Семицветик»)

Формы образовательной деятельности с дошкольниками в развитии личности.

                                                       Воспитатель:

Попова Валентина Николаевна

М.р. Волжский, 2018г.

Актуальность:

 Современный этап модернизации системы дошкольного образования характеризуется обновлением его содержания, успешным процессом социализации , изменением подходов к организации образовательного процесса, что означает необходимость:

- уход от учебной деятельности ( занятий);

-повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

- включение в процесс эффективных форм работы с детьми ; ИКТ, проектная деятельность, игровая деятельность, проблемно- обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей.

Связано это с тем, что государство и общество хотят видеть личность творческую многоплановую, родители, в свою очередь, желают развивать ребенка в разных направлениях и получить в конечном итоге личность воспитанную, неординарно мыслящую, соответствующую сегодняшним требованиям общества.

Все это обосновывает необходимость и актуальность исследования средств, анализ форм образовательной деятельности в дошкольном возрасте в контексте новой образовательной политики, с использованием новых технологий и передового опыта.

Цель мастер-класса:

Познакомить педагогов с разнообразными формами образовательной деятельности ,направленных на формирование личностных качестви создание основ творческого потенциала дошкольника.

Задачи:

-  формирование позитивной оценки дошкольника;

- формирование коммуникативной компетенции;

- формирование способности к организации деятельности;

-формирование умения решать творческие и проблемные задачи;

- формирование  умения  работать с информацией.

Оборудование для проведения мастер-класса:

Ящик ощущений ( коробка, с открываемой крышкой, сбоку ящика есть отверстие, диаметр отверстия позволяет участнику засунуть руку внутрь), деревянные цифры -вкладыши, математические весы равновесия, деревянные красно-синие бусы , на веревке (количество бусин 100 штук), цветные ладошки- шнуровка, деревянные разноцветные бусины со шнурками ( количество бусин 100 штук), деревянные разноцветные кубики, книга  « Новая Заниматика для юных математиков» .

Ход мастер- класса:

Процесс модернизации российского образования привел к принятию новых образовательных стандартов, направленных на полноценное развитие личностных качеств  и способностей ребенка. Развитие личности дошкольника – это необходимость , которую нам диктует нам наше законодательство. Сегодня я хочу вам рассказать  и показать  как можно , используя следующие формы образовательной деятельности, а именно- дидактические игры, дидактические упражнения, которые включают математические творческие задачи, тематические проблемные ситуации ,сюжетные игры, влияют на развитие личностных качеств. Как известно, детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия , добиться результата, выиграть . Хотелось бы обратить ваше внимание на такие понятия как дидактические игры и дидактические упражнения. В чем особенность дидактических игр и упражнений? Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами , специально создаваемых педагогикой в целях обучения. С целью организации действий и поведения детей в дидактических играх обозначены игровые правила, которые регулируют игровые действия, соревновательного и ролевого характера, что несомненно формирует у дошкольника способности к организации деятельности и умения решать творческие и проблемные задачи. Дидактические упражнения – это повторяющиеся действия с целью закрепления знаний или навыка в ходе совместной деятельности педагога и ребенка. Следующая образовательная форма , которую активно используют педагоги в работе с детьми – это проблемные математические игровые ситуации . Содержание проблемно- игровых ситуаций зависит от решения тех ли иных образовательных задач:

- от возрастной категории детей и их индивидуальных возможностей;

- от календарно- тематического планирования той или иной возрастной группы.

Главный компонент проблемной ситуации – активный , осознанный поиск ребенком способа достижения результата, умение работать с полученной информацией. В случае « отрицательного» результата поддержка взрослого помогает ребенку правильно относится к неверному ответу, рассматривая его как один из путей приближения к истине. В этом ему помогает вариативность использования математического оборудования.

Нами были апробированы проблемные игровые  математические ситуации , дидактические игры и упражнения, творческие и сюжетные игры.

Рассмотрим некоторые из них.

1 Дидактическая игра с деревянными цифрами вкладышами « Попробуй отгадай».

В ящик складываются деревянные цифры вкладыши. Правило игры следующее: участник не вынимая из ящика выбранной цифры, на ощупь,  путем сенсорного анализа , угадывает какая это цифра.

2 Дидактическое упражнение с математическими весами равновесия.

Цель данного упражнения закрепление знаний о составе чисел в пределах 10.

Участникам предлагается выбрать из числового ряда  1- 10 ( выложенным при помощи деревянных цифр -вкладышей) любое число, и опытным путем доказать состав выбранного числа, двумя меньшими цифрами. ( Например : 6 – это 3 и 3, вешаются 2 пластины на правую сторону весов на цифру 3, а на правую сторону весов вешается одна пластина на цифру 6), таким образом наступило равновесие.

3 Творческие задачи.

Здесь предполагается использование  следующего оборудования -деревянных красно- синих бус, деревянные разноцветные бусы и деревянные разноцветные кубики. Варианты творческих задач могут быть следующие:

- «нарисовать» прямую линию, замкнутую линию, луч, отрезок, незамкнутую линию при помощи деревянных красно-синих бус. Сделать круг, треугольник, квадрат, измерить стол.

- зашифровать цифры разноцветными бусами и кубиками. Поупражняться в сравнение чисел и решение неравенств. Сделать разноцветные бусы по образцу, построить разноцветные башни.

4 Проблемно-игровая математическая ситуация «Садоводы».

При решении ситуации участники приобрели знания о составе числа 5 и закрепили навык ориентировки в пространстве. Были рассмотрены разные варианты состава числа5, опираясь на наглядность и пересчет предметов, осуществляли показ своих вариантов состава числа 5 при «рассаживание» цветов. Данная проблемная игровая ситуация имеет различные варианты модификаций.

Более подробное описание игр и упражнений вы найдете в книге « Новая Заниматика для юных математиков» Издательства торгового дома  « Светоч»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровая деятельность с песком в развитии и коррекции речи. Путешествие в морские глубины"

Представлен проект, представляющий собой синтез познавательных игр с песком и технологии ТРИЗ-РТВ,  служащийдля  создания положительного эмоционального настроя в выполнении заданий, развития...

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов дошкольных образовательных учреждений «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»

Мастер - класс может быть организован  в целях повышения профессиональной компетентности педагогов дщошкольных образовательных учреждений по вопросу проведения с детьми дидактических игр....

Мастер-класс для педагогов «Организация образовательной деятельности по ФЭМП средствами песочной терапии»

Цель: создание условий для повышения педагогической компетентности  в развитии эмоционально – коммуникативной сферы детей посредством песочной терапии....