обучение дошкольников счету посредством деления геометрических фигур на части
статья по математике

Синяткина Елена Владимировна

В статье говорится о опыте работы по формированию элементарных математических навыков, овладению приемами деления предметов на части с учетом размера , формы,пропорций фигуры, пониманию взаимосвязи между размером  предметови и размером тх соответствующих частей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полезно побуждать детей находить наиболее удобны (рациональные) способы деления предметов на части с учетом размеров на части с учетом их размера, формы , пропорций. Например, надо сравнить, как легче разделить на 4 части узкую полоску (ленту) и квадрат (кусок ткани). Дети решают, что узкую полоску удобнее складывать по длине  пополам и еще раз пополам, а квадрат – последовательно сложить противоположными сторонами. На одном из последних занятий по этой теме целесообразно сравнить результаты деления на равные части предметов разных размеров. Детям предъявляют 2 предмета контрастных размеров, например большой и маленький круг или квадрат. Воспитатель делит фигуры на 2(4)равные части, берет по 1 из частей каждой фигуры и просит детей сказать, как можно назвать эти части («Половина, 1из 2, 1/2»). «Это половина и это половина. Объясните, почему они разных размеров». На последующих занятиях проводят упражнения в делении геометрических фигур на 2, 4, 8 частей и в составлении целых фигур из частей: например: «Как надо сложить и разрезать квадрат, чтобы получилось 2 равных прямоугольника? Чтобы получилось 2 равных треугольника» (Надо согнуть квадрат стороной к стороне к стороне  или сложить уголок с уголком.) Дети рассказывают о том, какие фигуры и как они разложили и, что получилось в результате деления , какой формы части, сколько их. Проводят и специальные упражнения в составлении фигур из частей: «Сколько кругов можно сложить из 4 полукругов?» Можно показать части фигур: «Это 1 из 4(1 из 2, 4 из 8) частей квадрата. Догадайтесь, сколько было квадратов. Составьте их». Помогая детям, воспитатель показывает запасные фигуры соответствующего размера. Делает вывод: половина большого круга больше половины маленького, а половина маленького меньше половины.

Предметы больших размеров, и их части тоже разных размеров. Целесообразно здесь же противопоставить результаты деления на части предметов, равных по величине. При проведении упражнений в делении предметов на равные части воспитатель постоянно следит за тем, чтобы дети точно выполняли действия, проверяли равенство частей, пользуясь приемами наложения, а также измерения условной меркой, приучает детей употреблять в речи следующие слова и выражения: разделить на равные части, целое, половина, пополам, одна из двух частей, одна из четырех частей, а несколько позднее – одна вторая, одна четвертая. Последние выражения не следует специально заучивать, дети постепенно их запоминают. Каждый раз ребята пересчитывают части, а соединяя их вместе, получают 1 целый предмет, устанавливают отношения между целым и частью. В итоге ряда занятий можно задать детям вопросы, позволяющие обобщить знания: «Сколько раз надо сложить круг, чтобы разделить его на 2 (4,8) равные части? Если квадрат сложить 1 (2,3) раз пополам, сколько частей получится? Если я вас попрошу дать мне половину груши, на сколько частей вы ее разделите? А если попрошу 1/4? Сколько таких частей целой груше? На сколько частей я разделила целое, если это 1 часть из 4(из 2)? Если мы разделим пополам большой предмет и маленький, половина какого предмета будет больше? А меньше? Почему? » Деление на части позволяет показать детям возможность дробление предметов на равные доли, наглядно выявить отношение целого и части, и таким образом, создается условие для осознания детьми процесса измерения величин. При измерении предмет как бы дробится на части, сумма которых и характеризует его величину.

После того как дети овладевают приемами измерения, им можно предложить разделить палку, дощечку, нарисованный на доске прямоугольник и пр. на 2, 4,8 равных частей. Ребята видят, что данные предметы не сгибаются, усвоенные способы деления не подходят. Как быть? Воспитатель не спешит с подсказкой. Он раскладывает перед детьми предметы, которыми можно воспользоваться в качестве мерки. Здесь детям и помогает понимание взаимосвязи между размером предметов и размером их соответствующих частей. 1 - 2 наводящих вопроса и дети догадываются, что надо выбрать подходящую мерку, отмерить кусок, равный длине предмета, разделить мерку (сложить) на соответствующее количество частей и затем отмерить эти части на предмете, сделать отметки карандашом, мелком и др.

Полезно поупражнять детей в делении геометрических фигур, нарисованных на бумаге в клетку. Дети рисуют фигуры заданного размера, а затем по указанию воспитателя делят их на 2, 4, равные части, измеряя по клеткам. По указанию воспитателя они проводят отрезки длиной от 2 до 10 клеток сверху вниз или слева направо и делят их на равные части, равные длине 1,2,3,4,5 клеток. Устанавливают связи между величиной  мерки и количеством получившихся частей: «На сколько частей разделится отрезок, если каждая часть будет равна 2 клеткам? Если мы разделим отрезок на 3 равные части, чему будет равна 1 часть?» Упражнения в делении предметов на равные части позволяют перейти к обучению. Измерению, а измерять дает возможность делить на части самые разнообразные предметы.

На занятиях математики дети учатся считать, решать простейшие задачи, складывать и вычитать. Очень хорошо то, что дети изучают календарь. При изучении календаря, они запоминают, сколько дней в году, сколько дней в месяце, неделе. А так же название дней. Учатся различать понятия месяц, год, неделя и сколько дней в неделе. При проведении занятий следует учитывать разные уровни развития и подготовленности детей к занятиям. Не каждый ребенок воспринимает информацию в полном объеме. Педагог должен делать акцент на тех детей, которым трудно дается предмет, так как потом, в первом классе, им будет сложно изучать предмет. Таким детям следует уделять особое внимание, проводить дополнительные занятия, подкреплять в летнее время , давать задания в быту. К примеру, сколько шишек дети найдут на участке, убирая территорию.

Литература:

  1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. развивающие игры для дошкольников, Ярославль, 2001г.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., «Логика», Москва, 2002 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по Познанию (формирование элементарных математических представлений) на тему: "Счет в пределах 4. Порядковый счет до 4. Геометрические фигуры"

Непосредственно образовательная деятельность проходит в игровой форме. Дети оказываются в сказочной комнате, где их ожидают интересные игры....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: Счет до 5. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе.Тема: Счет до 5. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник....

Счет до 5.Геометрические фигуры.

Конспект НОД по разделу: «Формирование элементарных математических представлений» с детьми средней группыЗадачи:Закреплять прямой счёт в пределах 5; закреплять умение различать и называть геометрическ...

Конспект НОД по ФЭМП и аппликации в средней группе на тему «Счет до 5. Геометрические фигуры: круг»

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по ФЭМП и аппликации на тему: «Счет до 5. Геометрические фигуры: круг. ...

Формирование математических представлений у старших дошкольников: ознакомление с числом, геометрической фигурой, счетом

. Одной из важнейших задач дошкольного возраста является развитие различных способностей ребенка, в том числе и математических.  Уже в детском саду много внимания уделяется знакомству с цифрами и...