Конспект занятия по развитию математических представлений для детей с ОНР в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Белиловец Валентина Николаевна

Занятие соответствует лексической теме "Поздняя весна. Перелётные птицы". Задачи занятия: совершенствовать умение составлять и решать задачи, пользоваться математическими знаками;  развивать  мыслительную и речевую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию математических представлений у дошкольников с ОНР в подготовительной группе.

Лексическая тема «Поздняя весна. Перелётные птицы весной»

Цель: дальнейшее совершенствование математических  навыков  в составлении задач и ориентировки на плоскости и в пространстве.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умения составлять условие и ставить вопрос к задаче, пользоваться математическими знаками «- » и «+». Формировать умения подбирать по образцу и называть предметы определенной формы, преобразовывать геометрические фигуры по заданным условиям. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Формировать представления о симметрии.

Коррекционно-развивающие: развивать мыслительную и речевую деятельность, сообразительность, пальцевую моторику, графомоторные навыки, координацию речи с движением.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Предметно-практическая среда:  магнитная доска, мольберт, альбом демонстрационных картин «Круглый год», контейнеры с геометрическими фигурами, ножницы, наборы цветных карандашей, лист ватмана с логическим квадратом, контейнеры с магнитными фигурами и плоскостными изображениями птиц, плоскостные изображения гнезда и грачат , рабочие тетради.

Целевые ориентиры: дети умеют решать и составлять задачи, пользоваться математическими знаками; подбирают по образцу и называют предметы определенной формы, умеют преобразовывать геометрические фигуры. Дети хорошо ориентируются на плоскости и в пространстве; умеют создавать и читать простейшие схемы, планы.

Формы организации взаимодействия: совместно-последовательная.

Ход совместной деятельности

1.Вводно-мотивационный этап.

Воспитатель. Ребята,  сегодня мы продолжим наш разговор о весне и её приметах, а начнём наше занятие с загадки.

В кроне дерева дворец,

На крыльце дворца певец

Как зовут его?

Дети. Скворец.

Воспитатель .Верно, мы поговорим о перелётных птицах, как одной из примет весны.

Давайте рассмотрим эту картину и ответим на вопросы. (на мольберте находится  картина «Птицы весной»).

2.Деятельностный этап.

Дети подходят к картине.

Где на картине находится гнездо с грачатами?

Дети. Гнездо находится на дереве в левом верхнем углу картины.

Воспитатель. А где же, по отношению к гнезду, находится скворечник?

Дети. Скворечник находится под гнездом.

Воспитатель. Что делают скворцы?

Дети. Один скворец сидит на ветке дерева и поет, а второй летит к гнезду с пёрышком в клюве.

Воспитатель. Где на картине нарисованы  ласточки?

Дети. Ласточки нарисованы в правом верхнем углу картины.

Воспитатель. Где по отношению к дому находятся ласточки?

Дети. Ласточки летят над домом.

Воспитатель. Где находится теплица по отношению к цветущим яблоням?

Дети. Теплица находится справа от яблонь.

Воспитатель. Что делают грачи в огороде?

Дети. Грачи ходят в огороде  и ищут червей.

Воспитатель. Верно, вы все были очень внимательны и правильно ответили на все вопросы. А теперь мы с вами попробуем сами составить из геометрических фигур перелётных птиц. ( Дети проходят за столы, на которых находятся контейнеры с геометрическими фигурами. На магнитную доску воспитатель помещает карточки  с изображениями перелетных птиц, составленными из геометрических фигур).

Воспитатель. Посмотрите на картинки. Какие птицы на них изображены?

Дети. Это ласточка, грач, журавль и аист.

Воспитатель. Попробуйте сложить изображения птиц из тех фигур, которые у вас есть.

Дети выполняют задание и складывают фигуры. Затем они рассказывают, какие фигуры использовали.

Воспитатель помещает на доску изображение гнезда с семью птенцами грача, ставит контейнер с магнитными цифрами и знаками.

Воспитатель. Сколько грачат в гнезде?

Дети. В гнезде семь грачат.

Воспитатель убирает несколько фигурок.

Сколько грачат улетело?

Дети. Улетели три галчонка.

Воспитатель. Составьте задачу о грачатах  и поставьте вопрос.

Дети. В гнезде было семь грачат .Улетели из гнезда три грачонка. Сколько грачат осталось в гнезде?

Воспитатель. Отлично! Вы составили задачу, а теперь запишем ее решение.

(Дети выполняют задание и комментируют свои действия).

Воспитатель. А теперь попробуйте сами придумать задачу  и записать ее решение.

Дети составляют 2-3 задачи и комментируют их решение.

Физминутка  «Гуси возвращаются»

Га-га-га, га-га-га,                                               Дети бегут по кругу, взмахивая руками, как

Дома стаяли снега.                                                крыльями.

Га-га-га, га-га-га,

Облетаем облака.                                                   Меняют направление движений.

Выше! Ниже!                                                            Поднимаются на носочки, вновь опускаются

Вижу! Вижу!                                                              на бегу.

Вот знакомая река!                                                 Бегут на носочках, меняют направление                                                            

Над просторами долин                                          движения.

Развернись гусиный клин!                                    Останавливаются, встают лицом в круг,

Мы вернулись! Мы вернулись!                            машут воображаемыми крыльями.

Мы родной земли коснулись!                              Приседают

Воспитатель. А теперь мы с вами выполним одно очень интересное задание в тетрадях.

Дети проходят за столы и открывают тетради.

Воспитатель. Что вы видите?

Дети. Мы видим половину изображения журавля, который возвращается из теплых стран.

Воспитатель. Вы должны дорисовать по клеточкам  и раскрасить журавля. Вторая половина должна быть точно такой же ,как уже нарисованная, симметричной ей.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Теперь я хочу предложить вам игру «Логический квадрат» на сообразительность. Вы должны подумать, какие фигуры нужно поставить  вместо вопросительных  знаков и изображения каких птиц поместить в эти фигуры.

По мере выполнения задания воспитатель подходит к каждому ребенку , подсказывает , если есть необходимость.

Воспитатель. Какую же фигуру вы поместили в первую строчку квадрата? Какая птица находится в фигуре? (Обсуждаются все пропущенные фигуры с птицами).

3.Заключительный этап (рефлексия).

Воспитатель. Чему вы учились сегодня? Что было вам особенно интересно делать?

Как вы думаете, вы хорошо справились со всеми заданиями?

Мне очень понравилось, как вы занимались. Я приготовила для вас несколько интересных раскрасок с перелётными птицами, которые вы можете раскрасить здесь или дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста (2 младшая группа)...

Конспект занятия по формированию математических представлений, ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Зоопарк»

Цели:- Сформировать представление о числе 10: его образовании, составе, записи.- Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.Задачи:Обучающие:П...

Конспект занятий по развитию математических представлений у детей 4 - 5 лет с недостатками в развитии

Конструктучителя-дефектологаЖуравлевой Марии Валентиновны  Возрастная группа: СредняяТема:  «Слушай, думай, сравнивай»Образовательная область:.Виды деятельности: познавательная, игровая...

Занятие по развитию математических представлений у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе

Занятие по  развитию математических представлений у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе позволит педагогу (воспитателю, дефектологу) разнообразить или дополнить свой основной материал с...

Конспект занятия по развитию математических представлений для детей подготовительной группы «Вычитание»

Формировать понятие и представления о вычитании; продолжать знакомить со знаком «-»; ввести понятие «задача» на элементарном уровне; решать задачи на вычитание....

Конспект занятия по развитию математических представлений у дошкольников с ОНР в подготовительной группе «Перелетные птицы». Подгрупповая работа

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)....