Конспект по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Вагнер Екатерина Андреевна

Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: В гости к королеве «Математике»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл torgasheva_e.a._konspekt_femp.docx54.14 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Торгашева Е.А.

Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: В гости к королеве «Математике»

Образовательная область: познавательное развитие (ФЗМП).

Вид занятия: закрепление и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие.

Цель: Выявление элементарных математических знаний, представлений, умений, полученных детьми в течении учебного года.
Задачи
Образовательные

  • Формировать навыки количественного , порядкового и обратного счета в пределах 10; 
  • Продолжать работу по формированию знаний о последовательности чисел от 1 до 10,  находить место числа в ряду;
  • Учить делить целое на части;
  • Уточнить пространственные отношения «на», «над», «слева», «справа», «вверху», «внизу»;
  • Упражнять в названии последовательности дней недели, времен года;
  • Упражнять в ориентировке на листе бумаги: «в правом верхнем/нижнем углу», « в левом верхнем/нижнем углу»;
  • Закрепить умение различать понятия: «выше – ниже», сравнивать предметы по высоте;
  • Закрепить представления детей о геометрических фигурах – круг, квадрат, треугольник ( умения различать геометрические фигуры), сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие

  • Развивать у детей логическое мышление, через сравнение и умение найти различия;
  • Развивать внимание, путем использования загадок и  игры на внимание;
  • Развивать связную речь, через самостоятельные высказывание детей;
  • Развивать физические качества, через физкультурную минутку;
    Воспитательные
  • Воспитывать желание прийти на помощь; умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Методы и приемы:
Игровой  (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (рассмотрение демонстрационного материала).

Словесный (напоминание, указание, вопросы отгадывание загадок).
Практический ( игровые упражнения на расстановку чисел по порядку, работа с раздаточным материалом).

Материал и Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал: «письмо», изображение навесного замка с геометрическими фигурами. 
Раздаточный материал: набор карточек  с цифрами (от 1 до 10), 8 елочек ( размер от 5 до 20 см.), круги красного цвета (d-15 см.), ножницы, белые листы бумаги, наклейки: цветы, ягоды, солнышко, облака.  

Ход занятия:

Ребята, я очень рада вас видеть. У меня для вас есть интересная загадка: 
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня …круг.
А покажите мне эту фигуру.. встаньте все в круг!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Отлично!
А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их 


Физминутка на мелкую моторику «Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

 


Ребята, сегодня нам пришло письмо, которое адресовано детям старшей группы. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно. Ой, да это же нам пишет королева «Математика»


«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания.»

Ребята, мы поможем жителям математического королевства? (дети отвечают – Да)
Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
А попасть в королевство мы сможем через вот эти ворота.
Ой, ребята, а что это? злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства.
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке?

Есть ли здесь одинаковые фигуры?

Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? Предполагаемые ответы детей (круг – не имеет углов).
Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
Проходите за столы, покажите как правильно и красиво надо сидеть 
А нас ждет 1-ое задание:
Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку,  от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 10).

-Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5;
-какое число вы поставили между числами 7 и 9;
-какое число вы поставили между числами 1 и 3;
-какое число вы поставили между числами 4 и 6;
-Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9.
Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.

Физминутка на снятие зрительного напряжения

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут, (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты.) 


Воспитатель предлагает поиграть в игру «Живые цифры».
Только цифрами будете вы. Каждая цифра должна по сигналу найти свое место. 
Игра «Живые цифры».
(Дети заранее не знают свою цифру, цифры лежат на столе перевернутые изображением вниз. Дети бегают по коврику(гуляют), по сигналу воспитателя, они должны взять попавшуюся цифру и встать на свое место).


Молодцы ребята! Нам надо выполнить второе задание. Злой волшебник погубил все деревья в королевстве и королева математики просит вас ей помочь. Вот только королева математики любит во всем порядок и просит посадить елочки от самой низкой до самой высокой. Ребята выполняют задание.
И со вторым заданием вы успешно справились.
Давайте ознакомимся с третьим заданием.

Ой ребята, а здесь математические загадки:


Четыре голубя белых на крыше сидели,
Два голубя снялись и улетели,
Ну-ка, скажите мне поскорей
Сколько осталось сидеть голубей?

Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька,
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?

На полянке у дубка
Крот увидел 2 грибка.
А подальше у сосны
Он нашёл ещё один.
Ну-ка, кто сказать готов:
Сколько крот нашёл грибов?

На полянке у реки,
Жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?

Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели
Отвечайте быстро смело
Сколько всех их прилетело!

Ребята какие же вы молодцы! Сразу видно, что вы любите математику. Давайте немного отдохнем. Впереди нас ждут испытания потрудней.


Физминутка на снятие статического напряжения.
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)


Воспитатель предлагает отдохнуть на коврике
4-ое задание:
Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:
- утром солнышко встает
- по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днем ярко светит луна
- утром дети идут в детский сад
- ночью люди обедают
- Вечером вся семья собирается дома
- В неделе 7 дней
- За понедельником следует среда
- после субботы идет воскресение
- перед пятницей стоит четверг
- всего 5 времен года
- Весна наступает после лета.

Итак наше 5 задание. Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет вредить . У вас на столах круги – сложите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) и с помощью ножниц разделите круг на 2 равные части. Как можно назвать каждую из частей? А теперь давайте разрежем каждую вторую часть пополам Как теперь называется полученная часть круга?

Нас ждет последнее 6 задание. Злой волшебник заколдовал любимую картину королевы математики.  Посмотрите на ней нет ни солнца ни цветов, давайте мы ее оживим?
Ориентировка на листе бумаги. Воспитатель раздает детям наклейки и предлагает разместить их согласно указаниям. «над», «под», «в правом верхнем углу», «нижнем левом углу». 
У каждого из вас есть наклейка, слушайте внимательно, где должен располагаться этот предмет.
Ребята «Оживляют» картину.


Молодцы, злые чары сняты!!!
Королева вам очень благодарна за помощь. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были….
А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него?
Посмотрите, это сладкие гостинцы!!!

Приложение 1. (Замок с геометрическими фигурами)

https://openclipart.org/image/2400px/svg_to_png/26475/khendraw-Padlock.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП во 2 младшей-средней группе Тема: "Знакомство с понятиями «один» и «много»"с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)

Конспект непосредственной образовательной деятельности  во 2 младшей-средней группе  по ФЭМПтема: Знакомство с понятиями «один» и «много» (из опыта работы) с учетом Ф...

Конспект по ФЭМП "По грибы"

Конспект по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект по ФЭМП "В мире математики", конспект "Времена года"

Цель: Уточнить и закрепить полученные в течении года знания, умения, навыки.Задачи: - формирование представлений о временах года их смене и месяцах;- закрепление знаний о животных, птицах, насекомых;-...

Конспект по ФЭМП в старшей группе по ФЭМП. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"...