НОД Познавательное развитие ФЭМП "Математические знаки и символы"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

северинова людмила владимировна

В данном конспекте активно используются дидактические и словесные игры, самостоятельно разработанные: "Неделя, стройся!", "Расставь знаки", "Впиши и докажи". Цель организованной деятельности: сформировать у детей понимание связи и зависимости между числами путем сравнения и обобщения. Главнвя задача: самостоятельное решение поставленной задачи дошкольниками и умение доказать свой выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФЭМП22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 Приморского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе №1

«Математические знаки и символы».

Воспитатель:

Северинова Л. В.

Санкт-Петербург

2019

Цель:

Сформировать у детей понимание связи и зависимости между числами путем сравнения и обобщения.

Задачи:

1-совершенствовать умения детей называть дни недели, соседей числа и числовой ряд в порядковом и обратном счете;

2-развивать у детей логическое мышление, память, речь;

3-воспитывать у детей способность добиваться поставленной цели самостоятельно.

Форма организации:

совместная деятельность педагога с детьми,

самостоятельная деятельность детей.

Дидактический наглядный материал:

числовой ряд, магнитная доска, набор магнитных цифр, карточки с изображением цифр от 0 до 10, карточки с изображением знаков: больше, меньше, равно, 6 уточек-игрушек, 6 матрешек-игрушек, карточка с изображением 4 кругов и 3 треугольников, карточка с изображением 2 квадратов и 3 кругов, карточка с изображением 3 кругов и 3 треугольников, фломастер черного цвета, картотека пальчиковых гимнастик.

Раздаточный материал:

математические набора на каждого ребенка, карточки с изображением знаков: больше, меньше, равно на каждого ребенка, рабочие тетради: «Изучаем математику», простые карандаши.

Структура и методические приемы НОД:

1 Вводная часть: 

а) словесная дидактическая игра: «Неделя, стройся!»;

б) беседа: «Чем занимаемся в понедельник-первый день недели?»;

2 Основная часть: 

а) ознакомление детей со знаками: больше, меньше, равно;

б) дидактическая игра: «Расставь знаки!»;

в) пальчиковая гимнастика: «Листопад»;

г) выполнение задания в рабочей тетради;

3 Заключительная часть: 

а) игра на закрепление: «Впиши знак и докажи»;

б) обобщение воспитателя.

Ход НОД:

В самом начале раздать семерым детям карточки с цифрами от 1 до 7, предупредить их, что они сегодня будут помощниками воспитателю.        

Воспитатель:- «Ребята, сколько дней в неделе?»

Дети:- «Семь дней в недели».

Воспитатель:- «Сколько дней рабочих?»

Дети:- «Пять рабочих дней».

Воспитатель:- «Сколько дней выходных?»

Дети:- «Два выходных дня».

Воспитатель:- «Назовите пять рабочих дня по порядку».

Дети:- «Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница».

Воспитатель:- «Назовите два выходных дня».

Дети:- «Суббота, воскресенье».

Дидактическая игра: «Неделя, стройся!».

Цель: закрепить названия дней недели и порядковые числительные.

Воспитатель:- «Предлагаю пятерым детям превратиться в рабочие дни, а двум в выходные. Для этого мне нужны мои помощники с цифрами. Ребята должны выйти и построиться по порядку от 1 до 7, называем свою порядковую цифру, поднимаем ее, а остальные ребята называют день недели».

Воспитатель:- «Ребята, вы молодцы. Каждый понедельник у нас математика, где мы узнаем с вами что-то новенькое. Сегодня я хочу вас познакомить с математическими знаками, которые называются: больше, меньше и равно».

Воспитатель выставляет 4 матрешки и рядом 3 уточки.

Воспитатель:- «Ребята, сколько матрешек, какой цифрой обозначим?»

Дети:- «Четыре матрешки, цифрой 4».

Воспитатель:- «Сколько уточек, какая цифра нам нужна?»

Дети:- «Три уточки, нужна цифра 3».

Воспитатель пишет фломастером на магнитной доске под матрешками цифру 4 и цифру 3 под уточками.

Воспитатель:- «Ребята, чего больше матрешек или уточек?»

Дети:- «Больше матрешек».

Воспитатель:- «Правильно, матрешек больше, чем уточек. Ребята, значит какая цифра больше 4 или 3?»

Дети:- «Цифра 4 больше, чем 3».

Воспитатель:- «Правильно, ребята. Слово «больше», мы можем заменить математическим знаком «больше» и поставить его развернутым к матрешкам, вот так (воспитатель пишет между цифрами 4 и 3 знак «больше»). Повторите – «больше» и пропишите его пальцем в воздухе.

Дети:- «Знак «больше» и прописывают знак в воздухе.

Затем воспитатель выставляет 2 матрешки и рядом 5 уточек.

Воспитатель:- «Ребята, сколько матрешек и какая нам цифра нужна?»

Дети:- «Матрешек две, нужна цифра 2».

Воспитатель:- «Сколько уточек, какой цифрой обозначим?»

Дети:- «Пять уточек, нужна цифра 5».

Воспитатель на магнитной доске пишет под матрешками цифру 2, а под уточками цифру 5.

Воспитатель:- «Ребята, чего меньше матрешек или уточек?»

Дети:- «Меньше матрешек».

Воспитатель:- «Правильно, матрешек меньше, чем уточек.  Давайте определим, какая цифра меньше 2 или 5?»

Дети:- «Цифра 2 меньше, чем 5».

Воспитатель:- «Правильно, слово «меньше», мы заменим математическим знаком «меньше». Знак «меньше» отворачивается от матрешек и разворачивается к уточкам (воспитатель пишет на магнитной доске между цифрой 2 и 5 знак «меньше»). Повторите – «меньше», пропишите его в воздухе».

Дети:- «Знак «меньше» и прописывают его пальцем в воздухе.

Затем воспитатель выставляет 6 матрешек и 6 уточек.

Воспитатель:- «Сколько матрешек, считаем без голоса, какая цифра нужна?»

Дети:- «Матрешек шесть, цифра 6».

Воспитатель:- «Сколько уточек, какой цифрой обозначим?»

Дети:- «Шесть уточек, цифра 6».

Воспитатель на магнитной доске пишет фломастером под матрешками цифру 6 и под уточками тоже цифру 6.

Воспитатель:- «Ребята, чего больше матрешек или уточек, определим какая из цифры больше, а какая меньше?»

Дети:- «Матрешек 6 и уточек тоже 6, их одинаково».

Воспитатель:- «Правильно, матрешек 6 и уточек тоже 6, они равны. Нам нужен знак «равно».

Воспитатель пишет фломастером между цифрами 6 и 6 знак «равно».

Воспитатель:- «Ребята, повторите знак «равно» и пропишите его в воздухе.

Дети:- «Знак «равно», прописывают пальцем в воздухе.

Дидактическая игра: «Расставь знаки!».

Цель: сформировать умение различать знаки «больше», «меньше», «равно».

На отдельном столе лежат карточки со знаками «больше», «меньше», «равно».

Воспитатель вызывает 3 мальчиков и 2 девочек, выбирается один ребенок, который должен выбрать нужный знак.

Воспитатель:- «Ярослав, определи, кого больше мальчиков или девочек, выбери нужный знак».

Ярослав:- «Больше мальчиков». Берет нужный знак и встает между детьми.

Воспитатель:- «Ребята, правильно сделал Ярослав?»

Дети:- «Да, правильно. Знак «больше», мальчиков больше, чем девочек».

Затем вызываются 3 девочки и 4 мальчика, выбирается ребенок, который выбирает нужный знак и доказывает свое решение.

В третий раз вызывается одинаковое количество мальчиков и девочек по 2 человека, так же выбирается ребенок, который будет определять нужный знак и доказывать свое решение.

Воспитатель:- «Ребята, хорошо справились с заданием».

Затем проводится пальчиковая гимнастика: «Листопад».

Пальчиковую гимнастику проводит выбранный ребенок.

Тучи в небе кружатся,

(Руки вверх, прорисовывают тучи в небе)

Что ни шаг, то лужица.

(Ноги поднимаются высоко, руками прорисовывается лужица)

День осенний хмурится,

(Делаем хмурое лицо, руки на поясе)

Листопад на улице.

(Руками показываем падающие листья)

По дороге стелется

(Руками внизу качаем)

Желтая метелица.

(Обхватываем себя руками за плечи)

Воспитатель:- «Ребята, присаживайтесь на свои места. Сейчас будем выполнять задание в рабочих тетрадях. Открываем страницу №8 и находим второе задание. В парах квадратов нарисованы предметы, нужно сосчитать их количество и вписать нужный знак».

Дети начинают выполнять задание, а воспитатель проходит, смотрит, как дети с ним справляются. Тихим голосом напоминает, что нужно прежде сосчитать количество предметов, а затем определиться с нужным знаком.

Когда все дети выполнили задание, тетради закрываются.

Воспитатель:- «Ребята, сегодня мы с вами познакомились с математическими знаками, повторим их, я поднимаю карточку, а вы называете знак.

Дети:- «Больше», «меньше», «равно».

Если позволяет время, проводится дидактическая игра: «Впиши знак и докажи», где потребуются 3 карточки форма А-4, на которых изображены геометрические фигуры. Первая карточка: 4 круга и 3 треугольника, вторая карточка: 2 квадрата и 3 круга, третья карточка: 3 круга и 3 треугольники. Вызывается 3 ребенка, по очереди, и он определяет какой знак нужно вписать в карточке, обязательно доказывая свое решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОО " Познавательное развитие" на тему: «Береза — символ России»

Задачи: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.Развивать творческие способности детей; воображ...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе:"Символы моей Родины"

Развитие познавательного интереса у детей к истории своей Родины....

Конспект ООД по познавательному развитию по теме: «История символа Победы»

Развитие познавательного интереса у ребенка к истории страны....

Конспект НОД по познавательному развитию интереса старших дошкольников «Символ края — саратовский калач»

- Расширить кругозор детей, о хлебе и народных традициях.- Продолжать формировать интерес к малой родине, к традициям и культуре Саратовского края....

Конспект непрерывной образовательной деятельности В области «Познавательное развитие» Беседа на тему: «Символы и талисманы олимпийских игр» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельностиВ области  «Познавательное  развитие»Беседа на тему: «Символы и талисманы олимпийских игр»для детей старшего дошкольн...