Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе с использованием палочек Кюизенера.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Доронина Татьяна Васильевна

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе

с использованием палочек Кюизенера.

Подготовила воспитатель подготовительной группы:

Доронина Татьяна Васильевна.

«Математическая школа»

 Программное содержание

Обучающие задачи:

Закреплять знания детей сравнивать предметы по высоте, обозначать словами результат сравнения (выше – ниже).

Составлять число из единиц в пределах 10; различать порядковый и количественный счет; отвечать на вопросы: «Сколько? Которая по счету?»

 Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник);

 Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого, умение составлять число 6 из двух меньших чисел.

Закрепить знания о цифрах и числовое значение цветных палочек Кюизенера.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Активизировать словарный запас детей; продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, через пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

 Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.

Воспитательные задачи:

Воспитывать дружеские отношения между детьми, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математике.

Материал демонстрационный:

рисунки геометрических фигур, конверты пяти цветов, рисунок - футбольное поле, мяч, комплект цветных полосок Кюизенера, чудесный мешочек.

Раздаточный материал:

 набор палочек Кюизенера на каждого ребёнка, цифры от 1 до 10.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент.

Дети выстраиваются полукругом на ковре.

 Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

     «Ребята, сегодня у нас много гостей…» Здороваются.

 (произносить  слова, показывая движения)

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем налево,

А потом пойдем направо.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься все начнем.

Воспитатель: Ребята скажите, какое сейчас время года? (осень)

                        Первый осенний месяц? (сентябрь)

                       27 сентября, какой праздник в нашем саду? (день воспитателя)

 Сегодня у нас день открытых дверей. К нам пришло много гостей. Им очень интересно, чем мы занимаемся на занятиях.

 Мы на следующий год пойдём в первый класс.

Я приглашаю всех в математическую школу.

Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в математическую школу, я хочу проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.

Задачи – шутки. Ответь на вопросы

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10.Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы

 И теперь мы можем идти в математическую школу.

Нас здесь ждут конверты, а в них есть задания.

Давайте откроем первый  белый конверт.

Воспитатель: В этом конверте спрятались волшебные цветные палочки Кюизенера.  Цветные палочки хотят с нами поиграть.

Физкультурная  минутка

« Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем

  Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной

Первая - белый листок, вторая - розовый лепесток,

 третья – как голубой океан, четвёртая – словно красный тюльпан,

 пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - фиолетовый букет,

 седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот, девятая - синий мой лимузин,

десятая - оранжевый апельсин».

          Садятся за столы

Задание № 1  Числовая лесенка

Педагог предлагает детям сделать лесенку из 10 ступенек,

 начиная с белой ступеньки.

Вопросы и задания

– Какого цвета ступеньки?

– Сколько палочек пошло на лесенку?

– Которая по счету голубая ступенька? Желтая? Красная?

– Сколько всего ступенек?

– По этим ступенькам можно подняться по лесенке.

Пристройте к этой лесенке еще лестницу, по которой можно спускаться.

– Положите белый кубик на самом верху лесенки, а еще один белый кубик положите справа от лесенки.

– Представьте, что белые кубики – это девочки. Наверху лесенки находится их квартира. Одна девочка идет гулять, а другая возвращается домой.

– По какой лесенке будет подниматься девочка, а по какой спускаться?

Слева или справа?

– Скажите, какая девочка сделает больше шагов, если ступенька – это один шаг? Объясни свой ответ.

(С помощью оранжевой палочки измерьте ширину крышки стола.

Сколько вошло полных оранжевых палочек?)

 

Воспитатель: Давайте откроем второй конверт.  Какого цвета  конверт?

Дети: Красного

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: Прямоугольник

Воспитатель: Как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?

Дети: С треугольником, с квадратом, с кругом.

Задание №2.  Сделай фигуру

Вопросы и задания

– Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник.

– Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.

– Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.

– Из остальных палочек сделайте трапецию.

– Сколько всего фигур?

– Который по счету прямоугольник?

– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?

– Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.

– Какое число обозначает голубой цвет?

– Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?

Воспитатель: Молодцы, ребята! С этой задачей вы справились без проблем.

Пальчиковая гимнастика

Шёл Саша по шоссе, нёс сушки в мешке

Сушку – Грише, сушку - Мише,

есть сушки Проше, Васюше, Антоше,

ещё три сушки Паше, Танюше, Ванюше.

 

Воспитатель: Дети, а вам интересно какие же еще задания нас ждут в математической школе? Давайте откроем конверт, который расположен между  красным и синим. Какого он цвета?

Дети:  Желтый.

Задание № 3   Полосатая салфетка

Воспитатель дает детям задание: «Покажите палочку, которая обозначает число шесть».

– Какого она цвета? (Фиолетового.)

– Из палочек фиолетового цвета сделайте квадрат.

– Сколько понадобилось палочек для изготовления квадрата?

– Как по-разному можно назвать квадрат? (Четырехугольник, многоугольник.)

– Сегодня вы будете делать полосатые салфетки. Вы сделали кайму салфетки. Она получилась квадратной формы. Первый ряд внутри каймы сверху «вышьем» белыми «нитками». Второй ряд «вышьем» желтой и белой «нитками». Третий ряд – красной и розовой, четвертый – голубой.

– Какими цветами надо «вышить» следующий ряд? (Розовой и красной «нитками».)

– И последний ряд? (Белой и желтой «нитками».) Получилась полосатая салфетка.

Вопросы

– Какое число обозначает желтый цвет? Красный? Голубой? Розовый?

– Как вы составили число шесть? Пять и один будет шесть. Четыре и два будет шесть. Три и три, а вместе шесть. Два и четыре, а вместе шесть. Один и пять, а вместе шесть.

– Какое число вы составили?

– Сколько всего рядов палочек получилось в салфетке?

 

Давайте откроем конверт, который расположен за жёлтым. Какого он цвета? Дети: Синий.

Задание № 4   Чудесный мешочек

На столе лежит мешочек с палочками разной длины в пределах 10 и цифры от 1 до 10.

Воспитатель достает из мешка любую палочку и показывает ее, не называя числового значения. Дети выбирают цифру, соответствующую значению палочки, и называет ее.

Вариант игры

На столе лежит набор палочек. Ведущий достает из мешка и показывает палочку, а дети составляют из двух палочек это число (из двух меньших чисел) и прочитывают, как оно составлено.

 

Но у нас есть еще конверт  розовый.  Давайте посмотрим, что же находится в этом конверте. А здесь мячик.

Давайте поиграем с мячиком.

Задание № 5   Дидактическое упражнение «Не ошибись»

Мяч катится по футбольному поле, дети называют, куда покатился мяч: в верхний левый угол, в нижний правый угол. Если мяч попадает в ворота, все кричат: «Гол!» И хлопают в ладоши.

 

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми задачами. Вы настоящие ученики математической школы. Скажите, пожалуйста, что мы с вами сегодня делали? Что вам удалось легче? А с чем у вас возникали трудности? Вы все старались и у вас все получилось. И за это я вам подготовила сюрприз (воспитатель раздает детям наклейки).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе

с использованием палочек Кюизенера.

Подготовила воспитатель подготовительной группы:

Доронина Татьяна Васильевна.

«Математическая школа»

 Программное содержание

Обучающие задачи: 

Закреплять знания детей сравнивать предметы по высоте, обозначать словами результат сравнения (выше – ниже).

Составлять число из единиц в пределах 10; различать порядковый и количественный счет; отвечать на вопросы: «Сколько? Которая по счету?»

 Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник);

 Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого, умение составлять число 6 из двух меньших чисел. 

Закрепить знания о цифрах и числовое значение цветных палочек Кюизенера.

Развивающие задачи: 

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Активизировать словарный запас детей; продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, через пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

 Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь. 

Воспитательные задачи: 

Воспитывать дружеские отношения между детьми, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математике.

Материал демонстрационный:

рисунки геометрических фигур, конверты пяти цветов, рисунок - футбольное поле, мяч, комплект цветных полосок Кюизенера, чудесный мешочек.

Раздаточный материал: 

 набор палочек Кюизенера на каждого ребёнка, цифры от 1 до 10.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент.  

Дети выстраиваются полукругом на ковре.

 Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

     «Ребята, сегодня у нас много гостей…» Здороваются.

 (произносить  слова, показывая движения)

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем налево,

А потом пойдем направо.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься все начнем.

Воспитатель: Ребята скажите, какое сейчас время года? (осень)

                        Первый осенний месяц? (сентябрь)

                       27 сентября, какой праздник в нашем саду? (день воспитателя)

 Сегодня у нас день открытых дверей. К нам пришло много гостей. Им очень интересно, чем мы занимаемся на занятиях.

 Мы на следующий год пойдём в первый класс.

Я приглашаю всех в математическую школу.

Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в математическую школу, я хочу проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.

Задачи – шутки. Ответь на вопросы

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10.Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы

 И теперь мы можем идти в математическую школу.

Нас здесь ждут конверты, а в них есть задания.

Давайте откроем первый  белый конверт.

Воспитатель: В этом конверте спрятались волшебные цветные палочки Кюизенера.  Цветные палочки хотят с нами поиграть.

Физкультурная  минутка

« Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем

  Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной

Первая - белый листок, вторая - розовый лепесток,

 третья – как голубой океан, четвёртая – словно красный тюльпан,

 пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - фиолетовый букет,

 седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот, девятая - синий мой лимузин,

десятая - оранжевый апельсин».

          Садятся за столы

Задание № 1  Числовая лесенка

Педагог предлагает детям сделать лесенку из 10 ступенек,

 начиная с белой ступеньки.

Вопросы и задания

– Какого цвета ступеньки?

– Сколько палочек пошло на лесенку?

– Которая по счету голубая ступенька? Желтая? Красная?

– Сколько всего ступенек?

– По этим ступенькам можно подняться по лесенке.

Пристройте к этой лесенке еще лестницу, по которой можно спускаться.

– Положите белый кубик на самом верху лесенки, а еще один белый кубик положите справа от лесенки.

– Представьте, что белые кубики – это девочки. Наверху лесенки находится их квартира. Одна девочка идет гулять, а другая возвращается домой.

– По какой лесенке будет подниматься девочка, а по какой спускаться?

Слева или справа?

– Скажите, какая девочка сделает больше шагов, если ступенька – это один шаг? Объясни свой ответ.

(С помощью оранжевой палочки измерьте ширину крышки стола.

Сколько вошло полных оранжевых палочек?)

Воспитатель: Давайте откроем второй конверт.  Какого цвета  конверт?

Дети: Красного

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: Прямоугольник

Воспитатель: Как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?

Дети: С треугольником, с квадратом, с кругом.

Задание №2.  Сделай фигуру

Вопросы и задания

– Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник.

– Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.

– Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.

– Из остальных палочек сделайте трапецию.

– Сколько всего фигур?

– Который по счету прямоугольник?

– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?

– Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.

– Какое число обозначает голубой цвет?

– Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?

Воспитатель: Молодцы, ребята! С этой задачей вы справились без проблем.

Пальчиковая гимнастика

Шёл Саша по шоссе, нёс сушки в мешке

Сушку – Грише, сушку - Мише,

есть сушки Проше, Васюше, Антоше,

ещё три сушки Паше, Танюше, Ванюше.

Воспитатель: Дети, а вам интересно какие же еще задания нас ждут в математической школе? Давайте откроем конверт, который расположен между  красным и синим. Какого он цвета?

Дети:  Желтый. 

Задание № 3   Полосатая салфетка

Воспитатель дает детям задание: «Покажите палочку, которая обозначает число шесть».

– Какого она цвета? (Фиолетового.)

– Из палочек фиолетового цвета сделайте квадрат.

– Сколько понадобилось палочек для изготовления квадрата?

– Как по-разному можно назвать квадрат? (Четырехугольник, многоугольник.)

– Сегодня вы будете делать полосатые салфетки. Вы сделали кайму салфетки. Она получилась квадратной формы. Первый ряд внутри каймы сверху «вышьем» белыми «нитками». Второй ряд «вышьем» желтой и белой «нитками». Третий ряд – красной и розовой, четвертый – голубой.

– Какими цветами надо «вышить» следующий ряд? (Розовой и красной «нитками».)

– И последний ряд? (Белой и желтой «нитками».) Получилась полосатая салфетка.

Вопросы

– Какое число обозначает желтый цвет? Красный? Голубой? Розовый?

– Как вы составили число шесть? Пять и один будет шесть. Четыре и два будет шесть. Три и три, а вместе шесть. Два и четыре, а вместе шесть. Один и пять, а вместе шесть.

– Какое число вы составили?

– Сколько всего рядов палочек получилось в салфетке?

Давайте откроем конверт, который расположен за жёлтым. Какого он цвета? Дети: Синий.

Задание № 4   Чудесный мешочек

На столе лежит мешочек с палочками разной длины в пределах 10 и цифры от 1 до 10.

Воспитатель достает из мешка любую палочку и показывает ее, не называя числового значения. Дети выбирают цифру, соответствующую значению палочки, и называет ее.

Вариант игры

На столе лежит набор палочек. Ведущий достает из мешка и показывает палочку, а дети составляют из двух палочек это число (из двух меньших чисел) и прочитывают, как оно составлено.

Но у нас есть еще конверт  розовый.  Давайте посмотрим, что же находится в этом конверте. А здесь мячик.

Давайте поиграем с мячиком.

Задание № 5   Дидактическое упражнение «Не ошибись»

Мяч катится по футбольному поле, дети называют, куда покатился мяч: в верхний левый угол, в нижний правый угол. Если мяч попадает в ворота, все кричат: «Гол!» И хлопают в ладоши.

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми задачами. Вы настоящие ученики математической школы. Скажите, пожалуйста, что мы с вами сегодня делали? Что вам удалось легче? А с чем у вас возникали трудности? Вы все старались и у вас все получилось. И за это я вам подготовила сюрприз (воспитатель раздает детям наклейки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математическому развитию на основе развивающих игр "Палочки Кюизенера", "Блоки Дьенеша" "Строим дом для зайчика" в средней группе.

Даннй конспект занятия, построенный на основе развивающих игр, предназначен для детей 4-5 лет, способствует закреплению у детей представления о форме, ориентировке в пространстве и закреплению знаний ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в средней группе с использованием палочек Кюизенера «В гости к паровозику»

Цель: формировать элементарные математические представления детей.Задачи:- Упражнять детей в конструировании из палочек Кюизенера;  в установлении отношений эквивалентности: цифра – цвет; в соотн...

Игры и упражнения на развитие логического мышления с использование палочек Кюизенера

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться...

Конспект совместной деятельности во 2 младшей группе с использованием палочек Кюизенера "Солнышко и тучка"

Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомство с палочками Кюизенера. Закрепить понятия вверху, внизу, много, один. Закреплять знания детей о цветах: голубой, черный, белый, желтый, ...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Путешествие в школу Математики»

Цели:Цели:Воспитывать дружеские отношения между детьми, интерес к занятиям по математике, самостоятельность, умение рассуждать.Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, фантазию.Закрепле...

Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)

Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....

Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера « Простая геометрия с цветными палочками»

Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...