"Веселая математика"
рабочая программа по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рабочая программа по дополнительному образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_kruzhok_2020.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Программа дополнительного образования по познавательному развитию

«Веселая математика»

Руководитель: воспитатель Слинчук Е. И.

2016-2020 учебный год

           Содержание:

  1. Целевой раздел………………………………………………….2
  1. Пояснительная записка…………………………………………………...2
  2. Цели и задачи реализации программы…………………………………..4
  3. Принципы и подходы к реализации программы………………………..4
  4. Характеристика особенностей развития детей………………………….5
  5. Целевые ориентиры реализации программы……………………………7

  1. Содержательный раздел……………………………………….9
  1. Описание образовательной деятельности по освоению детьми

образовательной  области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений»………..10

  1. Учебно – тематический план…………………………………………….33
  2.  Мониторинг результатов реализации программы……………………..35

  1. Организационный раздел…………………………………….35
  1. Материально – техническое обеспечение реализации программы…...35
  2. Регламент образовательной деятельности:……………………………..36

- расписание

- учебный план

3.3 Взаимодействие с родителями…………………………………………..36

  Приложения…………………………………………………………………37

         

 1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

   Рабочая программа дополнительного образования разработана с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона.

   Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса дошкольного образования.

   Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной общеобразовательной программы дошкольного образования

 «От рождения до школы».

    Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

(Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- Конвенция о правах ребёнка;

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

(приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. От 04.04.2014)

  В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задаётся множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида. Задачи умственного воспитания понимают порой упрощённо, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об

         окружающем.

  Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребёнка общие способности познавательной деятельности – умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

   Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового поискового и учебного взаимодействия. Сегодня на смену жёсткой учебно – дисциплинарной модели воспитания пришла личностно – ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребёнку и его развитию.

   Внедрение в практику дидактических развивающих игр, развивающих методов позволяет разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными понятиями в доступной малышам форме. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное. Особая роль при этом отводиться нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это кубики и квадраты Никитина, рамки и вкладыши Монтессори, игры на составление плоскостных изображений предметов, животных: «Танграм», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра» и др.

    Развивающие игры важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребёнка в моторной активности. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

   Развивающие игры представляют собой наборы задач возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных трёх летнему малышу, до таких, с которыми трудно справляются даже взрослые.

Взрослому остаётся лишь использовать естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

    Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы умственного развития дошкольников.

 Для этого разработана программа дополнительного образования, кружка

«Весёлая математика», рассчитанная на детей от 3-х до 7 лет.

    В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной

деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.

  1. Цели и задачи реализации  программы.

 

   Цель программы  -  развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие личностного потенциала ребёнка.

   Основными задачами являются:

  1. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
  2. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
  3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  4. Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
  5. Развитие у детей основ конструирования и моделирования.
  6. Развитие у детей интереса к логическим играм;

1.3  Принципы и подходы к реализации рабочей программы.

В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:

- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребёнка;

- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;

- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;

- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

 Обучение детей происходит поэтапно:

       1 этап – 3-4 года,

       2 этап – 4-5 лет,

                     3 этап – 5-6 лет,

       4 этап – 6-7 лет.

       Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определённых требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

       Непосредственная образовательная деятельность детей организуется по четырёхгодичной программе с 3-х летнего возраста в форме кружковой работы.

      Длительность непосредственной образовательной деятельности один раз в неделю в группе составляет:

       3 – 4 года    -     10-15 минут

       4 – 5 лет      -     15-20 минут

       5 – 6 лет      -     20-25 минут

       6 – 7 лет      -     25-30 минут

     Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

     В группе создана развивающая среда: математический уголок с различными математическими развивающими играми, играми головоломками, изготовлен индивидуальный раздаточный материал  для развития логического мышления.

1.4 Характеристика особенностей развития детей

       Младшая группа (от 3 до 4 лет)

       В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности. Продолжительность игры не большая.

      В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов,

 способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в

        пространстве группы детского сада.

      Развиваются память и внимание. Продолжает развиваться наглядно- действенное мышление. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

                Средняя группа (от 4 до 5 лет)  

       В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.

        К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделять такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется  ориентация в пространстве.

       Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

       Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

       Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких либо действий несложное условие.

        Старшая группа (от 5 до 6 лет)

       У детей шестого года жизни игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей по содержанию.

       Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.

       Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны  одновременно учитывать несколько различных ипри этом противоположных признаков.

       В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать в какой последовательности

объекты вступят во взаимодействие и т.д. однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования.

       Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно – логического мышления, развивается устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

      Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

      У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

      Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

      Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

 1.5  Целевые ориентиры реализации рабочей программы

К 4 годам ребёнок:

        - проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх;

        - ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов, находит           предмет        по указанным  свойствам сравнивает и  обобщает;

        - самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путём                                    практического сравнения, зрительного восприятия.

        - инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составлению силуэтов;

        - моделирует по цветным расчленённым схемам заданных узоров методом наложения из 4 кубиков и затем без наложения.

               К 5 годам ребёнок:

           - в дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам;

           - ребёнок интересуется предметами и активно действует с ними,  умеет группировать объекты по цвету, форме, величине,;

            - стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своей деятельности;

            - моделирует заданные фигуры из 2 -4 частей, конструирует новые;

            - моделирует из всех фигур игры по расчленённым образцам, без использования наложения;

            - моделирует цветные узоры из 9 кубиков по цветным расчленённым схемам;

            - проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности;

- способен сосредоточенно действовать в течение 15- 20 минут.

           

                К 6 годам ребёнок:

             - у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;

             - в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш;

             - знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон: равенство, неравенство сторон);

            - самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи;

             - проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику;

             - моделирует заданные фигуры из всех частей игры по контурным образцам;

             - моделирует цветные узоры из 16 кубиков по расчленённым схемам.

                 К 7 годам ребёнок:

              - ребёнок активен, любознателен;

              - проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх;

              - имеет обобщённое представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов;

              - владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов;

              - моделирует цветные узоры из 16 кубиков по нерасчленённым схемам в порядке возрастания сложности с учётом фактора скорости;

              - моделирование новых заданий из различного числа кубиков;

              - ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

  1.   Содержательный  раздел

  1. Описание образовательной деятельности по освоению детьми  Образовательной области «Познавательное развитие» раздел  «Формирование элементарных математических представлений»

План   работы  кружка

«Весёлая  математика»

2-я  младшая  группа

                                        2016-2017 учебный  год.

Месяц

            Тема

        Программное      содержание

Лит-ра

Сентябрь

 Октябрь

 

 Ноябрь

 

 Декабрь

  Январь

 Февраль

   Март

  Апрель

   Май

   

    Диагностика

знаний  детей.

   Организация

группы.

  1. «Сложи  узор».

  1. «Сложи  узор»

   СУа №1.

  1. «Составь  фигуру».

4. «Счётные          

           палочки».\

  1. «Собери  бусы».

  1. «Сложи  листик».

  1. «Сложи  узор».

     СУа № 2.

  1. «Геометрическое

              лото».

  1. «Счётные

          палочки».

  1. «Сложи

           квадрат».

 

  11.«Сложи  узор».

         СУа №5.

12.«Сложи  листик».

 13.«Вкладыши

        Монтессори».

14.«Что изменилось?»

 

15.«Сложи  узор».

         СУа №10.

16.«Танграм».

  17.«Что  лежит

    в  мешочке?».

         

18.«Сложи

           квадрат».

19.«Сложи  узор».

         СУа №11.

20.«Конструктор».

21.«Выложи

            орнамент».

 22.«Танграм»

  23.«Счётные

               палочки».

24.«Сложи  узор».

СУа №13.

 25.«Сложи

             квадрат».

 26.«Геометрическая

           мозайка».

27.«Танграм».

 28.«Сложи  узор».

          СУа №15.

29.«Волшебные

            фигуры».

 

30. «Логические

            таблицы».  

  31. «Вкладыши    

        Монтессори».

  32. «Сложи  узор».

       ( по  замыслу).  

    Познакомить  детей  с  кубиками  «Никитина».       Упражнять  детей  в  различении  основных  цветов.

  Освоение  детьми  умений

составлять  узоры  путём  комбинирования  цвета  и

формы.

   Развивать  воображение.

  Развитие   умения  анализировать,  сравнивать,

осуществлять  последователь-ные  действия.

 Развитие  комбинаторских  способностей,   воображения.

  Развивать    умения     анали-

зировать,  сравнивать,  осу-

ществлять  последовательные

действия.

  Учить  составлять  предмет  из    частей.  Учить    детей        пользоваться      образцом,

соотносить  с  ним отдельные

части  предмета.

  Продолжать  учить  детей

составлять  простой   узор.

Развивать  воображение.

  Учить  детей  сравнивать

форму   изображённого

предмета  с  геометрическими

фигурами  и  подбирать пред-

меты  по  геометрическому

образцу.

  Развитие  творческого  вооб- ражения,     комбинаторских  способностей,  мелкой   мото-

рики.

   Развитие  умения  состав-

лять  квадраты  из  3-4  частей

накладывая  их  фигуры  дру-

гого  цвета.

 

  Продолжать  учить  детей

составлять  простой   узор

путём  комбинирования   цве-

та  и  формы. Развитие  вооб-

ражения.

   Развитие  воображения,

комбинаторских  способнос-

тей.

  Развитие  умения  узнавать

и  различать  форму  плоских геометрических  фигур  и  их  положение  на   плоскости.

  Учить  детей  запоминать

взаимное  расположение

геометрических  фигур  в

сложном  целом  узоре.

   Продолжать  учить  детей

составлять  узор  из  кубиков.

Развивать  комбинаторские

способности.

   Продолжать  учить  детей  

различать  простейшие  гео-

метрические фигуры  по фор-

ме. Развивать  воображение.

  Закреплять  знания  детей

о  форме,  упражнять  в  пра-

вильном  соотнесении   пред-

метов  с  одним  и  тем  же

геометрическим  образцом.

 Продолжать  развивать  уме-

ния   составлять  целое  из

частей. Развивать  цветоощу-

щения  и  сообразительность.

   Продолжать  составлять

узор  путём  комбинирования

цвета  и  формы. Развитие

воображения.

  Развивать  аналитические

способности,   умения  срав-

нивать  предметы  по  цвету,

форме,  величине. Развивать

воображение.

  Развивать  восприятие  фор-мы.   Учить    выкладывать

орнамент  из  геометрических

фигур  на  листе.

  Развивать пространственные  представления,      образное  

мышление,  способность

комбинировать,   конструиро-

вать.

  Упражнять  детей  в  состав-

лении  геометрических фигур

на  плоскости  стола,  анализе

и  обследовании  их  зритель-

но -  осязательным  способом.

   Продолжать учить детей

составлять  простой  узор

путём  комбинирования   цве-

та   и   формы.

 

 Продолжать  развивать  уме-

ния  составлять    целое    из

частей. Развивать  сообрази-

тельность.

  Развивать  сенсорные  уме-

ния  и  способности  аналити-

ческого  восприятия.,  комби-

наторские  способности, воображение.  

  Закреплять  знания о  прос-

тейших  геометрических   фи-

гурах. Развивать  комбина-

торские  способности, воображение.

  Продолжать  учить  состав-

лять  простой  узор  путём

комбинирования  цвета  и

формы.

  Развивать  творческое   мышление,  воображение.

   

   Развивать  внимание,  логи-

ческое  мышление,  умение

анализировать  предметы  по

признакам:  цвет,  форма,  ве-

личина.

    Закреплять умение узнавать и различать форму

Геометрических фигур и их

Положение на плоскости.

   Развивать   воображение,

логическое  мышление,  ком-

бинаторские  способности.

  1; 44.

  1;  44.

  2;  15.

 2;  14.

  2;  16.

  2;  21.

  1;  44.

  3;  55.

  4;  23.

  1;  92.

 

 1;  44.

  2;  21.

  1;  53.

  3;  65.

  1;  44.

  5;  47.

 3;  55.

 

 2;  26.

  1;  44.

  2;  28.

  3;  60.

  5;  70.

  5;  12.

  1;  44.

 1;  89.

  2;  44.

  5;  47.

  1;  44.

  2;  52.

  2; 22, 45.

  1;  53.

  1;  44.

Занятий в неделю – 1

Занятий в месяц   - 4

Занятий в год   - 32

Продолжительность занятия 10 – 15 минут

                                          План   работы  кружка

                                                «Весёлая  математика»

                                                      средняя   группа

                                                2017-2018 учебный  год.

   Месяц

           Тема

Программное  содержание

 Лит-ра

  Сентябрь

 

 Октябрь

 

 

  Ноябрь

 

   

Декабрь

   Январь

   Февраль

     Март

   Апрель

   

  Май

   

    Диагностика

знаний  детей.

 

1.«Сложи  узор».

2.«Сложи  узор»

   СУб №2,4.

3.«Составь                                       картинку».

4.«Счётные          

           палочки».\

5.«Танграм».

6.«Сложи  листик».

7.«Сложи  узор».

     СУб. № 5,7.

8.«Сложи квадрат».

9.«Счётные

          палочки».

  1. «Сложи

           квадрат».

   11.«Сложи  узор».

         СУб. №9-10.

12.«Пифагор».

  13.«Вкладыши

        Монтессори».

14.«Что изменилось?»

 

15.«Сложи  узор».

         СУб. №12,14.

16.«Танграм».

  17.«Вьетнамская

              игра».

         

18.«Составь

           квадрат».

19.«Сложи  узор».

         СУб. №11, 15.

20.«Пифагор».

21.«Выложи

            орнамент».

22. «Монгольская

             игра».

23.«Счётные

               палочки».

   24.«Сложи  узор».

СУб. №17-18.

  25.«Сложи

             квадрат».

  26.«Геометрическая

           мозайка».

27.«Танграм».

28. «Сложи  листик».

29.«Сложи  узор».

          СУб. №20-21.

30. «Вьетнамская

               игра».

 

31.«Счётные          

           палочки».

32. «Игра с

      обручами».

33. «Сложи  узор».

    (по замыслу).

 

    Продолжать знакомить  детей  с  кубиками  «Никитина».      

    Продолжать развивать  интерес  к  этой  игре.

  Освоение  детьми  умений

составлять  узоры  путём  комбинирования  цвета  и

формы из 9 кубиков.

   Развивать  воображение.

   Развитие умения  анализировать,  сравнивать,

развитие творческого  воображения .

 

 

 Развитие  комбинаторских  способностей,   воображения.

 Закреплять  знания детей  о  

геометрических  фигурах,

  упражнять  в  умении  

составлять  новые  из  имею-

щихся по  образцу  и  замыслу.

  Учить  составлять  предмет  из    частей.  Учить    детей        пользоваться      образцом,

соотносить  с  ним  отдельные

части  предмета.

 

   Продолжать  учить  детей

составлять  простой   узор.

Развивать  воображение, твор-

ческие  способности.

    Развивать цветоощущение

и сообразительность  при

решении  прблемы  частей

целого.

   Учить  составлять квадрат из 4-х частей.

    Развивать      творческое  

воображение, смекалку,  комбинаторские     способ-     ности,  мелкую   моторику.

   Развивать  умения  состав-

лять  квадраты  из  4-5  частей,

развивать  мышление,

 воображение.

    Продолжать  учить  детей

составлять  простой   узор

путём  комбинирования   цве-

та  и  формы. Развитие  вооб-

ражения.

  Познакомить детей с новой игрой. Развивать   воображе ние, комбинаторские  способ-

ности  мыслительную  деятель-

ность , пространственное

воображение.

  Развитие  умения  узнавать

и  различать  форму  плоских геометрических  фигур  и  их  положение  на   плоскости.

   Учить  детей  запоминать

взаимное  расположение

геометрических  фигур  в

сложном  целом  узоре.

   Продолжать  учить  детей

составлять  узор  из  кубиков.

Развивать  комбинаторские

способности.

   Учить  анализировать  изоб-

ражения     фигур - силуэтов, продолжать  развивать  комбинаторские  способности.

   Развивать  логическое  мыш-

ление  и  творческое  вообра-

жение.

  Продолжать  развивать  уме-

ния   составлять  целое  из

частей. Развивать  цветоощу-

щения  и  сообразительность.

   Продолжать  учить  состав-лять   узор  путём  комбини-

рования  цвета  и  формы. Развивать    воображение.

    Продолжать    развивать

комбинаторские  способнос-

ти.  воображение.

     Развивать  восприятие  фор-мы.   Учить    выкладывать

орнамент  из  геометрических

фигур  на  листе.

  Развивать усвоение  детьми

способов      присоединения

одной  фигуры  к  другой с

целью     получения    фигур

-  силуэтов.

   Упражнять  детей  в  самос-

тоятельных   поисках   путей

составления  фигур.

   Развивать  логическое   мы-

шление.

   Продолжать учить детей

составлять  простой  узор

путём  комбинирования   цве-

та   и   формы.

  Продолжать  развивать  уме-

ния  составлять    целое    из

частей. Развивать  сообрази-

тельность.

    Развивать  сенсорные  уме-

ния  и  способности  аналити-

ческого  восприятия.,  комби-

наторские  способности,  

воображение.  

  Закреплять  знания о  прос-

тейших  геометрических   фи-

гурах. Развивать  комбина-

торские  способности,  вообра-

жение.

 Развивать  воображение.

комбинаторские  способности.

  Продолжать  учить  состав-

лять  простой  узор  путём

комбинирования  цвета  и

формы.

  Развивать  творческое   мыш-

ление,  воображение

   

 Продолжать упражнять  де-

тей в самостоятельных  по-

исках путей составления

фигур, развивать логическое

мышление.

 Освоение детьми умения

классифицировать   мно-

жества по двум свойствам

(цвет и форма; размер и фор-

ма).

 

  Развивать  воображение

логическое  мышление,  ком-

бинаторские  способности.

  1; 45.

  1;  45.

  2;  59.

  4;  13.

  4;  44

  2;  21.

  1;  45.

  1;  89.

  2;  74.

  1;  92.

  1;  45.

  4;  52.

  1;  53.

  3;  65.

  1;  45.

  4;  47.

  4;  74.

  1;  93.

  1;  45.

  4;  52.

  3;  61.

  4; 63.

  5; 11.

  1;  45.

  1;  93.

  2;  44.

  4;  47.

 2;  22.

  1;  44.

  4;  52.

  5;  13.

  1;  45.

 

 2;  43.  

 

        Занятий в неделю – 1

        Занятий в месяц   - 4

        Занятий в год       - 33

        Продолжительность занятий 15 – 20 минут

     

 «Весёлая  математика»

старшая   группа

2018-2019 учебный  год.

Месяц

           Тема

Программное  содержание

Лит-ра

Сентябрь

Октябрь

 

 Ноябрь

 

 Декабрь

  Январь

Февраль

   Март

 Апрель

    Май

   

    Диагностика

знаний  детей.

 

  1.«Сложи  узор».

СУв№1.

   2.«Сложи  узор»

   СУв №2.

3.«Составь                                     картинку».

4.«Счётные          

           палочки».\

5.«Танграм».

6.«Сложи  листик».

7.«Сложи  узор».

     СУв. № 3.

8.«Сложи квадрат».

9.«Счётные

          палочки».

10.«Сложи

           квадрат».

   11.«Сложи  узор».

         СУв. №4.

  12.«Пифагор».

  13.«Вкладыши

        Монтессори».

 14.«Что изменилось?»

 

15.«Сложи  узор».

         СУв. №5.

16.«Танграм».

  17.«Вьетнамская

              игра».

         

18.«Сложи

           квадрат».

19.«Сложи  узор».

         СУв. №6.

20.«Пифагор».

21.«Выложи

            орнамент».

22. «Монгольская

             игра».

23.«Счётные

               палочки».

   24.«Сложи  узор».

СУв. №8.

  25.«Сложи

             квадрат».

  26.«Геометрическая

           мозайка».

27.«Танграм».

28. «Сложи  листик».

29.«Сложи  узор».

          СУв. №10.

30. «Вьетнамская

               игра».

 

 

31. «Счётные

             палочки».

 32. «Лабиринты».

31.«Сложи  узор».

     (по замыслу).

 

   Продолжать    знакомить

детей           с  кубиками  «Никитина».      

    Учить составлять узор

из  16-ти  кубиков.

  Освоение  детьми  умений

составлять  узоры  путём  комбинирования  цвета  и

формы.

   Развивать  воображение.

   Развивать   умения  анализировать,  сравнивать,

осуществлять  последователь-ные  действия.

 

   Развивать  комбинаторские  способности,   воображение.

 Закреплять  знания детей  о  

геометрических  фигурах,

  упражнять  в  умении  

составлять  новые  из  имею-

щихся по  образцу  и  замыслу.

 Учить  составлять  предмет  из    частей.  Учить    детей        пользоваться      образцом,

соотносить  с  ним  отдельные

части  предмета.

 

   Продолжать  учить  детей

составлять  простой   узор.

Развивать  воображение, твор-

ческие  способности.

    Развивать цветоощущение

и сообразительность  при

решении  прблемы  частей

целого.

Развитие  творческого  вооб ражения,  смекалки,  комби-      наторских     способностей,  мелкой    моторики.

   Развитие  умения  состав-

лять  квадраты  из  4-5 частей,

развивать  мышление,

 воображение.

    Продолжать  учить  детей

составлять  простой   узор

путём  комбинирования   цве-

та  и  формы. Развитие  вооб-

ражения.

Развивать  воображение,

комбинаторские  способнос-

ти,  мыслительную  деятель-

ность , пространственное

воображение.

  Развивать  умения  узнавать

и  различать  форму  плоских геометрических  фигур  и  их  положение  на   плоскости.

   Учить  детей  запоминать

взаимное  расположение

геометрических  фигур  в

сложном  целом  узоре.

   Продолжать  учить  детей

составлять  узор  из  кубиков.

Развивать  комбинаторские

способности.

   Учить  анализировать  изоб-

ражения     фигур - силуэтов, продолжать  развивать  комбинаторские  способнос-

ти.

 Развивать  логическое  мышление  и  творческое  воображение.

  Продолжать  развивать  уме-

ния   составлять  целое  из

частей. Развивать  цветоощу-

щения  и  сообразительность.

   Продолжать  учить  состав-лять   узор  путём  комбини-

рования  цвета  и  формы. Развивать    воображение.

 

  Продолжать    развивать

комбинаторские  способнос-

ти.  воображение.

     Развивать  восприятие  формы.   Учить  выкладывать  

орнамент  из  геометрических

фигур  на  листе.

  Развивать усвоение  детьми

способов      присоединения

одной  фигуры  к  другой с

целью     получения    фигур

-  силуэтов.

   Упражнять  детей  в  самос-

тоятельных   поисках   путей

составления  фигур.

   Развивать  логическое   мы-

шление.

 

  Продолжать учить детей

составлять  простой  узор

путём  комбинирования   цве-

та   и   формы.

  Продолжать  развивать  умения  составлять    целое    изчастей. Развивать сообрази-

тельность.

   

 

Развивать  сенсорные  уме-

ния  и  способности  аналити-

ческого  восприятия.,  комби-

наторские  способности,  воображение.  

   Закреплять  знания о  прос-

тейших  геометрических   фи-

гурах. Развивать  комбина-

торские  способности, вообра-

жение.

 Развивать  воображение.

комбинаторские  способности.

  Продолжать  учить  состав-

лять  простой  узор  путём

комбинирования  цвета  и

формы.

  Развивать  творческое   мышление,  воображение

   

 

Продолжать  развивать

творческое  воображение,

смекалки.

Развивать пространственные

представления,     настойчи-

вость,  умение  сосредоточи-

ться.

  Развивать  воображение

логическое  мышление,  ком-

бинаторские  способности.

  1; 46.

  1;  46.

  2;  69.

  5;  17.

  4;  44

 

 2;  21.

 

 1;  46.

  1;  93.

 2;  74.

  1;  94.

  1;  46.

  4;  52.

  1;  53.

  3;  65.

  1;  46.

  4;  47.

  4;  74.

  1;  94.

  1;  46.

  4;  52.

  3;  60.

  4; 63.

  4; 14.

 

 1;  46.

  1;  94.

  2;  44.

  4;  47.

 2;  22.

  1;  46.

  4;  52.

2;  74.

2. 83.

  1;  46.

Занятий в неделю – 1

Занятий в месяц    - 4

Занятий в год        - 31

Продолжительность занятий 20 – 25 минут

План   работы  кружка

«Весёлая  математика»

подготовительная   группа

2019-2020 учебный  год.

  Месяц

           Тема

Программное    содержание

 Лит-ра

Сентябрь

 Октябрь

 

   Ноябрь

   Декабрь

  Январь

  Февраль

    Март

 

Апрель

     Май

   

    Диагностика

знаний  детей.

  1. «Сложи  узор».

СУв №11.

  2. «Сложи  квадрат».

  1. «Сложи  узор».

СУв №12.

  4. «Танграм».

  5. «Три  обруча».                               .

  1.  «Счётные          

           палочки».\

7.«Сложи узор».

     СУв №18.

  8. «Пифагор».

  1. «Сложи узор».

     СУв №17.

  1. «Сложи квадрат».

  1. «Счётные

          палочки».

  1. «Монгольская

             игра».

  1. «Сложи

           квадрат».

 

14.«Сложи  узор».

         СУв. №15.

15.«Пифагор».

  16.«Вьетнамская  

                игра».

17.«Лист Мёбиуса».

 

18.«Сложи  узор».

         СУв. №21.

19.«Танграм».

  20.«Вьетнамская

              игра».

         

  21.«Сложи

           квадрат».

22.«Сложи  узор».

         СУв. №13.

23.«Пифагор».

  24. «Монгольская

             игра».

25.«Счётные

               палочки».

  26.«Сложи  узор».

СУв. №14.

 

 27.«Сложи

             квадрат».

  28.«Лабиринты».

29. «Пентамино».

 30.«Сложи  узор».

          СУв. №19.

         

 31. «Вьетнамская

               игра».

 

 32. «Пентамино».                

 

33.«Сложи  узор».

     (по замыслу).

  Продолжать учить детей  моделированию цветных  узоров из 16 кубиков.

   Продолжать развивать смекалку, сообразительность

при решении проблемы час-

тей целого.

  Продолжать  развивать во-

ображение, комбинаторские

способности.

  Учить детей  анализировать способ расположения  час-

тей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

  Развитие умения анализи-

ровать,  сравнивать,

классифицировать.

 

   Развитие  комбинаторских  способностей,  воображения, умения решения задач на преобразование фигур.

Развитие логического мышления и творческого воображения.

   Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

  Продолжать  учить  детей

составлять  узор.

Развивать  воображение, творческие  способности.

    Развивать цветоощущение

и сообразительность  при

решении  проблемы  частей

целого.

    Развитие  творческого  воображения,  смекалки,  комбинаторских      способ-

ностей,  мелкой    моторики.

   Учить детей рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий.  

   Развитие  умения  состав-

лять  квадраты  из  4-5  частей,      развивать  мыш-

ление, воображение.

   

 Продолжать  учить  детей

составлять   узор путём  комбинирования   цвета и  формы. Учить  зарисовывать узор  в  тетрадке.

   Развитие  воображения,

комбинаторских  способнос-

тей,  мыслительной  деятель-

ности , пространственного

воображения.

   Учить составлению силуэтов по образцам с указанием составляющих силуэт частей, развивать смекалку,      сообразитель-

ность.

   Познакомить детей с но-

вой  геометрической  фигу-

рой – листом Мёбиуса и тех-нологией игры с ним.

   Продолжать  учить  детей

составлять  узор  из кубиков.

Развивать  комбинаторские

способности.

   Учить  анализировать  изображения     фигур - силуэтов, продолжать  развивать  комбинаторские  способности.

 Развивать  логическое  мышление  и  творческое  воображение.

  Продолжать  развивать  умения   составлять  целое  из частей. Развивать цвето- ощущения  и сообразитель- ность.

 Продолжать  учить  состав-лять   узор  путём  комбини-

рования  цвета  и  формы. Развивать    воображение.

    Продолжать    развивать

комбинаторские  способнос-

ти.  воображен

  Развивать усвоение  детьми

способов      присоединения

одной  фигуры  к  другой с

целью     получения    фигур

-  силуэтов.

   Упражнять  детей  в самос-

тоятельных   поисках  

составления цифр.

   Развивать  логическое   мышление.

  Продолжать учить детей

составлять  простой  узор

путём  комбинирования   цвета   и   формы.

 

 Продолжать  развивать  умения  составлять    целое    из частей. Развивать сооб- разительность.

    Развивать  у  детей  настойчивость,  умение  сосредоточиваться,  логическое  мышление,  ловкость.

   Развивать  комбинаторские  способности,  усвоение общих способов  присоеди-

нения одной части к другой, ориентируясь  на  образ составляемого  предмета.

 Развивать  воображение.

комбинаторские  способности.

  Развивать  творческое   мышление,  воображение

   

  Развивать  элементарное пространственное  видение,  комбинаторские способнос-

ти.

  Развивать  воображение

логическое  мышление,  ком-

бинаторские  способности.

  1. 46.

 

   1. 93.

 

   1. 46.

   5. 109.

   2. 108.

 

   4. 23.

 

 1. 46.

   5. 131.

 

   1. 46.

 

   1. 94.

 

   5. 24.

 

   4. 63.

                     

   1. 94.

 

 1. 46.

  5. 101.

  5. 104.

  6. 90.

 1. 46.

  5. 109.

 

  5. 104.

   1. 94.

 

 

  1. 46.

  5. 131.

  4. 64.

 

  5. 26.

  1. 46.

 

 

 1. 94.

  4. 68.

  5. 180.

 

  1. 46.

 

  5. 171.

  5. 181.

 Занятий в неделю -1     Занятий в месяц -4     Занятий в год -33                           Продолжительность занятия – 25-30 минут

  1. Учебно – тематический  план

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

 

           

                     тема     

  кол-во  занятий

    «Сложи   узор»

        8  занятий

    «Сложи   квадрат»

        3  занятия

    «Сложи   листик»

        2  занятия

    «Танграм»

        3  занятия

    «Вкладыши  Монтессори»

        2  занятия

    «Счётные  палочки»

        3  занятия

    «Геометрические  фигуры»

        9  занятий

    «Логические  таблицы»

        1  занятие

Средняя  группа  (от 4 до 5 лет).

 

                    тема

  кол-во  занятий

     «Сложи  узор»

        8  занятий

     «Сложи  квадрат»

        4  занятия

     «Сложи  листик»

        2  занятия

     «Геометрические  фигуры»

        5  занятий

     «Счётные  палочки»

        3  занятия

     «Танграм»

        3  занятия

     «Головоломка Пифагора»

        2  занятия

     «Вкладыши  Монтессори»

        1  занятие

     «Вьетнамская  игра»

        2  занятия

     «Монгольская  игра»

        1  занятие

Старшая группа ( от 5 до 6 лет)

                    тема

  кол-во  занятий

     «Сложи  узор»

        9  занятий

     «Сложи  квадрат»

        4  занятия

     «Сложи  листик»

        2  занятия

     «Геометрические  фигуры»

        5  занятия

     «Счётные  палочки»

        3  занятия

     «Танграм»

        3  занятия

     «Головоломка Пифагора»

        2  занятия

     «Вкладыши  Монтессори»

        1  занятие

     «Вьетнамская  игра»

        2  занятия

     «Монгольская  игра»

        1  занятие

Подготовительная группа ( от 6 до 7 лет )

                    тема

  кол-во  занятий

       «Сложи  узор»

       10  занятий

       «Сложи  квадрат»

        5  занятия

       «Танграм»

        2  занятия

       «Геометрические  фигуры»

        2  занятия

       «Счётные  палоски»

        2  занятия

       «Головоломка Пифагора»

        3  занятия

       «Монгольская  игра»

        2  занятия

       «Вьетнамская  игра»

        3  занятия

       «Лабиринты»

        1  занятие

       «Пентамино»

        2  занятия

2.3. Мониторинг результатов реализации программы

     Для мониторинга результатов реализации программы используются простые и доступные методы диагностики. Используются диагностические задания, на дидактическом материале  «Сложи узор», «Сложи квадрат» (авторская версия Б.П. Никитина, адаптация Г.А.Репиной), «Рамки и вкладыши Монтессори» (интепритация Г.А.Репиной), для выявления уровня логико-математических способностей у детей.

    Для достижения планируемых результатов проводится мониторинг два раза в год, в сентябре и апреле месяце. Приложение.

  1. Организационный  раздел

  1. Материально – техническое обеспечение реализации программы.
  • Наборы кубиков Никитина  «Сложи квадрат»
  • Наборы игры «Сложи квадрат»
  • Наборы игры  «Сложи листик»
  • Наборы игры  «Танграм»
  • Наборы игры  «Монгольская  игра»
  • Наборы игры  «Головоломка Пифагора»
  • Наборы игры  «Вьетнамская игра»
  • Наборы игры  «Пентамино»
  • Наборы счётных палочек
  • Наборы геометрических фигур
  • Наборы игры «Волшебные фигуры»
  • Логические  таблицы
  • Лабиринты
  • Методическая  литература:
  1. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»  М., 1990.
  2. З.А. Михайлова «Математика от трёх до семи». С.П., 1998.
  3. Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»  М., 1978.
  4. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

М. 1990.

  1. А.А.Смоленцева «Математика до школы» С.П. 1998.
  2. Г.А.Репина «Математическое развитие дошкольников» М. 2008.

     3.2 Регламент образовательной деятельности.

       Программа рассчитана на 4 года.

        Занятия проводятся с сентября по май следующего года.

        Неделя:  1 занятие.

        Месяц:  4  занятия.

        Год:  31-33 занятия.

       Расписание занятий кружка:

          Занятия проводятся по средам с 16 00.

 

          Младшая группа  16.00 – 16.15

          Средняя группа   16.00 – 16.20

          Старшая группа   16.00 – 16.25

          Подготовительная группа  16.00 – 16.30

  1. Взаимодействие с родителями.

 

     Основными участниками образовательного процесса в рамках программы дополнительного образования «Весёлая математика» являются дети, родители и воспитатель. Отношения участников образовательного процесса строятся на основе сотрудничества и взаимоуважения.

    Формы работы с родителями:

   -  Через «Уголки для родителей» родителям даются рекомендации, какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, какую литературу можно использовать для занятий с ребёнком.

 - Родительское собрание с показом фрагментов образовательной деятельности.

 - Индивидуальные беседы с рекомендациями.

 

      Работая в тесном контакте с родителями и детьми, можно достигнуть хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе.

   

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в старшей группе " веселая математика с крошем и нюшей"

Конспект занятия по математике в старшей группе «Веселая математика с Крошем и Нюшей».Задачи:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять п...

Занятие по математике во II младшей группе «Веселая математика»

закреплять понятия один, много, ни одного.- закреплять и обобщать знания детей о свойствах предметов: большой-маленький, средний, высокий-низкий....

Открытое занятие в старшей логопедической группе по математике: « Игра – путешествие в страну веселой математики»

Задачи:Образовательные:-Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность;-Учить различать геометрические фигуры (плоскостные и объемные); сравниват...

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Веселая математика».

Конспект НОДпо математике в подготовительной группе«Веселая математика». Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим...

конспект образовательной деятельности по математике в старшей группе "Веселая математика с Машей и Медведем"

конспект разработан для развития математических способностей детей старшего возраста через игровую деятельность, а также привитие интереса к занятиям математикой....