Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Составление и решение задач» возрастная группа: подготовительная.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ибатуллина Фарида Яруллиновна

учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, применяя арифметические знаки «+», «-», «=». Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, решение ответ. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, ориентироваться на листе бумаги. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_podg_fya.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Тема: «Составление и решение задач»

возрастная группа: подготовительная.

 

                                                                                       Выполнил:

Воспитатель Ибатуллина Фарида Яруллиновна

г. Туймазы

        

Программное содержание:

Образовательные: учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, применяя арифметические знаки «+», «-», «=». Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, решение ответ. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, ориентироваться на листе бумаги. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие: развивать  логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, воображение. Способствовать  развитию связной речи.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Дидактический наглядный материал:  

Демонстрационный материал: 2 картинки с изображением аквариумов с кармашками, 2 рыбки, карточки с цифрами 7,2,9 на магнитах, образцы для проверки графического диктанта и расположения геометрических фигур.

Раздаточный материал:  листы бумаги в клетку, простые карандаши для графического диктанта, подносы с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб), квадратный лист бумаги на каждого ребенка.

Предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём.

Ход организованной образовательной деятельности.

  1. Вводная часть. 

Дети сидят за столами. Воспитатель обращает внимание на посадку детей.

Воспитатель:  Дети,  сегодня  мы  с  вами  продолжим занимательное путешествие по стране математике, где нас ждут  различные математические задания, числа, мы свами будем составлять, и решать задачи. Вам нужно быть внимательными и правильно отвечать на вопросы.

  1. Основная часть.

Итак, первое задание – интеллектуальная разминка.

Сколько дней в неделе? (7)

Назовите выходные дни (суббота и воскресенье)

Сколько рабочих дней в неделе? (5)

Сколько углов у треугольника? (3)

Сколько лап у двух гусей? (4)

Какие арифметические знаки вы знаете? (+, - , =, <, >)

Назовите соседей числа 5 (4,6)

Какое число находится между 7 и 9 (8)

Назови число, следующее за числом 3 (4)

Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)

Сколько месяцев в году? (12)

Воспитатель:  Молодцы! Следующее задание – графический диктант. Перед вами листы бумаги. Пододвиньте их к себе, возьмите правильно простые карандаши. Поставьте карандаш на красную точку. От точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.

Что у вас получилось?

Дети: Ключ.

Воспитатель:  (вывешивает на доску образец ключа, который должен получиться) Вот такой ключ у вас должен получиться. Он поможет вам открыть дверь к знаниям.

Воспитатель:  А теперь мы с вами будем составлять и решать задачи. Для этого нам надо вспомнить, из каких частей состоит задача?

Дети: Части задачи-это условие, вопрос, решение, ответ (2 индивидуальных ответа)

Воспитатель:  Сколько чисел должно быть в условии задачи?

Дети: В условии задачи должно быть два числа.

Воспитатель:  С какого слова начинается вопрос задачи?

Дети: Со слова «Сколько».

Воспитатель:  Правильно. А что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Дети: Задачу нужно решить.

Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрите на эту картинку (воспитатель прикрепляет на доску картинку – аквариум с 7-ю рыбками) Художник нарисовал рыбок в аквариуме. Сколько рыбок он нарисовал?

Дети: Он нарисовал 7  рыбок.

Воспитатель: (добавляет 2 рыбки) А потом он нарисовал еще 2 рыбки. Какую задачу мы можем составить?

Дети: Художник нарисовал 7 рыбок в аквариуме, а потом нарисовал еще 2 рыбки. Сколько всего рыбок нарисовал художник? (2 ответа)

Воспитатель: Какое условие в задаче?

Дети:  Художник нарисовал 7 рыбок в аквариуме, а потом нарисовал еще 2 рыбки.

Воспитатель: Какой вопрос в задаче?

Дети:  Сколько всего рыбок нарисовал художник?

Воспитатель: Повторите задачу еще раз  (повторяют)

Воспитатель: Скажите, больше или меньше стало рыбок в аквариуме после того, как добавили еще 2 рыбки?

Дети:  Рыбок стало больше.

Воспитатель: При помощи какого действия нужно решить задачу?

Дети:  При помощи сложения.

Воспитатель: Какие числа мы будем складывать?

Дети:  7 и 2

Воспитатель: К какому числу будем прибавлять?

Дети:  К числу 7.

Воспитатель:  Какое число будем прибавлять  к числу 7?

Дети:  Число 2.

Воспитатель:  Какой знак мы будем использовать в решении задачи?

Дети:  Знак «плюс»

Воспитатель:  Какое решение будет у задачи?

Дети:  7+2=9

Воспитатель:  Альберт, выйди к доске и обозначь цифрами и знаками решение задачи. Какой ответ будет у задачи?

Дети:  Художник нарисовал всего 9 рыбок.

Воспитатель:  Молодцы. А теперь немного отдохнем.

Физминутка.

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
(наклоны головой вправо- влево)
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
(наклоны туловищем вправо-влево)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(руки в виде крыши над головой)
Прокукует птичка время,
(пружинка)
Снова спрячется за дверью,
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга
(вращения руками)

Воспитатель:  Сели правильно и приготовились работать дальше. Художник решил пересадить двух рыбок в другой аквариум (вывешивает на доске второй аквариум и отселяет туда двух рыбок) Какую задачу мы можем составить теперь?

Дети:  В аквариуме было 9 рыбок. 2 рыбки переселили в другой аквариум. Сколько рыбок осталось в первом аквариуме? (2 ответа)

Воспитатель: Какое условие в задаче?

Дети:  В аквариуме было 9 рыбок. 2 рыбки переселили в другой аквариум.

Воспитатель: Какой вопрос в задаче?

Дети:  Сколько рыбок осталось в первом аквариуме?

Воспитатель: Повторите задачу еще раз (повторяют)

Воспитатель: Скажите, больше или меньше стало рыбок в аквариуме после того, как  переселили  2 рыбки?

Дети:  Рыбок стало меньше.

Воспитатель: При помощи какого действия нужно решить задачу?

Дети:  При помощи вычитания.

Воспитатель: Правильно. Мы из большего числа будем вычитать меньшее число. Из какого числа мы будем вычитать?

Дети:  Из 9 будем вычитать 2.

Воспитатель:  Какой знак будем использовать в решении задачи?

Дети:  Знак «минус»

Воспитатель:  Какое решение будет у задачи?

Дети:  9 – 2=7

Воспитатель:  Дамир выйдет к доске и обозначит решение задачи цифрами и знаками. Какой ответ будет у задачи?

Дети:  В первом аквариуме осталось 7 рыбок.

Воспитатель:  Молодцы, вы очень хорошо справились с решением задач.  Следующее  задание  —  задачи и рассказы.  Необходимо определить, что является задачей, чем отличается она от рассказа.

1.На клумбе расцвело 7 роз, за ночь распустились еще две розы. Стало очень красиво. (Не задача, так как нет вопроса)

2.Бабушка пришила сначала 4 пуговицы, а потом —  остальные. Сколько всего пуговиц пришила бабушка? (не задача, так как неполное условие)

3.Четыре спелых груши

На веточке качались.

Две груши съел Павлуша.

Они оказались очень вкусными  (не задача, так как нет вопроса)

4.В лесу колдунья для зелья сорвала 6 мухоморов, затем еще 1 мухомор. Сколько всего грибов собрала колдунья? (повторить задачу, определить условие, вопрос, найти  решение, ответ).

Воспитатель:  Последнее задание для вас будет такое.

Возьмите квадратный лист бумаги и выложите на листе геометрические фигуры. Квадрат положите  в правый верхний угол, треугольник – в правый нижний угол; круг – в верхний  левый угол; прямоугольник – в нижний левый угол; В центр квадрата положите ромб (вывешивает на доску образец, который должен получиться)

Расскажите, где какие фигуры лежат.

Дети:  Квадрат  лежит в правом верхнем углу, треугольник в правом нижнем углу, круг – в левом верхнем углу, прямоугольник – в нижнем левом углу, ромб – в середине.

  1. Итог.

Воспитатель:  Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, какие задания мы выполняли. Назовите части задачи еще раз.

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты