Развитие логического мышления детей 5-6 лет через проект «Волшебные блоки»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Шевчук Светлана Валентиновна

Рассмастривается актуальность пректа, его описание, план релизации, проедставлена картотеки игр и методитеские рекомендации по их организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_blokam_denesha.docx93.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №4 общеразвивающего вида»

 г. Сыктывкар

Развитие логического мышления детей 5-6 лет

 через проект «Волшебные блоки».

Опыт работы воспитателя

МАДОУ «Детский сад №4»

Шевчук Светланы Валентиновны

2018 год

Развитие логического мышления детей 5-6 лет

 через проект «Волшебные блоки».

Логика — это нравственность мысли и речи.
Ян Лукасевич.

Актуальность реализации проекта.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приёмов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит его будущее.

Логика (др.-греч. Λογική) - наука о правильном мышлении, искусство рассуждения. Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями.
Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания.
Мы пользуемся им при решении очень многих задач, как при выборе кратчайшего пути на работу, так и при разработке стратегических бизнес-планов. Мыслить логически – это значит выделять важное, отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать выводы. Логика помогает нам находить обоснование многим ситуациям и явлениям, осмысленно оценивать факты, грамотно выстраивать свои суждения.
Логическое мышление, как и любой другой навык, надо постоянно тренировать. Это важно в любом возрасте.

Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Развитие мышления ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной.
Подбор игр и упражнений дает возможность организовать занятие с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Даже в одной игре задания можно варьировать – кто-то из детей оперирует только одним свойством, другой уже осилит упражнение, где нужно ориентироваться на 2-3 свойства одновременно.

На данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.                    

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

В педагогической практике современного детского сада необходимо введение систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в образовательных ситуациях, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Тип проекта: познавательный – исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации проекта: долгосрочный (9 месяцев).

Участники проекта: воспитатели, дети и родители.

Возраст детей: дети старшей группы.

Цель проекта: формирование у детей умения решать логические задачи на разбиение по свойствам, предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи:

1. Формировать у детей основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, смысловое соответствие, ограничение.

2. Развивать у детей умение рассуждать, доказывать.

3. Развивать познавательные интересы, творческое воображение.

4. Воспитывать коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание во - время придти, на помощь сверстникам.

5. Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Основные принципы

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 

Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Основные формы реализации работы:

1. Организационная образовательная деятельность.

2. Самостоятельная деятельность вне занятий.

3. Игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, подвижные).

В процессе работы над проектом используются следующие методы и приемы:

1. практические (игровые);

2. наглядные;

3. индивидуальная работа.

Предполагаемые продукты проекта:

Продукты деятельности педагогов

- Перспективный план работы;

- Конспекты НОД;

- Картотека игр с логическими блоками Дьенеша.

- Методические рекомендации для родителей, по организации деятельности с детьми, направленной на активное использование логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления. (Приложение №2).

Продукты деятельности детей

- Схемы, модели.

- Рисунки.

- Аппликации.

- Конструирование.

- Лепка (из различных материалов).

Продукты деятельности других участников

- Изготовление фотоальбома («Что за чудо эти блоки»).

Ожидаемый результат:

- Дети умеют выделять в геометрических фигурах одновременно четыре признака: цвет, форма, величины, толщина.

- Дети способны классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина, толщина.

- У детей сформированы способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрическим фигурам с помощью наглядных моделей.

- У детей сформированы способности конструировать по цветной схеме.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный.

1.Подбор необходимой литературы, иллюстрационного материала, материала для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2.Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.

3.Выявление у детей первоначальных знаний, путем мониторинга по методике Л.А. Венгера.

4.Составление перспективного плана мероприятий с детьми и родителями.

5.Создание предметно - развивающей среды.

Для выявления уровня развития логического мышления дошкольников провела диагностику по методике Л.А Венгера.

Диагностика показала, что на начало учебного года средний уровень имели – 66%, низкий – 34%. Детей с высоким уровнем выявлено не было.

2 этап: Основной, организационно-практический

Работа с родителями

1.Создание папок – передвижек, для совместных познавательных игр для детей и родителей.

2.Консультации, родительские всеобучи, показ мастер – класса, оформление стенда.

3.Посещение родителями открытых занятий

4.Привлечение родителей к оказанию помощи в оформлении и создании альбомов с играми, создание картотеки игр. (Приложение №1).

Работа с детьми:

Перспективный план реализации проекта

Месяц

Организационно образовательная деятельность

Задачи

Другие виды образовательной деятельности и формы работы с детьми

сентябрь

1.«Какие разные геометрические фигуры».

2. «Поможем лесным жителям собрать припасы на зиму».

Вспомнить и закрепить название знакомых геометрических фигур. Учить различать блоки по двум признакам (цвет, форма).

Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10.

Развивать мышление, умение классифицировать предметы по размеру.

-Беседа «Увлекательные блоки».

-Конструирование простых построек из геометрических фигур.

-Аппликация: «Бабочки на осенней полянке».

-Чтение стихов «Весёлый счет».

-Рисование «Что можно нарисовать из геометрических фигур?».

-П/и – «Найди свой домик по цвету».

-На прогулке: лепка из песка «Песочные фигурки».

Д/и «Наведём порядок».

Д/и «Чудесный мешочек».

Игровое упражнение: «Сосчитай фигуры».

октябрь

1.«Путешествие по сказочному лесу».

2. «Цветик-семицветик»

Закреплять знания о геометрических фигурах.

Познакомить с составом числа 2 и 3.

Учить составлять узор из геометрических фигур по образцу.

Определять, из каких фигур составлено изображение.

Развивать внимание и логическое мышление.

Продолжать формировать умение классифицировать фигуры по цвету, форме, величине.

Продолжать развивать логическое мышление, внимание, память.

Развивать умение работать в тетради в клетку.

Познакомить с символикой отрицания цвета.

-Рассматривание схем с символикой отрицания.

-Конструирование: «Мебель для любимой зверюшки», «Дома».

-Аппликация из осенних листьев разной формы и цвета «Осенние краски»,

 - Рисование «Дорисуй не достающую фигуру».

- П/и «Найди мяч».

- Сюжетно – ролевая игра: «Супермаркет».

-Д/и «Расселим фигуры».

-Работа в тетрадях «Выложи по образцу»,

«Обведи фигуру по точкам».

-Наблюдение за окружающим: «Найди предметы круглой формы».

Д/и «Клад», «Отрицание цвета», «Составь изображение», «Найди свой домик», «Засели домики».

Игровое упражнение: «Выложи из блоков цифру».

ноябрь

1.«Мы едем, едем, едем…».

2. «Весёлая математика».

Продолжать знакомить детей с составом чисел 2 и 3 из единиц.

Продолжать учить моделировать геометрические фигуры.

Закреплять навыки счета.

Продолжать учить складывать изображения из блоков.

Знакомство с символикой отрицания формы.

Разделяет фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и», «или».

Продолжать знакомить с составом числа 3 из двух меньших чисел.

Упражнять в использовании знаков сравнения.

Развивать умение сравнивать предметы по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результат сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий.

-Рассматривание схем с символикой отрицания.

-Конструирование: «Такой различный транспорт».

-Аппликация: «Транспорт».

-Лепка из пластилина: «Угощение для Петрушки».

-П/и «Скорей по местам».

-Наблюдение за окружающим: «Найди предметы квадратной формы».

- Д/и «Отрицание формы», «Два обруча», «Сравни фигуры по высоте».

декабрь

1.«Мы учимся считать».

2. «Зимушка – зима».

Закрепить навыки счёта.

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение читать «схему», закрепление навыков порядкового счета.

Продолжать учить складывать изображения из блоков.

Знакомство с символикой отрицания размера.

Учить детей составлять число 4 из двух меньших чисел.

Познакомить детей с объемной формой – кубом.

Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать

эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении

практически задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших

действий.

- Рассматривание схем с символикой отрицания.

- Конструирование: «Подарки для друзей».

- Аппликация «Весёлый снеговик».

-Рисование «Фигурные снежинки».

-Лепка из снега: «Ледяной городок».

-П/и «Свободное место», «Встань правильно».

-Д/и «Узнай фигуру на ощупь», «Украсим ёлку бусами», «Волшебные комочки».

-Наблюдение: «Найди предметы треугольной формы».

январь

1.«Новый год у ворот…».

Познакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел.

Продолжать учить моделировать геометрические фигуры.

Учить детей формировать образы на основе схематических изображений.

Продолжать развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении

практически задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших

действий.

-Рассматривание схем.

-Чтение сказки «Снежная королева».

-Конструирование: «Постройки на площадке».

-Аппликация «Сани для Деда Мороза».

-Рисование «Елочка зелёная».

-П/и «Совушка», «Найди своё место», «Бездомный заяц».

-Д/и «Назови какой блок по счёту», «Собери нужное количество», «Исправь ошибку», «Хоровод».

-Работа в тетради «Продолжи ряд с фигурами», «Расположи фигуры в указанном месте».

февраль

1.«День защитников отечества».

2. «Зимушка хрустальная».

Продолжать учить работать с блоками.

Закрепить порядковый счёт в пределах 5.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Закрепить представление о части суток (утро, день, вечер, ночь).

Закрепить умение читать «схему».

Закреплять умение составлять число 5 из двух меньших чисел.

Познакомить с видами четырехугольников.

Совершенствовать умение сравнивать числа.

Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

Развивать логическое мышление.

-Рассматривание военной формы, медалей, военной техники.

-Конструирование: «Военный транспорт».

-Рисование: «Что ты видел интересное».

-Лепка из снега «Слепи что нравиться».

-П/и «Самолёты».

-Лото «На что похоже».

-Работа в тетради: «Нарисуй путь к домику».

-Наблюдение: игра «Найди предметы не круглой формы».

март

1.«Международный женский день 8 Марта».

2 «Весна красна идёт».

Познакомить с составом числа 6 из двух меньших чисел.

Закреплять знания о четырехугольниках.

Познакомит с последовательностью дней недели.

Продолжать учить детей работать в тетради.

Развивать мышление, память, воображение.

Закрепить умение читать «схему».

Познакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел.

Совершенствовать навыки счета.

Развивать умение сравнивать предметы по толщине.

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. 

Развитие умений выделять свойства в предметах, решении практически задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

-Конструирование: «Украшение для любимой мамы».

-Рисование «Цветы для любимой мамы».

-Лепка из пластилина «Веточка мимозы».

-Наблюдение: «Найди предметы не прямоугольной формы».

-Д/и «Цветок», «Покажи фигуру».

-П/и «Дни недели стройтесь!».

-Работа в тетрадях: «Соедини по точкам фигуру».

апрель

1.«Гости из космоса»

2 «Весна идёт весне дорогу».

Познакомить с составом числа 8 из двух меньших чисел.

Учить классифицировать геометрические фигуры из набора Дьенеша по нескольким параметрам (цвет, форма, размер, толщина). Развивать логическое мышление детей.

Познакомить с составом числа 9 из двух меньших чисел.

Учить детей ориентироваться в пространстве.

Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, сравнивать целое и части.

Закрепить умение читать «схему».

-Конструирование: «Путешествие в космический мир».

-Рисование «Инопланетяне».

-Лепка «Различные планеты».

-П/и «Космонавты».

-Наблюдение: «Найди предметы не треугольной формы».

Д/и «Сосчитай флажки», «Построй летающий объект», «Сосчитай звуки».

май

1.«Цветущая весна».

2.«Праздник в стране блоков».

Познакомить с составом числа 10 из двух меньших чисел.

Учить детей ориентироваться в пространстве.

Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, сравнивать целое и части.

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.

Закрепить порядковый счет в пределах 10.

Развивать логическое мышление, умение читать схему, внимание, воображение, речь. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, желание помочь своей команде.

-Конструирование: «На ферме», «Флаг нашей Страны, Республики».

-Аппликация: «Георгиевская ленточка».

-Рисование: «Вазы для фруктов».

-П/и «День-Ночь», «Встань правильно».

-Д/и «Расставь цветы в две вазы», «Дерево»,

«Разложи фигуры в две коробки», «Два обруча».

-Наблюдение: «Найди фигуры не квадратной формы».

Таким образом, совместная деятельность с родителями и их помощь вызывает у детей личностно – ориентированную модель общения, которая направлена на развитие познавательных знаний, наличие между взрослым и ребенком отношений сотрудничества и партнерства.

Промежуточный мониторинг, с целью выявления полученных знаний по данной теме проведённый в первую неделю декабря он показал, что средний уровнем развития увеличился на 3%, что составило 69%, а низкий уровень развития сократился на 3%, что составило 31%.

Стоит предположить, что использовании логических блоков Дьенеша способствует умственному развитию детей.

Заключительный этап.

1.Итоговый мониторинг детей с целью выявления полученных знаний по данной теме.

2.Посешение родителями открытого итогового занятия.

Перспективы на будущее.

Я планирую продолжать работу по данной теме, с последующим использованием блоков Дьенеша и других авторских программ.

Используемая литература:

1. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б. Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

2. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование математических представлений: Старшая группа. –М.:МОЗАИКА СИНТЕЗ,2015.-80 с.

3. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Старшая группа: Учебно-методическое пособие для       воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.

4. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/ JI.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.

5. Галанова, Т. В. Развивающие игры. Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.

6. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.-      М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.

7. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.

8. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 191 с.

9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240 с.

Приложение №1

Картотека игр с блоками Дьенеша

для детей старшей группы

Найди такую же фигуру»

 Вариант 1. Положите перед ребёнком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)

Вариант 2. Положите перед ребёнком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

Вариант 3. Положите перед ребёнком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.

   «Найди НЕ такую фигуру»

Положите перед ребёнком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

    «Наведи порядок»

(сортировка, группировка)

   «Цепочка»

Вариант 1. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, жёлтый, красный (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

Вариант 2. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

     «Цепочка» (усложнение)

Вариант 3. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.)

Вариант 4. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.

Вариант 5. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

   «Кто быстрее соберет блоки»  

Вариант 1. «Собери урожай»

Детям предлагается игровое упражнение: Кто быстрее всех соберет все красные блоки?  и т. д.

   Вариант 2. «Поручения»

Каждому ребёнку по - очереди поручается собрать все круглые блоки и т. д.

Вариант 3. «На свое место»

Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч и т. д. Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно

   «Волшебный мешочек»

(определяем форму и величину)

Содержание:

1 вариант. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребёнка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

2 вариант. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребёнок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

   «Найди клад»

Вариант 1. Выкладываем перед ребёнком 4 логических блока Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребёнок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под жёлтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребёнок, а взрослый задает наводящие вопросы.

Вариант 2. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребёнок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

   «Что изменилось? »

Вариант 1. Перед ребёнком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребёнок должен заметить изменения.

   «Третий лишний»

 Выложите три фигуры. Ребёнку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине)

   «Найди пару»

Каждой фигуре нужно найти пару по одному из признаков, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.

   «Подбери»

Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

   «Собери бусы»

Ребёнку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.

   «Составь изображение»

Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

   «Помоги Мишке и Зайке» (усложнение)

  Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др.

Вариант 1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:

- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).

-А у зайки? (Все не красные).

Вариант 2. Попробуйте разделить фигуры по-другому:

а) чтобы у мишки оказались все круглые;

б) чтобы зайцу достались все большие;

в) чтобы кукле достались все жёлтые и т. д.

Вариант 3. Более сложный вариант этой игры:

Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.

Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные).

Только зайке? (Квадратные, не синие).

Какие фигуры подошли сразу и мишке, и зайке? (Синие, квадратные).

А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).

   «Второй ряд»

Вариант 1. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера);

Вариант 2. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы, но другого цвета (размера);

Вариант 3. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другая по цвету и размеру;

Вариант 4. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура не такая по форме, размеру и цвету.

«Разгадай Загадку»

http://holmrzdo.edusite.ru/images/7gshor

Для игры “Разгадай загадку” вам понадобятся карточки с изображением трёх или четырёх признаков (наиболее сложный вариант с отрицанием 1,2,или 3 признаков) и блоки-отгадки. Игра “Загадай загадку” представляет из себя пустую табличку, на которую дети, выбрав фигуру, раскладывают соответствующие знаки.

 

http://holmrzdo.edusite.ru/images/ushdb-

   «Рассели жильцов»

В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину)

   «Обруч»

Блоки складываются в два или три обруча. На пересечении двух кругов будут находиться блоки с пересекающимися свойствами. Например, сложите в первый обруч треугольные блоки, во второй – красные, в третий – квадратные. Дети убеждаются, что красные треугольные блоки нужно расположить на пересечении первого и второго обруча.

   «Найди клад»

Выкладываются 8 блоков, под одним из них ведущий (один из детей) прячет «клад» (монетку). Дети задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать, только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (дети делают вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину). По аналогии с этой игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребёнок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

  «Угощение для медвежат»

Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Цель игры:

развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам; понимание слов: «разные», «одинаковые». Подведение к пониманию отрицания свойств.

Описание игры:

1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки - логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры - отличие печенья по двум признакам - цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. Во всех вариантах ребёнок дает медвежонку любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

2 вариант с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств, кладут стопкой лицевой стороной вниз. Ребёнок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством. Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством. Угощает мишку. Например, выбрана карточка «большой» ребёнок выбрал логическую фигуру: большой, красный треугольник; второе печенье: маленький красный треугольник. Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.

В игре могут присутствовать элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

   «Дерево»

Нарисуйте дерево с ветками разных цветов без листьев. На каждой веточке свой символ, означающий форму, размер или толщину. Ребёнок с красным большим треугольником должен найти красную ветку со значком “треугольник и большой” (или не квадрат, большой, или треугольник, не маленький и т.д.

   «Лабиринт»

 Можно рисовать лабиринты, дороги к гаражам, грядки на огороде и всю информацию кодировать знаками.  

 

Приложение № 2.

Методические рекомендации для родителей при использовании блоков Дьенеша.

1. Использование логических блоков с целью развития логико-математических представлений у детей.

2. Общая характеристика системы игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления детей.

3. Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками в группах детей старшего. дошкольного возраста

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т.е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

В данной работе представлена характеристика блоков Дьенеша, показано использование логических блоков с целью развития логико-математических представлений у детей; дана общая характеристика системы игр и упражнений, которые направлены на развитие логического мышления; выявлено, насколько развито словесно-логическое мышление в старшем дошкольном возрасте; представлены методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками. 

  1. Использование логических блоков с целью развития логико-математических представлений у детей.

Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий), четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый).

В названном комплекте 48 блоков: 3х4х2х2. Можно ограничиться и меньшим числом блоков: взять меньше цветов, форм или исключить различие по толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один-два набора объемных логических фигур – блоков и набор плоских логических фигур на каждого ребенка.

Логические блоки лучше изготовить из дерева или пластика.

Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов – одинаковая толщина всех фигур.

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

2. Общая характеристика системы игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления детей

Охарактеризуем три группы постепенно усложняющихся игр и упражнений:

1) для развития умений выявлять и абстрагировать свойства,

2) для развития умений сравнивать предметы по их свойствам,

3) для развития способности к логическим действия и операциям.

Игры и упражнения даны в трех вариантах (I, II, III). Игры упражнения I варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, нарушение правил не позволяет достичь верного результата. Можно отнести такие игры и упражнения, как «Найди клад», «Помоги муравьишкам», «Необычные фигуры» и другие. С помощью игр и упражнений II варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Они даются в такой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком умениями сначала сравнивать, затем классифицировать и обобщать предметы. При этом сначала ребенок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем – по самостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух предметов к сравнению трех. Можно предложить такие игры и упражнения, как «Дорожки», «Домино» и другие. Игры и упражнения III варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Подробнее о играх и упражнениях этого варианта смотрите в разделе «Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками в группах детей старшего дошкольного возраста».

Упражнения, за исключением третьей группы (логические действия и операции), не адресуются конкретному возрасту. Так как дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.

3. Методические рекомендации по организации игровой деятельности игровой деятельности с блоками в группах детей старшего дошкольного возраста

Для старшего дошкольного возраста предназначены игры и упражнения с логическими действиями и операциями. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры и упражнения, как «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели блоки» и другие.

Рассмотрим методические рекомендации по проведению некоторых игр и упражнений.

Помоги фигурам выбраться из леса

Цель: развить логическое мышление и умение рассуждать.

Материал: логический фигуры, таблицы (см. приложение).

Содержание:

1. Перед детьми таблица 1.а. На ней лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. (Каждый знак разрешает идти по своей дорожке только таким фигурам, как он сам.) Затем дети разбирают фигуры и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз нужно свернуть.

2. Используется таблица 1.б. Штриховкой обозначен цвет фигур.

3. Используется таблица 1.в.

Раздели блоки – 1.

Цель: развить умение разбивать множество по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: логические блоки, 2 игрушки (Буратино, Незнайка).

Содержание:

На полу или на столе на расстоянии метра друг от друга расположены игрушки – Буратино и Незнайка. Они собрались строить для себя дома из блоков, но поссорились из-за того, что не могут разделить блоки между собой. Взрослый предлагает детям помирить Буратино и Незнайку и помочь им разделить блоки так, чтобы у Незнайки оказались все красные.

После выполнения задания дети рассказывают, какие блоки у Незнайки (все красные) и какие у Буратино (все не красные).

Если дети при характеристики блоков Буратино начинают называть несколько свойств (желтые и синие), взрослый говорит, что нужно отвечать, одним словом. Если дети отвечают неверно, он еще раз обращает их внимание на блоки Незнайки (все красные) и предлагает назвать, какие все блоки у Буратино в отличие от тех, которые у Незнайки.

При повторении упражнения меняется свойство, по которому дети разбивают слово: разделить блоки так, чтобы у Буратино оказались все треугольные, или так, чтобы у незнайки были все желтые.

Сначала правила разделения блоков предлагает взрослый, а затем – дети.

Конспект занятие по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша.

 (Старшая группа)

«Поможем сказочным героям»

Цель: Научить дошкольника решать логические задачи на разбивания по свойствам .

Образовательные задачи:

 - упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания. Уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему. Закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.

Развивающие задачи:

 - развивать пространственные воображения, умение синтезировать и комбинировать;

- развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память

- развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.

Воспитательные задачи:

- воспитывать инициативу, настойчивость в достижение цели, самостоятельность, уважение   друг к другу, желание помогать товарищам;
- поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.

Предварительная работа:

- дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек.

Оборудование

Демонстрационный: блоки Дьенеша, нарисованные закодированные замки, изображение волшебной двери, блоки с буквами слова "Молодцы", сундук.

Раздаточный материал: набор блоков Дьенеша (на каждого ребенка), кодовые карточки, разноцветные обручи, карточки: "Каталог недвижимости" и бланки заказов к игре "Строим дом", коврики на каждого ребенка.

 Прогнозируемый результат:

- Дети смогут моделировать важные понятия математики и информатики. У них ускориться развитие способностей к логическому структурному мышлению.

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети мы с вами помогали Василисе Прекрасной, она помнит нас и в благодарность прислала волшебный сундучок. Но только я не могу его открыть, так как он закрыт на замки. А как их открыть я не знаю. Я думаю, что это опять проделки Бабы Яги.

Баба Яга: - Кто это меня вспомнил?

Воспитатель: -  Баба Яга это ты закрыла сундучок?

Баба Яга: - Ну, я, а дальше что?

Воспитатель: -  Баба Яга открой, пожалуйста.

Баба Яга: Открою, если вы справитесь с заданием. Но они очень трудные. Я сундук закрыла на пять замков и вам нужно заработать пять ключей.

Воспитатель: - Ну что ребята справимся?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Давайте скажем наши волшебные слова.

Психогимнастика.

У нас все получится,

У нас все в порядке.

Настроение, каково – Во! (Дети выставляют большой палец)

У всех без исключения – Да!

И вы такого мнения – Да!

Ну, вы ребята молодцы!

Воспитатель: - Все Баба Яга мы готовы.

Баба Яга: -  Ой, готовы, я сейчас посмотрю. Вот первое задание. Чтобы заработать первый ключ надо пройти через волшебную дверь.

Игра «Волшебная дверь»

Цель: Упражнять в умении классифицировать предмет по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию, определять изменяющийся признак объекта.

Баба Яга: - Проходя через волшебную дверь свойства блока, изменяются, может измениться одно свойство, но может и сразу несколько. Нужно определить, какие именно свойства блоков изменились при проходе через волшебную дверь.

Дети: - Сначала был квадрат, тонкий, красный, маленький. А стал квадрат толстый, синий, большой. Поменялся размер, цвет и толщина. А форма осталась такой же.

(перед детьми лежит блок, а за дверью другой блок. Дети определяют, что поменялось)

Баба Яга: - Так правильно.

Дети: - Сначала было два круга больших, тонких, красных, а стало четыре треугольника маленьких толстых синих. Поменялись фигуры их цвет, толщина, размер и количество и т. д.

Баба Яга: - Ну, хорошо справились.

Воспитатель: Раз мы справились, ты должна нам отдать заработанный ключ.

Баба Яга: - Да, придется отдать вам первый ключ.

Воспитатель: - Сколько еще ключей нам надо заработать? (Спрашивает у детей).

Дети: - Четыре.

Баба Яга: - Вот вам следующее задание.

Я рассыпала все бусы Василисы, а вы их соберите. Только правильно. Я проверю.

Проводится игра «Собери бусы»

Цель: Развивать умения, выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему». Закреплять навыки порядкового счета.

Воспитатель: - Ребята, вот вам карточки со схемами и карточки, на которых вы будете выкладывать бусины.  Закрашенный кружок показывает вам место бусины на ниточке. Бусины нужно выкладывать слева направо.

(Дети выполняют)

Воспитатель: - Паша, какая бусина у тебя на первом месте?

Паша: - прямоугольник толстый, маленький, красный.

Воспитатель: - Данил, а какая бусина у тебя на третьем месте? И т. д.

Данил: - на третьем месте круг большой, тонкий, синий.

Воспитатель: - Ну что, Баба Яга, справились мы с этим заданием?

Баба Яга: - Да, придется вам отдать еще один ключ.

Воспитатель: - Ребята сколько у нас ключей?

Дети: - Два.

Воспитатель: - Сколь еще нам надо ключей?

Дети: - Три.

Баба Яга: - А вот, вам и следующее задание. Надо навести порядок в волшебных камнях Василисы. Разложить их по коробкам. Но смотрите ничего не напутайте.

Воспитатель: - Дети, а что бы ручки нас слушались, давайте сделаем гимнастику для рук.

Гимнастика для рук «Метель».

Зиму всю мели метели

 клены, липы посидели

Вращение кистями рук

Ладошки смотрят друг на друга,

соединить все пальчики, начиная с мизинчика.

А весной повеселели

Пальчики соединены между собой, выгнуть из как будто надули шар.

Зацвели, зазеленели

Запястья соединены пальцы растопырены (деревья, кусты)

Птицы с юга прилетели

Кисти рук перекрещены, и движения как будто летят птицы

Ветки лапками согрели

Погладить правой рукой - левую руку, затем левой рукой – правую руку.

Игра «Камни Василисы»

Цель: Развивать логическое мышление, аналитические способности. Формировать навыки, необходимые для решения логических задач: абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам. Способствовать развитию речи.

Воспитатель: - Возьмите карточки схемы. Будьте внимательны. Ира, Паша, Данил, вам надо разложить блоки в два обруча по двум признакам. А Никита и Арсений разложат блоки в три обруча по трем признакам.

(Дети выполняют задания).

Воспитатель: - Ира, расскажи, как ты разложила блоки.

Ира: - В зеленом обруче все желтые блоки, а в синем все круги. В пересечении желтые круги, так как они относятся и к желтым и к кругам.

Воспитатель; - Молодец Ира, правильно разложила.

-  Арсений, расскажи, а как ты разложил.

Арсений: - В синем обруче все квадраты, в зеленом все толстые блоки. А в красном все большие. В пересечении синего и зеленого - толстые квадраты, так как они относятся и к толстым, и к квадратам. В пересечении зеленого и красного - все толстые и большие, так как они относятся и к толстым, и к большим. А в пересечении синего и красного - квадраты большие, так как они относятся и к квадратам, и большим. В общем пересечении - квадраты большие, толстые, так как они относятся и к толстым, и к квадратам, и к большим.

(Дети по очереди рассказывают, как они выполнили задания).

Воспитатель: - Баба Яга, дети и с этим заданием справились.

Баба Яга: - Да. Я вручаю вам еще один ключ.

Воспитатель: - Дети, давайте посчитаем, сколько ключей мы с вами заработали.

Дети: - Три.

Воспитатель: - А сколько еще осталось?

Дети: - Два.

Баба Яга: - Ну, сейчас вам надо будет очень постараться, чтобы заработать следующий ключ. Вы должны будете выполнить очередное задание.

Воспитатель: - Ребята, чтобы мы с ним справились, чтобы наши глазки все видели хорошо, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Перед началом упражнения

Прими исходное положение:

Прямо встань, расслабь все тело

И вперед смотри уверенно и смело.

Все тело неподвижное у нас

Движенья будут исключительно для глаз.

Гимнастика для глаз «Маляры»

Нет забавнее игры:

Наши глазки – маляры.

Мы заборы красим,

Вверх – вниз – раз

Вверх – вниз – два (и так до четырех раз)

Влево – вправо – раз

Влево – вправо – два (и так до четырех раз)

Наши глазки молодцы,

работают в согласии.

Воспитатель: - Баба Яга, мы готовы к выполнению задания.

Баба яга: - Я хочу, чтобы вы стали строителями и построили мне чудо город. Для этого получите «Бланки заказов», «Каталог недвижимости».

Игра «Строим дом».

Цель:

- развивать пространственное воображение, умение синтезировать и комбинировать;

- развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память.

- воспитывать желание помочь друг другу.

Воспитатель: - Баба Яга, смотри, какой чудо город построили дети. Мы заработали ключ?

Баба Яга: - Да, город замечательный никто даже не ошибся. Вот досада! Придется отдать вам ключ.

Воспитатель: - Дети, сколько у нас уже ключей?

Дети: - Четыре.

Воспитатель: - А еще, сколько нам надо заработать?

Дети: - Один.

Баба Яга: - Попробуете заработать. Я спрятала цыфры под блоками, если вы их найдете, и составите из них слово, то я отдам вам пятый ключ.

Воспитатель: Мы с этим заданием справимся. Правда, ребята.

Дети: - Да.

Баба Яга: цыфра спряталась под большим, тонким, красным кругом (1).

Круг желтый, маленький, толстый (2).

Треугольник синий, большой, тонкий (3).

Прямоугольник синий, маленький, тонкий (4).

Прямоугольник красный, большой, тонкий (5).

Квадрат желтый, маленький, тонкий (6).

Треугольник синий, большой, толстый (7).

Баба Яга: - Ну, признаюсь, вы и правда молодцы, со всеми заданиями справились. И заработали последний ключ. Но сможете ли вы найти, какой из этих ключей, к какому замку подойдет?

Игра подбери ключ к Замку.

Цель: развивать способность декодировать информацию, изображенную на карточке, уметь выбирать блоки по заданным свойствам, закреплять навыки вычислительной деятельности.

Воспитатель: - Ребята выберите себе каждый, к какому замку вы будите подбирать ключ.  На замках коды:

1 код - треугольник, красный, маленький тонкий.

2 код – круг, не красный, не синий, не тонкий, большой.

3 код – не круг, не треугольник, не квадрат, не толстый, не маленький, синий и т.д

Воспитатель: - Вот мы и открыли все замки. Давайте посмотрим, что в волшебном сундуке.

(Открывают сундук, а там дидактическая игра по математике и DVD диск).

Баба Яга: - Опять вы справились со всеми заданиями, но ничего, в следующий раз я придумаю для вас очень трудные задания. Ждите, а я пошла к себе думать.       (Прощается и уходит).

Воспитатель: - Ребята у нас с вами все получилось. Мы   хорошо справились со всеми заданиями. Какие задания вам показались самыми интересными (ответы детей).

Воспитатель: - Давайте вытянем руки перед собой и соединим их в центре круга. Тихо так постоим и попытаемся почувствовать себя теплыми солнечными лучиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах....

Доклад на педсовете на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий. Блоки Дьенеша»

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключев...

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста, посредствам развивающих технологий. Блоки Дьенеша».

Цель: повысить уровень профессионального матерства педагогов по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию.Познакомить с блоками Дьенеша и  вариантами их применения....

Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

laquo;Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»...

Долгосрочный познавательно-творческий проект: «Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»

Активное изучение и внедрение технологии "Блоки Дьенеша" в образовательный процесс детей дошкольного возраста...

Педагогический эксперемент "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста, через реализацию технологии блоков Дьенеша"

Логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они по...