Литературная гостиная "Письма военных лет"
методическая разработка (старшая группа)

Рахматалиева Хамида Айткалеевна

формировать представления детей о значимости и важности фронтовых письмах Великой Отечественной Войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.gost_.1.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

«Письма военных лет»

Участники: разновозрастная средняя – старшая группа «Смешарики»

Дата проведения:14.02.2020г.

Воспитатель: Рахматалиева Х.А.

Цель: формирование представлений о значимости и важности фронтовых письмах Великой Отечественной Войны.

Задачи: 

- создать условия для обогащения детей знаниями о ВОВ;

- познакомить с фронтовыми письмами, об их значении в жизни людей;

 - формировать чувство гордости за Родину, за наш народ;

 - развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через, стихотворения, монологи, диалоги о войне.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин беседы о ВОВ,

Ход мероприятия

1 слайд

Дети сидят на стульчиках полукругом. Обращаю внимание детей на экран.

- ребята, что вы видите на экране? (картина)

Эта картина называется «Письмо с фронта». Написал эту картину художник Александр Иванович Лактионов.  2 слайд

Вопросы по содержанию картины:

1.Почему художник дал своей картине такое название? (Семья получила письмо с фронта от родного человека. Солдат написал письмо. Фронт – передовая линия огня, граница двух воюющих сторон, где идут бои.)

2.Кто изображён на картине? (Мальчик, девочка, солдат, пожилая и молодая женщины)

3.Где они находятся? (В небольшом городке. На пороге дома; на крыльце и в дверном проёме; у широко распахнутой двери старого деревянного дома) Что можно сказать об этом доме? (Он старый, деревянный, с прогнившими и провалившимися досками пола, облупившейся штукатуркой на стене, с покосившимся порогом) Почему художник изобразил дом именно таким? (Он показал тяжёлое военное время, семья бедствовала, некогда было заняться ремонтом)

4.Что делают герои картины? (Мальчик читает письмо, остальные его внимательно слушают)

5.О чём мог написать солдат с фронта в своём письме? ( Солдат пишет, что он жив, здоров и продолжает воевать за их счастливую жизнь, за свою Родину. Описываются успехи наших войск и подтверждаются всеобщие надежды на скорое окончание войны.)

6.Как художник показал, что в письме добрые вести? (На лицах всех героев улыбки)

Обобщающий рассказ педагога по картине.

-Эта картина рассказывает нам о семье, получившей долгожданное письмо с фронта от родного человека. Герои собрались на покосившемся пороге деревянного дома. Их лица светятся радостной улыбкой, освещённые ярким солнцем. Солдат после ранения и выписки из госпиталя принёс письмо от фронтового товарища его близким. Мальчик читает письмо в центре собравшихся людей. Женщина с очками и конвертом – возможно, мать солдата, который написал письмо. Мальчик и девочка – его дети. Молодая женщина – сестра или соседка, проходившая мимо. Семья радуется письму от родного человека, радуется, что он жив и здоров, радуется успехам наших войск. Картина очень светлая, тёплая, это говорит о надеждах на светлое будущее, о приближении долгожданной победы.

- Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать? (слёзы, болезнь, укол, расставание и т. п.).

- А есть слово страшное — это слово «война».

- Почему же слово «война» такое страшное? (Потому что гибнут люди, а кто остаются живы, во время войны страдают, голодают, болеют, видят слёзы и страдания близких и родных.)

Сравнительное слушание звуков мирного и военного времени.

Звучит музыка (мирного времени)           3 слайд

- Давайте послушаем музыку

- что вы представляете, слушая эту музыку (птицы поют, ветер листьями на деревьях шуршит, машина проехала, люди разговаривают.) Это хорошие, мирные звуки.

Звучит музыка (военного времени)        

- что здесь мы слышим (взрывы….)

- понравились вам звуки войны(Ответы детей.) Это страшные военные звуки. 4 слайд

- Много лет назад был такой же, как сейчас, теплый веселый, солнечный день. И вдруг люди узнали, что на нашу землю напали враги, и началась война. Налетели самолеты, приехали танки, пришли солдаты с оружием и сразу все изменилось. 5 слайд

Дети читают стихи

1.Летней ночью, на рассвете,             Никита Т.          

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

2. Я помню, ранило березу                     Оля В.
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал, как слезы,
На изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.

.

Ребята, как вы думаете, кто заменил мужчин, ушедших на фронт, кто переложил на свои плечи всю работу (Ответы детей) ушли на фронт

Вед: а, давайте мы с вами вернемся в то далекое время, и посмотрим как люди жили.

 -(слайд труд на заводе) 6 слайд

Все мужчины были на войне, остались только одни старики, женщины и дети. Женщины и дети работали на заводах - у станков по 12-14 часов в сутки, фронту нужно было много танков, военной техники. Работа не останавливалась ни днём, ни ночью. Особенно тяжело было трудиться ночью, хотелось спать. Но все знали, что для победы необходимо трудиться и трудиться.7 слайд

-(слайд роют окопы, вяжут) 8, 9, 10  слайд

Люди разных профессий помогали солдатам воевать. Женщины и дети рыли окопы, чтобы немецкие танки не могли подойти к городу, рабочие делали танки и пушки, пекари пекли хлеб, портные шили одежду, вязали рукавицы, и отправляли посылки на фронт. Они напоминали бойцам о доме, о том, что их помнят, ждут с победой.

- (слайд труд в поле) 11, 12, 13, 14 слайд

Бойцам на фронте необходимо большое количество продуктов питания, хлеба. Женщины и дети не покладая рук трудились на полях, давая фронту всё больше и больше хлеба. «Всё для фронта, всё для Победы». С раннего утра и до поздней ночи они трудились в сельском хозяйстве- трактористы, шофёры, комбайнёры. В сельскохозяйственных работах активное участие принимали школьники, на тракторах пахали землю, убирали пшеницу на комбайнах. Младшие дети собирали колоски на полях, оставшиеся после комбайна.

Дети читают стихи

1. «Русской женщине»              Соня З.

Ты шла, затаив своё горе

Суровым путём трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

(М. Исаковский)

2.Спасибо земле,                         Аня П.

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Игра «Соберём колоски»

 На полу лежат макеты- «колоски пшеницы», корзины.

По сигналу дети собирают колоски. Выигрывает тот, у кого больше колосков.

- (слайд концерты артистов)15, 16 слайд

Вед: А еще солдатам на фронте помогала песня. Кто сочиняет музыку? (Композитор). В песне кроме музыки есть ещё слова. Кто пишет стихи? (Поэт). Артисты давали концерты в госпиталях, в цехах заводов, выезжали на фронт. Песни военных лет помогли народу выстоять и победить.

-как вы думаете, в годы войны нужны были книги, газеты? (Ответы детей). 17, 18 слайд

-работники библиотек сами шли к читателям, приносили газеты, проводили чтения, встречались с писателями. Газеты отправляли на фронт и в госпиталь.

- (слайд отдых солдат) 19,20 слайд

В минуты затишья между боями, солдаты отдыхали сидя у костра, чинили себе одежду, вспоминали мирные дни и писали письма домой. Письма с фронта помогали верить, что враг будет побежден, эти письма давали силы и надежду на скорейшую победу, помогали терпеть невзгоды. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники — письма, которые присылали с фронта отцы и братья. Они писали, что вернутся домой с победой. 

- (слайд письма -треугольники)21 слайд

У этих писем необычная форма – треугольная. На них отсутствуют почтовые марки. На лицевой стороне написан почтовый адрес, солдаты писали письма домой на листочке бумаги, бумаги было мало, конвертов совсем не было. Напишет солдат письмо, сложит треугольником, напишет адрес и отдаст военному почтальону, и письмо отправляют дальше по адресу.

 Ведущий: Шли солдаты на запад,  22 слайд

По дорогам войны.

Выпадал среди залпов,

Может, час тишины.

И тогда на привале,

Опустившись в окоп,

Люди письма писали

Тем, кто был так далек!

Дети читают стихи                       23 слайд

Писем белые стаи                     Земфира Т.

Прилетали на Русь.

Их с волненьем читали.

Знали их наизусть.

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут!

Продолжает звучать тихая музыка.

Вед: Далеко от нас военные года,

Их мы не забудем никогда,

Расставались с матерями сыновья,

Кто на долго, кто и навсегда.

Диалог матери и сына

Семья Хромовых (на фоне музыки)

Мать: Здравствуй мой сынок родной,

Как ты от меня сейчас далек!

Трудные настали времена.

Голод, холод, я совсем одна.

Весточку мне с фронта передай,

Матери писать не забывай.

(ребенок читает письмо на фоне звуков войны: стрельба, взрывы.)

Сын: Мамочка, спасибо за письмо,

Греет сердце, душу мне оно.

Я так хочу тебя обнять,

Взглянуть в глаза, расцеловать

Здесь жизнь хрупка, как тонкое стекло,

А мы воюем всем смертям назло!

Мать: Сынок, давно идет война -

Измучился народ и настрадался.

Скажи, когда же кончится она?

Один ты у меня в живых остался.

Не сплю ночами и мечтаю,

Как возвратишься ты домой,

Придешь ты тихо, скажешь: "Мама!

Вернулся, видишь, я живой!

Сын: Мама, милая, поверь, что скоро

Возвращусь с победой я домой.

Если надо, то сверну я горы,

Лишь бы поскорее свидеться с тобой.

Подходит автор (воспитатель)

Вед: Берегите письма фронтовые

И боритесь за победу до конца!

Верьте, будут весточки родные

Согревать надеждою сердца!

Вед: очень важно было во время войны получать солдату письма из дома, и родные дома ждали весточки от него, если есть письмо, значит живой!

Письмо с фронта отца сыну                      Александр Вайлов

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром снова в бой!

Будем мы фашистов гнать,

Береги, сыночек, мать.

Позабудь печаль и грусть –

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свидания. Твой отец.

Письмо с фронта брата сестре                      Тогаев Федя

Мы, сестренка теперь под калугой,        

Ночи ласковы, тут, хороши.

Хоть гроза приближается с юга,

Соловьи здесь поют от души…

Вспышка молнии все озарила –

Помогает писать мне письмо…

С небывалой, истовой силой,

В бой мы вступим смертям всем назло…

Перед боем всегда мне не спится,

И сегодня уснуть я не смог…

Не прощаюсь с тобою, сестрица,

Будет время, закончу письмо…

Письмо с фронта дочери родителям             Вика Т.

Дорогие папа и мама!

Помните! Что за все ваше счастье, воюет ваша любящая дочь!

Письмо на фронт сына отцу                            Дамир Р.

Дорогой папа! Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты громил фашистов и поскорее возвращался домой живым. Я горжусь, что мой отец – солдат.

Вед: для солдат такие письма — не просто связь с родными. Оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья. Эти письма вселяли веру, надежду стойкость и мужество, необыкновенную выносливость.

Солдаты писали письма домой. Но не всегда успевали отправлять свои весточки, потому что начинался бой.

Время, увы, безжалостно. Когда-то уйдёт последний фронтовик. И останутся у нас только прямые свидетели той эпохи — треугольники писем. И будут передаваться из поколения в поколение. И эта связующая нить, дай Бог, не оборвётся…

Дети читают стихи о мире

«Пусть будет мир»

Пусть пулеметы не строчат,                   Соня Ж.

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть будет небо голубым.

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города..

Мир нужен на земле всегда!   (Найденова Н.)

«Я рисую мир»

Над землею солнце светит               Даша В.

На траве играют дети.

Речка синяя, а вот –

Пароход по ней плывет.

Вот дома – до неба прямо!

Вот цветы, а это – мама.

Рядом с ней сестра моя…

Слово «Мир» рисую я! (Д. Михайлова)

«Нам нужен мир»

Нам нужен мир на голубой планете,                  Соня З.

Его хотят и взрослые и дети.

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне!

Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле,

Его хотят все люди доброй воли,

Нам нужен мир, навеки, навсегда!     (И.Кравченко)

«Я в солдатики играю»                        Дамир Р.

Я в солдатики играю,

У меня есть пистолет.

Есть и сабля, есть и танки.

Я большой и мне 5 лет!

Я в солдатики играю.

Это детская игра.

Но я это знаю твердо –

Создан Мир наш для Добра!  (Шапиро Т.)

У нас одна Земля, одна,                Алена Х.
Она такая голубая. 
Нас к помощи зовет она, 
Незащищенная такая...

Вед: МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир - это спокойная и  радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем!

В заключении практическая часть на фоне композиции Андрея Смольянинова «Фронтовые письма».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о военной технике , военных профессиях. Пословицы и поговорке о Родине

Помощь воспитателям при составлении занятий, посвящённых 23 февраля и Дню Победы (подборка загадок о военной технике, военных профессиях, пословицы и поговорки о Родине....

Конспект НОД "Военные профессии. Военная техника" средняя группа

Конспект НОД "Военные профессии. Военная техника" в средней группе. Знакомство детей с военными профессиями и военной техникой.....

Неделя "Военная техника. Военные корабли" в средней группе.

Календарно-тематическое планирование, неделя "Военная техника. Военные корабли" в средней группе....

Сценарий спортивно — игрового праздника с родителями, посвященного Дню защитника Отечества «СЛАВА НАШЕЙ АРМИИ РОДНОЙ» Цель: военно — патриотическое воспитание дошкольников. Задачи: 1. закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники; 2. р

Целевая аудитория: возраст 5 -7 лет.Продолжительность: 40минут.Предварительная работа:Ознакомление учащихся с историей нашей страны и армии, великими сражениями, родами войск, с военной техникой.Конку...

Описание военных профессий для детей: моряки, военная медицинская сестра, военные

Офицеры и старшины, солдаты и матросы непрерывно несут службу по охране рубежей нашей Родины. И вся наша страна будет мирно и спокойно спать, пока   «Есть такая профессия – Родин...

Литературно – музыкальная викторина с участием родителей на тему: «Песни военных лет».

Данный конспект формирует у детей  знания  о Великой Отечественной войне и роли песни в нелегкое военное время....

Сценарий литературно – музыкального вечера с педагогами «Песням тех военных лет поверьте!»

Память о войне… это связующее звено между прошлым и настоящим....