Конспект НОД по познавательному развитию на тему " Тяжелее-легче".
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Беляева Ольга Владимировна

Материал предназначен для проведения занятий в области- познавательное развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_tyazhelee_legche.docx139.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию в старшей группе.

Тема: «Легче-тяжелее»

Цель: Формирование представления о понятия тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе, а также с помощью опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательная: Упражнять в умении сравнивать предметы по массе, на основе непосредственного сравнения предметов; продолжать знакомить с понятием легче- тяжелее; закреплять порядковый счет, название дней недели. Определять массу предметов взвешивая на руке;

Развивающая: Развивать умение сравнивать предметы по определенному признаку; развивать познавательную активность; память, связную речь, логическое мышление, внимание, развивать умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Оборудование и материалы: две одинаковые коробки: подарки- бант, игрушка, камень, вата; карточки с изображение различных предметов; три емкости с крышкой наполненные водой; карточки с изображением коровы, цыпленка и кошки.

Предварительная работа: Дидактическая игра «На какую геометрическую фигуру похоже», Беседа с детьми о том, что масса предмета не всегда зависит от размера предмета.

Словарная работа:

Обогащение: Тяжелее, легче.

Активизация: Подарок, камень, вата, кирпич, перо, корова, бант, машинка.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические приемы

1.Организационно-мотивационный

Этап

Этап постановки проблемы

Я здороваюсь везде: дома и на улице. Даже «Здравствуй» говорю я соседской курице. «Здравствуй, небо голубое, здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок. Здравствуй, утро, здравствуй, день». Нам здороваться не лень. Ребята давайте скажем друг другу здравствуйте!

Садитесь пожалуйста на стулья. Мне пришло письмо от Дим Димыча- друга фиксиков, с просьбой купить для его друзей  Симки и Нолика,  подарки и отправить ему. Я купила для Симки бант, а Нолику игрушечный автомобиль, мне упаковали их в коробочки ( показываю подарки), но так как коробочки одинаковые я забыла их подписать, теперь Дим Димыч запутается, кому какой подарок подарить. Поможете мне определить? А как мы это сможем сделать?

Только чтоб нам с вами не ошибиться в выборе давайте немного потренируемся, определять массу предметов.

Дети здороваются друг с другом.

Садятся на стулья. Внимательно слушают воспитателя

- Да!

- Нужно определить какой их подарков легче, а какой тяжелее.

- Давайте!

Организационный

Момент

Художественное слово

Мотивация

2.Основная часть

Этап ознакомления с материалом

Этап практического решения проблемы

Сейчас мы с вами поиграем в игу, которая называется «Легче-тяжелее»

Перед вами две корзинки и карточки, с изображением различных предметов. В белую корзинку я хочу, поместить изображения, предметы на которых имеют большой вес и их можно назвать тяжелыми , а в фиолетовую корзинку, предметы, масса которых обычно маленькая и мы можем назвать их легкими. Понятно? По одному, начиная с лева на право, каждый из вас встаёт, берет две разные карточки помещает их в соответственную корзинку.

Леня, выбери две карточки,  скажи что изображено?

Что легче? Что тяжелее? Почему ты так считаешь? ( дети выполняют задание)

Молодцы, а сейчас у нас следующее задание.

Посмотрите, у меня в руках вот такие предметы. Ребята, что это за предметы? 

- Как вы думаете, что из этих предметов тяжелее, а что легче?  Давайте проведем небольшой эксперимент.

Кирилл, подойди ко мне, подуй на камень, который расположен на ладони моей руки. Что произошло?

- А теперь подуй на вату. Что произошло?

Почему ,так произошло, как вы считаете? Верно.

Физминутка «Фиксики»

Фиксик потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Винтик, видно, не нашел.
Чтобы винтик нам достать,
Нужно на носочки встать. Фиксик снова потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

Перед вами , три емкости с водой. закрытые крышкой и иллюстрация с изображением  животных. Какие это животные? Как вы думаете, кому из них необходимо больше воды? Почему? Какую из емкостей вы бы поставили кошке? Какую корове? Какую цыпленку? Выберите для каждого животного свою коробочку, потом мы их откроем и проверим.

В какой емкосте воды больше, которая легче или тяжелее?

Так мы с вами потренировались в умении определять легче-тяжелее, а теперь давайте помогать Дим Димычу, перед вами на столе два подарка. Кто помнит, что я купила Симке? А Нолику?

А что из них тяжелее, что легче?

А как же мы определим в какой коробочке что лежит, их нельзя открывать, они упакованы.

Но у нас нет весов, как еще можно определить вес?

Правильно! Сейчас каждый из вас взвесит коробочки на своих руках и скажет, то какая на его взгляд легче, а какая тяжелее.

Правильно ребята, спасибо вам за помощь. Сейчас я аккуратно приклею открытки с именем отправителя на коробочки, чтобы не перепутать.

Сегодня у нас какой день недели? Сегодня я отправлю подарки Посылка будет идти до друзей три дня, мы отправим в понедельник, значит в какой день недели они получат подарки? Правильно, и мы поиграем в игру которая называется "Живая неделя"

У каждого ребенка цифра, цифра соответствует дню недели. По команде дети выстраиваются друг за другом по порядку начиная с того дня недели, которое я называю.

- Да!

Дети выполняют задание воспитателя

- Кирпич и перо. Кирпич тяжелее потому что его масса больше….И т.д.

- Камень и вата

- Ничего.

- Она улетела.

Вата легче чем камень.

Дети выполняют движение согласно тексту

-Домашние

-- Корове нежно больше воды, емкость из трех будет тяжелее остальных и т.д.

- Там где больше воды, емкость будет тяжелее.

- Бант!

- Игрушку!

- Игрушка тяжелее чем бант

- Необходимо их взвесить

- узнать массу предметов взвешивая на руке

Дети взвешивают на руках коробки

- Понедельник

- В четверг

Дети играют в игру.

Игровой момент

Объяснение задания

Индивидуальная работа

Экспериментальная деятельность

Самостоятельный вывод детей.

Физминутка

Вопросы

Практическая деятельность

Сравнение двух предметов по массе

 Похвала

Игровой момент

3. Заключительная часть

Молодца ребята! Что мы сегодня делали? Кому мы помогали?

Как вы смогли помочь?

Что вы сегодня узнали?

Что вам больше всего понравилось?

- Помогали вам правильно отправить подарки

- Говорили о массе предмета- легче тяжелее

- Понравилось взвешивать.

Похвала

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лёд» (Средняя группа)

Занятие для детей средней группы. Знакомство детей с качествами и свойствами льда. Закрепить правила безопасности во время гололедицы....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зима недаром злится". В подготовительной к школе группе.

Сформировать  у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года.   Знакомить с народными приметами, пословицам...

Конспект НОД по познавательному развитию по теме: «Путешествие в страну Профессий». Вторая младшая группа.

Занятие для детей младшего возраста, на котором они познакомяться с такими профессиями, как повар, врач, шофер, их трудовыми процессами, предметами-помощниками....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Насекомые"

На занятии  дети знакомятся с насекомыми (бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар), обобщают знания  о насекомых, их характерных признаках....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Удивительное чудо природы - вода"

Программное содержание.Образовательные задачи:1. Познакомить детей с исследовательским опытоми этапами исследования объекта.2. Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, т...

Конспект НОД по познавательному развитию по теме "Спешите делать добро!"

Данный материал соответствует требованиям ФГОС...