Проект по математическому развитию "Раз, два,, три, четыре, пять"
проект по математике (средняя группа)

Сулоева Ольга Владимировна

Проект по математическому развитию "Раз, два, три,четыре, пять" для детей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №7 «Березка»

ПРОЕКТ

«Раз, два, три, четыре, пять».

Выполнила:

                                                     Сулоева Ольга Владимировна

                                                         воспитатель 1 квалификационной категории

г. Семенов  2019г.

Проект

«Раз, два, три, четыре, пять».

Все, что познается, имеет число,

ибо невозможно ни понять ничего,

ни познать без него.


Пифагор

Математика — царица наук.
Карл Фридрих Гаусс

Тип: познавательно - игровой

Продолжительность: 3 месяца (январь, февраль, март)

Участники: дети средней группы, родители, воспитатель.

Актуальность темы:

          Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением ее в различные области знаний. Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их дальнейшего благополучного развития в цивилизованном человеческом обществе. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, хотя никто из них об этом даже не подозревает и редко об этом задумываются даже их родители.  Например, ребенок в  достаточно раннем возрасте может ответить много или мало у него игрушек, сколько машинок или кукол у его друга, сколько конфет дала бабушка и т. д.

            Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (ФГОС ДО)  рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, которое заложено в образовательной области «Познавательное развитие».   Это объясняется тем, что процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы (разнообразных способов познания, познавательной деятельностью), а также с развитием математического стиля мышления. Кроме того, благодаря математическому развитию у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей. В процессе математического развития происходит общее интеллектуальное и речевое развитие ребенка (аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря).

        Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.

          Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а развитие у них элементарных математических способностей является одним из важных направлений работы дошкольных образовательных организаций. Задача воспитателей – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности.

        «Математика-это царица всех наук. Она приводит в порядок ум.» Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только в обучении математике. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателей и родителей – развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте, приобщая к этому предмету в игровой форме.

Объект: дидактические игры, игровые упражнения, пальчиковые игры, интерактивные игры.

Гипотеза: Использование специально-подобранных дидактических игр, игровых упражнений, способствует развитию счета у детей.

Проблема: Трудности у детей в развитие математических способностей детей дошкольного возраста: умение вести счет, соотношение количества и цифры,  решение арифметических задач.

Цель: Формирование  у детей умение считать до пяти,  через игровую деятельность.

Задачи:

  1. Закреплять навыки прямого счета в пределах пяти, называть числа по  порядку;
  2. Формировать умение пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах 5-ти.
  3. Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами: добавляя или убирая один предмет.
  4. Формировать умение решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
  5. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику.
  6. Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, математических ребусов.
  7. Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Ожидаемые результаты:

 

  1. Через использование специально-подобранные дидактические игры и игровые упражнения у детей будет сформировано умение считать в пределах 5-ти, сравнивать две группы предметов используя счет, дети научатся решать простые арифметические задачи;

 

  1. Усвоение знаний в школе для  детей будет не механическим, а осмысленным.
  2. Проведенная работа позволит расширить представление детей, перенести знания и способы деятельности в новые условия, развить у детей любознательность, логическое мышление, внимание.

  1. Сотрудничество с родителями воспитанников по теме «Веселый счет».

Дальнейшее применение на практике дидактических игр существенно поможет в качественном обучении дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

Проведенная работа повысит внимание родителей, педагогов и детей к вопросам обучения математики.

Пути реализации:

  • организованно-образовательная деятельность
  • совместная деятельность педагога с детьми
  • элементы самостоятельной деятельности
  • взаимодействия с родителями

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный

  • подбор методической литературы
  • изготовление и подбор дидактических игр и пособий
  • создание интерактивных игр и презентаций

2. Реализация проекта

  • определение проблемы, цели, задачи;
  • планирование различных форм работы с детьми.
  • планирование различных форм работы с родителями.

3. Практический

  • реализация проекта

4. Заключительный

  • презентация и защита  проекта для педагогов  ДОУ на педагогическом совете

Методы и технологии:

  • наглядный
  • практический
  • знакомство с дидактическим материалом
  • игровые технологии

Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес детей
  • материальное обеспечение проекта
  • методические разработки

Механизмы реализации проекта:

  1. Организованная - образовательная деятельность

Направление развития

Тема

Познавательное

 «Кто быстрее?»                                                           «Посмотри вокруг»

«Путешествие в страну Цветных чисел»

 «В Цветочном городе»

  «Урожай коротышек»

  «Кто где живет»

  «Хватит ли»

«Когда это бывает»

Социально-коммуникативное

«Что такое светофор?»

«Во, что я люблю одеваться»

«Предметы бытовой техники»

Художественно-эстетическое

Лепка                                                                            «Наша елка вся в игрушках»

 «Они живут в лесу»

«Украсим сердечки»

«Пуговицы для платья»

 «Чашки для кукол»

Рисование

«Мы играем со снежками»

«Русский сарафан»

«Украсим вазу»

«Весенняя капель»

«Я веселый и смешной, завожу своей игрой»

Аппликация                                                              «Светофор»

«Рыбки в водице»

«Открытка для мамочки»

Конструирование

«Домик для Деда Мороза»                                                                

« Домик для матрешки»

Физическое

 «У медведя во бору»

«Гуси лебеди»

«Найди пару»

«Медведь и пчелы»

  1. Совместная деятельность педагога с детьми

Групповая

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Интерактивные игры:

«По страницам сказок»

«Веселый счет»

Работа с игровыми пособиями:

«Собери узор» (Кубики Никитина)

«Сложи узор» (счетные палочки)

«Напиши правильно» (рисование на манке)

«Построй лесенку» (палочки Кюизенера

«Сколько» (счет на математическом развивающем панно)

«Веселая гусеница»

Просмотр познавательных обучающих мультфильмов:

«Пластилинки-циферки»

«Учимся считать вместе с Хрюшей и Степашкой»

Чтение:

Александрова З.Н.

Раз-два-три-четыре-пять!  

«Катя в яслях»

Сергей Михалков

«Пальчики»

«Котята»

Маршак С.Я.

«Веселый счет»

«Мыши»

«Маленькие феечки»

В. Сутеев

«Цыпленок и утенок»

«Под грибом»

«Кораблик»

К.Ушинский

"Четыре желания"

В.Бианки

"Лис и мышонок"

Русские народные сказки:

"Колобок", "Курочка Ряба", "Пузырь, Соломинка и Лапоть", "Лиса-повитуха", "Два брата", "Три медведя", "Три поросёнка", "Мужик, медведь и лиса".

Загадки про цифры

Пальчиковые игры:

«Белочки»

«Пять мишуток»

«Дом»

«Часы»

«Червячки»

«Котята»

«Пальчики»

«Кораблик»

«Горох»

«Зима»

Физкультминутки:

Раз, Два, три…

Вопросы:

«Сколько домиков у пальчиков в перчатке»

«Сколько чашечек поставим,

сколько ложечек положим?»

«Сколько блюдцев, столько и чашек»

«Сколько птиц прилетело к кормушке?»

«Сколько мячей?»

3.Самостоятельная деятельность

Деятельность детей

Тема

Игровая

Дидактические игры:

«Цифровой поезд»

«Ферма»

«Подбери цифру»

«Какой по счету»

«Волшебный цветок»

«Выложи цифру» (пуговицы, пластилин, счетные палочки, бобы и др.)

Сюжетно-ролевые игры:

Овощной магазин

Оденем куклу на прогулку

«Повара»

Изобразительная

Самостоятельная деятельность детей в уголке ИЗО (лепка, рисование, цифр, раскраски по цифрам)

Чтение художественной литературы

Самостоятельная деятельность детей в читальном уголке (рассматривание иллюстраций к сказкам, стихам, чтение с воспитателем литературы по теме, отгадывание загадок, книжка-малышка «Веселый счет».

  1. Взаимодействие с родителями

Родительское собрание

«Путешествие в страну Математика»

Консультация

«Развитие математических способностей у детей 4-5 лет»

Проекты

«Веселые цифры» (Яковлевы)

«Готовим и считаем» (Сусловы)

Книжка-малышка «Веселый счет» (Лебедевы)

Список использованной литературы

1 И.Т. Бабаевой, З.А. Михайловой. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией  ООО «Издательство» «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах// Дошкольное воспитание, №8, 2002г.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду Кн. Для воспитателя дет.сада-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991г.

4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989 г.

5. Логинова В.И. Бабаева Т.И. «Формирование ЭМП» «Детство».  Программа развития и воспитания детей в детском саду.

6. Метлина Л. С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет.сада. - 2-е изд, перераб. - М., 1984

Дидактические игры и упражнения

Дидактическая игра «Один – много»

Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.

Лист – листья, много листьев

Медведь – медведи, много медведей

Комар – комары, много комаров

Стул – стулья, много стульев

Цветок – цветы, много цветов

Апельсин – апельсины, много апельсинов

Помидор – помидоры, много помидоров

Мяч – мячи, много мячей

Дидактическое упражнение «Один, два»

Цель: Учить детей согласовывать числительные с существительными в именительном падеже мужского, женского и среднего родов.

Описание: Ребёнку предлагаются картинки, на которых изображены предметы в количестве 1, и 2 штук. Ребёнок должен назвать количество изображённых предметов и называя их .

Один стул – два стула

Один мяч – два мяча

Одна кровать – две кровати

Один цветок – два цветка

Один волк – два волка

Одна качель – две качели

Одна ягода – две ягоды

Дидактическое упражнение "Счёт до трех" (работа с раздаточным материалом: чего больше, чего меньше, сделай поровну).

Раздать детям по 3 зайчика и 2 морковки. Задание: раздать каждому зайчику по морковке. Сказать чего больше, чего меньше и как сделать, чтобы зайцев и морковок было поровну.

Дидактическое упражнение "Назовите правильно".

-Сколько в году времён года? Назовите их последовательно.

- На сколько частей делят сутки? Назовите их.

- У кого из вас семья состоит из четырёх человек? Назовите имена членов своей семьи.

- Сколько углов и сторон у квадрата, у прямоугольника?

- Чем отличается квадрат от треугольника?

Дидактическая игра «Весёлый счет» 

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример: Один стол – пять столов

Один слон – пять слонов

Один журавль – пять журавлей

Один лебедь – пять лебедей

Одна гайка – пять гаек

Одна шишка – пять шишек

Один гусёнок – пять гусят

Один цыплёнок – пять цыплят

Один заяц – пять зайцев

Одна шапка – пять шапок

Одна банка – пять банок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми – математический досуг для детей средней группы: «Раз, два, три, четыре, пять – научились мы считать»

Цели:  1. Образовательные задачи:Закреплять умения детей считать в пределах 5.Закреплять знание цифр от 1 до 5.2. Развивающие задачи:Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное вос...

Конспект занятий по математическому развитию во второй младшей группе"Раз,два,три,четыре,пять-вместе учимся считать.

Конспект занятий по математическому развитию во второй младшей группе «Раз, два, три, четыре, пять-вместе учимся считать»Оксана Мухина Конспект занятий по математическому развитию во ...

Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию в средней группе Тема: «Раз, два, три, четыре, пять научились мы считать»

Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию в средней группеТема: «Раз, два, три, четыре, пять научились мы считать»Цели: 1. Уточнить представления о порядковом счёте.2. Упра...

Конспект занятий по математическому развитию во второй младшей группе «Раз, два, три, четыре, пять – вместе учимся считать».

Программное содержание: закрепить навыки порядкового счёта в пределах пяти, различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы “сколько?”, “по счёту?&rdq...

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа» Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»

Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»Цель:  организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольно...

Математическое развлечение «Раз, два, три, четыре пять, начинаем мы считать» в старшей группе

Цель:Образовательные:1.     Создавать условия для закрепления счёта в прямом и обратном порядке от 1 до 10;2.     Способствовать формированию умений в пои...