Математическая викторина
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Курачева Татьяна Николаевна

Математическая викторина для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskaya_viktorina.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная  познавательная деятельность  по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы

Математическая викторина

Образовательная область – познание

Интегрирование образовательных областей – коммуникация, безопасность.

Воспитатель: Курачева Татьяна Николаевна.

Задачи:

  • Развивать смекалку и сообразительность, логическое мышление ;
  • Продолжать учить детей составлять предметное изображение, пользуясь расчлененным образцом;
  • Развивать умение преобразовывать геометрические фигуры путем перекладывания или убирания палочек;
  • Продолжать учить анализировать изображение по рядам, делать умозаключения;
  • Воспитывать интерес к математическим знаниям, желание заниматься математикой.

Материал:

Игра « Танграм » на каждого ребенка; логическая задача; наборы палочек; конверт с литературным материалом, бумага, карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия:

1 часть: Дети сидят за столами.

- Ребята, сегодня мы проводим математическую викторину. Вы, ребята – команда знатоков, а против вас играет, угадайте кто?

Прочитать стихотворение: Люблю вопросы задавать:

                                        Что выше стол или кровать?

                                        Сколько звезд в небесах?

                                        Что можно взвесить на весах?

                                        И так вопросов сто подряд.

                                        Так кто же я друзья такой?

                                        Ответ мне кажется простой:

                                        Немного вам я помогу,

                                        Вопрос любимый – почему?

Ответы детей: Почемучка.

- Конечно, это веселый Почемучка. Он приготовил для вас интересные задания – вот они!  

( Разложить задания на барабане. Барабан вращает ребенок которого дети выбирают считалочкой.)

Игра « Танграм »  

- Ребята, рассмотрите комплект фигур, которые лежат на ваших столах, назовите их.

Ответы детей.

- Теперь давайте рассмотрим образец, который вы будете выкладывать. Что здесь изображено?

Ответы детей: Заяц.

- Из каких частей состоит зайчик? Из каких фигур состоит голова у зайчика? Из каких туловище, лапки, хвостик?

Ответы детей.

- А теперь составьте изображение зайчика из своих фигур. Ребята, расскажите из каких фигур вы составили изображение зайчика?

Подведем итоги: победила команда детей со счетом 1:0.

Молодцы!

Физкультминутка: Вы, наверное, устали?

                               Ну, тогда все дружно встали.

                               Ножками потопали,

                               Ручками похлопали.

                               Покрутились, повертелись

                               И за парты все уселись.

                               Глазки крепко закрываем,

                               Дружно до пяти считаем.

                               Открываем, поморгаем

                               И работать продолжаем. 

(движения выполняются с показа воспитателя)

Барабан вращает ребенок которого дети выбирают считалочкой.

2часть:  Логическая задача.

- Ребята, стрелка показала на логическую задачу, давайте её решим. Подойдите ко мне и встаньте полукругом.

Ребята, мы сейчас узнаем какой предмет должен быть вместо знака вопроса.

(раздать каждому ребенку карточку с заданием)

- Давайте рассмотрим первый ряд. Что здесь изображено?

Ответы детей: Машинки.

- Какие у них колеса? Одинаковые у всех машин или разные?   Какие окошечки? Есть ли фары? Какой они формы?

Ответы детей.

- Давайте рассмотрим второй ряд. Какой формы окошечки?

Ответы детей: Такие же как и в первом ряду, но расположены в другой последовательности.

- Посмотрим на фары. У всех машинок есть фары?

Ответы детей: У одной машинки нет фар.

- Ребята, третий ряд рассмотрите сами и нарисуйте пропущенную машинку. Объясните, почему вы нарисовали такую машинку.

( один из детей выходит к доске и рисует правильный ответ, остальные проверяют и исправляют, кто ошибся)

- Видишь, Почемучка, мы и с этой задачей справились.

Счет 2:0 в пользу ребят. Молодцы.

Барабан вращает ребенок которого дети выбирают считалочкой

3 часть:  Головоломки с палочками.

Дети сидят за столами.

- Стрелка показала на головоломки с палочками, давайте их решим. У вас на столах лежат палочки. Возьмите их и выложите 9 квадратов, как на образце. У всех получилось?

(помочь кто затрудняется)

- А теперь уберите 4 палочки, чтоб осталось 5 квадратов. Не следует брать из середины.

- Все справились?

(один из детей выходит к доске и показывает как действовал)

- Ребята проверьте свои решения. У вас также?

 Все справились, молодцы!

- А теперь выложите из палочек домик, как на образце. Ребята, какие две палочки нужно переложить, чтоб получился флажок? Подумайте, наверное не следует брать палочки со стенок дома. Все справились?

(один из детей выходит к доске и показывает как действовал)

- Ребята, проверьте свои решения, исправьте у кого по другому.

Подведем итоги: победила опять команда ребят со счетом 3:0. Молодцы.

Музыкальная пауза. Стрелка показала на музыкальную паузу.

Дети выходят на середину группы и проводят хоровод: « Во поле березка стояла…» музыкальное сопровождение МР3.

Почемучку сажают в середину на стул.

Барабан вращает ребенок которого дети выбирают считалочкой

4 часть:  Веселые задачи.

- Стрелка показала на веселые задачи, они разложены по одной в нескольких местах на барабане.

1)Яблоки в саду поспели                      2)Стоит в поле дуб

Мы отведать их успели.                     На дубе три ветки

Пять румяных наливных,                     На каждой ветке по три яблока.

Два с кислинкой.                             Сколько всего яблок?

Сколько их?

4)С одного берега на другой

3)Во дворе гуляли куры и собаки         Собираются переплыть        

Девочка посчитала их лапы.                Утята и цыплята.

Получилось десять.                                Кто первым доплывет до

Сколько могло быть кур и собак?        Берега?

- Видишь Почемучка, ребята твои задачи и вопросы щелкают как орешки, приходи еще к нам в гости. Да приноси задачи посложнее.

Дети прощаются и все хором зовут Почемучку в гости.

Литература:

Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва 2011г.

А. В. Пугина Комплексные занятия (математика, развитие речи, обучение грамоте, окружающий мир) Волгоград 2008г.

В. С. Мухина Психология дошкольника. Москва 1975г.

Г. П. Федорова На златом крыльце сидели. СПб 2000г.

Т. И. Тарабарина Н. В. Ёлкина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль 1997г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая викторина для воспитателей в рамках мастер-класса

Семинар – практикум для воспитателей МДОУ в форме математической викторины с использованием мультимедиа.Подготовила и провела воспитатель МДОУ № 9 «Алёнушка» общеразвивающего вида, Мосеева С.А., 2 апр...

Математическая викторина "Цирковое представление".

Математическое развлечение для детей дошкольного возраста в разновозрастной группе. Я его проводила летом на прогулочном участке....

конспект математической викторины в средней группе "Математические звездочки"

Предлагаю конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы, которые занимаются дополнительно в кружке "Занимательная математика"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «Знайки и смышлёныши» (математическая викторина)

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «...

Интеллектуальная математическая викторина «Космическое путешествие на планету математических загадок» (С использованием ИКТ) Для детей старшего дошкольного возраста

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Можно использовать как элемент в мероприятиях математического цикла....

Конспект математической викторины в средней группе «Математический турнир»

Конспект ориентирован на проверку знаний детей навыка счёта в пределах 5...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: поддерживать интерес к играм с математическим содержанием; формирование расширенного кругозора....