Математика
план-конспект занятия по математике

Фармонова Екатерина Алексеевна

Конспекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_matematike.docx22.92 КБ
Файл matematika.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО учатника: Гуженок Екатерина Алексеевна

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Раздел: Формирование элементарных математических представлений

Тема: Путешествие в Страну Математики

Возрастная группа: Старшая

Цель: формирование у дошкольников интереса к математике посредством игрового занимательного материала.

Задачи занятия:

Обучающие: закрепить с детьми классификацию геометрических фигур по  цвету, форме, величине, закрепить знание числового ряда, порядкового счета, называть соседей  числа; закрепить знание понятий: предыдущее и последующее число;  закреплять умения  решать логические задачи; называть  дни недели; закреплять навыки ориентировки в пространстве. Формировать у детей чувство уверенности в своих знаниях.

Развивающиеразвивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, умение работать в парах; умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Планируемые результаты: знают прямой и обратный счёт в пределах 10; дни недели, геометрические фигуры; знаки больше, меньше, равно; имеют представление об ориентировки в пространстве  и на листе бумаги; умеют действовать в соответствии с указаниями воспитателя; группировать предметы по цвету, форме, объёму; решать задачи и неравенства; называть дни недели, называть слова противоположные по значению.

Раздаточный: презентация,   геометрические фигуры разных цветов и размеров;  мяч;   разрезная карточка корабль из 10 полос, от 1 до 10  (2 комплекта);  карточки с заданиями.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

Ребята, сегодня у нас с вами интересное занятие, но прежде чем сказать какое, я вам загадаю загадки. Они ну очень простые, поэтому вы быстро их отгадаете.

Загадаю загадки, эмоционально-психический настрой.

Отгадываю загадки, проявляют интерес.

Внутренняя мотивация на совместную деятельность, положительный эмоциональный настрой.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

Собирает детей вокруг себя. Предлагает проблемную ситуацию – Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе  вот эту посылку. На ней написан адрес детского сада.

Ребята как вы думаете это для нас или нет? Наш детский сад находится по этому адресу?

Тогда давайте откроем посылку  и посмотрим что в ней.

Здесь письмо, (открываем и читаем вслух) от королевы всех наук – Математики.

Организация образовательного пространства.

Читает письмо. «Здравствуйте друзья, в нашем математическом королевстве произошла путаница. Все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои имена, а дни недели забыли в каком порядке должны находится. Я за вами долго наблюдала,  как вы интересно играли на занятиях по математике, и хочу вас попросить помочь мне. Королева  страны Математика.» (Слайд2-3)

  -Ребята,  ну что вы согласны помочь Королеве Математической страны (Да.) Вы готовы отправится в Математическую страну? (Да) Почему вы так решили? (Потому что, мы смелые, ловкие, умные); (Потому что, мы знаем цифры и геометрические фигуры, знаем дни недели, умеем решать задачи и неравенства ); 

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.

Игровой прием.

Постановка проблемной ситуации.

Принимают проблемную ситуацию.

Отвечают на вопросы.

Выдвигают гипотезы.

Актуализация имеющихся знаний у детей. Формирование готовности и создания интереса.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений.

  1.   Игра «По порядку становись!» 

Ребята, смотрите, перед нами  остров, который со всех сторон окружён водой. Как же нам быть?

Ребята, у меня есть подсказка, что нам поможет добраться до места, а для этого необходимо правильно составить числовую лесенку.

Полоски с цифрами надо сложить по порядку, от 1 до 10. (Самостоятельная работа детей).

– Проверим. Сосчитайте дощечки по порядку. Ничего не пропустили? Теперь посчитайте в обратном порядке.

Так что нам поможет переплыть море.

– Назовите, какая цифра стоит перед цифрой? (5, 7, 9)

– Назовите соседей цифр  8, 5, 2,1?

Молодцы, все сделали правильно!

А теперь займём места на  нашем корабле,  но для этого нужно купить билет, а плата за билет будет правильный ответ.

1Сколько дней в неделе?

2Какой пятый  по счёту день недели?

3Как называется первый день в неделе?

4Сколько выходных  дней в неделе?

5Какой день недели по счёту- суббота?

6Какой день недели по счёту - среда?

Проблемные вопросы, Вопросы по игре.

Выдвигают предположение.

Выкладывают корабль из полос с цифрами.

Отвечают на вопросы

Интерес к игре, подготовка к практической деятельности.

2.3.

Этап практического решения проблем

Овладение действиями, способами решения проблемы

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Сначала я вам объясню правила, а затем вы начнете играть.

Физминутка для глаз:

Глазкам нужно отдохнуть.

Нужно глубоко вздохнуть.

Глаза по кругу побегут.

Много-много раз моргнут.

Глазкам стало хорошо.

Увидят наши глазки все!

«Укрась ковёр»

Ребята, перед вами ковёр  из пустых квадратов,  давайте сосчитаем,  на сколько маленьких квадратов разделён большой квадрат. А теперь пожалуйста покажите где расположен верхний правый  квадрат, левый нижний квадрат, центральный квадрат.

Теперь необходимо правильно расположить узор на нашем геометрическом ковре.

Возьмите в руки карандаши, будьте внимательны.

Нарисуйте квадрат в правом верхнем углу, ромб – в правом нижнем углу, прямоугольник - в левом верхнем углу, круг – в левом нижнем углу, над кругом треугольник, под квадратом овал. А теперь сравните свои карты с картой на слайде  если всё правильно, то центре нарисуйте солнышко, а если есть ошибки то облачко.

Игра  «Скажи наоборот» 

Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность

Длинный - короткий

Большой – маленький

Высокий – низкий

Широкий – узкий

Толстый – худой

Далеко – близко

Вверху – внизу

Слева –справа

Объяснение правил и игровых действий, игровое упражнение, показ упражнений.

Выполняют практическую работу.

Выполняют движения, повторяют упражнение, играют.

Общение друг  с другом, готовность к игре, обогащение игрового опыта.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опята, формирование элементарных навыков самооценки

Молодцы. Все сегодня постарались и смогли помочь королеве Математики.

Какие добрые дела мы успели сегодня сделать?

Какое задание было для вас трудным?

Какое понравилось больше всего?

Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание! 

В благодарность  Королева Математики дарит  вам игру- ходилку, чтобы вы и дальше знакомились с жителями страны «математика».

Вопросы с уточняющим ответом.

Ответы детей.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы

Проверка знания детей.



Предварительный просмотр:

Математическое развитие

Программа: «Петерсоне»

Группа: старшая группа № 13 «Пчелка»

Тема: На сколько больше? На сколько меньше?

Цель: Сформировать представление о сравнении чисел на основе их расположения в числовом ряду, умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос «На сколько одно число больше или меньше другого?»

Программные задачи:

  1. Образовательные: закрепить представление детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счетные умения.

2.        Воспитательные: воспитывать интерес к занятию.

  1. Развивающие: развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

  1. Активизация словаря: больше, меньше.

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  1. Образец выполнения заданий;
  2. Карточки с числами от 1 до 10

Раздаточный материал:

  1. Лист к заданию
  2. Карандаши, фломастеры
  3. Набор карточек с числами 1-10 и знаками +, -, =

Подготовительная работа:

Организация детей:

До начала занятия собираю детей около себя и настраиваю на предстоящую деятельность:

Наши глаза внимательно смотрят.

Наши уши внимательно слушают.

Наши руки нам не мешают.

Наши ноги нам не мешают, А помогают.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать и расширять их знания об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Ходите ли вы с родителями по магазинам?

-Бывало ли, что вы пришли в магазин, а он закрыт на переучет?

-Знаете ли вы, что это такое?

После ответов детей воспитатель рассказывает, что во время переучета в магазине пересчитывают все товары, смотрят, какого товара осталось меньше и на сколько, для того, чтобы завести недостающий товар в магазин.

Воспитатель говорит детям, что работники магазинов просят детей помочь им посмотреть, какого товара осталось в магазине больше, а какого меньше и на сколько.

-Хотите помочь работникам магазина?

-Сможете это сделать?

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

Подтянитесь на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько

Пальцев на руке у вас.

2.Актуализация знаний.

2.1. Игра «Переучет».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, использование знаков  > и  <, умение определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в другой;
  2. Тренировать умение сопоставлять цифру с количеством, навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое  мышление, мелкую моторику рук.

Дети садятся за столы.

Лист к заданию.

«Сравнение количество яблок и груш, морковок и огурцов с помощью знаков >. <. =. На сколько больше? На сколько меньше?»

Воспитатель читает детям задание и предлагает рассмотреть два мешка.

-Как будем сравнивать по количеству яблоки груши?

Дети рассказывают и проделывают названные действия:

  • Пересчитываем груши  и яблоки и проверяем, верно ли сосчитали количество;
  • Проводим ниточки, соединяя между собой груши и яблоки;
  • Обводим яблоки, у которых нашлась пара;
  • Ставим знак <, потому что не у всех яблок оказалась пара.

Воспитатель задает вопрос:

-На сколько груш меньше, чем яблок? Почему? (На 1, так как одному яблоку не хватило пары)

-На сколько яблок  меньше, чем груш? (Тоже на 1)

После обсуждения решения воспитатель выставляет образец, с которым дети составляют свои записи.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть мешки, в которых находятся морковки и огурцы.

Дети пересчитывают овощи и находят ошибку- нарисовано на 1 огурец меньше, чем записано (два вместо трех). Дети дорисовать один огурец.

Далее сравнивает количество морковок и огурцов и устанавливается, что:

  1. 6> 3;
  2. Количество морковок на 3 больше, чем огурцов, а количество огурцов- на 3 меньше, чем морковок.

Воспитатель выставляет образец, с которым дети сверяют свои записи.

Воспитатель говорит, что у работников магазина обеденный перерыв, и предлагает детям в это время поиграть с числами в игру «Прятки».

2.2. Игра «Прятки с числами».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать счет до 10 и обратно, представления детей о том, что из двух чисел числового ряда меньше то, которое идет при счете раньше, а больше то, которое идет позже;
  2. Тренировать мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление.

Дети собираются около доски, на которой на магнитах выставлены карточки с числами от 1 до 10. Воспитатель предлагает им сосчитать хором от 1 до 10 и обратно.

Затем он просит детей отвернуться, пока числа будут прятаться, вынимает из числового ряда одно число и сдвигает карточки так, чтобы скрыть освободившееся место. Дети должны догадаться, какое число спряталось.

Игра повторяется 2-3 раза. После этого воспитатель о последнем из спрятавшихся чисел (например, числе 6) задает вопрос:

-Назовите числа, которые меньше 6. (1,2,3,4,5)

-Где они расположены? (слева от числа 6)

-Их при счете называют раньше или позже? (раньше)

-Назовите числа, которые больше 6. (7,8,9,10)

-Где они расположены? (справа от числа 6)

-Их при счете называют раньше или позже? (позже)

Воспитатель делает вывод: числа, которые при счете следуют раньше, меньше тех чисел, которые следуют позже, и наоборот.

-Какое число меньше- 5 или 8? Почему? (число 5 меньше, потому что при счете оно следует раньше, чем число 8)

-Какое число больше- 6 или 2? Почему? ( число 6 больше, т.к. при счете оно следует после 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...