Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Сравнение сосудов по объёму с помощью переливания»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Скоморохова Алена Александровна

Цель написания данной разработки, обоснование выбора конкретной педагогической технологии

Цель написания данной разработки: транслирование опыта работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на дидактической основе в рамках конкурса открытых занятий ГМО ГО Спасск-Дальний. 

Применяемые мной  в НОД формы работы (постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения и опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение»  в деятельность) формируют у детей основные ключевые компетенции,  а именно способность к исследовательскому типу мышления. Что относится к исследовательской технологии или технология проведения учебных исследований.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_sravnenie_sosudov.docx48.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 4 «Солнышко»

городского округа Спасск-Дальний

Конспект НОД

по формированию элементарных математических представлений

у детей старшего дошкольного возраст (5-6 лет)

тема «Сравнение сосудов по объёму с помощью переливания»»

ОО «Познавательное развитие»

Подготовил:

Скоморохова А.А.

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ ЦРР д/с № 4 «Солнышко»

        

г.о. Спасск-Дальний

2018 г.

Содержание

Титульный лист………………………………………………………………………..1

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….…...3
  1. Цель написания данной разработки, обоснование выбора

конкретной педагогической технологии…………………………………........3

  1. Соответствие достижениям современной педагогики………………..3
  2. Актуальность…………………………………………………………....4
  3. Преемственность…………………………………………………….…...4
  4. Краткое описание сущности указанной педагогической

технологии…………………………………………………………………..…5

  1. Условия реализации……………………………………………….…...6
  2. Продуктивность (предполагаемый результат)………………………7
  3. Диагностичность…………………………………………………….….8
  4. Технические указания……………………………………………….…8
  1. Основная часть………………………………………………………………..9
  2. Литература………………………………………………………………….... 15

  1. Пояснительная записка
  1. Цель написания данной разработки, обоснование выбора конкретной

педагогической технологии

Цель написания данной разработки: транслирование опыта работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на дидактической основе в рамках конкурса открытых занятий ГМО ГО Спасск-Дальний.  

Применяемые мной  в НОД формы работы (постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения и опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение»  в деятельность) формируют у детей основные ключевые компетенции,  а именно способность к исследовательскому типу мышления. Что относится к исследовательской технологии или технология проведения учебных исследований.

  1. Соответствие достижениям современной педагогики

«Исследование - это бесконечный поиск истины, и функция воспитателя как партнера совместной поисковой деятельности должна заключаться в том, чтобы вместе с ребенком эту истину искать и находить» А.И. Савенков

В отечественной психолого-педагогической науке накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательно-исследовательской деятельности: сущность, структуру, закономерности протекания, значение ориентировочно-исследовательской деятельности для познавательного развития ребенка (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков и др.); особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (Н.А. Короткова, Т.А. Егорова, О.В. Киреева, О.В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева и мн.др.). С точки зрения методической проработанности можно особо отметить технологию познавательно-исследовательской деятельности А.И. Савенкова, как наиболее широко используемую в современных дошкольных учреждениях.

  1. Актуальность

Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их осознанию.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей моей возрастной группы.  Она предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

  1. Преемственность

Познавательно-исследовательская деятельность  четко продумана и распределена по месяцам, что отражено в тематическом планировании познавательно-исследовательской деятельности  детей старшей группы  № 8 МБДОУ ЦРР д/с № 4 «Солнышко».  В  плане выделен раздел  «Мы – исследователи », где обозначена тема «Измеряем объем». Занятия  проводятся еженедельно во второй  половине дня и длятся не более 25 минут в старшей группе (продолжительность наблюдений на прогулке составляет 7–15 минут).

  1. Краткое описание сущности указанной педагогической технологии

Исследовательская деятельность – это инновационное движение в дошкольном образовании, интерактивный метод, эффективная система организации познавательной деятельности ребенка. Исследовательская деятельность дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики.

Также экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Слушание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Анализ полученных данных.

10. Словесный отчет об увиденном.

11. Формирование выводов.

  1. Условия реализации

Данная непосредственная образовательная деятельность ориентирована на детей старшей группы 5-6 лет. Использовать конспект целесообразно в работе педагогов ДОУ. Для того чтобы реализовать данный конспект, необходимо подготовить материалы и оборудование для познавательно-исследовательской  деятельности: 2 кастрюли разные по форме, но одинаковые по объему, стаканы- мерки, крупа, карточка-схема «Варим кашу», фартуки и шапочки для детей и воспитателя, цифры-обозначения, маркеры.

Данная разработка сочетается с общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, рабочей программой детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) МБДОУ ЦРР д/с № 4 «Солнышко».

  1. Продуктивность (предполагаемый результат)

1. Дети получат знания о непосредственном сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.

2. Дети научатся измерять объём сосудов с помощью мерной кружки.

3. Дети смогут самостоятельно

•        видеть проблему;

•        формулировать и задавать вопросы;

•        выдвигать гипотезы;

•        делать выводы и умозаключения;

•        самостоятельно действовать на этапах исследования.

  1. Диагностичность

При диагностике использую критерии выделенные в методике Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой.

Диагностическая карта

Основные показатели

Задания

Уровни

Умения самостоятельно действовать на этапах исследования,

делать выводы и умозаключения.

Д/ игра «Разные сосуды» (Сравнение сосудов по объёму (вместимости) с помощью переливания)

Д/игра «Угадай, сколько литров воды вмещается в посуду»

(Измерение объема сосудов с помощью мерки)

Сформирован навык  - Познавательное отношение к экспериментальной деятельности устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает предположения о способах их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Планирует предстоящую экспериментальную деятельность.Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход экспериментальной деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи, достигнут или нет результат. Делает выводы.

Частично сформирован -В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно с взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств.  Может формулировать выводы по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Не сформирован - Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему только с подсказки взрослого. Принимает участие в планирование экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовит материал для эксперимента. Не всегда способен сформулировать вывод, необходимо подсказка взрослого или пример сверстников.

Технические указания:

 НОД проводится с подгруппой детей из 10 человек. Позиция взрослого динамична, подвижный способ организации детей является обязательным. Время проведения 25 минут. При выполнении измерительных действий дети выполняют следующие Правила:

• соблюдение полноты наполняемости мерок (горка сыпучих веществ снимается палочкой, жидкие вещества наливаются до отметки);

• сочетание переливания и пересыпания со счетом (в начале можно использовать фишки);

• отражение способа и результата действий в речи.

При составлении конспекта были использованы:

Сборник материалов "Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. ФГОС" Нищева Н.В;

«Большая книга научных опытов для детей и взрослых» Болушевский С.В, Яковлева М.А.

Демонстрационный  материал авторский (карточка- подсказка «Варим кашу»)

  1. Основная часть

Тема “Сравнение сосудов по объёму с помощью переливания ”

Цель: Формирование представлений о непосредственном сравнении сосудов по объёму с помощью переливания и с использованием  мерной кружки.

Задачи:

  1. Учить детей сравнивать сосуды по объёму с помощью переливания,  измерять объём сосуда с помощью мерной кружки.
  2. Развивать умение самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
  3.  Обогащать активный  словарный  запас детей, совершенствовать построение высказываний грамотной формулировкой  мыслей.
  4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  5. Создавать  дружескую атмосферу в группе, положительную  мотивацию к коллективной деятельности.

Основные понятия темы: сосуд, объём,  мерка, «одинаковые по объему».

Продукт НОД: «готовая каша»

Форма: подгрупповая

Методы: эвристическая беседа; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдение; опыт; фиксация результатов; трудовая деятельности; «погружение» в деятельность (повар).

Ход занятия

Основные  этапы

Цели этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наглядное сопровождение

1.Вводный:

Организационный момент.

Создание положительного

эмоционального

настроя на занятие.

Организовывает включение в деловой ритм.

-Как много к нам пришло гостей, скажите здравствуйте, скорей.

- Скажите ребята, вкусно ли кормят в детском саду?

- Кто готовит еду для вас в детском саду?

- Что вам больше всего нравится кушать в детском саду?

Дети заходят в группу здороваются с гостями.

Отвечают на вопросы

2. Основной:

2.1. Постановка

вопроса, проблемы

        

Мотивирующее начало занятия

Создание проблемной ситуации.

(…заболел повар, надо сварить кашу)

Организовывает погружение в проблему, создавая проблемную ситуацию.

-Представьте себе,  что у нас в детском саду заболел повар. Наша заведующая попросила нас с вами сварить кашу для детей двух групп.

- Сможем ли мы сварить кашу?

Слушают педагога.

Фиксируют проблему.

2.2.Целеполагание

Анализ проблемы.

Постановка задачи.

Поиск решения поставленной задачи, обращение к опыту детей.

Организовывает обсуждение с детьми учебной задачи. Фиксирует предложения (гипотезы) детей, проводит их обсуждение с детьми.

-Тогда пойдёмте варить…

- Кашу надо сварить в двух маленьких кастрюлях для детей двух групп.

- Что нужно сделать, чтобы сварить кашу?

- В чем у нас налита вода?

-Как её разлить поровну на две кастрюли?

- А может нам кружка поможет?

- Иди Маша попробуй разлить воду в две кастрюли, а мы посмотрим и посчитаем сколько кружек воды поместилось в кастрюли.

- Получилось у нас разлить воду поровну на две кастрюли?

- Сколько кружек воды в первой кастрюле?

- Сколько кружек воды во второй кастрюле?

- Как мы её налили?

- А можем мы сказать , что наши кастрюли равны по вместимости воды?

- Значит, какие это кастрюли по вместимости?

- А как так получилось, кастрюли разные, а воды в них одинаково налито?

- Почему?

Подходят к столу, на котором стоят предметы.

Дети предлагают варианты решения проблемы.

Решают поставленную задачу известными способами.

Приходят к выводу, что  форма у кастрюль разная, но объём одинаковый.

 

 

две кастрюли одинакового объёма но разной формы; кувшин; кружка

2.3.Выдвижение гипотезы

 Обсуждение альтернатив.

Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности

Создаёт проблемную ситуацию, последующее  обсуждение с детьми действий  и выводов.

-Получилось ли у нас сварить кашу?

-Почему?

-Тогда что ещё нужно сделать чтобы сварить кашу?

- А если мы в кастрюли с водой насыплем крупы, что тогда произойдёт?

- А если вода выльется, сможем ли мы сварить кашу?

-Тогда сколько нужно налить воды в кастрюли, чтобы сварить кашу?

- А что нужно сделать, если чего – то не знаешь?

Ребята размышляют, каким образом можно «сварить» кашу.

Ищут варианты решения проблемы (спросить, попробовать, придумать самим, посмотреть на картинке)..

2.4. Проверка гипотезы № 1        Экспериментирование с водой в открытом и закрытом сосудах.

Включение нового знания в систему знаний.

Создает ситуацию для самостоятельных действий детей - измерении сосудов с помощью мерки.

_ Я совсем забыла, заведующая мне оставила картинку – подсказку.

- А как она нам поможет?

- Сколько нужно кружек воды налить в одну кастрюлю?

- Давайте нальём  3   кружки водой до краёв и выльем воду в одну из кастрюль.

- Иди Саша попробуй налить воду в кастрюлю.

- Достаточно ли воды в кастрюле чтобы сварить кашу?

_ Тогда сколько кружек  воды нужно налить в другую кастрюлю, чтобы воды было поровну?

- А как узнать сколько воды всего получилось в кастрюле?

- Сколько ты налил кружек?

- Давайте проверим, правильно ли мы посчитали количество воды в кастрюлях?

- Смогли мы правильно налить воду в кастрюли?

Дети выполняют действия, проверяют себя, опираясь на картинку - подсказку строят высказывания, формулируют  выводы.

2.5. Проверка гипотезы № 2

Закрепляет представление детей об измерении объёма сыпучих тел с помощью мерки.

- Что теперь нам нужно сделать, чтобы сварить кашу?

- Какая крупа находится на ваших столах?(рис, гречка, пшено)

- Как будет называться каша из этих круп?(рисовая, гречневая, пшенная)

- Вам нужно насыпать по  2 стакана крупы в каждую кастрюлю.

- Наберите два стакана крупы и высыпьте в 1 кастрюлю.

- Сколько  вы высыпали крупы в 1 кастрюлю ?

- Теперь возьмите и высыпьте столько же стаканов крупы в  другую кастрюлю?

- Сколько вы высыпали крупы во 2 кастрюлю?

- Поровну ли мы насыпали крупы в две кастрюли?

- Получилось ли у нас сварить кашу поровну для двух групп?

- Почему?

Дети выполняют действия, строят высказывания, делают вывод: «сварили» кашу поровну для двух групп. Потому что налили равное количество воды и насыпали равное количество крупы в кастрюли.

крупа

3. Заключительный

Контроль и оценка на этапе завершения учебной темы.

Анализ деятельности, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Организовывает рефлексивную деятельность на этапе завершения НОД.

-Чем мы сегодня занимались?

- Удалось ли нам сварить кашу?

- Какие знания вам помогли сварить кашу?

- Какой меркой мы правильно налили воду в кастрюли?

- Какой меркой мы насыпали крупу по  кастрюлям?

- С помощью каких мерок мы узнали сколько насыпано крупы в кастрюлях?

Положительное оценивание участия  детей в образовательном  процессе.

Рефлексия действий:

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему "Спешим на помощь"

НОД по ФЭМП с детьми 6-7 лет на тему "Спешим на помощь".Цель:закрепить знания о прямом и обратном счёте от 1 до 10, закрепить умение моделировать геометрические формы...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к гномикам поспешим».

Тема: Число и цифра 7.Цель: Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "На помощь солнышку"

Цели и задачи:1. Обучающие:— выявить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года;— совершенствовать умение находить место числа в ряду, прямой и обратный счет д...

Конспект НОД по ФЭМП во 2 младшей группе "Малыши спешат на помощь"

Данное занятие проводится с детьми второй младшей группы, по теме "Повторение". Проводя с детьми данное занятие, мы ·закрепляем знания о  цвете, форме, величине, длине, умение на...

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему: "Помощь Элли. Счет до 10"

Цель: формирование элементарных математических представлений у дошкольников, посредством игровой деятельности.Задачи: Образовательные:способствовать закреплению навыка счета в прямом и обратном порядк...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе № 2 «На помощь Каю»

Программные задачи:Образовательная область: «Познание»-Закрепить порядковый счет.-Продолжать учить находить последующее число к заданному числу.-Продолжать закреплять состав чисел в предел...