Конспект занятия по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Ооржак Сайзана Спартаковна

Конспект НОД по познавательному развитию

с использованием здоровье сберегающих технологий

в старшей группе.

 

Направление: Формирование элементарных математических представлений.

 Тема:  «Количественный состав чисел до 5. Форма предметов».

Программа: Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н Е Вераксы, Т С Комаровой, А М Васильевой.

Тип  занятия. Нетрадиционное интегрированное: Путешествие в волшебную страну «Здоровье».

Цель: ознакомление  количественного состава чисел до пяти и закрепление  формы предметов с использованием здоровье сберегающих технологий и игровых приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия по ФЭМП30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад «Хээлер» г.Чадаана Дзун-Хемчикского кожууна

Конспект

НОД по ФЭМП в старшей группе  

на тему «Количественный состав чисел до 5. Форма предметов».

                                                                                                                          Данные об авторе:

Ооржак Сайзана Спартаковна

должность: воспитатель

стаж работы:  3 года

Конспект НОД по познавательному развитию

с использованием здоровье сберегающих технологий

в старшей группе.

Направление: Формирование элементарных математических представлений.

 Тема:  «Количественный состав чисел до 5. Форма предметов».

Программа: Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н Е Вераксы, Т С Комаровой, А М Васильевой.

Тип  занятия. Нетрадиционное интегрированное: Путешествие в волшебную страну «Здоровье».

Цель: ознакомление  количественного состава чисел до пяти и закрепление  формы предметов с использованием здоровье сберегающих технологий и игровых приемов.

Задачи:

- приобщить детей к ЗОЖ путем использования ЗСБТ;

- развивать любознательность,  мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, речевое дыхание;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик от совершенных действий.

Возможные достижения ребенка: имеет элементарное представление о составе чисел до пяти, с интересом участвует в  играх, активен, любознателен при составлении количественного состава чисел с помощи разноцветных кубиков ,  рисовании солнышко из цветной опилки.

Способы: арт-терапия, проблемные вопросы.

ЗСБТ: пальчиковые игры, Самомассаж, дыхательное упражнение, упражнение для глаз, психогимнастика.

Средства:  игрушка бельчонок, искусственные елочки, шишки в корзине, орехи, ведерки с изображениями бельчат, кубики , модель солнца, прищепки, карточки с рисунками.

 Нестандартное физкультурное оборудование : грибы, дощечка, опилки желтого цвета, пластиковые бутылочки.

Словарная работа: бельчонок, массаж, лучистое солнышко.

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Содержание организационной деятельности детей.:1. Оргмомент.

  1. Мотивационно – побудительный этап:

Здравствуйте, ребята! (Сюрпризный момент).

Отгадайте загадку:

 Руки вправо протянула

Ножку круто изогнула. Что за цифра такая? (пять).

- Молодцы, угадали!

- А вы знаете о количественном составе числа пять? (нет).

- Чуть позже мы узнаем о количественном составе чисел  до пяти. Из скольких единиц состоят эти числа.  

Давайте начнем занятие с пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»

 Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик жарить стал

Ну а этот только ел,

Оттого и потолстел.

2. Организационно – поисковый этап.

- Ребята, какое время года наступило? (наступило осень).

- Молодцы!

- А  какая погода на улице? (пасмурно, холодно, идет дождь)

- Вы хотите сегодня прогулять? (да).

- Давайте, дружно едем в волшебную страну «Здоровье».

- Волшебная страна «Здоровье» находится за лесом, болотом. По пути мы выполняем различные упражнения, которые нам укрепляет здоровье, научит нас что-то новое. Согласны?

- Пойдем по тропинке.

- Смотрите ребята, грибов – то сколько.

- Давайте, дружно перешагнем эти грибы. (перешагивание через грибы ).

- Пойдем по мостику через речку. Ступайте осторожно, чтобы не оступится. Руки в сторону, спинку держим ровно (ходьба по дорожке).

- А,  теперь по болоту по кочкам. (прыжки с кочки на кочку).

- Вот мы и добрались до леса .Посмотрите, какие деревья, какой свежий воздух.  Это и есть волшебная страна «Здоровье».

- В нашей волшебной стране «Здоровья» листопад. Листочки падают и кружатся.

- Давайте поможем ветерку поиграть с листочками.

Дыхательное упражнение «Подуй на осенние листочки».

- Ой, смотрите, ребята, кто-то притаился под елочкой. Вы хотите узнать, кто это?(да).

- Тогда пойдем, посмотрим.

- Ребята, вы узнали, что это за зверек?

- Бельчонок.

-Молодцы!

- Давайте поздороваемся с ним и узнаем, почему бельчонок такой грустный?

- Что случилось бельчонок? Почему такой грустный?

- Я и мои братья очень замерзли, да еще никак не справились над заданием нашей мамочки. Из этих разноцветных предметов мы должны составить количественный состав чисел до 5ти.

- Ребята, что же делать,  как помочь бельчатам?

- Поиграть с ними, чтоб нагрелись .

- Молодцы, надо, что-то придумать. Ребята, посмотрите, под елочкой лежат шишки. С помощи шишек, давайте, научим бельчат греть свои лапки.

Самомассаж с использованием шишек.(дети берут по шишек и начинают движением вверх – назад двигать ее между ладонями, затем вращать круговым движениями и последнюю очередь одной рукой берут шишку и начинают ритмическими движениями дотрагиваться до другой ладошки).

- Ну, что нагрелись ручки, а у бельчонка лапки? Дотроньтесь ладошками до щечек. Какие ладошки? (теплые).

- Значит, порядок.

- Давайте, помогите бельчатам, назовите, что за предметы, ребята

.- Это разноцветные кубики

- Молодцы

- Сможете ли вы с помощи этих кубиков составить количественный состав чисел, например числа два?

- Нет.

- Давайте, попробуем и поможем бельчатам (воспитатель берет один зеленый и один желтый кубик и спрашивает)

- Что у меня на руках?

- Кубики, один зеленый, а другой желтый.

- Молодцы

- А они вместе составляют число …(два).

- Правильно, угадали, молодцы.

- Значит, число два состоит из двух единиц, правильно?  (да).

- А теперь, вы с помощи других кубиков составьте количественный состав последующих чисел до пяти, сможете?

-Давайте ( по очереди они выполняют задание)

- Число три состоит из двух синих и один красных кубиков; одного красного и двух синих

- Число четыре состоит из  трех зеленых и один желтых; один желтых и трех зеленых

- А еще другой вариант имеется, как вы  думаете? (ребята думают)

-  Один из них, из двух красных и двух синих

- Молодец, умница.

- Число пять будет еще посложнее , Думайте, думайте.

- Четыре синих и один красных, один красных и четыре синих

- Еще варианты есть?

- Три зеленых и два желтых, два желтых и три зеленых

  - Молодцы, ребята, все справились.

- Вы очень помогли бельчатам. Правда, бельчата?

- Да, вы нам очень помогли, ребята. Спасибо.

- Ребята, давайте, покормим бельчат.

Игра на развитие мелкой моторики рук «Покормим бельчат».

(на столе ведерки с изображением бельчат, орехи.. дети берут орех по одному и кладут в рот бельчат).

- Вдруг, кто-то тихонько плачет.

- Ой, что это, ребята?

- Один из бельчат: мне немножко грустно стало, потому что солнышко спряталось за тучами.

- Ребята, давайте еще раз поможем нашим бельчатам. Нарисуем им солнышко .

   3.  Практический этап.

Рисование с помощи цветной опилки «Солнышко лучистое».

- Ребята, какого цвета солнышко? (желтого)

- Молодцы

- Какой формы?

- Круглое

- Молодцы

Дети рисуют солнышко. На столе лежит бумага, на нем изображен круг, прямые линии. Наклеенному кругу, дети кладут опилку. Давят их ладонями, чтобы они приклеились.

- Лучики, какие должны быть? (прямые, длинные)_

В качестве инструмента для рисования лучиков используют пластиковые бутылки с отверстиями в пробке, наполнены опилкой.

- Вот бельчонок, смотри,  какое лучистое солнышко получилось!

- Бельчонок, ой как красиво у вас получилось, молодцы, ребята!

- Ребята, пока до полного высыхания солнышко, помогите мне. Но что-то с солнышком не так? (оно без лучиков)

- Как же нам исправить это?(сделать лучики)

- Посмотрите, из чего мы сможем сделать? (из прищепок).

Дети прикрепляют прищепок.

Давайте, вместе  с солнышком сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Солнышко».

Солнышко вставало,

Солнышко тучки считало

Посмотрело вверх, посмотрело вниз

Вправо, влево глазками моргало

И закрыло глазки.

- Глазки отдохнули?

- Молодцы

Давайте посмотрим, что у нас получилось с солнышком? Показывает детям солнышко, которое они рисовали с помощи опилки.

- Бельчонок:  какое солнышко! Спасибо, ребята.

- Ребята, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с бельчатами и волшебной страной «Здоровья».

До свидания!

   4.  Рефлексивно – оценочный этап.

- Вам понравилось гулять?

- Вспомните, какой стране мы побывали?

 Кому помогли в пути? (помогли бельчатам погреться, с помощи разноцветных кубиков составляли количественный состав чисел до пяти; определили формы предметов; рисовали солнышко с помощи цветной опилки; играли весело в волшебной стране «Здоровья»).

Воспитатель показывает карточки с рисунками, дети объясняют .

(на карточках нарисованы круги, например одной карточке только два разноцветных круга; другой два синих и один желтый круг, а на обратной стороне один желтый и два синих; третьей карточке три красных и один синий, а на обратной стороне один синий и три красных; и.т.д.).

Психогимнастика.

- Какое настроение было у бельчат, когда солнышко не было в небе? (грустное)

- Покажите грустное лицо

- А когда солнышко засияло в небе, как изменилось наше настроение?

- Покажите радостное лицо.

- Молодцы, ребята, а теперь с помощи смайликов покажите, какое у вас настроение?

Молодцы, ребята! Во время прогулки мы получили заряд бодрости, хорошего настроения и даже укрепили свое здоровье. Правда, ребята? (да).  

 До свидания!

Самоанализ занятия.

Тема занятия: Количественный состав чисел до 5. Формы предметов.

Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.

Тип  занятия: Нетрадиционное интегрированное.

       Данное занятие является изучением нового материала, количественного состава чисел до пяти и закреплением раннее изученного, формы предметов. При планировании занятия была сделана опора на развитии мотивации к учебной деятельности, здоровья, активизации знаний и умений детей, развитие у детей практического использование раннее изученных материалов, внимание, наблюдательности, сделать соответствующие выводы, найти соответствующие ответы на поставленные вопросы. Занятие построено на игровом сюжете и опыта знаний детей.  

      Решение образовательных, воспитательных и развивающих задач занятия соответствует требованиям программы по ФЭМП для старшей группы. , возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям.

        Структура занятия полностью соответствует логике проведения заявленного типа занятия. Так как моей основной образовательной целью является ознакомление количественного состава чисел до 5 и закрепление формы предметов с использованием здоровье сберегающих технологий, а основными задачами являются приобщение детей к ЗОЖ путем использования ЗСБТ; развивать изобразительность, мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, речевое дыхание; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик от совершенных действий. В ходе занятия с заданиями, которые обеспечивает разрешение  всех этих задач и целей занятия справились.

   Занятие состоялось из четырех этапов.

   Мотивационно – побудительный этап.

   На этом этапе, чтобы повысить мотивацию к учебной деятельности при решении проблемных ситуаций, активизировать мыслительную деятельность, сохранить и укреплять здоровье детей,  я провела занятие в виде игры – путешествия в волшебную страну «Здоровье». Я начала свое занятие с отгадыванием загадки и  пальчиковой гимнастики и сразу задавала проблемный вопрос о количественном составе чисел до пяти. Пока данный вопрос для них является проблемным.

   Чтобы разрешить данную проблему мы пошли прогулять, т.е. путешествовать по лесу.

     Организационно – поисковый этап.

 На данном этапе опиралась на личностные мотивы детей, их стремлению к общению, самореализации, самоутверждению. У детей был вызван познавательный интерес. Дети смогли почувствовать свой успех, путешествуя вместе с друзьями, выполняя проблемные задания на каждом этапе путешествия. В ходе путешествия использованы следующие элементы ЗСБТ: перешагивание через грибы, ходьба по дорожке здоровья, прыжки с кочки на кочку, продувание   листочек.

    Далее с помощью самомассажа они помогли бельчатам греться своих лапочек.   Оказание помощи бельчатам по определению формы предметов, составление состава чисел до 5 с помощи разноцветных кубиков, покормили. При выполнении проблемных заданий они активно включились в деятельность, ответили полным ответом на поставленные вопросы: например, какой формы имеют эти разноцветные предметы, при составлении состава чисел с помощи кубиков. Очень дружно освоили состав чисел до пяти. Помогая,  бельчатам, у них развивались социально коммуникативное, познавательно – исследовательское, речевое  и  физическое развитие.

           

 Практический этап.

На данном этапе они рисовали бельчатам солнышко лучистое с помощи цветной опилки. Твердо закрепили формы солнышко и его личиков. У них развивались  социально -  коммуникативное, речевое, познавательное, художественно - эстетическое и физическое  развитее.

     Рефлексивно – оценочный этап.

  В конце занятия был подведен итог, проведена рефлексия. Анализируя деятельность детей на занятии можно отметить, что они проявили познавательную активность, любознательность, эмоционально реагировали на примы активизации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения, умения поддерживать беседу. Они были заинтересованы, внимательны и организованы.

     На занятии решались задачи воспитательного, обучающего и развивающего характера: навыки взаимопонимания, чувство товарищества, самостоятельность, умение понимать учебную задачу, разгадывать загадку, рисовать солнышко, определить формы предметов, составлять количественный состав чисел до пяти, укреплять и сохранять свое здоровье и бережно относиться к окружающем мире.

     На занятии была создана атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, и взрослый, и ребенок в равной мере являлись субъектами взаимодействия.

     Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость. Дети динамично переключались со словесных заданий на задания с предметами, т.е. на практические задания. На данном занятии они получили заряд бодрости, хорошего настроения и даже укрепляли свое здоровье.

     Выбранные методы и приемы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач. Помогли обобщить и закрепить полученные раннее знания. Все три поставленные задачи выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

     Негативными сторонами  занятия является следующее: не использован ИКТ. Задания с карточками можно было показать на компьютере. В дальнейшем исправлю допущенные мною недостатки.

       

         

       

       

         

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОСКонспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....