Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений "Число и цифра 5. Состав числа 5" с использованием блоков Дьеныша и наборов Спектра "Математические кораблики"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Цицарова Светлана Николаевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56» Подготовительная к школе группа 2019-2020 уч.г. учитель-дефектолог Цицарова С.Н. Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений "Число и цифра 5. Состав числа 5" с использованием блоков Дьеныша и наборов Спектра "Математические кораблики" Задачи: • Дать детям представление о числе 5, его составе, о печатном и письменном обозначение числа 5; • Закрепить взаимосвязь между частью и целым, закрепить навыки сложения; • Способствовать формированию навыка устного счёта; • Развивать мыслительные операции, внимание, память. Оборудование: блоки Дьеныша, набор Спектра «Математические кораблики» (магнитные фишки от 1 до 10). Ход занятия: 1.Организационный момент. Поудобнее садитесь, Не шумите, не вертитесь. Все внимательно считайте, А спрошу вас – отвечайте. Вам условие понятно? Это слышать мне приятно. Математика нас ждет, Начинаем устный счет. 2. Устный счет - Посчитайте до 10, обратно. - Посчитайте от 3до 9, от 5 до10, от 6 до 1, от 10 до 5. - Назовите соседей числа 2, 7, 4. - Какое число стоит между числами 3 и 5, 7 и 9, 1 и 3. - Молодцы, все спрятались с заданием. 3. Порядковый счет - Посмотрите на доску. Кого вы видите на полянке? (животных) - Посчитайте, сколько их. - Где находиться ёжик? (лягушка, бабочка, воробей) - Кто стоит между волком и утенком? (собачкой и зайчиком) - Посчитайте по порядку слева направо. - Каким по счету стоит мышонок? (лисенок, заяц) - А теперь я проверю ваше внимание. Игра «день–ночь» (дети закрывают глаза, на доске появляется слайд 3, где фигуры стоят в другом порядке) - Что изменилось? - Молодцы! 4. Введение в тему На доске из фишек выложен числовой ряд -Что вы видите на доске? (числа не по порядку) - Расставьте их по порядку (ребенок выходит и передвигает, оказывается двух чисел не хватает) - Каких чисел не хватает? (чисел 3 и 5) - Где они должны стоять? (дети называют соседей чисел) 5. Сообщение темы и цели занятия - А с каким числом мы сегодня познакомимся вы узнаете, отгадав загадку. Цифра пять - с большим брюшком, Носит кепку с козырьком. В школе эту цифру пять Дети любят получать. - Правильно, сегодня мы познакомимся с числом 5. 6. Знакомство с числом 5, цифрой 5, составом числа 5. - Где располагается число 5 в ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6) - Ребята, чем примечательно это число? Чем отличается от других и где встречается? (лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды, пять пальцев на руке) - Посчитайте до 5 и обратно. - Молодцы! Теперь следующее задание. - Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, столько палочек вы выложите. Сколько палочек вы выложили? (4) - Что надо сделать, чтобы палочек стало 5? (добавить еще одну палочку) - Как мы получили 5? (к 4 прибавили 1, получилось 5). 7. Письмо цифры 5. - Сколько мячей нарисовано на доске, посчитайте (пять). - На письме это число обозначают цифрой 5. - Кто из вас раньше видел цифру 5? Где? (номер дома, монета, страница учебника, на линейке…) Показ образца написания цифры 5 на доске, сопровождающийся следующими пояснениями: - Сегодня мы научимся писать цифру 5. Вот так она выглядит. (Педагог читает стихотворение и рисует на доске цифру 5. Написать цифру пять, что крючок нарисовать. Но у цифры, у крючка, Леска больно коротка. - Начинаем писать немного правее середины верхней стороны клетки, ведем палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишем волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки. - Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5. - Пропишите цифру 5 в тетради. 8. Физминутка А теперь мы отдохнем. Физминутку проведем. 1– 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать 1-подняться, потянуться 2-согнуться, разогнуться 3-в ладоши три хлопка, головою три кивка на 4 – руки шире и руками помахать 5-за парту тихо сесть. 9. Работа над составом числа (Блоки Дьеныша) -Рассмотрите фигуры на столе. - Сколько их всего? (пять) - На какие части их можно разбить? (по цвету - две красные фигуры и три желтые, по форме – три круга и два треугольника, по размеру – одна большая фигура и четыре маленькие) - Разбейте фигуры на группы по размеру (ребенок на столе сдвигает фигуры) - На какие части разбивается при этом число 5? (После ответа детей появляется равенство 1 + 4= 5 на доске). - Разбейте фигуры на группы по цвету (ребенок передвигает фигуры) - На какие части разбивается при этом число 5? (После ответа детей появляется равенство 2 + 3 = 5 на доске). - Разбейте фигуры на группы по форме (передвигают фигуры) - На какие группы разбивается при этом число 5? (После ответа детей появляется равенство 3 + 2 = 5 на доске). 10.Закрепление состава числа. - А сейчас будьте внимательными, решите “Веселые задачки в стихах” Три яблока у Саши, Две груши у Серёжи. Сколько фруктов мы получим, Если вместе сложим? (5) 4+1=5 (на доске). Все лопатки сосчитать – Сколько будет? Ровно… (пять) 2+3=5 (на доске). 11. Подведение итогов. - Ребята, с каким числом мы сегодня познакомились? (5) - Это лучшая отметка в школе и я вам желаю получать только пятерки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhenie_i_vychitanie_word.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56»

Подготовительная к школе группа 2019-2020 уч.г.

 учитель-дефектолог Цицарова С.Н.

Конспект  занятия по развитию элементарных математических представлений "Число и цифра 5. Состав числа 5" с использованием блоков Дьеныша и наборов Спектра "Математические кораблики"

  Задачи:

      Дать детям  представление о числе 5, его составе, о печатном и письменном обозначение числа 5;

      Закрепить взаимосвязь между частью и целым, закрепить навыки сложения;

       Способствовать формированию навыка устного счёта;

      Развивать мыслительные операции, внимание, память.

 

   Оборудование: блоки Дьеныша,  набор Спектра «Математические кораблики» (магнитные фишки от 1 до 10).

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Все внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

 

2. Устный счет

- Посчитайте до 10, обратно.

- Посчитайте от 3до 9, от 5 до10, от 6 до 1, от 10 до 5.

- Назовите соседей числа 2, 7, 4.  

- Какое число стоит между числами 3 и 5, 7 и 9, 1 и 3.

- Молодцы, все спрятались с заданием.

 

3. Порядковый счет

- Посмотрите на доску. Кого вы видите на полянке? (животных)

- Посчитайте, сколько их.

- Где находиться ёжик? (лягушка, бабочка, воробей)

- Кто стоит между волком и утенком? (собачкой и зайчиком)

- Посчитайте по порядку слева направо.

- Каким по счету стоит мышонок? (лисенок, заяц)

- А теперь я проверю ваше внимание.

Игра «день–ночь» (дети закрывают глаза, на доске появляется слайд 3, где фигуры стоят в другом порядке)

- Что изменилось?  - Молодцы!

 4. Введение в тему

На доске из фишек выложен числовой ряд

 -Что вы видите на доске? (числа не по порядку)

- Расставьте их по порядку (ребенок выходит и передвигает, оказывается двух  чисел не хватает)

- Каких чисел не хватает? (чисел 3 и 5)

- Где они должны стоять? (дети называют соседей чисел)

 

5. Сообщение темы и цели занятия

- А с каким числом мы сегодня познакомимся вы узнаете, отгадав загадку.

Цифра пять - с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать.

- Правильно, сегодня мы познакомимся с числом 5.

             

6. Знакомство с числом 5, цифрой 5, составом числа 5.

- Где располагается число 5 в ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6)

- Ребята, чем примечательно это число? Чем отличается от других и где встречается? (лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды,  пять пальцев на руке)

- Посчитайте до 5 и обратно.

- Молодцы! Теперь следующее задание.

- Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, столько палочек вы выложите. Сколько палочек вы выложили? (4)

- Что надо сделать, чтобы палочек стало 5? (добавить еще одну палочку)

- Как мы получили 5? (к 4 прибавили 1, получилось 5).                               

 

7. Письмо цифры 5. 

- Сколько мячей нарисовано на доске, посчитайте (пять).

- На письме это число обозначают цифрой 5.

- Кто из вас раньше видел цифру 5? Где? (номер дома, монета, страница учебника, на линейке…)

 Показ образца написания цифры 5 на доске, сопровождающийся следующими пояснениями:

- Сегодня мы научимся писать цифру 5. Вот так она выглядит. (Педагог читает стихотворение и рисует на доске цифру 5.

Написать цифру пять,

что крючок нарисовать.

Но у цифры, у крючка,

Леска больно коротка.

- Начинаем писать немного правее середины верхней стороны клетки, ведем палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишем волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

- Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.

- Пропишите цифру 5 в тетради.

 8. Физминутка

А теперь мы отдохнем.

Физминутку проведем.

1– 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать

1-подняться, потянуться

2-согнуться, разогнуться

3-в ладоши три хлопка, головою три кивка

на 4 – руки шире и руками помахать

5-за парту тихо сесть.

 

9. Работа над составом числа (Блоки Дьеныша)

-Рассмотрите фигуры на столе.

- Сколько их всего? (пять)

- На какие части их можно разбить? (по цвету - две красные фигуры и три желтые, по форме – три круга и два треугольника, по размеру – одна большая фигура и четыре маленькие)

 - Разбейте фигуры на группы по размеру (ребенок на столе сдвигает фигуры)

 - На какие части разбивается при этом число 5? (После ответа детей появляется равенство 1 + 4= 5 на доске).

 - Разбейте фигуры на группы по цвету (ребенок передвигает фигуры)

 - На какие части разбивается при этом число 5? (После ответа детей появляется  равенство 2 + 3 = 5 на доске).

 - Разбейте фигуры на группы  по форме (передвигают фигуры)

 - На какие группы разбивается при этом число 5? (После ответа детей появляется равенство 3 + 2 = 5 на доске).

 

10.Закрепление состава числа.

- А сейчас будьте внимательными,  решите “Веселые задачки в стихах”

Три яблока у Саши,

Две груши у Серёжи.

Сколько фруктов мы получим,

Если вместе сложим? (5)   4+1=5 (на доске).

 

Все лопатки сосчитать –

Сколько будет? Ровно… (пять) 2+3=5 (на доске).

 

11. Подведение итогов.

- Ребята, с каким числом мы сегодня познакомились? (5)

- Это лучшая отметка в школе и я вам желаю получать только пятерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений в младшей и старшей группах с использованием блоков Дьенеша.

Ребенку исполнилось 5 или 6 лет,и мы задумываемся,как лучше развивать его способности.Родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет.Наша задач...

План – конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми ЗПР по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с использованием песка по теме: «Геометрические фигуры».

План-конспект по работе с песком для развития тактильной чувствительности, мелкой моторики , воображения, сенсорных этаонов, пространственной ориентации и мышления....

ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе, с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Тема: «Путешествие в сказочную страну»

ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе,с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.Тема: «Путешествие в сказочную страну»...

Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет   (Образовательная область...

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе. «Состав числа три и четыре из единиц. Ориентировка на листе бумаги».

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Познакомить с количественным сос...

Проект "РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА ".

Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....