Контрольно-учётное занятие по формированию элементарных математических представлений и развитию речи с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Программное содержание:

Цель:выявить полученные детьми знания по математике и развитию речи.

Образовательные:

-выявить  у детей элементарные математические представления;

-совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

-выявить  умение называть соседей цифр;умение сравнивать числа, пользоваться знаками для сравнения;составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание;

-выявить знания о порядковом счете;

-выявить  умение рисовать по точкам, названия геометрических фигур, дней недели, части суток, месяцев года, ориентироваться в пространстве;

-выявить правильное произношение звука З,Ш, Ж; называть слова на эти звуки;

-продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей;

-определить уровень умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-сформировать навык самоконтроля.

Развивающие:

-развивать логическое мышление;внимание, сосредоточенность, память.

Воспитательные:

-воспитать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность

- воспитать целеустремленность, устойчивость интерес к математическим знаниям.

 

 

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

-речевое развитие,

-физическое развитие,

-социально-коммуникативное.

Методы и приемы:

Наглядные:показ наглядного материала, рассматривание иллюстраций,

Словесные:беседа, художественное слово,вопросы,фонетическая зарядка.

Игровые: дидактические словесные игры.

Практические:выполнение письменных работ, анализ результатов.

Предварительная работа:

-решение задач;

-сравнение чисел;

-обогащение словарного запаса;

-графические диктанты.

Материалы и оборудование: 

-иллюстрации с изображением весны;

-цифры;

- листы с точками;

-знаки больше,меньше,равно;

-иллюстрации с изображением насекомых;

-иллюстрации с изображением часов;

-карандаши, листы в клетку;

-медали;

-сундучок с замками;

-карандаши.

 

 

.

1.Ход занятия.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день!

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы готовы поиграть!

Можно встречу начинать!

-Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости .Поздоровайтесь.

А сейчас присядьте.

-Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете узнать что это, если выполните все задания. Сюрприз находится вот в этом сундучке, но он закрыт, нам с вами его нужно открыть, снять все замки. Каждый замок будет открыт в том случае, если вы правильно выполняете задания. Задания будут очень интересными. Выполнив все задания, вы узнаете, какой сюрприз я приготовила. Вы готовы? Тогда удачи!

2. Основная часть.

1 задание:

- Какое время года сейчас? (весна)

- Какими словами можно описать весну? (теплая, солнечная, дождливая, пасмурная, долгожданная, красивая, душистая, звенящая, журчащая, шумливая, грозовая, цветущая, веселая, желанная…)

- Назовите весенние месяцы.

- Какой месяц сейчас? (апрель, какой по счету?)

- Сколько дней в неделе?

- Какой день сегодня?

- Назовите по порядку дни недели.

- Какие части суток вы знаете?

- Назовите по порядку части суток.

Молодцы! (открыть замок). 1 замок вы открыли.

2 задание «Назови числа-соседи»

Воспитатель показывает цифру или число.Дети называют соседей этого числа(цифры).

Молодцы! Еще один замок открыли.

3 задание. «Необычные задачки».

  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (Одна)
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
  • Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи которые погасли, остальные сгорели)
  • В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

( Отдать одно яблоко вместе с корзиной).

  • На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок?

Воспитатель- Молодцы, внимательные. Открываем замок. Сейчас присаживайтесь за столы.

Пальчиковая гимнастика.

«Звенели птичьи голоса».

Эта птичка – соловей,

Это птичка – воробей,

Эта птичка – совушка

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших)

Эта птичка – злой орлан.

(Машут сложенными накрест ладошками)

Птички, птички по домам!

(Машут обеими руками, как крыльями.)

4 задание. «Узнай фигуру».

- Следующее задание письменное. Подвиньте листы бумаги, возьмите карандаши: соедините точки одинакового цвета.

- Назовите геометрические фигуры,которые у вас получились.

- Какая фигура лишняя? Почему?

- Назовите геометрические фигуры, у которых нет углов? (круг, овал)

Молодцы! Открываем замок №4.

5 задание. «Поставить нужный знак» «<»;  « >»; «=»

-Перед вами неравенства. Надо сравнить числа и поставить соответствующий знак.

- Почему поставили этот знак?

 Молодцы! Открываем следующий замок.

6 задание «Реши задачу. Составь выражение.Запиши решение.».

- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение и ответ).
«У меня и Аллочки
Десять счетных палочек.

Две из них сломались
Сколько же осталось?»

«У пенёчков пять грибочков
И под ёлкой три
Сколько будет всех грибочков?
Ну – ка говори!»
 

- Увеличиваемили уменьшаем?

-Тогда какой знак надо поставить?

-Запиши решение.
Вызванные дети решают задачки, читают составленные выраженияМолодцы. Открываем замок. А сейчас отдохнем.

Физкультминутка.

В понедельник я купался,

А во вторник- рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался («Умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте).

А в субботу, в воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под – щеку – засыпают).

7 задание: Игра «Назови слово».

- Вспомните песенку комара. На какой звук начинается? –З…

- А теперь назовите слова, которые начинаются на звук З. (зал, закат, заяц, запад, закат,…)

- Вспомните песенку жука – Ж…

- Назовите слова, которые начинаются на звук Ж. (жаба, жук, желудь, железо…)

- Вспомните песенку змеи- Ш…

- Назовите слова, которые начинаются на звук Ш. (шкаф, шарф, шар…)

- З,Ж,Ш – это какие звуки? (согласные) А какие гласные звуки вы знаете?

Молодцы, открываем замок.

8 задание. «Определи время по часам.»

-Ребята, а какой прибор показывает время? (Часы)

-Посмотрите, сколько часов существует в мире.

-Как называются часы, которые будят по утрам?

-Как называются часы, которые стоят на полу?

-Как называются часы, которые висят на стене?

-Как называются часы, которые мы носим на руке?

-Как называются часы с песком?

Воспитатель показывает картинки Дети узнают который час.

Молодцы. Еще один замок мы открыли.

9 задание. «Скажи наоборот».

Воспитатель: предлагаю сыграть в игру «Наоборот»

Высоко(низко)

Далеко(близко)

Длинный (короткий)

Широкий (узкий)

Толстый (короткий)

Горячий (холодный)

Потолок (пол)

Грустный (веселый)

Злой (добрый)

Хорошо (плохо)

Идет (стоит)

Утро (вечер)

Больной (здоровый)

Старый (молодой)

Чистый (грязный)

Тяжелый,  (легкий)

Молодцы ребята, еще один замок мы с вами открыли.

10 задание.

Приглашаются 2-3 ребенка.Воспитатель просит одного из них встать справа,слева,между..

Дети с воспитателем открывают следующий замок.

11 задание.

И последнее задание «Диктант» (графический диктант «Ключ»)

-Что у вас получилось? (Ключ)

Молодцы!

3. Итог.

-Вот и с последним заданием справились. Сундучок открылся. Посмотрите, я вам приготовила сюрприз: всём по медали-«Умница» и «Умник».

Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? А что вам показалось сложным, может что- то у вас не получилось?

Сегодня я убедилась, что вы умные, много знаете и умеете. Молодцы.




 

 

 

 

             

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Цель:выявить полученные детьми знания по математике и развитию речи.

Образовательные:

-выявить  у детей элементарные математические представления;

-совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

-выявить  умение называть соседей цифр;умение сравнивать числа, пользоваться знаками для сравнения;составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание;

-выявить знания о порядковом счете;

-выявить  умение рисовать по точкам, названия геометрических фигур, дней недели, части суток, месяцев года, ориентироваться в пространстве;

-выявить правильное произношение звука З,Ш, Ж; называть слова на эти звуки;

-продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей;

-определить уровень умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-сформировать навык самоконтроля.

Развивающие:

-развивать логическое мышление;внимание, сосредоточенность, память.

Воспитательные:

-воспитать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность

- воспитать целеустремленность, устойчивость интерес к математическим знаниям.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

-речевое развитие,

-физическое развитие,

-социально-коммуникативное.

Методы и приемы:

Наглядные:показ наглядного материала, рассматривание иллюстраций,

Словесные:беседа, художественное слово,вопросы,фонетическая зарядка.

Игровые: дидактические словесные игры.

Практические:выполнение письменных работ, анализ результатов.

Предварительная работа:

-решение задач;

-сравнение чисел;

-обогащение словарного запаса;

-графические диктанты.

Материалы и оборудование:  

-иллюстрации с изображением весны;

-цифры;

- листы с точками;

-знаки больше,меньше,равно;

-иллюстрации с изображением насекомых;

-иллюстрации с изображением часов;

-карандаши, листы в клетку;

-медали;

-сундучок с замками;

-карандаши.

.

1.Ход занятия.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день!

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы готовы поиграть!

Можно встречу начинать!

-Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости .Поздоровайтесь.

А сейчас присядьте.

-Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете узнать что это, если выполните все задания. Сюрприз находится вот в этом сундучке, но он закрыт, нам с вами его нужно открыть, снять все замки. Каждый замок будет открыт в том случае, если вы правильно выполняете задания. Задания будут очень интересными. Выполнив все задания, вы узнаете, какой сюрприз я приготовила. Вы готовы? Тогда удачи!

2. Основная часть.

1 задание:

- Какое время года сейчас? (весна)

- Какими словами можно описать весну? (теплая, солнечная, дождливая, пасмурная, долгожданная, красивая, душистая, звенящая, журчащая, шумливая, грозовая, цветущая, веселая, желанная…)

- Назовите весенние месяцы.

- Какой месяц сейчас? (апрель, какой по счету?)

- Сколько дней в неделе?

- Какой день сегодня?

- Назовите по порядку дни недели.

- Какие части суток вы знаете?

- Назовите по порядку части суток.

Молодцы! (открыть замок). 1 замок вы открыли.

2 задание «Назови числа-соседи»

Воспитатель показывает цифру или число.Дети называют соседей этого числа(цифры).

Молодцы! Еще один замок открыли.

3 задание. «Необычные задачки».

  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (Одна)
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
  • Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи которые погасли, остальные сгорели)
  • В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

( Отдать одно яблоко вместе с корзиной).

  • На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок?

Воспитатель- Молодцы, внимательные. Открываем замок. Сейчас присаживайтесь за столы.

Пальчиковая гимнастика.

«Звенели птичьи голоса».

Эта птичка – соловей,

Это птичка – воробей,

Эта птичка – совушка

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших)

Эта птичка – злой орлан.

(Машут сложенными накрест ладошками)

Птички, птички по домам!

(Машут обеими руками, как крыльями.)

4 задание. «Узнай фигуру».

- Следующее задание письменное. Подвиньте листы бумаги, возьмите карандаши: соедините точки одинакового цвета.

- Назовите геометрические фигуры,которые у вас получились.

- Какая фигура лишняя? Почему?

- Назовите геометрические фигуры, у которых нет углов? (круг, овал)

Молодцы! Открываем замок №4.

5 задание. «Поставить нужный знак» «<»;  « >»; «=»

-Перед вами неравенства. Надо сравнить числа и поставить соответствующий знак.

- Почему поставили этот знак?

 Молодцы! Открываем следующий замок.

6 задание «Реши задачу. Составь выражение.Запиши решение.».

- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение и ответ).
«У меня и Аллочки
Десять счетных палочек.

Две из них сломались
Сколько же осталось?»

«У пенёчков пять грибочков
И под ёлкой три
Сколько будет всех грибочков?
Ну – ка говори!»

- Увеличиваемили уменьшаем?

-Тогда какой знак надо поставить?

-Запиши решение.
Вызванные дети решают задачки, читают составленные выраженияМолодцы. Открываем замок. А сейчас отдохнем.

Физкультминутка.

В понедельник я купался,

А во вторник- рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался («Умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте).

А в субботу, в воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под – щеку – засыпают).

7 задание: Игра «Назови слово».

- Вспомните песенку комара. На какой звук начинается? –З…

- А теперь назовите слова, которые начинаются на звук З. (зал, закат, заяц, запад, закат,…)

- Вспомните песенку жука – Ж…

- Назовите слова, которые начинаются на звук Ж. (жаба, жук, желудь, железо…)

- Вспомните песенку змеи- Ш…

- Назовите слова, которые начинаются на звук Ш. (шкаф, шарф, шар…)

- З,Ж,Ш – это какие звуки? (согласные) А какие гласные звуки вы знаете?

Молодцы, открываем замок.

8 задание. «Определи время по часам.»

-Ребята, а какой прибор показывает время? (Часы)

-Посмотрите, сколько часов существует в мире.

-Как называются часы, которые будят по утрам?

-Как называются часы, которые стоят на полу?

-Как называются часы, которые висят на стене?

-Как называются часы, которые мы носим на руке?

-Как называются часы с песком?

Воспитатель показывает картинки Дети узнают который час.

Молодцы. Еще один замок мы открыли.

9 задание. «Скажи наоборот».

Воспитатель: предлагаю сыграть в игру «Наоборот»

Высоко(низко)

Далеко(близко)

Длинный (короткий)

Широкий (узкий)

Толстый (короткий)

Горячий (холодный)

Потолок (пол)

Грустный (веселый)

Злой (добрый)

Хорошо (плохо)

Идет (стоит)

Утро (вечер)

Больной (здоровый)

Старый (молодой)

Чистый (грязный)

Тяжелый,  (легкий)

Молодцы ребята, еще один замок мы с вами открыли.

10 задание.

Приглашаются 2-3 ребенка.Воспитатель просит одного из них встать справа,слева,между..

Дети с воспитателем открывают следующий замок.

11 задание.

И последнее задание «Диктант» (графический диктант «Ключ»)

-Что у вас получилось? (Ключ)

Молодцы!

3. Итог.

-Вот и с последним заданием справились. Сундучок открылся. Посмотрите, я вам приготовила сюрприз: всём по медали-«Умница» и «Умник».

Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? А что вам показалось сложным, может что- то у вас не получилось?

Сегодня я убедилась, что вы умные, много знаете и умеете. Молодцы.




        

Контрольно-учётное занятие

 по формированию элементарных математических представлений и развитию речи

с детьми подготовительной к школе  группы №4.

.

Список использованной литературы:

1.Игры и занятия по развитию речи дошкольников .Т.И.Петрова, Москва 2010

2.Развитие речи детей 5-7 лет. О.С.Ушакова, Москва 2012

3.Математика для дошкольников 6-7 лет. Е.В.Колесникова 2002

4.Математика от 3 до 7:учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов.Авт.-сост. З.А. Михайлова,Санкт-Петербург,2001.

5.Математика в детском саду. В.П.Колесникова.Москва,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Закреплять и углублять знания о перелётных и зимующих птицах.    Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах "10"; отвечать на вопросы "сколько?", "какой...

Формирование элементарных математических представлений и развитие речи

Сюжетная аппликацияиз геометрических фигур, выполненная детьми подготовительной группы № 6 «Радуга» детского сада № 322Сказки и рассказы, составленные детьми вместе с родителями по сюжетной аппликации...

Рекомендации для родителей по формированию элементарных математических представлений и развитию речи

Размещенные файлы помогут ребенку закрепить полученные знания и научить ребенка пересказу....

ООД по формированию элементарных математических представлений и развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по планетам»

Итоговое интегрированное ООД по формированию элементарных математических представлений и развитию речи в подготовительной группе...