Конспект НОД по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Вора Яна Игоревна

Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_femp.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Тема: История часов

Цель: формировать элементарные математические представления детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Обучающие: познакомить детей с историей изобретения часов, продолжить учить узнавать время по часам, упражнять в счете в пределах 20, упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.
  2. Воспитательные: воспитывать умение договариваться.
  3. Развивающие: развивать внимание, память, речь, мышление.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, мяч; часы с движущимися стрелками – по количеству детей.

Ход занятия

п/п

Наименование этапа

Содержание материала

1

Подготовительная

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в музей часов и познакомимся  с историей их изобретения.

- «Как вы думаете, могут ли люди обходиться без часов?» (ответы детей).

Педагог даёт детям высказаться, а затем подводит итог: даже в далёкие времена, когда часов не было, люди использовали природу, чтобы вести счёт времени.

2

Основная

- Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее или короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы:

Вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части.  Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться? (Ответы детей).

Солнечные часы имели недостаток – они показывали время только в солнечный день. Это было очень неудобно.

Ещё  время узнавали с помощью петухов. Прокричит утром петух - пора вставать.  И эти часы имели свой недостаток, как вы думаете какой?

Итак, узнавать время по солнечным часам было не очень удобно, поэтому люди изобрели водяные часы.

Первые водяные часы представляли собой конус, с нанесёнными на него делениями - черточками. Одно деление - один час. В него наливали воду, которая выливалась по капелькам через маленькое отверстие на самом низу. Опустилась вода до первого деления - прошёл час. Эти часы были неудобны тем, что когда вода заканчивалась - приходилось заново её наливать.

Следующие  водяные часы состояли из двух сосудов. Вода по капелькам переливалась из одного сосуда в другой и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени.

Ещё есть песочные часы. Они показывают время и днём и ночью,  летом и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан мелкий песок. Когда часы работают, песок из нижнего конуса  сыплется в нижний. Высыпался весь песок, значит прошло 3, 5, 10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас. Используют в них также подкрашенный песок. Сегодня, когда вы будете  одеваться на прогулку, мы проверим, за сколько минут вы оденетесь.

Ну а самые необычные, пожалуй, - цветочные часы. (Часы-цветы). Это живые цветы, бутоны которых раскрываются и закрываются в определённое время. У одних цветов бутоны раскрываются утром, а днём закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днём всегда закрыты. По ним тоже можно определять время.

А здесь представлены механические часы (Настенные, карманные, наручные и др.) Сначала у этих часов была только минутная и часовая стрелки, позже появилась и секундная. Эти часы  необходимо  заводить, иначе они могут остановиться.

А здесь представлены электронные часы. У них есть электронное табло, на котором отображаются цифры, указывающие время.

А это современные часы. Последней модели. Это лазерные часы.

Физкультминутка «Часики-ходики».

Дидактическая игра «Назови скорее час».

Дети стоят в кругу.

Ребята, я буду бросать вам мяч и называть время, например, 2 часа. Вы ловите мяч и , бросая мне его обратно, называете время на час больше. Если я говорю 2 часа, то на один час больше будет сколько? (правильно -3 часа).

Можно ввести и другой вариант задания: Назвать время на час меньше.

«Который час?»

Воспитатель называет определённый час. Дети на своих часах устанавливают определённое время.

Вариант игры. Воспитатель на циферблате своих часов ставит стрелки и спрашивает: «Который час?» Дети устанавливают на циферблатах своих часов то же время, отвечают, который час, и показывают свои часы.

3

Заключительная

Молодцы ребята, я надеюсь, вы немного научились определять время.

О чём мы с вами сегодня говорили?

Какие бывают часы?

Если время - ровно 2,3 или 5 часов, на какую цифру указывает минутная стрелка? А часовая?

Умнички, а сейчас я дам вам песочные часы, можете рассмотреть их, а наше занятие закончено.

Педагог может посоветовать ребятам проверить, сколько времени уйдёт на уборку игрушек, чтобы раздеться, одеться, успеют ли они пока не высыпался песок нарисовать цветок и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы».

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет  на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы»....

Технологическая карта для НОД по ФЭМП; Конспект НОД по ФЭМП

Технологическая карта для НОД по ФЭМП "Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо"...