Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений "Цветик-семицветик"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Губанова Галина Федоровна

конспект занятия по РЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetik-semitsvetik.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  Самарской   области  основная общеобразовательная  школа  № 17 г. о.  Новокуйбышевск  Самарской  области  структурное  подразделение «Детский  сад «Алёнушка».

 

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной группы

«Цветик – семицветик»

                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                      Губанова Г.Ф.

2020 г.

Цели и задачи:
закрепить знания о составе числа 7 его особенностями; 
• Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

• Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.

• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.


Интеграция: «социализация», «коммуникация», «безопасность», «чтение художественной литературы», «познание».

Материал: Цветик-семицветик с заданиями на лепестках, счетные палочки, листы с заданиями, карандаши, крупный конструктор «Лего», музыка

Предварительная работа: чтение В. Катаев «Цветик – семицветик»

Содержание:

Воспитатель: Ребята, вы видите, что-нибудь новое в нашей группе? (Цветочек). 
Ой, какой чудесный цветок, наверное, ромашка? (нет). 
А как же он называется (Цветик-семицветик). 
В какой сказке он встречается? (Цветик –семицветик)
А кто написал ее?(Валентин Катаев)
А кто его подарил? (Бабушка)
А кому?
Если сказать определенные слова, сорвав лепесток, исполняются желания девочки Жени, Вы не помните эти слова? Давайте вместе вспомним.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток, 
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг. 
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Сколько на нем лепестков?
А сколько нас?(семь)
Воспитатель: Чего в мире по 7?
7 дней – неделя (назвать их)
А какие сказки вы знаете, где есть число 7?
«Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»…
Воспитатель :
Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Мы часто слышим поговорки и пословицы. Кто вспомнит эти пословицы? «Семь бед – один ответ», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «На седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут»
Воспитатель: Какое было первое желание девочки Жени? (чтоб оказалась дома с баранками)
А какого цвета Женя оторвала лепесток? (Желтого)
Давайте и мы сейчас  сорвем  первый желтый лепесток и повторим волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть,по-моему, вели.
Вели, чтоб я оказалась дома с баранками!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, и наш цветик необычный, на этом лепестке задание написано.
1. Задание. «Живая неделя»


(На столе лежат карточки с числами от 1 до 7. Воспитатель  приглашает 7 детей, и предлагает каждому  взять одну из карточек).
- Ребята, посмотрите на свои числа и встаньте в порядке возрастания чисел (Дети выстраиваются в ряд).
В: Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в дни недели. Раз, два, три… неделя, оживи!
В:  Дни недели, назовите себя по очереди.
В:  Какой день недели располагается между понедельником и средой?
В:  Первый рабочий день недели, отзовись.
В: Какой день недели располагается между субботой и понедельником? 
В: Какой день недели следует за вторником?
В: Какой день недели располагается между четвергом и субботой? 
В:  Выходные дни, отзовитесь! 
В: А сегодня какой день недели?
В: Назовите, какой идёт месяц, число?
Воспитатель: Молодцы. Давайте сорвем второй лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось ее второе желание. 
А какое было второе желание? (чтоб мамина ваза оказалось целой)
И какой она по счету сорвала лепесток, какого цвета? (Второй, красный).
Давайте  оторвем  второй, красный лепесток и повторим слова:
Лети, лети, лепесток,                                                                                                               Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб ваза оказалась целой
2.Посмотрите, ребята, на втором лепестке тоже есть задание.
Игровое упражнение «Собери картинку».

Давайте разделимся на две команды. У каждой команды по одной картинке с контурным изображением предметов (ракета, самолет), составленных из геометрических фигур ,  и набор цветных геометрических фигур.

Описание: https://iknigi.net/books_files/online_html/72042/i_008.png


Вам нужно  составить такие же предметы из геометрических фигур,. По окончании выполнения задания дети рассказывают, какие фигуры они использовали.

Воспитатель: Что дальше произошло с Женей? Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе. 
Какой по счету она сорвала лепесток? (Третий)
Какого цвета? (Третий лепесток - синего цвета)
Давайте и мы сорвем третий, синий лепесток  и повторим слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб Женя оказалась на северном полюсе
3. Игровое упражнение «Строим ледяную крепость».

На фланелеграфе 5 кругов голубого цвета (снежные комки). На некотором расстоянии еще 2 круга.

Воспитатель выясняет, что можно построить зимой из снежных комков. (Снежную крепость.)

Воспитатель уточняет, из каких частей состоит задача (условие, вопрос), и вместе с детьми составляет задачу: «О чем будет наша задача? (О строительстве снежной крепости.)Сколько снежных комков сделали сначала? (Пять.) Сколько снежных комков сделали потом? (Два.)Что мы можем узнать в нашей задаче?» (Сколько всего комков сделали для крепости.)

Дети составляют задачу, выделяют в ней условие и вопрос и повторяют ее целиком. Воспитатель предлагает решить задачу.

Дети отсчитывают столько счетных палочек, сколько снежных комков было сначала; рядом кладут столько счетных палочек другого цвета, сколько комков слепили потом. Каждый раз уточняют, сколько счетных палочек отсчитали и почему. Дети считают палочки и отвечают на вопрос задачи.

Воспитатель уточняет у детей, как они решили задачу: «К пяти снежным комкам добавили еще два комка. К пяти прибавить два получится семь. Семь комков использовали для строительства крепости».

Жене очень холодно на Северном полюсе, давайте поможем ей вернуться домой 
Какой по счету  она сорвала лепесток? Какого цвета был этот лепесток? (Четвертый лепесток – зеленого цвета)
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Жене, оторвем зеленый лепесток и повторим  слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Женя  оказалась в своем дворе

4. задание. «Посели в домик»
Воспитатель: ребята, поможем Женя, вернуться домой
Какое задание нам предстоит выполнить? (Заполнить состав числа 7, из двух меньших)
(На столах у каждого распечатки «домиков», заполняют состав числа 7)
Один ребенок выполняет задание у доски, другой проверяет с помощью счетных палочек(если, ошибаются приходит другой на помощь)
Воспитатель: Оцените себя. Поднимите руки, кто не ошибся. Молодцы! Сейчас мы с вами поиграем 
Физкультминутка

Воспитатель: какой следующий по счету лепесток сорвала Женя? (Пятый) ,какого цвета? (оранжевый)
Какое было пятое желание? (Чтобы у неё были все игрушки мира.) 
Сейчас мы  оторвем  пятый оранжевый лепесток, скажем слова и узнаем какое же задание нам приготовила Женя:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели
Вели, чтоб все игрушки оказались у Жени
5. Задание « Игровое упражнение «Угостим гостей тортом».

У детей по 1 кругу и ножницы.

Воспитатель говорит детям: «К кукле пришли гости. (Показывает фигурки животных.) Сколько гостей вместе с куклой будет пить чай? (Дети считают.) На сколько частей надо разделить круглый праздничный торт?»

Воспитатель уточняет способ деления круга, дети выполняют действия. Затем выясняет: «На сколько частей вы разделили торт? Разложите куски торта в ряд. Покажите одну восьмую часть торта. Что больше: целый торт или одна восьмая?»

Аналогичные задания дети выполняют на нахождение 2/8, 6/8 частей и половины и сравнение их с целым и между собой.

Женино желание исполнилось, у нее стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой. Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И она захотела, чтобы игрушки поскорее убрались обратно. 
Женя  сорвала, какой по счету лепесток, какого цвета? 
(Шестой - фиолетовый.)
Оторвем  шестой фиолетовый лепесток, скажем  волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели
Вели, чтоб все игрушки ушли назад

Воспитатель: Какое же задание написано на шестом лепестке?
6. Задание  Игровое упражнение «Учимся измерять».

На столе у воспитателя 7 кубиков и банка с рисом. Воспитатель спрашивает у детей: «Как узнать, сколько здесь кубиков? (Посчитать.)Как узнать, сколько риса с банке?»

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к выводу, что пересчитывать зернышки очень долго: «Можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы?»

После ответов детей воспитатель кладет на стол ложку, стакан, линейку, шнурок и спрашивает: «Чем удобнее измерить крупу?» (Стаканом, ложкой.)То, чем мы что-то измеряем, называется мерой».

Воспитатель предлагает измерить крупу с помощью стакана и показывает приемы измерения. Он насыпает полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана, и пересыпает ее в миску. Ребенок ставит на стол кубик. По окончании измерения дети считают кубики и называют их количество. Воспитатель уточняет: «Количество кубиков показывает, сколько стаканов риса в банке. В банке четыре стакана риса».

Воспитатель: Ну вот, у Жни остался последний лепесток. Какое же желание загадала Женя, сорвав последний лепесток?

Правильно, чтобы мальчик Витя начал ходить сам, без костылей.

Давайте же узнаем какое же задание нам приготовила Женя. Сорвем последний лепесток и скажем слова.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели

Вели чтобы Витя был здоров….
7. Задание «Математический диктант»
Воспитатель: Ребята, вам нужно написать математический диктант и помочь мальчику Вите, чтоб он больше не хромал.

Начинаем от точки: 1 клеточка направо, 1 наверх,3 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз,1 налево,1 вниз,1 налево, 1 вниз, 3 направо,1 вниз, 2 налево,2 вниз, 1 направо, 2 вниз, 1 направо, 1 вниз, 3 налево, 2 наверх, 1 налево, 2 вниз, 3 налево, 1 наверх, 1 направо, 2 наверх,1 направо, 2 наверх, 2 налево, 1 наверх, 3 направо, 1 наверх,1 налево,1 наверх,1 налево, 1 наверх.
Воспитатель: проверьте, кто сделал правильно.
Проверка: Показываю картинку, дети проверяют 
Что значит выражение «На седьмом небе» – означает высшую степень радости, счастья. Вы подарили радость и тепло хорошей работой.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие. Кому мы помогали?  А что вам понравилось. Какое желание Жени вам больше понравилось.
Почему? ( Ответы детей)
Воспитатель: А, хотите себе такой цветок? Что вы пожелали, если у вас будет такой цветок
Я дарю вам вот такой цветок, чтоб все ваши мечты сбылись.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет
– Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений

Формировать понятия "один" и  "много". Научить детей различать "один" и "много" различными анализаторами....

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы

Познавательно-развивающая игра по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы...

Конспект занятия по развитию Элементарных математических представлений в подготовительной группе

Занятие составлено в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой....

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе (тема: «Математический КВН»)

Программное содержание.Учить детей логически мыслить, опираясь на полученные знания и умения.Развивать смекалку, быстроту реакции.Закреплять умение самостоятельно делать выводы и умозаключения до...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений "Число и цифра 5. Состав числа 5" с использованием блоков Дьеныша и наборов Спектра "Математические кораблики"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56» Подготовительная к школе группа 2019-2020 уч.г. учитель-дефектолог Цицарова С.Н. Конспект занятия по разв...