Мастер-класс «Использование экспериментов в образовательной деятельности по ФЭМП для развития познавательной активности дошкольников»
материал по математике

Нестерова Лариса Ивановна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_po_matematike.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование экспериментов в образовательной деятельности по ФЭМП для развития познавательной активности дошкольников»

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
При этом «превращения», которые ребенок выполняет с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают умственные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Это прослеживается в детском стремлении всё исследовать, узнать, постигнуть неизвестное, найти ответы на возникшие вопросы.

По мнению ученых , экспериментирование является необходимым и важным видом познавательной деятельности в дошкольном детстве. На наш взгляд, эксперименты можно проводить во время непосредственно образовательной деятельности  в детском саду не только по ознакомлению детей с окружающим миром (что является уже традиционным), но и по математике. Развитию элементарных математических представлений дошкольников всегда уделялось особое внимание в силу необходимости развития абстрактного, логического мышления. Поэтому значимым вопросом для педагогов дошкольных образовательных организаций  является формирование у детей интереса к математике. Детская память избирательна, они легко усваивают то, что им интересно, вызывает удивление, радость, и вряд ли запомнят что-то неинтересное, даже если педагоги будут настаивать. Поэтому обучение математике должно заинтересовать ребенка, чему и может способствовать экспериментирование.

В ходе работы  учебное экспериментирование по формированию элементарных математических представлений  представляется тем способом обучения, который помогает ребенку «открыть новое знание» за счет сравнения, измерения, выводов.

Подобные опыты позволяют воспитателю просто и интересно обучать детей математике, если экспериментирование организованно таким образом, что отвечает программным задачам ФЭМП. Занятия по математике с элементами экспериментирования имеет свои определенные задачи.  Они могут быть общими, например: обучать самостоятельности нахождения решений поставленных задач с помощью проведения опыта  или эксперимента; учить детей делать выводы, заключения и выявлять взаимосвязи. Или частными, например: обучать измерению длины предмета с помощью условной мерки; обучать измерению объема сыпучих веществ. Изначально дети учатся экспериментировать в определенных типах работы под присмотром педагога, а потом нужное оборудование и материалы для организации опыта помещают в развивающую пространственно- предметную среду группы для самостоятельного использования ребенком, если это не угрожает его здоровью.

Слайд 2

В старшей группе создан уголок экспериментирования, где дети самостоятельно могут проводить опыты. С некоторыми из них мы вас сегодня познакомим.

Слайд3-4

Чем можно измерить длину? Измеряем высоту стула.

Обучаем производить измерения одновременно несколькими одинаковыми мерками, в результате чего у детей формируется представление о том, что такое мерка, зачем надо измерять, расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины и в древности (локоть, ладонь, палец)

Материалы: сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, отрезки тканей, тесьма или шнур.

Как же быть, если результаты получаются разные? Представьте, вы решили сшить платье или костюм. Измерили себя ладонью или кусочком ткани. Во время шитья вам вдруг не хватило ткани. Вы расстроены. Что же сделать, чтобы избежать таких неприятностей? Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех меры. Первая в мире единица измерения названа метром. Вот такой длины один метр. С помощью метра измеряют длину всех предметов. И если вы купите ткань по этой мере длины, то вам ткани обязательно хватит на наряд.

Слайд 5

Детям предлагаются две одинаковых ленты. Одну из лент сложим пополам, а другую втрое. Предлагаем детям определить, изменилась ли длина самой ленты? Какая длиннее? Что нужно сделать, чтобы определить длину ленты?

Слайд6-7

Хорошим материалом для экспериментирования может быть вода.

Эксперимент с водой может быть направлен на изучение свойства сохранения объема воды в независимости от формы сосуда. Понадобятся: стакан, ложка, несколько сосудов разной формы и высоты (узкие, широкие и т. д.) и сама вода. Переливаем в каждый стакан определенное количество  воды ложечкой, сравниваем, где больше получилось воды. И что на самом деле. Так же необходимо обращать внимание детей на форму и величину сосудов. В результате проведения опыта по выявлению неизменности объема дети закрепят понятия «узкий», «широкий», «большой», «маленький» и т. д. так же дети закрепляют счет, дети считают сколько ложечек перелили и отмечают фишками. После окончания эксперимента нужно сделать с детьми заключение о том, что  определенный объем воды не меняется от формы сосудов, а только принимает их форму, так как вода формы не имеет. Такой эксперимент с водой можно проводить в разновозрастных группах.

Слайд8

Детям предлагаются два одинаковых стакана с водой (вода на одном уровне). Воспитатель сначала сравнивает с детьми объем стаканов (одинаковые) и уровень воды в них (одинаковый). После этого воспитатель поднимает один из стаканов и ставит его на кубик, так, чтобы уровень воды казался детям выше. Дальше предлагает детям определить, в каком стакане воды больше. Что нужно сделать, что это определить?

Слайд9

Следующий опыт: одновременное выполнение двух видов деятельности – счета и измерения. Дети откладывают мерки, рисуют палочку или откладывают фишку. Измерение сыпучих веществ, сколько песка у нас в стакане, измеряем условными мерками: маленькая ложка, большая, стаканчик. Делаем вывод:  чем меньше условная мерка, тем больше раз она будет вмешиваться в измерительный предмет (вещество).

Слайд10

Следующий опыт: определение веса предмета. «Утонет, не утонет»          Дети выбирают предметы на ощупь, объясняя, как догадались, тяжелый он или легкий. От чего зависит легкость или тяжесть предмета? (от того, из какого материала он сделан). Выбираем несколько предметов морской камушек, стеклянный, бумажный. Опускаем их в воду, наблюдаем ,что утонуло, а что нет.

Слай11

Следующий опыт: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые);                                                                        Материалы: различные камни, три коробочки.                                                                     Дети рассматривают камешки: чем похожи эти камни? Чем камни отличаются друг от друга? Предложить ощупать их. Обращается внимание на цвет, форму. Предлагаю разложить камни по коробочкам:

В первую – гладкие и округлые;

Во вторую – большие и не круглые;

В четвертую – цветные.

ВЫВОД:

Использование элементарных опытов на занятиях по математике показывает, что новизна умственной задачи, наглядного материала, его занимательность и наличие проблемной ситуации положительно влияет на развитие мышления детей и их интеллектуальных способностей и на формирование положительного интереса к математике, что очень важно для будущих первоклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Организация экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников"

Из опыта работы по организации и проедении экспериментов, опытов, написании детских исследовательских  проектов. В  статье описаны  этапы проведения эксперимента, этапы подгот...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности дошкольников посредством песочной анимации "Хочу всё знать"

Обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Создание единого образовательного пространства ДОУ, как средство развития познавательной активности дошкольников».

Единое образовательное пространство  ДОУ  – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и дет...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников»

Мастер класс для педагогов ДОУ«Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников» может быть использован педагогами ДОУ с целью п...

Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников"

Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство творческой активности дошкольников"...