Открытое итоговое занятие по развитию ЭМП с детьми старшей группы «Как муравьишка домой спешил» (по сказке В.Бианки)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Мышкина Наталья Александровна

Воспитание социальных навыков детей: умение работать в команде.

Формирование элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_itogovoe_zanyatie_po_razvitiyu_emp.docx86.52 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое итоговое занятие

по развитию ЭМП

с детьми старшей группы

«Как муравьишка домой спешил»

(по сказке В.Бианки)

C:\Users\nikita\Desktop\kak-muravishka-speshil-domoj2.jpg

Цели: развитие элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания порядка следования чисел в натуральном ряду; закрепить знание состава чисел первого десятка.

Развивающие: развивать навыки  счёта (прямого и обратного) в пределах 10;

развивать навыки решения задач на сложение и вычитание чисел в пределах 10,  умение измерять величину с помощью условной мерки; развивать логическое мышление детей.

Воспитательные: воспитывать социальные навыки детей: умение работать в команде.

Форма работы: подгрупповая.

Ход занятия.

-Мы рады приветствовать вас на открытом   интегрированном занятии по развитию элементарных математических представлений и  художественного творчества.

1. Игра «разрезные картинки»

-Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. На этом столе разложены  элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, рубашки у всех картинок  разного цвета ,как и цветы на наших столах. Те ребята у кого  рубашки  картинок синего цвета  подойдите  к столу с синем цветочком, у кого желтого к столу с желтым цветочком и т.д.

-Теперь соберите целую картинку ,что у вас получилось? Делаем вывод, кому сегодня будет посвящено занятие? Правильно насекомым. Сегодня вы будете работать командами. А название будет соответствовать вашей картинке

Команда «Бабочек», команда «Божьих коровок», команда «Жуков» и команда «Пчелок».

2.Начало сказки. Лабиринт.

-Как вы уже догадались наше занятие будет про насекомых. Вы спросите:

« А причём же тут математика?» при том, что я вам напомню об одном муравье, которого вы очень хорошо знаете, но вы даже не подозреваете,что однажды математика  ему очень-очень помогла, можно даже сказать спасла ему жизнь.

-Под старой березой муравьи сделали большой муравейник. Жили они в нем дружно. Был среди них один очень-очень любознательный. Звали его Кузя. И вот однажды вечером ,когда работа в муравейнике завершилась, муравьи отдыхали под лучами заходящего солнца, наш неугомонный Кузя решил посмотреть, как далеко видно со старой берёзы. Он быстро забрался на вверх берёзы, уселся на березовый листок и поглядел по сторонам. Но тут налетел летний ветерок, лист сорвался с березы и полетел по воздуху, унося Кузю всё дальше и дальше от муравейника. Он оказался далеко от своего дома. Он знал что с наступлением темноты все ходы в муравейник будут закрыты.И поспешил Кузя домой.

Ветерок принес его на большой луг. Поднялся Кузя на высокую травинку и увидел вдалеке верхушку своей березы. К ней и надо спешить.

Вот только  по лугу пройти не так просто. Травы растут высокие и густые, образуя настоящий лабиринт.

Садитесь за свои рабочие столы. Каждому из вас я выдам лист. На нем несколько тропинок ведут через луг. Вы должны определить, какая тропинка для нашего муравья самая безопасная. Я точно знаю, что это тропинка, которая проходит по порядку мимо всех чисел от 1 до 10.Каждых из вас находит эту тропинку, обводит её фломастером .

3.Измерение величины условной меркой.

-Пройдя через луг, наш Кузя попал на берег бурлящей реки. Давайте с вами вспомним, как можно изобразить бурлящую реку?

Проводится дыхательная гимнастика.

Как же Кузи переправиться через реку? Кузя попросил помощи у водомера, а водомер ему сказал: «Я смогу перевести тебя на спине через реку, но я должен точно знать её ширину в самом узком месте и её ширину в самом широком месте, чтобы правильно рассчитать свои силы. Иначе мы оба погибнем.»

-Вот эти полоски бумаги изображают речку. Вы должны определить, где у реки самое узкое и самое широкое место, как можно измерить её ширину? Правильно с помощью линейки. Сначала мерим самое узкое место ,результат записываем карандашом, а затем измеряем самое широкое место, так же записываем карандашом свои результаты.

4.Встреча с божьими коровками. Состав числа.

-Речка позади. Но солнышко всё ниже, ночь все ближе. Со  всех ног бежал Кузя, очень устал, присел на кочку отдышаться. А неподалеку собралась пестрая компания божьих коровок, он услышал, что они о чем-то громко спорят. Оказывается, что они построили себе многоэтажный дом и теперь ругаются ,кто какой этаж займет. Попросили они Кузю расселить их по этажам.

Я раздаю каждому из вас по божьей коровке, на одной половине крылышка у неё нарисованы пятнышки, а на другой половине вы должны дорисовать пятнышки сами, но так чтобы при  сложении пятнышек с обеих сторон у вас получился номер этажа.

5.Рисование приемом монотипии. Бабочка.

-После того , как муравьишка помог божьим коровкам, одна из них подхватила его на спинку и они вместе полетели к старой березе.

Но божья коровка скоро выбилась из сил , ведь она совсем маленькая и лететь с грузом на спине ей было тяжело. Она устало опустилась на цветок. И вдруг Кузя увидел, что на этом цветке уже устроилась на ночлег бабочка .

«Если ты сумеешь разбудить бабочку ,она могла бы тебя мигом домчать до твоей березы»-сказала божья коровка.

Кузя стал тормошить бабочку, но та не хотела расправлять свои крылышки.

Вид у неё был такой как на этом рисунке - словно наполовину. Давайте  попробуем дорисовать бабочку, разбудим её. Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать красивых бабочек с помощью одного интересного приёма. Он называется монотипия. Мы знаем ,что строение  тела бабочки симметричное, значит нужно нарисовать её как в зеркальном отражении. Посмотрите  ваш лист для рисования сложен , мы с вами нарисуем только одну половину бабочки, начиная от линии сгиба.

Когда рисование закончено, нужно сложить листок по линии сгиба и плотно прижать обе половинки. Но не разглаживайте их! Теперь осторожно раскройте ваш листок. Что получилось? Половинка бабочки отпечаталась на чистом листе и у вас получилась целая симметричная бабочка.

-А теперь оставьте своих бабочек и подойдите ко мне.

Выполняется физ.минутка. «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

6.Решение задач.

-Бабочка принесла нашего Кузю на березу. Смотрит он сверху почти все дверки в муравейнике уже закрыты.Не успеть ему! и тут на помощь к нему пришла гусеница, которая устроилась на ночлег под берёзовым листком. Вы знаете что гусеницы превращаются в кукол, а потом из куколки появляются насекомые-бабочки, стрекозы, мухи. чтобы стать куколкой гусеница опутывает себя тонкой нитью. А откуда она её берет? Сама делает-выпускает нитку из малюсенького отверстия  в своем брюшке.

Ухватился Кузя за гусеницу, которая стала спускаться. Давайте узнаем какой длины нитку потребовалось сделать гусенице. На ваших рабочих столах числа от 1 до 10 и знаки плюс, минус и равно.

Решите задачу «От нижней ветки березы до земли -5 метров. Высота муравейника -1 метр. Каково расстояние от нижней ветки до муравейника?»

-А вот ещё одна задача. «Бабочка улетая сказала гусенице: «Ты тоже скоро станешь бабочкой. Это произойдет через неделю и ещё три дня» Составьте решение этой задачи.

7. Нужная дверка. Подведение итогов.

 -Вот Кузя и в муравейнике. Он еле успел заскочить внутрь. Его друзья муравьи уже готовились закрыть дверь, но замешкались, дверок для одного хода оказалось очень много. Нужно помочь муравьям вы брать нужную  дверку. Каждой команде предлагается лист с нарисованным плоским изображением хода в муравейнике и с объемным изображением дверок.

-На этом наше занятие мы заканчиваем теперь вы ребята поняли , какую роль в жизни  играет в математика?  Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы. Составление сказки с помощью карточек Проппа. "Снегурочка"

Цель: Закрепить умение детей составлять связано, последовательно, грамматически правильно сказку по карточкам Проппа..Закрепить у детей знания полученные ранее.Задачи:Совершенствовать умения детей в с...

Конспект развлечения для второй младшей группы «Как муравьишка домой спешил»

Задачи:- Развивать познавательный интерес, мышление и физические качества.- Закреплять с детьми названия насекомых: божья коровка, бабочка, паук, гусеница, пчела, кузнечик;- Формировать бережное отнош...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ИТОГОВОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «Юный пешеход»

Основная образовательная областьРечевое развитие и безопасностьИнтегрированные образовательные областиХудожественно- эстетическое развитие, чтение художественной литературы, речевое развитие, художест...

Конспект занятия для старшей группы "Как муравьишка домой спешил"

Конспект занятия для детей старшей группы по познавательному развитию "Как муравьишка домой спешил"....

Конспект открытой ООД по развитию речи с детьми средней группы на тему: «У меня зазвонил телефон» «Чтение сказки К. И. Чуковского «Телефон»

Конспект открытой ООД по развитию речи с детьми средней группы на тему: «У меня зазвонил телефон» «Чтение сказки К. И. Чуковского «Телефон»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ИТОГОВОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У СНЕГОВИКА»

Образовательная деятельность в средней группе, направленая на развитие кругозора, а также закрепление знаний детей средней группы о зимних забавах, о зиме...