Конспект непрерывной образовательной деятельность образовательная область: «Познавательное развитие» раздел: «Формирование элементарных математических представлений» тема: «Математика с Бармалеем» старшая группа «Солнышко»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Баланеску Олеся Андреевна

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nnod_2.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Конспект

непрерывной образовательной деятельность

образовательная область: «Познавательное развитие»

раздел: «Формирование элементарных математических представлений»

тема: «Математика с Бармалеем»

старшая группа «Солнышко»

(5-6 лет)

воспитатель:

Баланеску О.А.

г. Советский                                                                                                                                                                                                                                 январь 2020 уч. год

Тема: «Математика с Бармалеем»

Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений у воспитанников

Задачи:  

Обучающие:  

Познакомить с цифрой 7; закрепить количественный, порядковый счет; умение сравнивать предметы по длине;  ориентировку в пространстве, во времени; знания геометрических фигур.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Словарная работа: введение в словарь нового слова «пиастра»

Предварительная работа: просмотр мультфильма Бармалей, рассматривание альбома: «Времена года», дидактическая игра: «Части суток», настольно – печатная игра: «Геометрические фигуры», закрепление порядкового и количественного счета, игра: «Танграм».

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, принтер, сундук.

Демонстрационный материал: мяч, цифра 7, цифры на стульчиках, картинки: Бармалей, дельфин, акула, сундук, попугай, пальма.

Раздаточный материал: карточки с изображением пиастр, карточки с двумя полосками, цветные камушки, простые карандаши, карточки с изображением предметов и цифр, подносы с песком, деревянные палочки, цветная проволока, цветные счетные палочки Кюизенера, карточки с изображением ключей, шоколадные медали

Индивидуальная работа: оказание помощи детям, затрудняющимся в выполнении заданий.

Методы и приемы:

Наглядный: показ видеосюжета

Словесный: живое общение между воспитателем и детьми, рассуждение, вопросы, ответы детей.

Практический: выполнение заданий.

Проблемный: помочь вернуть сундук с сюрпризом.

Игровой: введение в занятие сказочного персонажа, игровая ситуация.

Форма организации детей: подгрупповая

Интеграция образовательных областей:

•        «Познавательное развитие»

•        «Речевое развитие»

•        «Социально-коммуникативное развитие»

•         «Художественно-эстетическое развитие»

Ход НОД:

  1. Организационный момент

Дети заходят в группу, встают в круг. Здороваются с гостями, друг с другом:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

В этот момент раздается звонок скайпа.

Воспитатель: - Интересно, кто это нам звонит? Давайте ответим.

Педагог отвечает на видео звонок по скайпу (на экране интерактивной доски появляется Бармалей):

  1. Бармалей: - Я кровожадный,

                    Я беспощадный,

                    Я злой разбойник Бармалей!

И я знаю, что сегодня Олеся Андреевна приготовила для вас сундук с сюрпризом, а я его спрятал. (Педагог смотрит по сторонам, ищет сундук).

Воспитатель: - Ребята, что сделать, чтобы Бармалей вернул нам сундук?

Дети предлагают: станцевать, спеть, прочитать стихотворения, а Бармалей не соглашается.

Бармалей: - Нет! Вы должны выполнить все задания, которые я вам отправлю. За каждое выполненное задание, вы получаете смайлик. Собрав все смайлики, вы узнаете мою любимую цифру и верну то, что забрал (в этот момент из принтера печатаются листы с заданиями. Воспитатель берет лист бумаги с первым заданием от Бармалея):

  1. Игра с мячом: «Назови правильно» (дети встают в круг, педагог бросает мяч ребенку, задает вопрос. Ребенок бросает мяч педагогу, отвечая на вопрос):

- какое сейчас время года?

- какое будет потом?

- сколько дней в неделе?

- назови, первый рабочий день недели?

- назови выходные дни?

- назови части суток?

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мы выполнили первое задание, и вот наш первый смайлик. Следующее задание (педагог читает второе задание).

  1. Воспитатель: - Ребята, вот карточки с пиастрами (педагог берет в руки карточки с изображением пиастр и раздает каждому ребенку по одной). Вы должны правильно посчитать количество монет, найти на стуле подходящую цифру и занять свое место.

Дети выполняют задание, считают количество монет, садятся на свои места.

Воспитатель: - Молодцы! Все выполнили задание правильно, и вот наш второй смайлик.

 (педагог читает третье задание).

  1. Игра: «Посчитайте корабли»

Воспитатель: - Мимо острова, где живет Бармалей, проплывают корабли, давайте посчитаем, сколько их?

- Каким цветом парус первого корабля?

- Если их семь, то который по счету будет последний?

- Сосчитай все корабли по порядку

Дети выполняют задание за столами, а один ребенок выполняет задание у доски.

Воспитатель: - Браво! Молодцы! С третьим заданием мы справились без труда, третий смайлик в нашей копилке.

  1. Следующее задание от Бармалея.

Бармалей просит посчитать его драгоценные камни:

- На желтую полоску положите семь белых камней;

- С какой стороны начнём выкладывать камни?

- На зелёную полоску положите синих камней  на один больше.

- Сколько положили камней на зелёную полоску? (8)

- Как сделать так, чтобы камней было поровну?

Воспитатель: - Молодцы! Четвертый смайлик, наш.

  1. Воспитатель: - Следующее задание от Бармалея.

- Бармалей хочет, чтобы вы обозначили количество кораблей цифрой.

- Сколько всего кораблей?

- Семь кораблей, обозначим цифрой 7.

- На что похожа эта цифра? (на клюшку)

- Она состоит из двух палочек. Давайте нарисуем цифру семь в воздухе: короткую палочку – рисуем слева на право, длинную палочку рисуем – сверху, вниз, наискосок.

Воспитатель: - Мы учились делать цифры из проволоки, а сегодня будем делать цифру семь из разных материалов. Дети проходят к столам, на столах стоят подносы с песком, лежат деревянные палочки, цветная проволока, камушки. Педагог, предлагает выбрать, из какого материала ребенок будет делать цифру. Дети рисуют пальчиком на песке цифру семь, выкладывают цифру из камушек, сгибают проволоку, собирают деревянные палочки так, чтобы получилась цифра семь.

Воспитатель: - Молодцы! Прошу вас, пройти к следующему столу.

- На столе, лежат карточки. На карточках изображены предметы, вы должны соединить их линиями с цифрами. Дети считают количество предметов на карточке и соединяют  линиями с нужной цифрой.

Воспитатель: - Молодцы! Задание выполнили, пятый смайлик наш! Займите свои места за столом.

  1. Воспитатель: - Следующее задание.

- Бармалей хочет, чтобы вы составили картину:

- в середине картины расположите пальму

- справа от пальмы будет стоять Бармалей

- в левом верхнем углу, будет стоять попугай

- в правом нижнем углу прикрепите дельфина

Воспитатель: - Молодцы! Красивую картину собрали. И с этим заданием мы справились, шестой смайлик в нашей копилке.

  1. Воспитатель: - Следующее задание.

Игровое упражнение: «Построй трап» (цветные счетные палочки Кюизенера).

Воспитатель: - У Бармалея на корабле сломался трап. Давайте поможем Бармалею. Мы построим трап из цветных палочек, у вас на столах стоят корзинки с цветными палочками, подвиньте корзинки к себе:

- одинаковые ли палочки у вас в корзине?

- чем они отличаются?

Воспитатель: - Ребята, постройте трап снизу – вверх, от самой длинной, до самой короткой.

- С левой стороны поставьте деревянную палочку, она будет служить вам ориентиром.

 (дети выполняют задание). Пока дети выполняют задание, незаметно на ковер, младший воспитатель ставит сундук.

Вопросы:

- покажите пальчиком, самую длинную ступеньку?

- покажите пальчиком, самую короткую ступеньку?

- как построили трап?

Воспитатель: - Молодцы! Седьмой смайлик пополнил нашу копилку.

- Ребята, мы выполнили задания Бармалея и собрали все смайлики, давайте посчитаем смайлики и узнаем какая же любимая цифра Бармалея. Дети считают смайлики.

Воспитатель: - Сколько всего смайликов? (7)

- Какая любимая цифра Бармалея? (7)

Дети выходят из-за столов, проходят на ковер, радуются появлению сундука.

На интерактивной доске появляется изображение Бармалея.

Бармалей: - ребята, вы меня порадовали! Я не знал, что в группе «Солнышко», такие умные ребята. Спасибо! Я возвращаю вам сундук. Досвидания!

Воспитатель: - Ребята, а сундучок – то волшебный, просто так его не открыть.

  1.  Игра: «Геометрические фигуры»

Воспитатель: - К сундучку нужно подобрать ключ. Посмотрите внимательно на ключ, который изображен на сундуке. Запомнили? И только таким ключом сможем открыть сундук. Бармалей приготовил много ключей, а который подойдет, это вам решать. (Дети подбирают ключ, способом сравнения).

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Сундук открыли.

Вопросы:

- Из каких геометрических фигур состоит ключ, которым открыли сундук?

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что лежит в этом сундуке? (медали)

- А медали получает кто? (умные, сильные, лучшие ребята).

      11.  Итог. Рефлексия: воспитатель благодарит детей, вручает каждому медаль.

Воспитатель: - Вы сегодня лучшие, все задания Бармалея выполнили. Какое задание было самым сложным? Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было самым интересным? Кто вспомнит, как называется монета у пиратов? С какой цифрой вы познакомились? Вам все понравилось?

- Давайте попрощаемся с гостями и пригласим их еще раз к нам в гости.

Дети прощаются с гостями, уходят.

Самоанализ

непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

Вашему вниманию была представлена непрерывная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений», с детьми старшей группы.

Количество детей на занятии: 15 детей  

Место проведения: групповая комната.

Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений у воспитанников.

Задачи:  

Обучающие:  

Познакомить с цифрой 7; закрепить количественный, порядковый счет; умение сравнивать предметы по длине; ориентировку в пространстве, во времени; знания геометрических фигур.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Предварительная работа: просмотр мультфильма Бармалей, рассматривание альбома: «Времена года», дидактическая игра: «Части суток», настольно – печатная игра: «Геометрические фигуры», закрепление порядкового и количественного счета, игра: «Танграм».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Содержание НОД

Этапы

Виды детской деятельности

Формы работы

Задачи

Организационный момент

Игровая

Сюрпризный момент: Появление Бармалея

Создание эмоционального настроения

Введение в тему

создание проблемной ситуации

Игровая ситуация – выполнение заданий

Вызвать у детей доброжелательный настрой, интерес к НОД

Совместная деятельность педагога и детей

Игра с мячом «Назови правильно»

Закрепить знания времен года; дней недели; части суток

Карточки с пиастрами

Закрепить количественный счет

«Посчитайте корабли»

Закрепить цвет кораблей, отвечать на вопрос «который по счету?», закрепить порядковый счет

Самостоятельная деятельность детей

Игровая

Познавательная

коммуникативная

«Драгоценные камни»

Закрепить умение выкладывать предметы на слух, получать равенства из неравенства, отчитывать предметы из большего количества

«Делаем цифру семь»

Познакомить с цифрой 7. Формировать умение выкладывать цифру из разных материалов

«Картина для Бармалея»

Закрепить ориентировку в пространстве

«Строим трап»

Закрепить умение строить трап из цветных палочек, от самой длинной, до самой короткой

«Геометрические фигуры»

Закрепить названия геометрических фигур

  1. Итог занятия.

Рефлексия

Игровая

Коммуникативная

Сюрприз

Создание положительного эмоционального настроя, желание развивать математические способности.

Содержание данной непрерывной  образовательной деятельности соответствует требованиям Федерального государственного  образовательного  стандарта и возрастным особенностям детей старшей группы.

            В начале занятия мною была создана проблемная ситуация (что сделать, чтобы Бармалей вернул нам сундук), использовала сюрпризные моменты (листы с заданиями от Бармалея), и игровые ситуации (игра с мячом, карточки с пиастрами, драгоценные камни, составление картины, подбор ключей), которые вызвали у детей доброжелательный настрой. Так же использовала информационно – коммуникативные технологии (звонок скайпа, видео с главным героем), которые помогли развивать у детей фантазию, воображение.   Занятие организовала как увлекательную проблемно – игровую деятельность. Старалась поддерживать доброжелательную и веселую атмосферу, дети меня слышали и понимали. Если ребенок не справлялся, задавала наводящие вопросы.

             В ходе занятия использовались наглядные, словесные, игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных навыков и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, с учетом возможностей детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие памяти, внимания, речи и художественно-эстетического восприятия.

                Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активизации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Я побуждала к высказываниям детей нерешительных, стеснительных.

           При проведении НОД были соблюдены санитарно – гигиенические требования:  проветривание, влажная уборка,  освещение соответствует норме,  длительность занятия соблюдена.     Смена видов деятельности на каждом этапе позволяла предотвратить утомляемость детей и пере насыщаемость одним видом деятельности.

              Считаю, что задачи были успешно выполнены, цель достигнута. Дети меня порадовали тем, что их любознательность, заинтересованность чувствовались на протяжении всего занятия.  

Используемая литература:

И.А. Пономарева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2015  старшая группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты