НОД Сравнение по толщине
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Цель:
- Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», формировать умение сравнивать предметы по толщине;
- Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
- Закрепить счетные умения, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине;
- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: изображение теремка, сделанного из цилиндрических брёвен, изображение толстого и тонкого дерева, плакат – схема, изображение лавочки.
Раздаточный: деревянные брусочки, цилиндры, 2 прямоугольника разного размера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_femp_dinara.docx | 136.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», формировать умение сравнивать предметы по толщине;
- Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
- Закрепить счетные умения, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине;
- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: изображение теремка, сделанного из цилиндрических брёвен, изображение толстого и тонкого дерева, плакат – схема, изображение лавочки.
Раздаточный: деревянные брусочки, цилиндры, 2 прямоугольника разного размера.
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность детей | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (3-4 мин.) | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (помочь) | Воспитатель: - Ребята, вы любите сказки? Назовите свои любимые сказки. В какой сказке в тесноте да не обиде жили много-много лесных жителей? Помните ли вы сказку «Теремок»? (Слайд.) - Чем закончилась эта сказка? (Ответы детей.) (Слайд.) - А хотите помочь зверушкам построить новый теремок? - Сможете? Воспитатель: - Давайте с вами выясним, из чего был построен теремок? Ребята, деревянные дома строят из бревен, которые получаются так: сначала рубят деревья, обрубают у них ветки и сучья, обдирают кору. | Постановка детской цели | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Ответы детей |
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Актуализация мыслительных операций, необходимые для открытия новых знаний | Ребята, посмотрите на изображение деревьев. Звери хотят строить новый теремок возле толстого дерева. С какой стороны находиться толстое дерево, а тонкое? Давайте подойдем к толстому дереву и представим, как мы обхватываем толстое дерево, а теперь подойдем к тонкому дереву и представим, как обхватываем тонкое дерево. | Предполагают варианты решения проблемы, опираясь свой на опыт и знания | Выполнение действий | Выполнение упражнений |
Затруднение в ситуации (3-4 мин) | Моделирование ситуации, сталкивание детей с затруднением | Дети садятся за стол. Перед каждым ребенком положить деревянные брусочки одинаковой длины, но разного диаметра. Воспитатель: - Воспитатель: - Ребята, для начала нам нужно с вами подобрать бревна для строительства нового теремка. Я вас приглашаю за сесть за столы. У вас на столах лежат деревянные брусочки Для того, чтобы начать строительство нужно подобрать 3 бревна одинаковой толщины. (Дети отсчитывают 3 карандаша.) Воспитатель: - Одинаковая ли толщина у брёвен? (Если дети выбрали карандаши правильно, то главный строитель - волк – сомневается, одинаковой ли толщины брёвна заготовлены.) Главный строитель Волк почему то сомневается, одинаковой ли толщины выбрали бревна. Воспитатель: - Как показать волку, что брёвна действительно одинаковой толщины? Дети предлагают варианты, но поскольку способа сравнения по толщине они ещё не знают, то у них возникает затруднение. Воспитатель: - Смогли вы помочь волку? (Нет.) - Почему не смогли? (Потому что не знаем способа сравнения по толщине.) | Анализ возникшей ситуации | Работа по показу Обдумывание и планирование своих действий | |
Открытие нового знания (способа действия) (6-8 мин.) | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера | Воспитатель: - Что нам надо сделать ребята? (Узнать, как сравнить брёвна по толщине.) - Попробуйте сами догадаться! Если никто из детей не догадался, как правильно сравнивать предметы по толщине, необходимо задать вопрос: - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает.) Воспитатель: - Для того чтобы сравнить предметы по толщине, надо приложить торец одного предмета к торцу другого (показать). Воспитатель: - Ребята, волк просит нарисовать картинку, на которую он будет смотреть, когда ему будет нужно сравнить предметы по толщине. (Поместить на доску схему.) - Где находится толстое (тонкое) бревно? (Наверху (внизу).) - Выберите 3 бревна одинаковой толщины. - Одинаковой ли длины брёвна вы заготовили? Дети кладут брусочки рядом и выравнивают края и делают вывод, что брёвна имеют одинаковую длину. | Формирование успешного преодоления затруднения | Планирование Контроль и корректировка | Выполнение задания |
Включение нового знания в систему знаний и умений (5-6 мин) | Создание ситуации для использования новых знаний | 5.1. Игра «Толстый – тонкий» Ребята я предлагаю вам поиграть в игру тонкий-толстый. нам нужно сравнить предметы, тонкие предметы сложить в синюю корзину, а толстые в красную. 5.2 Игра «Лавочки». Дети садятся за столы, на которых находятся 4 цилиндра. Высота всех цилиндров одинаковая. У цилиндров попарно одинаковая толщина. Воспитатель: - Звери решили построить возле теремка две лавочки. Посмотрите, вот такие. - Лавочка для медведя, волка и лисы должна быть на толстых ножках, а ножки другой лавочки должны быть тоньше. - Для кого же надо сделать вторую лавочку? (Для мышки, лягушки, зайчика.) - Как вы думаете, почему ножки одной лавочки должны быть толще, а второй – тоньше? - Как вы будете подбирать ножки для лавочек? Дети проговаривают способ сравнения по толщине, а затем приступают к выполнению задания. Ребёнку, который выполнил задание дать два прямоугольника разного размера для завершения строительства лавочек. | Практическое выполнение задания | Выполнение действий по правилам игры Самоконтроль Корректировка Обдумывание своих действий | Соблюдение правил игры |
Осмысление (3 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности | Воспитатель: - Где вы сегодня побывали? - Кому помогли? - Ребята, у вас получилось помочь зверям заготовить брёвна для нового теремка! - А почему получилось? Что вы нового узнали? (смогли потому, что научились сравнивать предметы по толщине) - Хотите посмотреть, какой получился теремок у зверей? (На экране показать картинку с новым теремком и лавочками.) | Осмысление деятельности, рефлексия (личная оценка) | Самооценка | Ответы детей |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема; «Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине»
Программное содержаниеОбразовательные задачи:1.Закреплять умении располагать предметы до 7 в возрастающем и убывающем порядке2. Закреплять определять величину предметов на глаз, правильнос...
Конспект занятия «Сравнение по длине, ширине и толщине»
Закреплять умение выделять, называть и сравнивать предметы....
Конспект занятия по зрительно-пространственной ориентировке для детей старшей группы с амблиопией и косоглазием по теме: Сравнение предметов по толщине.
Занятия по зрительно-пространственной ориентировке неотъемлемая часть коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием. Предлагаю конспект одного из таких занятий....
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине» для детей старшей возраста. Образовательная область: "Познавательное развитие" ФЭМП.
Закреплять умение располагать предметы до 7 в возрастающем и убывающем порядке. Закреплять умение определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: при...
Конспкт ООД по ФЭМП на тему: Понятия «толстый» — «тонкий», «толще» — «тоньше», «одинаковые по толщине».
Конспект занятия в старшей группе...
Открытое занятие в средней группе по курсу «Игралочка» часть 2 под ред. Л.Г. Петерсон. Тема « Сравнение по толщине».
Открытое занятие в средней группе по курсу «Игралочка» часть 2 под ред. Л.Г. Петерсон.Тема « Сравнение по толщине». Цель: Сформировать представления о толщине предмета....
"Сравнение предметов по толщине"
Конспект занятия по ФЭМП...